Урок по реализации регионального содержания в образовании Интегрированный урок по географии и физике «Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура». 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок с применением регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
с региональным компонентом | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по реализации регионального содержания в образовании
Интегрированный урок по географии и физике
«Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура».
7 класс.
Заозерская Людмила Валентиновна – учитель географии
Луцык Надежда Васильевна – учитель физики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ясненская средняя общеобразовательная
школа № 7»
Муниципального образования
«Пинежский муниципальный район»
164628 п.Ясный, ул.Мира, д.11,
Пинежского района, Архангельской области
Тел./факс (81856) 27009, E-mail yas-shkola@yandex.ru ИНН/КПП 2919003844/291901001
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6-10 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.-2-Е ИЗДАНИЕ.-М.:000 «ТИД «РУССКОЕ СЛОВО-РС»,2010.
УЧЕБНИК «ГЕОГРАФИЯ 6 » Е.М.ДОМОГАЦКИХ Н.И.АЛЕКСЕЕВСКИЙ М, «РУССКОЕ СЛОВО»,2010
«ГЕОГРАФИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 8-9» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.М. БЫЗОВОЙ,Я.К.ПЕРМИНИНОЙ М, «СПОРТ АКАДЕМПРЕСС»,2001
ПРОГРАММА « ФИЗИКА 7-9» А.В. Перышкин, Е.М. Гутник , М., «ДРОФА», 2007
УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7» А.В. Перышкин, М., «ДРОФА», 2008.
2012
Путешествие на метеостанцию М-2 « Сура». 7 класс.
Цель:
Применение знаний полученных в курсе географии и физики для исследования атмосферных явлений в ходе заочного путешествия на метеостанцию М-2 « Сура».
Задачи :
Образовательная:
- Продолжить формирование умения применять свои знания по физике и географии.
Развивающая:
- На основе межпредметных связей показать синтез знаний географии и физики в работе метеоролога
Воспитательная:
-Расширить кругозор и повысить интерес к родному краю в связи со столетием метеорологической службы на Севере.
-Познакомить с профессией метеоролога .
Форма урока: заочное путешествие.
Оборудование: презентации, раздаточный материал, барометр, термометры для измерения температуры воздуха и почвы, психрометр с таблицей.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Вступительная часть.
- Сообщения учащихся.
- Физкультминутка.
- Практическая часть.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Содержание урока:
- Оргмомент. Объявление темы, цели урока. (презентация №1, слайд 1)
- Вступление.
Учитель географии:
- В земной атмосфере непрерывно происходят разнообразные физические, химические, биологические и другие процессы, изменяющие состояние как нижних, так и более высоких её слоёв.
Наука, изучающая атмосферные процессы, называется метеорологией.(записать в тетрадях).) ( слайд 2 ).
Человек с незапамятных времён проявлял большой интерес к окружающей природной среде. Первые записи о погодных явлениях, дошедшие до нас, были сделаны ещё за 3 тысячелетия до нашей эры. К IX в.н.э. относятся записи о погоде в русских летописях. Метеорологические приборы начали появляться в Западной Европе в конце XVI в., а регулярные наблюдения стали проводиться веком позднее. Как установлено по архивным документам, первые регулярные наблюдения за погодой в Москве были начаты ещё в 1650 г. 19 декабря 1725 г. Петербургская академия наук приступила к регулярным инструментальным метеорологическим измерениям.
Метеорологические станции на Севере появились ещё в начале XIX века, но лишь летом 1912 года после создания в г.Санкт-Петербурге при Отделе торговых портов Министерства торговли и промышленности гидрометеорологической службы была организована Гидрометслужба Северного Ледовитого океана и Белого моря в г.Архангельске с Центральной станцией во главе. С этого момента и ведётся отсчёт Гидрометеорологической службы Севера. Целью создания службы было ежедневное оповещение торговых портов и пунктов о состоянии погоды и моря, о предстоящих штормах, движении льдов и др. ( слайд 3 )
Первым начальником службы был А.И.Бориславский, штабс-капитан запаса инженерных войск, выпускник Санкт-Петербургского университета.
