Я-Учитель
материал по краеведению на тему
Наверное, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой лучшей, самой увлекательной, самой благородной и притом самой трудной, самой ответственной. Так рассуждает и психолог, и врач, и журналист, и юрист. А мы – учителя убеждены: нет на земле работы важной и более значимой, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская. Но посмотрите вокруг, и вы убедитесь: механизатор, ведущий свой комбайн по необозримым кубанским просторам пшеничной нивы, - наш ученик; врач, спасающий жизнь человека, - наш ученик; воин, охраняющий рубежи России,- тоже наш ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Я-Учитель | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я – учитель!»
Наверное, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой лучшей, самой увлекательной, самой благородной и притом самой трудной, самой ответственной. Так рассуждает и психолог, и врач, и журналист, и юрист. А мы – учителя убеждены: нет на земле работы важной и более значимой, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская. Но посмотрите вокруг, и вы убедитесь: механизатор, ведущий свой комбайн по необозримым кубанским просторам пшеничной нивы, - наш ученик; врач, спасающий жизнь человека, - наш ученик; воин, охраняющий рубежи России,- тоже наш ученик.
Мы все когда-то учились в школе. И у каждого из нас были свои учителя добрые, требовательные, строгие.
Счастливый и неповторимый день - 1 сентября 1965 года. На пороге начальной школы №54 станицы Старонижестеблиевской встречает нас - первоклашек Игнатенко Раиса Григорьевна – первая учительница. Она всегда была приветлива с нами, а занятия проводила настолько интересно, что время на уроках пролетало незаметно. Первые буквы, первые прописи, первое слово – всему этому мы обязаны ей. Уже тогда у меня проявился первый интерес к учебным предметам.
А когда через два года школу расформировали, Раиса Григорьевна отвела нас в среднюю школу №15, где нашим классным руководителем стала Лебедь Мария Кононовна. Добрая, внимательная, с душевной теплотой приняла она нас.
Период с 5 по 10 класс, вспоминается с особым трепетом. Прием в пионеры, комсомол, сбор макулатуры и металлолома, ленинские зачеты, новогодние праздники, первомайские демонстрации, празднование Дня Победы,… Сколько всего было! Но главное - это учителя, которые нас продолжали вести в страну Знаний. Многие из них прошли Великую Отечественную войну, другие недавно окончили педагогические ВУЗы. Вот именно тогда меня и стала притягивать к себе невидимая, непознанная педагогика. Познакомившись с учителями истории Боровик Александром Степановичем и Лебедь Степаном Петровичем, начал чувствовать, как стала к себе притягивать и увлекать история. Захотелось познать ее на более высоком уровне и стать таким же грамотным и авторитетным учителем, как и они. Но окончательное решение пришло тогда, когда в 7 классе к нам пришла учитель географии Долговенко Ольга Яковлевна. Её уроки были самыми интересными, самыми увлекательными и я решил – буду работать в школе!
Первые робкие шаги педагогической практики тоже пришлись на школьную пору: с начала пионервожатым в пионерском лагере «Березка», а затем там же музыкальным руководителем. Именно в работе с детьми, которые были не на много старше меня, приобретались первые педагогические навыки.
После окончания школы, был призван в ряды Советской армии. Служить пришлось в Центральной Группе войск на территории Чехословакии. И тут судьба связала меня со щколой. В городе, где находилась наша часть, размещалась начальная школа, в которой обучались дети офицеров и прапорщиков части. Меня попросили быть шефом-наставником этих ребят. Как было интересно. Утренники, праздники, игра «Зарница» с выездом на природу, концерты в школах города и детском доме. Все это только укрепило меня в правильности решения после окончания службы в армии поступить в Кубанский государственный университет.
Пять лет учебы и вот я по распределению еду в сельскую школу и… начинаю учиться заново. Теория и практика, как сложно было все это соединить. Многое, в начале, не получалось. Брала досада, временами казалось, что ошибся в выборе профессии. Помощь пришла в лице учителей-ветеранов. Они посещали мои уроки, давали практические советы и, постепенно выработалась своя педагогическая система проведения уроков. И чем больше я работал, тем больше убеждался – я на правильном пути. Нет! Я не ошибся! Работа учителем – это МОЯ любимая работа! Я люблю своих учеников, разных по возрасту, разных по характеру. Отношусь к ним с душевной теплотой и пониманием. И они отвечают тем же. Укрепился педагогический девиз: « Через любовь к учителю - любовь к предмету». И не важно, что я преподаю - историю, обществознание или кубановедение, я замечаю, как моим ученикам становится не только интересно работать со мною на уроках, да-да я не ошибся, именно ученикам работать со мною, но и после уроков продолжать общение. Уже спустя много лет, я понял, что наши ученики умные, требовательные, честные люди, многие из которых прекрасно разбираются в жизненных вопросах. Их нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Вот и приходится учиться многому у своих учеников. Учиться каждый день, каждый час, на уроке и вне его, в разговоре с ними, порой поражаясь их упрямству и настойчивости. И главное при этом все эти качества перевести в положительное русло.
