3. Изучение нового материала
Беседа
Подведение к определению темы урока
Постановка цели и задач урока
Работа с динамич. таблицей
Беседа
Сообщение учащегося.
Работа с мультимедийной презентацией
Объяснение учителя
Работа с мультимедийной презентацией
Работа с мультимедийной презентацией Беседа
Рассказ учителя
Сообщение учащегося.
Работа с учебником Работа в группах
Рассказ учителя | Сегодня на уроке мы продолжим исследования земной коры.
Если вы отгадаете мою загадку, то сразу определите, к изучению какой темы мы приступаем: (Слайд 2) У той немаленькой горы Характер тихий до поры. Но может так случиться - Взорвется, задымится! (Вулкан)
Что же это за гора такая сердитая? (Вулкан)
О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь? (О вулканах). Верно, ребята! Но не только о них. Вы знаете, что такое гейзер? (Нет). А хотите узнать? (Да). *Давайте вместе сформулируем и запишем тему урока: (Слайд 3) Тема: Вулканы, горячие источники, гейзеры Запишите тему урока в тетради
С темой урока определились. Какие цели и задачи мы поставим сегодня перед собой? Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать? Кому из вас интересно как устроен вулкан внутри? А знаете ли вы, какие бывают вулканы? (Нет) Значит, какая первая задача стоит перед нами сегодня? Помогите мне ее сформулировать. (Узнать о строении вулкана, о типах вулканов) А знаете ли вы по каким причинам возникают вулканы и где больше всего на Земле вулканов? (Нет). А хотите узнать? (Да). Значит, какая вторая задача стоит перед нами сегодня? (Выяснить причины вулканизма и изучить районы вулканизма). Если мы найдем ответы на поставленные перед собой вопросы, то достигнем цели нашего урока: изучить явление вулканизма. (Слайд 4)
*Ну, мои дорогие, для того, чтобы выполнить все задачи вам нужно стать исследователями. Уважаемые коллеги, готовы ли вы провести подробные исследования и сделать открытия! (Да). Тогда мы начинаем работу!
Итак, первое с чего мы начнем, мы исследуем, как устроен вулкан.
Работа с динамической таблицей «Строение вулкана». В ходе работы с таблицей учащиеся вместе с учителем дают определение терминам «кратер», «жерло», «конус вулкана», «магма», «лава», записывают в тетради. Зарисуйте схему строения вулкана в тетради.
А знаете ли вы, почему у этой своенравной горы такое название – вулкан? (Нет)
(Слайд 5) Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев бога. Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз. (Слайд 6) У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По приданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащею гору стали называть вулканов, как и бога огня. Выбираемся из глубины вулкана и идем дальше! Какими же бывают вулканы? (Слайд 7). Виды вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этновезувианский. Стромболианский тип вулкана – имеет правильную коническую форму с одним каналом. Мощные извержения. Тип вулканический – имеет правильную коническую форму, основной канал разветвляется на другие, меньшие по размеру. Мощные извержения. Гавайский тип вулкана – имеет коническую форму с широким невысоким кратером. Лава очень жидкая извержение не очень мощное. Пелейский тип вулкана – имеет очень плотную лаву, которая по мере вытекания образует твёрдые конические формы. -Как вы думаете, какие вулканы называют действующими, а какие потухшими? Слайд 8. Действующие и потухшие вулканы Физминутка (1-2 мин.). Мы выполнили первую задачу урока? (Да). Итак, мы узнали о строении вулкана, о типах вулканов. Извержение вулкана – одно из наиболее грозных и в то же время величественных явлений природы. Чтобы понять, что такое представляет собой вулкан, посмотрим следующий видеофрагмент. Слайд 9 Извержение Вулкана Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Слайд 10 Извержение Везувия. Гибель Помпеи. Об этой грандиозной катастрофе люди узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния, в котором он описывает события того страшного дня. 24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины. Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ясный день, здесь царила ночь. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркаланум затопили грязекаменные потоки, а Помпею завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей. Почему же происходит извержение вулканов? Как образуются вулканы? Разбейтесь на группы, найдите в учебнике информацию и дайте ответы на поставленные вопросы. По итогам работы в группах учащиеся сообщают о найденной ими информации.
Мы выполнили с вами вторую задачу урока? (Да) Слайд 11. Но я предлагаю познакомиться еще с такими понятиями, как гейзер и горячий источник.
|
Участвуют в беседе
Записывают тему урока в тетради
Определяют задачи урока
Участвуют в беседе
Слушают рассказ учащегося
Слушают объяснение учителя
Принимают участие в беседе
Слушают рассказ учителя, смотрят видеофрагмент
Слушают сообщение учащегося
Работают в группах, находят в учебнике необходимую информацию, делают выводы
Слушают рассказ учителя |
4. Первичное осмысление (работа в парах)
Беседа | Где же могут образовываться вулканы? Слайд 12. Найдите по координатам вулканы, запишите их название и высоту. Коорди-наты | Название вулкана | Высота вулкана | Материк, где находится | 19 с.ш., 97 з.д. | Орисаба | 5747м | Северная Америка | 2 ю.ш., 78 з.д. | Котопахи | 5897м | Южная Америка | 4 ю.ш., 38 в.д. | Килиман-джаро | 5895м | Африка | 55 с.ш., 160 в.д. | Ключевская Сопка | 4750м | Евразия | 6 ю.ш., 106 в.д. | Кракатау | 813м | Малайский архипелаг |
- Почему, именно в этих местах земного шара расположились вулканы? Сравните результаты с тектонической картой. Какой вывод можно сделать? (Основная масса вулканов располагается в зоне разломов литосферных плит, в геологических активных зонах). -Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? (Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора). -Ребята, посмотрите внимательно в атлас, как изображены вулканы? Правильно, часть вулканов изображается черными значками, а другая красными. Как вы думаете, зачем введено такое обозначение? (действующие и потухшие).
|
Находят по координатам вулканы, заполняют таблицу, сверяют с шаблоном верных ответов
Отвечают на вопросы, делают выводы |