Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"
рабочая программа по географии по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_vneurochnoy_kraevedcheskoy_deyatelnosti.docx | 58.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение,2011.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-11 лет в течение четырёх лет обучения в объёме 135 часов и предназначена для учащихся начальной школы.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Занятия нацелены на формирование у школьников интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовывать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Цель программы:
Создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации в окружающем микромире, содействовать развитию ребёнка, достижению им определённого уровня образованности.
Задачи программы:
- воспитание любви к Малой Родине;
- экологическое воспитание;
- развитие логического мышления, речи, памяти;
- развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;
- воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности, традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
Обязательным достижением поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечении преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний(завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.
В программах для каждого класса прослеживается:
- преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;
- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий;
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы - 34часа в год.
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» состоит из 17 разделов:
1.Введение в курс «Краеведение»;
2. «Я и моя семья»;
3.«Мой дом»;
4.«Моя школа»;
5. «Экология»;
6. «Музей – «машина времени»»;
7. «История села Рогачево»;
8.Живая и неживая природа»;
9. «Сквозь столетия»»;
10.«Рукотворная река»»;
11.«Дмитров в годы Великой Отечественной войны»;
12. «Экология животных»;
13.«Природа Дмитровского края»;
14.«Природа Подмосковья»;
15.»Влияние человека на природу»;
16.«Памятные места Подмосковья»;
17.«История музейного дела»
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о родном крае.
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» состоит из четырёх частей:
- 1 класс «Мир вокруг нас»: воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.
- 2 класс «Моя малая Родина»: формирование понятий о малой Родине, знакомство с её историей, традициями.
- 3 класс «Старинный город Дмитров»: знакомство с городом, с его достопримечательностями, историей.
- 4 класс «Подмосковье»: изучается природа и памятные места Подмосковья, совершенствуются знания об истории музейного дела. Дети готовят свои доклады проекты.
Содержание программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» способствует личностному росту каждого ребенка. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по духовно –нравственному направлению «Мой родной край» обучающиеся должны
знать:
- состав своей семьи (начало родословной);
- какие традиции существуют в семье;
- о природе родного края;
- об истории, обычаях и традициях, о культуре своего народа;
- о роли музея в жизни человека, основные социальные функции музея;
- об истории музейного дела за рубежом и в России;
- памятные места Подмосковья;
уметь:
- объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
- называть государственные символы Дмитрова и Подмосковья;
- называть достопримечательности малой Родины, Подмосковья;
- рассказывать о своей семье, друзьях, домашних животных;
- охранять природу родного края;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения, выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать её самостоятельно или с помощью учителя;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентирования на местности;
- для учёта фенологических изменений в природе своей местности;
- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
- для проведения самостоятельного поиск информации о своей местности из разных источников.
Предполагаемые
результаты реализации программы
- Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, об ответственном отношении к судьбе своей Малой Родине.
- Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному краю его культуре, истории, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого.
- Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтёрской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА.
«Мир вокруг нас» - 1 класс (33ч)
Раздел 1. Введение (1ч)
Что изучает «Краеведение».
Раздел 2. «Я и моя семья» (7ч)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Традиции моей семьи. Наша дружная семья. Такие разные профессии. Профессии в моей семье.
Практическая деятельность:
- распределить роли в семье;
- нарисовать своих близких дома, на работе;
- выяснить, кто воевал из родных, какие имеет награды.
Раздел 3. «Мой дом» (4ч)
Мой дом. Безопасный и короткий путь домой. Название моей улицы. Мои четвероногие друзья. Что растёт на грядке.
Практическая деятельность:
- нарисовать свой дом; четвероногих друзей; что растет на грядке.
Раздел 4. «Моя школа» (6ч)
Почему школа называется школой. История, традиции школы, школьный историко – краеведческий музей. Мой класс.
Практическая деятельность:
- экскурсия по школе;
- посещение школьного музея.
Раздел 5. «Экология» (15ч)
Что такое экология. Знакомство с местными растениями и их сезонными изменениями. Зарисовки листьев, корней, крон деревьев. Знакомство с животным миром лесов, изучение мест обитания. Перелетные и зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Понятие о пищевых цепях. Знакомство с водной эрозией, загрязнением снега. Личная гигиена.
Практическая деятельность:
- экскурсии на близлежащую местность к школе;
- фенологические наблюдения;
- сбор опавших листьев, семян, плодов;
- знакомство с корневыми системами травянистых растений;
- знакомство с местными экологическими проблемами: эрозия почвенного покрова; загрязнение воды и воздуха; захламленность территории.
Посещение музеев.
«Моя малая Родина» -2 класс (34ч)
Раздел 6. «Музей – «машина времени»» (6ч)
Музей – «машина времени». Где живёт «видимое искусство». Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Российские музеи.
Знакомство с разделами экспозиции школьного историко – краеведческого музея:
«Русский быт», «История села», «Боевой путь Бобруйской стрелковой дивизии№348», «Никто не забыт – ничто не забыто», «В жизни всегда есть место подвигу», «Летопись школьных лет», «История совхоза Рогачёвский».