Мне очень хочется чтобы мои ученики стали настоящими гражданами своей Родины, своей Кубани. Вместе с ними мы объездили почти весь Краснодарский край. Неоднократно были в Новороссийске, на Малой Земле, Анапе. Исколесили все черноморское побережье, Тамань, Гуамское ущелье. Побывали вместе с ветеранами Великой Отечественной войны на Сопке Героев Крымского района. Именно там, на месте кровопролитных боев Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками будут найдены останки воина, который пропал без вести в годы войны. Это был дедушка одного из моих учеников. Так была прочитана еще одна страничка истории.
Свою педагогическую методику преподавания и воспитания могу определить несколькими принципами:
Принцип 1. Все учащиеся – звезды, близкие и далекие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, у других … Главное – это хотеть сиять.
Принцип 2. Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире, в постоянном поиске, стремлении выработать свою точку зрения, умении сделать правильный выбор в жизни.
Принцип 3. У каждого ребенка своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
Принцип 4. Главное - почувствовать вкус победы. Учитель, классный руководитель – равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности.
Все эти 4 принципа должны помочь каждому ученику пройти 5 ступеней своего становления и развития как личности и достичь вершины – стать достойным и полноправным гражданином Великой России. Эти ступени каждый ученик проходит по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но каждый пробивает себе дорогу в будущую самостоятельную жизнь, идя через тернии к звездам.
Ступень 1 « Я – успешный ученик»
Задачи классного руководителя:
* Способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе на уроке
* Развивать творческие способности школьников
* Формировать положительную мотивацию учения
Когда я в пятом классе начинаю учить ребят, то, прежде стараюсь изучить их со всех сторон. Но обращаю внимание на то, как соотносятся их слова, обещания и поступки. С годами выработался и свой принцип: «С начало было слово (?), дело(?)…» Нередко среди молчунов встречаются ответственные, трудолюбивые дети. Но не редко среди «говорунов» и «обещалкиных» можно обнаружить таких, кто увиливает от работы на уроке, боится ответственности, его не интересуют проблемы класса.
На этой ступени моя главная задача – сформировать положительную мотивацию в обучении, ведь при переходе из четвертого класса в пятый меняется многое в жизни ученика. Проводимые анкетирования, помогают
выявить причины неустойчивой успеваемости, наметить пути устранения этих причин и уже к концу второй четверти она стабилизируется, и ученики как бы возвращаются в рамки своих возможностей.
В пятом классе ученики в большей степени приобщаются к участию в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, викторинах. А это в свою очередь помогает развивать творческие способности школьников.
Однако претворение в жизнь первой ступени не возможно без помощи семьи. Ведь изучая семью, условия жизни в ней ученика, можно увидеть и понять какова роль родителей в воспитании своего ребенка. Поэтому необходимо сделать следующий шаг навстречу новой ступени воспитания.
Ступень 2 «Я и моя семья»
Задачи классного руководителя:
- Планировать дела и воплощать в жизнь идеи совместно с родителями ученика
- Помогать родителям в воспитании ребенка как заботливого, внимательного члена семьи
- Способствовать укреплению семейных традиций
Изучать семью и понять, как в ней идет процесс воспитания, всегда было сложно. Но в моей работе мне помогает то, что большинство родителей моих учеников – это мои бывшие ученики. И я вижу, как по наследству передается ученику мамина усидчивость и доброта, папино упорство, отзывчивость и доброта. Ведь нередко ребята интересуются, как учились в школе их папы и мамы. И приятно осознавать, что положительные примеры из школьной жизни родителей благоприятно сказываются и на успеваемости и на общественной работе моих воспитанников.
Однако современный мир меняется. И так уж складывается , что изменения эти затрагивают и семью. К сожалению, не всегда в лучшую сторону. Глубже понять проблемы современной семьи помогают индивидуальные беседы с родителями
Для решения текущих вопросов и для оказания помощи родителям в воспитании детей, провожу лекции и беседы с приглашением педагогов, работников детской комнаты милиции, врачей. Тематические беседы, такие как «Распорядок вашего ребенка-залог успешной его учебы и здоровья», «Как научиться понимать своего ребенка?», «Как относиться к двойке?», вызывают у родителей массу вопросов, помогают родителям внести коррективы в воспитании ребенка.