В процессе многочисленных реорганизаций и преобразований с 1 января 1956 года управление, учитывая его межрегиональное значение, стало называться Северным и сохраняет это название до настоящего времени. Развитие Северного УГМС происходило вместе с развитием Гидрометслужбы страны. Расширялось обслуживание различных отраслей народного хозяйства Севера, внедрялась новая техника, методы наблюдений и обработки, новейшие методики прогнозов погоды. Сегодня Северное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – это специализированное многофункциональное учреждение Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, осуществляющее свою деятельность на территории 8 субъектов РФ в 4 федеральных округах.
- Как вы считаете, ребята, для чего нужны наблюдения за погодой ?
-ответы детей; обобщение на слайде 4.
- непосредственного обеспечения организаций сведениями о метеорологических условиях в пункте наблюдения;
- оповещения населения и организаций о неблагоприятных и опасных атмосферных явлениях;
- обеспечения прогностических служб необходимыми данными для составления прогнозов;
- накопления и обобщения данных о климате.
Учитель физики:
- Наблюдения за погодой осуществляются на специально оборудованных метеорологических станциях. Все станции в мире производят наблюдения одновременно в единые синоптические сроки (8 раз в сутки через 3 часа)
по Всемирному скоординированному времени, которое соответствует времени на нулевом меридиане (время по Гринвичу). ( слайд 5 )
Наблюдения за атмосферными явлениями и состоянием погоды ведутся на станциях непрерывно в течение суток.
В обязательную программу наблюдений входит: измерение 8 раз в сутки температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, атмосферного давления, температуры почвы, видимости, высоты нижней границы облачности, а также определение количества и вида облаков; 2 раза в сутки измеряют количество выпавших осадков; 1 раз в сутки измеряют высоту снежного покрова.
Кроме обязательных наблюдений для каждой конкретной станции Гидрометцентром могут быть установлены дополнительные наблюдения. К ним относятся: наблюдения за продолжительностью солнечного сияния, солнечной радиацией, полярными сияниями, гололёдно-изморозевыми отложениями, испарением, глубиной промерзания почвы, наблюдения за ростом и развитием растений и др.
Метеостанции располагают в местах, где изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека, минимальны и предназначают для установления вековых тенденций изменения климата на данной территории. В нашей стране таких станций около 400.
В Пинежском районе наблюдения за погодой осуществляют 3 метеостанции, которые находятся в с. Карпогоры, п. Пинега и с.Сура.(запись в тетрадях).
Мы приглашаем вас на заочную экскурсию на метеостанцию М-2 «Сура». ( слайд 6,7 )
Метеорологическая станция М-2 «Сура» была организована в 1913 году по программе III разряда Главной физической обсерваторией. Наблюдения проводились нерегулярно. Первым наблюдателем был священник местной церкви Ручьёв Александр Григорьевич. ( слайд 8 )
В 1956 году метеостанция принимала участие в Выставке Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) и получила медаль. ( слайд 9 )
Кроме метеорологических наблюдений метеостанция М-2 «Сура» осуществляет контроль загрязнения окружающей среды. Он заключается в ежедневном измерении мощности экспозиционной дозы гамма-излучения (уровень радиации),
а также производится сбор атмосферных осадков и отправка их в химическую лабораторию г.Архангельск для анализа содержания в них различных веществ. ( слайд 10 )
В настоящее время в штате станции состоит 5 человек, имеющих специальное образование.
Данные метеорологических наблюдений за каждый синоптический срок в закодированном виде передаются в Гидрометцентр г.Архангельск с помощью SMS-сообщений. Кроме этого производится обработка данных наблюдений с помощью специальных компьютерных программ, в результате чего получают различные таблицы, графики, диаграммы, характеризующие климат. ( слайд 11 )
Большинство метеорологических наблюдений производится на метеорологической площадке, на которой устанавливаются приборы. ( слайд 12 )
3) Сообщения учащихся:
1)Измерение температуры воздуха и почвы. . ( слайд 12 )
Измерение температуры входит в обязательную программу наблюдений.
Температуру воздуха измеряют термометром ,который находится в тени на высоте 2 м., чтобы излучение Солнца не влияло на показания.
Измерения производят с интервалом в 3 часа,8 раз в сутки.
Также измеряют температуру почвы ( слайд 13 ). Используют 3 термометра:
1 – показывает температуру почвы в момент наблюдения;
2 – максимальную температуру между наблюдениями;
3 – минимальную температуру.
