Внеклассное мероприятие "Как жили на Руси"
методическая разработка по краеведению на тему

Хоткевич Ольга Петровна

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся   через организацию экскурсионной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Как жили на Руси"61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Петрушкова  Ольга Петровна.  МКОУ «Александроневская средняя школа»

Цель мероприятия:

формирование духовной культуры учащихся   через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

-познакомить обучающихся с предметами русского народного быта  существовавшими в старину;

 -знакомство с внутренним убранством русской избы, стилем жизни крестьянской семьи.

-воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

 -Освоение художественного наследия

-развивать память, логическое мышление, воображение.

 

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Ход мероприятия:

- Ребята, сегодня у нас необычная экскурсия. И она называется «Как жили на Руси». На первой экскурсии мы совершим путешествие в прошлое, узнаем, как жили наши предки. Нам будут помогать проводить экскурсии виртуальные экскурсоводы дядя Кузя и Чавостик. Будьте внимательны, они приготовили задания. Итак, отправляемся в путь.

-Давным-давно в стране, где мы теперь живем. Не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни больших сел. Были одни только поля, да густые темные леса, в которых жили дикие звери.

    По берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избушки. В избушках жили наши предки - древние славяне, так назывался русский народ.

Показ аудиопрезентации «Русь»

Славяне были храбрым народом. Они много воевали со своими соседями и часто ходили на охоту, чтобы убивать диких зверей, которые выбегали из лесов и нападали на людей.

    Славяне были очень добрые люди.

 

Жители славянского поселка просыпались рано и чуть свет принимались за работу.

   Немало работы было и у женщин: готовят, доят коров, смотрят за домашней птицей, шьют и чинят одежду, прядут и ткут.

  За высокими горами,

За бескрайними лесами

На своей родной земле

Жил мужик семьей в селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое,

Снизу реченька бежит,

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса,

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

А теперь, мы отправляемся дальше. Как же выглядела Древнерусская деревня?

Показ аудиопрезентации «Древнерусская деревня»

-Деревня... Благодаря основному материалу, из которого были построены дома, поселение и получило такое название. В деревянных домах очень хорошо ощущаешь связь с природой, как будто находишься в единстве с лесом, рекой, полями, цветущим клевером, а не отделен от нее городом. Такие вещи невозможно вытравить за сто лет синтетического существования, ведь окружающий нас мир столетьями диктовал нам, что такое красота.

   Раньше избы в деревнях ничем не обвешивали и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева, а какая красота и сила в деревянных постройках! А как тепло встречал усталого путника родной дом! И что интересно, что у деревянных изб цвет не постоянный. Солнышко выглянет - и дом становится вкусным как пчелиный мед, теплым. За тучкой скроется - как метал драгоценный серебрится. Вечером - коричневеет, приобретает почти черный оттенок, а вот утром - наоборот, светлеет, голубеет. Защищающее от холода жилище, отапливаемое изнутри - вот значение слова изба (в старые времена ИСТЬБА).

 

  Прежде всего, выбирали место для избы. Место это было на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные, где была пролита кровь ни человека, ни животного. Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали березку. Это - берегиня.

  С наступлением крещенских морозов мужик запрягал  лошадь, садился в сани и ехал в лес. Рубили в морозы, потому что считалось в это время дерево мертвым;  рубили, а не пилили: считалось, что выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранялось. Рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток.

  Деревья на месте вырубки не обрабатывали, а везли на выбранное место и укладывали по кругу. Весной дождик польет, подсушит солнышко. Больные деревья убирали.

    После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами, сытным ужином.

 Курная, или черная изба пользовалась популярностью у земледельцев прошлого. Такая изба в отличие от белой избы, с наличием русской печи, была черна от дыма.

 А теперь давайте посмотрим, что же находилось в такой избе.

Показ аудиопрезентации «Курная изба»

 Сегодня на экскурсии, мы более подробно поговорим о русской печи.

Устройство печи было очень простым: глиняная печь на деревянной основе без кирпича и печника. Сначала нужно было решить в каком углу избы будет располагаться печь. После чего в землю вкапывали столбы, на которых и устраивался опечек. Далее надо было сделать свод на обручах из досок, который составлял внутреннюю часть печи. Следующее, что необходимо было сделать – это загородить стороны смотрящего внутрь избы места, где и должна быть построена печка. В результате должно было получиться отгороженное кубическое пространство, расположенное в углу помещения. Вот в это пространство и накладывали глину в том состоянии, в котором выкопали из ямы, даже не используя воду. После чего эту глину и утаптывали ногами, и вдалбливали специальными деревянными колотушками. Такая процедура продолжалась до тех пор, пока вся печка не складывалась в один плотный ком. Доски сразу же разбирали и вытаскивали как изнутри, так и снаружи, а в печи немедленно разводили огонь с целью ее просушки. Если печь сделана правильно, то в ней никогда не образуется трещин и по прошествии даже нескольких лет она бывает такая крепкая, что разрушить ее бывает непросто.

