Как жили люди на Руси
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Как жили люди на Руси
Экскурсия по этнографической экспозиции школьного музея
- Цель: формирование потребности изучать обычаи и традиции своего народа, развивать интерес к предмету.
- Задачи :
- Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.
- Знакомство с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами.
- Воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному.
Оборудование: куклы в русских национальных костюмах, ложки.
Ведут экскурсию 2 девочки в русских национальных костюмах.
Девочка:
-Ой, вы, гой-еси,
красны девицы, да добры молодцы!
Приглашаю я в музей,
Добрых и честных гостей!
Девочка:
- Добро пожаловать!
Вот изба - все в русском стиле.
Предки жили, не тужили.
Как же жили на Руси?
Ты, у Машеньки спроси.
Машенька:
Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид.
Лесов России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен.
Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники.
Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее.
Девочка:
- А теперь я предлагаю вам войти в дом.
Стоит в доме чудо-печь.
- Что, скажите вам испечь?
- Хочется девчушке
- Хорошей быть стряпушкой.
Машенька: В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата». В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб – всему голова!». Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики и дети.
Девочка поет частушку:
Я на печке спал.
Меня клоп кусал.
На полати перешел,
Он и там меня нашел.
Девочка: - А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами! Во многих русских сказках упоминалась русская печь.
Всем ребятам будет печь
Пироги и плюшки печь.
С пылу, с жару
К столу, к самовару!
Машенька: В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол называли «красным», то есть красивым. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Красный угол – самое почетное место в доме. Здесь гостей принимали, отмечали праздники. «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Девочка: В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти (держаке). Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.
Машенька: Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба – хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет», «Кривой бельмес под горшок залез». Этот угол считался царством хозяйки дома. Тут же висела люлька – кроватка для младенца и стояла прялка. Лежа в колыбельке ребенок слушал простые, но такие добрые и ласковые песни, и рос душевным, отзывчивым.
Девочка берет в руки куклу и поет:
Люли-люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели в изголовьице –
Спи-ка на здоровьице.
В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенах висели расшитые полотенца. Красные узоры на отбеленном холсте рушников зажигали радостью, светом большие, темные избы.
Машенька:
Тут игрушки, миски, плошки,
Расписные здесь матрешки.
Вы внимательно смотрите,
Вот они ведь, - поглядите!
Много здесь предметов разных:
Замечательные ложки,
И совсем не поварешки,
Они не только для еды,
А еще и для игры.
А сейчас отгадайте загадку:
«Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо».
Девочка: На первый взгляд может показаться, что самовары существуют уже много столетий. На самом же деле они появились сравнительно недавно – в середине XVIII века, а распространение их связывают с появлением в России чая и с возникновением обычая чаепития. Производство чайных самоваров началось во второй половине XVIII века в Москве, Петербурге, Туле, которая стала главным центром их изготовления. Тогда и появилась поговорка: «Со своим самоваром в Тулу не ездят». Самовар стал символом русской культуры.
Машенька: Во что одевались наши предки?
Девочка: Повседневной одеждой мужчин были рубаха да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. А зимой под кафтан надевали зипун. Непременной деталью одежды и у мужчин, и у женщин был пояс или «кушак». Женщины носили одинаковые рубахи – сорочки. Женская рубаха была длиннее мужской, почти до пола, и чтобы она не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии с помощью пояса, так что излишек ткани свисал поверх его, образуя мягкую складку. Во время работы по дому или в поле одежду подтягивали еще выше, до колен. В холодное время надевали душегрею.
Машенька: Почему иногда говорят «опростоволосилась»?
Девочка: В те давние времена с непокрытой головой можно было ходить только дома. А на улице – лишь девочкам и молодым незамужним женщинам в летнюю пору. И появиться на людях без головного убора считалось позором.
Девочка: Веками самой типичной для России обувью были лапти. Слова «лапти» встречалось уже в письменных источниках Х века. Их плели из лыка – коры липы. Правда, иногда использовали кору березы или дуба. Для того, чтобы сделать одну пару лаптей, надо было содрать кору с трех-четырех деревьев. Зимой одна пара лаптей служила хозяину десять, а летом всего четыре-пять дней.
Время быстро пролетело,
И сейчас скажу вам смело:
До свиданья, в добрый час
В Тосно ждем в музее Вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как жили люди на Руси
Разработка занятия по культуре и быту жителей древней Руси (используя этнографическую экспозицию школьного музея)...
Как жили люди на Руси
Материал для проведения урока с использованием этнографической экспозиции школьного музея.Перед просмотром извлечь фаилы из архивов "Звук"....
Открытый урок по литературе на тему "Люди Древней Руси. Сергий Радонежский."
Данный открытый урок разработан с презентацией....
Открытый урок по литературе на тему "Люди Древней Руси. Сергий Радонежский."
Данный урок разработан с презентацией....
Урок-игра "Как жили люди в старину"
Урок – игра для учащихся 4-го класса.Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; пробуждение интереса к истории повседневности, сбору материалов для музея эт...
Как жили люди в старину.
Музейный урок по истории для учащихся 4-5 кл....
Педагогический проект "Как жили люди на Руси" (старшая группа)
Педагогический проект "Как жили люди на РУси" (старшая группа)...