Я-Учитель
материал по краеведению на тему

Иванов Владимир Николаевич

      Наверное, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой лучшей, самой увлекательной, самой благородной и притом самой трудной, самой ответственной. Так рассуждает и психолог, и  врач, и  журналист, и  юрист. А мы – учителя убеждены: нет на земле работы  важной и более значимой, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская. Но посмотрите вокруг,  и вы убедитесь: механизатор, ведущий свой комбайн по необозримым кубанским просторам пшеничной нивы, -  наш ученик; врач, спасающий жизнь человека, - наш ученик; воин, охраняющий рубежи России,- тоже наш ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я-Учитель27.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – учитель!»

      Наверное, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой лучшей, самой увлекательной, самой благородной и притом самой трудной, самой ответственной. Так рассуждает и психолог, и  врач, и  журналист, и  юрист. А мы – учителя убеждены: нет на земле работы  важной и более значимой, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская. Но посмотрите вокруг,  и вы убедитесь: механизатор, ведущий свой комбайн по необозримым кубанским просторам пшеничной нивы, -  наш ученик; врач, спасающий жизнь человека, - наш ученик; воин, охраняющий рубежи России,- тоже наш ученик.

     Мы все когда-то учились в школе.  И у  каждого из нас были свои учителя добрые, требовательные, строгие.

    Счастливый и неповторимый день  -  1 сентября  1965 года. На пороге начальной  школы  №54 станицы Старонижестеблиевской  встречает  нас - первоклашек  Игнатенко Раиса Григорьевна – первая учительница. Она  всегда была приветлива с нами, а занятия проводила настолько интересно, что время на уроках пролетало незаметно. Первые буквы, первые прописи,  первое слово – всему этому мы обязаны ей. Уже тогда у меня проявился первый интерес к учебным предметам.

    А когда через два года школу расформировали, Раиса Григорьевна отвела нас в среднюю школу №15, где нашим классным руководителем стала Лебедь Мария Кононовна.  Добрая, внимательная,  с душевной теплотой   приняла она нас.

    Период с 5 по 10 класс, вспоминается с особым трепетом. Прием в пионеры, комсомол, сбор макулатуры и металлолома,  ленинские зачеты, новогодние праздники, первомайские демонстрации, празднование Дня Победы,…  Сколько всего было! Но главное - это учителя, которые нас продолжали вести в страну Знаний. Многие из них прошли Великую Отечественную войну, другие недавно окончили педагогические ВУЗы. Вот именно тогда меня и стала притягивать к себе невидимая, непознанная педагогика.  Познакомившись с учителями истории Боровик Александром Степановичем и Лебедь Степаном Петровичем, начал чувствовать, как стала к себе притягивать и увлекать  история.  Захотелось познать ее  на более высоком уровне  и стать таким же грамотным и авторитетным учителем,  как и они. Но окончательное решение пришло тогда, когда   в 7 классе к нам пришла учитель  географии Долговенко Ольга Яковлевна. Её уроки были самыми интересными, самыми увлекательными и я решил –  буду работать в школе!

    Первые робкие шаги  педагогической практики тоже пришлись на школьную пору: с начала пионервожатым в пионерском лагере «Березка», а затем там же музыкальным руководителем. Именно в работе с детьми, которые были не на много старше меня,  приобретались первые педагогические навыки.

    После окончания школы, был призван в ряды Советской армии. Служить пришлось в Центральной Группе войск на территории Чехословакии. И тут  судьба связала меня со щколой.  В городе, где находилась наша часть,  размещалась начальная школа,  в которой  обучались дети офицеров и прапорщиков части. Меня попросили быть шефом-наставником этих ребят. Как было интересно. Утренники, праздники,  игра «Зарница» с выездом на природу, концерты в школах города  и  детском доме. Все это только укрепило меня в правильности решения после окончания службы в армии поступить в Кубанский государственный университет.

    Пять лет учебы и вот я по распределению еду в сельскую школу и…  начинаю учиться заново. Теория и практика, как сложно было все это соединить. Многое, в начале,  не получалось. Брала досада, временами  казалось, что  ошибся в выборе профессии.  Помощь пришла в лице учителей-ветеранов. Они посещали мои уроки, давали практические советы и,  постепенно  выработалась своя педагогическая система проведения уроков. И чем больше я работал, тем больше убеждался – я на правильном пути. Нет! Я не ошибся! Работа учителем – это МОЯ  любимая работа!  Я люблю своих учеников, разных по возрасту, разных по характеру. Отношусь к ним с душевной теплотой и пониманием. И они отвечают тем же. Укрепился педагогический девиз: « Через любовь к учителю - любовь к предмету». И не важно, что я преподаю - историю, обществознание или кубановедение,  я замечаю,  как моим ученикам становится не только интересно работать со мною на уроках, да-да я не ошибся, именно ученикам работать со мною, но и после уроков продолжать общение.  Уже спустя много лет, я понял, что наши ученики умные, требовательные, честные люди, многие из которых прекрасно разбираются в жизненных вопросах. Их нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Вот и приходится учиться многому  у своих учеников. Учиться  каждый день, каждый час, на уроке и вне его, в разговоре с ними, порой поражаясь их упрямству и настойчивости. И главное при этом все эти качества перевести в положительное русло.