У ребят я тоже стараюсь воспитывать гордость за свою семью, учу их не огорчать пап и мам, объяснять и анализировать свои поступки: хорошо или плохо я поступил? Чтобы семья была более полноценной, чтобы в ней царил дух взаимопонимания, провожу беседы с ребятами, объясняя им права и обязанности детей в кубанской семье.
Ступень 3 «Я - здоровый человек»
Задачи классного руководителя :
- Способствовать становлению и укреплению у школьников
физического, духовного, нравственного и экологического здоровья
- Воспитать здоровые привычки
На этом этапе воспитательного процесса задачи классного руководителя приобретают особую значимость. Ибо здоровье – это, прежде всего, залог успешной учебы и гармоничного развития личности.
Сам я человек увлеченный, любящий и активные и пассивные виды отдыха, выступаю за здоровый образ жизни. Я много внимания уделяю разъяснительной работе среди своих учеников по предупреждению курения, употребления алкоголя и наркотиков. Сам не курю и мальчишкам и девчонкам пытаюсь внушить отвращение к табачному дыму.
Класс активно участвует во всех школьных спортивных состязаниях. Те из учеников, которые не в команде, активно болеют за своих одноклассников. Недаром учитель физкультуры заметил, что футбольная команда класса культивирует коллективную игру очень похожую на бразильский манер. Но не только мальчики, но и девочки защищают спортивную честь класса. При этом они не испытывают никакого страха, даже если перед ними старшеклассницы – борьба идет до последних минут матча.
Но не может быть хорошего здоровья без полноценного питания. А как трудно убедить ребят, а особенно их родителей, в необходимости питания в школьной столовой. Один не любит молочные блюда, другой – всевозможные каши. Да мало ли этих причин, чтобы не идти в столовую. После уговоров и индивидуальных бесед, путем убеждения и родителей задача постепенно решается в положительную сторону. Культура питания - это элемент здорового образа жизни.
Ступень 4 «Я - друг»
Задачи классного руководителя:
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата
в классном коллективе
- Учить строить межличностные отношения
Одна из пословиц, родившихся у народов Кавказа, гласит: «Разделить горе может каждый, порадоваться успехам человека может только истинный друг».
На этой ступени воспитательного процесса я использую помощь самих ребят. Ведь создать здоровый микроклимат в классе задача не из легких. Ведь чтобы эта задача была выполнена, необходимо научить учеников толерантности и уважению дуг к другу. Да это и понятно, ведь мои мальчишки и девчонки разные по характеру, темпераменту и моя задача научить их не только слушать, но и понимать друг друга, воспитывать сопереживание и сочувствие, доброту и отзывчивость. Мои мальчишки и девчонки умеют хранить свои секреты. Уж если они решили со мной ими поделиться, то значить я заслуживаю их доверия.
Я – учитель и классный руководитель. Для учеников я, конечно, старший друг, у которого можно получить хороший совет по любому вопросу.
Ребята научились проявлять внимание и друг к другу, особенно мальчишки к девчонкам, которых они готовы защищать и беречь от любых напастей. Самую тяжелую работу в классе, на субботниках всегда выполняют мальчики, им об этом не надо даже напоминать. При этом я учу ребят оказывать друг другу бескорыстную помощь во всем, как говорил герой мультфильма: «Просто так…»
Ступень 5 «Я - волонтер»
Задачи классного руководителя:
- Воспитывать в детях готовность бескорыстно помогать людям
- Организовать шефскую работу в классе над пожилыми людьми, ветеранами труда и Великой Отечественной войны
Волонтер – человек, который помогает людям по собственной воле, а не по принуждению. Я учу своих учеников быть отзывчивыми на просьбы и нужды других людей. Главный принцип при этом звучит так: «Надо – сделаем!» И сделают, но не как-нибудь, а на совесть. Ребята должны чувствовать свою полезность обществу, стране, в которой они живут.
Вот так я работаю уже много лет. И может показаться, что все это свойственно учителю - женщине. Но я думаю, что лучшая женщина в школе – это мужчина! Да, я по гороскопу - Дева, но именно это помогает мне лучше понять своих учеников, дарует мне женское понимание детских проблем, терпение, так необходимое в моей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...