 

  ... Печь, разделяющая избу - целая поэма. Во-первых, она разделяет помещение на жилое, спальню и бабий кут, т.е. разделяет функционально, но не отделяет. Семья живет вместе, общими интересами. Воздуха полно, простора тоже.

     Во-вторых, она создает тепловой режим. На печи теплее всего - для стариков, больных, младенцев; на полатях - тепло достаточно и самый чистый воздух - детишкам; у дверей - рабочее место - прохладнее всего, больше вентиляции; умеренно тепло у стола - здесь еда, развлечение, отдых.

     В-третьих, пища, приготовленная в печи - самая здоровая: ровный жар, не жарит, а парит и печет (даже блины пекут, а не жарят), пища в ней не подгорает, даже не варится, а "доходит", сохраняя максимум витаминов и ферментов - т.е. вполне в соответствии с самыми передовыми научными требованиями. И психологическими - вкусно-то как!

     Печь отвечает и лечебным требованиям. Перегрев помогает избавляться от вирусов, от простуды. И гигиеническим. Если еще не обзавелись своей баней, что уж совсем признак неустроенности, а соседи или родственники не топят сегодня, - в остывающей печи на худой конец вымыться можно. С баней не сравнить, но тепло изрядно.

     Воспитательным. У бабки или деда, причем не важно, родного или приписного, на печи всегда есть место и время для приболевшего или обиженного или скучающего внучонка, и связь "через поколение" очень сильна, ко взаимной пользе. Недаром бабушкины сказки и дедушкины поделки и игрушки, а то и были и воспоминания, заполняют нашу литературу. Да и дед и баба у дела - нужны, любимы, ценимы (по заслугам), излучают т получают ласку, не чувствуя одиночества, заброшенности и необходимости в старческих приютах, в индивидуальной и групповой терапии чужих психиатров и психологов. Основы богословия и морали, истории, этики и эстетики и многое другое внушалось малышам на печи...

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т.д.

Власть у печи - это немало в крестьянской экономике. "Из избы баба горшком может больше вынести, чем мужик горшком". Это при скверном хозяйничаний. Так вот, стареющая или хворая или на богомолье уходящая хозяйка, старшая у печи - мать или жена - передает свое место главного экономиста и распределителя одной из подросших женщин или девушек-дочек, или золовок, сестре или племяннице - далеко не обязательно по календарному старшинству. А скорее в соответствии со способностями и характером. Самой сноровистой, смекалистой, обходительной, и главное, доброй, справедливой и отзывчивой.  

     Передача власти у печи - это самоограничение, а не вынужденная уступка, воспринимается с благодарностью и любовью, и как честь, и как доверие, и обеспечивает отступившей "старшой" уважение и участие в важных семейных решениях.  

А как готовили в русской печи?

Показ аудиопрезентации «Русская печь»

А теперь дядя Кузя и Чавостик приготовили задания. Хотят проверить, как внимательно вы слушали?

- Как назывался русский народ - наши предки?

  -Где чаще всего располагались деревни?

- Почему?

-Как назывались раньше дома?

 - А как вы думаете, что же самое главное в избе?

( Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).)

- Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? (Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний. )

- А сколько сказок было рассказано на печи! Недаром говорится «Печь краса – в доме чудеса!» А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

-Ребята, а в каких сказках и фильмах можно увидеть жизнь в Древней Руси?

- Молодцы, много сказок знаете!

 

- Что-то вы немножко притомились, да?

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей - погляжу!

 

1.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (Стол)

2.

Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3.

Ходит, ходит,

А в избу не заходит. (Дверь)

4.

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окна)

5.

В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

6.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

7.

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырках. (Сито)

8.

Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки со штанов слизнул. (Утюг)

9. Пляшу по горнице.  

С работою моей,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)

Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.

10. То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. (Утюг.)

11. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)

Молодцы, ребята! Про эти предметы обихода мы будем знакомиться с вами на следующих экскурсиях. Дядя Кузя и Чавостик благодарят вас за внимательность, любознательность и ждут вас на следующей экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили люди на Руси

Разработка занятия по этнографической экспозиции....

Как жили люди на Руси

Разработка занятия по культуре и быту жителей древней Руси (используя этнографическую экспозицию школьного музея)...

Как жили люди на Руси

Материал для проведения урока с использованием этнографической экспозиции школьного музея.Перед просмотром извлечь фаилы из архивов "Звук"....

план внеклассного мероприятия "Защита права на жилье воспитанников детских домов и школ-интернатов в судебном порядке"

Данное мероприятие является заключительным занятием по программе «Нравственно-правовое воспитание», блок «Я и семья»...

Внеклассное мероприятие "Легенды Древней Руси", проведенное в 6-х классах в рамках недели истории в школе

Игра может быть полезна в проведении повторительно-обощающего урока по теме "Русь Древняя" и в проведении внеклассного мероприятия...

Педагогический проект "Как жили люди на Руси" (старшая группа)

Педагогический проект "Как жили люди на РУси" (старшая группа)...

Внеклассное мероприятие "Школа Древней Руси"

Данная методическая разработка посвящена Дню Наума - Грамотника....