    Мне очень хочется чтобы мои ученики стали настоящими гражданами своей Родины, своей Кубани. Вместе с ними мы объездили почти весь Краснодарский край. Неоднократно были в Новороссийске, на Малой Земле, Анапе. Исколесили все черноморское побережье, Тамань, Гуамское ущелье. Побывали вместе с ветеранами Великой Отечественной войны на Сопке Героев Крымского района. Именно там, на месте кровопролитных боев Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками будут найдены останки воина, который пропал без вести в годы войны. Это был дедушка одного из моих учеников. Так была прочитана еще одна страничка истории.

    Свою педагогическую методику преподавания и воспитания могу определить несколькими принципами:

  Принцип 1. Все учащиеся – звезды, близкие и далекие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, у других  … Главное – это хотеть сиять.

  Принцип 2.  Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире, в постоянном  поиске, стремлении выработать свою точку зрения, умении сделать правильный   выбор в жизни.

 Принцип 3.  У каждого ребенка своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

   Принцип 4.   Главное - почувствовать вкус  победы. Учитель, классный руководитель – равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности.  

 Все эти 4 принципа  должны помочь каждому ученику пройти   5 ступеней своего  становления и  развития как личности и достичь вершины – стать достойным и полноправным гражданином  Великой России. Эти ступени каждый ученик проходит по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но каждый пробивает себе дорогу в будущую самостоятельную жизнь, идя через тернии к звездам.

Ступень 1    « Я – успешный ученик»

Задачи  классного руководителя:

      *     Способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе на         уроке

      *     Развивать творческие способности школьников

     *    Формировать положительную мотивацию учения    

    Когда я в  пятом классе начинаю учить ребят, то,  прежде  стараюсь изучить их со всех сторон. Но обращаю внимание на то, как соотносятся их слова, обещания и поступки. С годами выработался и свой принцип: «С начало было слово (?), дело(?)…»  Нередко среди молчунов встречаются ответственные, трудолюбивые дети. Но не редко среди  «говорунов» и «обещалкиных» можно обнаружить таких, кто увиливает от  работы на уроке, боится ответственности, его не интересуют проблемы  класса.

     На этой ступени моя главная задача – сформировать положительную мотивацию в обучении, ведь при переходе из четвертого класса в пятый меняется многое в жизни ученика.  Проводимые анкетирования, помогают

выявить причины неустойчивой успеваемости,  наметить пути устранения этих причин и уже к концу второй четверти она стабилизируется, и ученики как бы возвращаются в рамки своих возможностей.

    В пятом классе ученики в большей степени приобщаются к участию в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, викторинах. А это в свою очередь помогает развивать  творческие способности школьников.

    Однако претворение в жизнь первой ступени не возможно без помощи семьи. Ведь изучая семью, условия жизни в ней ученика, можно увидеть и понять какова роль родителей в воспитании своего ребенка. Поэтому необходимо сделать следующий шаг навстречу новой ступени воспитания.

Ступень 2   «Я   и   моя    семья»

Задачи  классного руководителя:

  • Планировать дела и воплощать в жизнь идеи совместно с   родителями ученика              
  • Помогать родителям в воспитании ребенка как заботливого,         внимательного члена семьи
  • Способствовать укреплению семейных традиций

    Изучать семью и понять, как в ней  идет процесс воспитания, всегда было сложно. Но в моей работе мне помогает то, что большинство родителей моих учеников – это мои бывшие ученики. И я вижу, как по наследству передается ученику мамина усидчивость и доброта,  папино упорство, отзывчивость и доброта. Ведь нередко ребята интересуются, как учились в школе их папы и мамы. И приятно осознавать, что положительные примеры из школьной жизни родителей благоприятно сказываются и на успеваемости и на общественной работе моих воспитанников.