Раздел 7. «История села Рогачево»(15ч)
Основание села. Русский быт. Торговля и промыслы в селе Рогачево. Традиции, обряды, праздники. Особо чтимые местные святыни. Трагические события, происходившие в Рогачеве в 1918 году. Знаменитые люди села. Рогачево в годы войны. Село в наше время.
Тематические экскурсии по разделам экспозиции школьного историко – краеведческого музея:
«Русский быт»; «Боевой путь Бобруйской стрелковой дивизии № 348»; «Никто не забыт – ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу».
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами общественной организации « Боевое братство».
Раздел 8. «Живая и неживая природа» (13ч)
Основные этапы развития природы. Связь живой и неживой природы. Значение неживой природы для жизни на Земле. Солнце – источник жизни. Внутреннее тепло Земли. Появление воздуха и воды на Земле, круговорот воды в природе. Разрушительная деятельность воды. Закаливание организма человека воздухом и водой. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Условия жизни растений. Лекарственные и ядовитые растения. Насекомые на службе растений. Растения Красной книги. Лесные пожары, человек – главный виновник лесных пожаров.
Практическая деятельность:
- проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь растений;
- знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра в природе по книгам, рисункам, фотографиям;
- составление рисунков кормушек и домиков для птиц;
- изучение фотографий (рисунков) растений Красной книги;
- участие в работах по озеленению своей школы.
Посещение музеев.
«Старинный город Дмитров» -3 класс (34ч)
Раздел 9. «Сквозь столетия» (7ч)
Начало истории. Дмитровский кремль и его обитатели. Ранний Дмитров. Отечественная война 1812 года. Дмитровские декабристы. П.А Кропоткин в Дмитрове. Дмитров сегодня. Дмитров православный.
Раздел 10. «Рукотворная река» (3ч)
Канал Москва – Волга.
Раздел 11.«Дмитров в годы Великой Отечественной войны» (5ч)
Крах операции «Тайфун». На полях Подмосковья. Ни шагу назад. Девичий окоп.
Раздел 12. «Экология животных» (10)
История развития животного мира: начало жизни на Земле. Первые обитатели суши. «Век рыб», «век рептилий» и «век теплокровных» в истории животного мира. Чему учит нас история развития жизни на Земле. История взаимоотношения человека и диких животных. Одомашнивание животных. Взаимопомощь животных. Как животные защищаются. Зависимость жизни диких животных от человека. Животные Красной книги. Зоопарки. Заповедники, заказники.
Раздел13. «Природа Дмитровского края» (9)
Видовой состав растительного и животного мира. Животный мир рек, водоёмов. Промысловые животные. Растения и животные, занесённые в Красную книгу. Климат. Почвы.
Практическая деятельность:
- разведение комнатных растений в школе и дома, уход за ними;
- изготовление кормушек в зимний период, кормление птиц;
- в весенний период организовывать рейды по защите берёз от любителей берёзового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям)
Творческие работы:
- «Мой домашний любимец»;
- «Красная книга Дмитровского района».
Посещение музеев.
«Подмосковье» - 4 класс (34ч)
Раздел 14. «Природа Подмосковья» (6)
Географическое положение. Основные формы рельефа и полезные ископаемые. Реки и озёра Подмосковья. Типы населённых пунктов . Охранять природу – значит охранять Родину.
Раздел 15. «Влияние человека на природу» (9ч)
Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно – бытовые отходы. Деятельность человека по спасению природы. Заповедники и национальные парки. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора грибов и ягод. Современные экологические проблемы. Конституция РФ о правах и обязанностях гражданина в деле защиты природы.
Практическая деятельность:
- рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь на пришкольном участке;
- экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы;
- рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы;
- озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.
Раздел 16. «Памятные места Подмосковья» (10ч)
Подмосковье – сокровищница культурно – исторических памятников. Творчество крупнейших русских мастеров. Старинные усадьбы и древние монастыри. Центры народных промыслов. Гончарный край. Ремесленные центры. Текстильный край.
Практическое занятие: нарисовать или вылепить копии изделий мастеров Гжели.
Заочные экскурсии по городам «Злотого кольца».
Раздел 17.«История музейного дела» (9ч)
Начало коллекционирования древностей. Древняя Греция: святилища, храмы. Исторические предпосылки возникновения музеев. Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 века. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.