   Однако современный мир меняется. И так уж складывается , что изменения эти  затрагивают и семью. К сожалению, не всегда в лучшую сторону. Глубже понять проблемы современной семьи помогают индивидуальные беседы с родителями

   Для решения текущих вопросов и для оказания помощи родителям в воспитании детей, провожу лекции и беседы с приглашением педагогов, работников детской комнаты милиции, врачей. Тематические беседы, такие как «Распорядок вашего ребенка-залог успешной его учебы и здоровья», «Как научиться понимать своего ребенка?», «Как относиться к двойке?», вызывают у родителей массу вопросов, помогают родителям внести коррективы в воспитании ребенка.

   У ребят я тоже стараюсь воспитывать гордость за свою семью, учу их не огорчать пап и мам, объяснять и анализировать свои поступки: хорошо или плохо я поступил? Чтобы семья была более полноценной, чтобы в ней царил дух взаимопонимания, провожу беседы с ребятами, объясняя им права и обязанности детей в кубанской семье.

Ступень 3   «Я  -  здоровый  человек»

Задачи классного руководителя :

  • Способствовать становлению и укреплению у школьников

физического, духовного, нравственного и экологического здоровья

  •  Воспитать здоровые привычки

  На этом этапе воспитательного процесса задачи классного руководителя приобретают особую значимость. Ибо здоровье – это, прежде всего, залог успешной учебы и гармоничного развития личности.

   Сам я человек увлеченный, любящий и активные и пассивные виды отдыха, выступаю за здоровый образ жизни. Я много внимания уделяю разъяснительной работе среди своих учеников по предупреждению курения, употребления алкоголя и наркотиков. Сам не курю и мальчишкам и девчонкам пытаюсь внушить отвращение к табачному дыму.

   Класс активно участвует во всех школьных спортивных состязаниях. Те из учеников, которые не в команде, активно болеют за своих одноклассников. Недаром учитель физкультуры заметил, что футбольная команда класса культивирует коллективную игру очень похожую на бразильский манер. Но не только мальчики, но и девочки защищают спортивную честь класса. При этом они не испытывают никакого страха, даже если перед ними старшеклассницы – борьба идет до последних минут матча.

   Но не может быть хорошего здоровья без полноценного питания. А как трудно убедить ребят, а особенно их родителей, в необходимости питания в школьной столовой. Один не любит молочные блюда, другой – всевозможные каши. Да мало ли этих причин, чтобы не идти в столовую. После уговоров и индивидуальных бесед, путем убеждения  и родителей задача постепенно решается в положительную сторону. Культура питания - это элемент здорового образа жизни.

Ступень 4 «Я  -  друг»

                    Задачи классного руководителя:

  •  Способствовать созданию благоприятного микроклимата

в классном коллективе

  •  Учить строить межличностные отношения

 Одна из пословиц, родившихся у народов Кавказа, гласит: «Разделить горе может каждый, порадоваться успехам человека  может только истинный друг».

    На этой ступени воспитательного процесса я использую помощь самих ребят. Ведь создать здоровый микроклимат в классе задача не из легких. Ведь чтобы эта задача была выполнена,  необходимо научить учеников толерантности и уважению дуг к другу. Да это и понятно,  ведь мои мальчишки и девчонки разные по характеру, темпераменту и моя задача научить их не только слушать, но и понимать друг друга, воспитывать сопереживание и сочувствие, доброту и отзывчивость. Мои мальчишки и девчонки умеют хранить свои секреты. Уж если они решили со мной ими поделиться, то значить я заслуживаю их доверия.

   Я – учитель и  классный руководитель. Для учеников я,  конечно,  старший друг, у которого можно получить хороший совет по любому вопросу.

   Ребята научились проявлять внимание и друг к другу, особенно мальчишки к девчонкам, которых они готовы защищать и беречь от любых напастей. Самую тяжелую работу в классе, на субботниках всегда выполняют мальчики, им об этом не надо даже напоминать. При этом я учу ребят оказывать друг другу бескорыстную помощь во всем, как говорил герой мультфильма: «Просто так…»

Ступень 5   «Я  -  волонтер»

Задачи классного руководителя:

  • Воспитывать в детях готовность бескорыстно помогать людям
  • Организовать шефскую работу в классе над пожилыми людьми, ветеранами труда и Великой Отечественной войны

    Волонтер – человек, который помогает людям по собственной воле, а не по принуждению. Я учу своих учеников быть отзывчивыми на просьбы и нужды других людей. Главный принцип при этом звучит так: «Надо – сделаем!» И сделают, но не как-нибудь, а на совесть. Ребята должны чувствовать свою полезность обществу, стране, в которой они живут.

    Вот так  я работаю уже много лет. И может показаться, что все это свойственно учителю - женщине. Но я думаю, что лучшая женщина в школе – это мужчина! Да, я по гороскопу - Дева, но именно это помогает мне лучше понять своих учеников, дарует мне женское понимание детских проблем, терпение, так необходимое в моей работе.          

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...