Творческая работа: подготовить проектную работу об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Посещение музеев.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
«Мир вокруг нас»
Дата | № п/п | Название темы урока | Практическая деятельность | Экскурсия |
Введение (1ч) | ||||
1 | Что изучает краеведение. | |||
Я и моя семья (7ч) | ||||
2 | Я и моё имя. | |||
3 | Корни моей семьи. | |||
4 | Традиции моей семьи. | |||
5 | Наша дружная семья. | |||
6 | Такие разные профессии. | |||
7 | Профессии в моей семье. | |||
8 | Моя семья. | 1.Распределить роли в семье. 2.Нарисовать своих близких дома, на работе. | ||
Мой дом (4ч) | ||||
9 | Мой дом. Название моей улицы. | Нарисовать свой дом. | ||
10 | Безопасный и короткий путь домой. | |||
11 | Мои четвероногие друзья. | Нарисовать четвероногих друзей. | ||
12 | Что растет на грядке. | Нарисовать с/х культуры, растущие на огороде. | ||
Моя школа (6ч) | ||||
13 | Почему школа называется школой. | |||
14 | Моя школа. | Экскурсия по школе | ||
15 | Знакомство с историей школы. | |||
16 | Традиции школы. | |||
17 | Школьный историко – краеведческий музей. | Экскурсия в музей. | ||
18 | Школьный историко – краеведческий музей. | Экскурсия в музей. | ||
Экология (15ч) | ||||
19 | Что такое экология. | |||
20 | Знакомство с местными растениями. | |||
21 | Сезонные изменения местных растений. | |||
22 | Знакомство с животным миром лесов. | |||
23 | Места обитания животных. | |||
24 | Перелетные и зимующие птицы. | |||
25 | Помощь зимующим птицам. | |||
26 | Понятие о пищевых цепях. | |||
27 | Знакомство с водной эрозией, загрязнением снега. | |||
28 | Личная гигиена. | |||
29 | Зарисовки листьев, крон деревьев. | Экскурсия на близлежащую местность к школе. | ||
30 | Знакомство с корневыми системами травянистых растений. | Зарисовки корневых систем. | ||
31 | Знакомство с местными экологическими проблемами: эрозия почвенного покрова. | Экскурсия на близлежащую местность к школе. | ||
32 | Знакомство с местными экологическими проблемами: загрязнение воды и воздуха. | Экскурсия на близлежащую местность к школе. | ||
33 | Захламленность территории. | Экскурсия на близлежащую местность к школе. | ||
Посещение музеев. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
«Моя малая Родина»
Дата | № п/п | Название темы урока | Практическое занятие | Экскурсия |
Музей – машина времени (6ч) | ||||
1 | Музей – машина времени. | |||
2 | Где живет видимое искусство. | |||
3 | Роль музея в жизни человека. |
| ||
4 | Основные социальные функции музеев. | |||
5 | Российские музеи. | |||
6 | Знакомство с разделами экспозиции школьного историко – краеведческого музея. | Экскурсия | ||
История села Рогачево (15) | ||||
7 | Основание села. | |||
8 | Русский быт. Жилище. | |||
9 | Русский быт. Внутренняя обстановка крестьянского жилища. | |||
10 | Русский быт. Одежда. | |||
11 | Русский быт. Кухня. | Экскурсия в школьный музей. | ||
12 | Торговля и промыслы в селе Рогачево. | |||
13 | Традиции. | Встреча с членами общественной организации «Боевое братство» | ||
14 | Обряды. | |||
15 | Праздники. | |||
16 | Особо чтимые местные святыни. | |||
17 | Трагические события, происходившие в Рогачеве в 1918 году. | |||
18 | Знаменитые люди села. | |||
19 | Встрече с ветераном ВОВ Боровковым Р.А. | |||
20 | Рогачево в годы войны. | Экскурсия в школьный музей. | ||
21 | Село в наше время. | |||
Живая и неживая природа (13ч) | ||||
22 | Основные этапы развития природы. | |||
23 | Связь живой и неживой природы. Значение живой и неживой природы. | |||
24 | Солнце – источник жизни. | |||
25 | Внутреннее тепло Земли. | |||
26 | Появление воздуха и воды на земле, круговорот воды в природе. | |||
27 | Разрушительная деятельность воды. | Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра в природе по книгам, рисункам, фотографиям. | ||
28 | Закаливание организма человека воздухом и водой. | |||
29 | Значение растений для жизни на Земле, для человека. | |||
30 | Условия жизни растений. | Проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь растений. | ||
31 | Лекарственные и ядовитые растения. | |||
32 | Насекомые на службе растений. | |||
33 | Растения Красной книги. | Изучение фотографий (рисунков) растений Красной книги. | ||
34 | Лесные пожары, человек – главный виновник лесных пожаров | |||
Посещение музеев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....
разработка по внеурочной деятельности по краеведению "Летопись родного края"
Географическое положение: Ульдурга расположена на юго-западе Еравнинского района, южной окраине Витимского плоскогорья в бассейне рек Ульдурги и Уды. C юго-запада примыкает отроги Худанского хребта. Н...
Программа внеурочной деятельности " Поэты и писатели родного края"
Программа внеурочной деятельности для 6 класса с использованием краеведческого материалаДуховно-нравственное направление...
Рабочая программа краеведческого кружка «История и поэзия родного края»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования...
Внеурочная деятельность 5 - 7 классы "Родной край"- ХудиН.А.
Внеурочная деятельность 5-7 классы "Родной край"...