С мая по октябрь 4 термометра специальной конструкции измеряют температуру почвы на глубине 5,10,15.20 см.
Измерение атмосферного давления. . ( слайд 14 )
Измерение атмосферного давления производят с помощью ртутного барометра. Это самый точный барометр ,т.к. пружины анероидов со временем теряют упругость, и показания становятся неточными.
На метеостанциях есть также барограф. ( слайд 15 ) Четыре металлических коробочки, из которых выкачан воздух , соединены пружиной со стрелкой. Под давлением атмосферы стрелка не просто движется , но и оставляет след на миллиметровой бумаге. Бумагу надевают на специальный цилиндр , который вращается с помощью часового механизма. Каждый понедельник оператор снимает миллиметровую бумагу , на которой видно , как менялось атмосферное давление в течение недели.
3)Измерение влажности воздуха. ( слайд 16)
Окружающий нас воздух всегда содержит в себе водяные пары.
Влажность воздуха зависит от времени года. Зимой воздух очень сухой, осенью и весной –влажный.
Влажность зависит также от температуры. При одном и том же содержании водяного пара теплый воздух будет сухим ,а холодный- влажным.
Относительная влажность воздуха показывает, как близок или далек водяной пар в воздухе от состояния насыщения. Для определения влажности воздуха используют психрометры и гидрометры.
Психрометр состоит из 2-х термометров. Один из них показывает температуру воздуха. Шарик второго обмотан влажной тканью (батистом) и показывает более низкую температуру.
Если воздух сухой, то влага с ткани испаряется, и разность показаний термометров будут больше. Если влажность высокая ,то испарение затруднено, и разность показаний термометров невелика. По разности показаний с помощью таблиц определяют влажность воздуха.
Действие волосного гидрометра( слайд 17 ) основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности воздуха. Для этой цели используют длинный волос натуральной блондинки.
Стрелка по шкале указывает влажность воздуха.
Учитель географии: облака, их виды, образование облаков. ( слайд 18,19,20)
- Физкультминутка .(слайд 21)
- Исходное положение - руки на поясе. Работаем стрелкой барометра. Давление упало наклон влево, прямо давление нормальное. Наклон вправо - давление выше нормы. Повторяем!
- Облака в атмосфере располагаются по ярусам. Исходное положение руки вниз, пальчики указывают на слоистые облака, Руки вперед на уровне плеч, пальчиками указываем – кучевые облака, руки вверх указываем на перисто-слоистые облака. Встали на носочки, потянулись к самым высоким –перистым облакам.
- На метеостанциях есть прибор для измерения направления и скорости ветра- анемометр. Поработаем анемометрами. Исходное положение руки согнуты в локтях кисти прижата к плечам. Делам повороты туловища вправо, влево, постепенно увеличивая скорость (от штиля до штормового предупреждения и обратно до штиля).
- Сообщения учащихся:
Измерение высоты облаков.
Высоту облаков измеряют с помощью радиолокации.
В ящике находится радиолокатор ,который испускает электромагнитную волну ,и принимает её после отражения от облака. ( слайд 22 )
Высоту облака можно рассчитать по формуле ,
где v – скорость радиоволны ,она равна скорости света, 300 000 км/с. ( слайд 23 )
Оператор на станции считывает данные по шкале, проградуированной в метрах. ( слайд 24 )
Учитель физики:В июне 2011 года на метеостанции М-2 «Сура» установлен автоматический метеорологический комплекс (АМК), который ежеминутно измеряет температуру и влажность воздуха, температуру почвы, атмосферное давление, направление и скорость ветра. Все измеренные величины отображаются на экране монитора. В синоптические сроки АМК в автоматическом режиме создаёт телеграмму и отправляет её в Гидрометцентр. ( слайд 25 )
Специальность метеоролог можно получить в следующих учебных заведениях:
( презентация №2 )
- Практическая часть
Учащиеся делятся на группы по 2 человека, каждая группа получает задание. После выполнения заданий каждая группа отчитывается у доски. Задания высвечиваются на слайдах для общего обозрения (презентация № 3)
- Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.
В заключение урока составляется «радиограмма» включающая температуру воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, направление ветра, облачность (от 0 до 10) (записывается на доске, в тетрадях).
- Домашнее задание: мини-сочинение: «У природы нет плохой погоды ».
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по реализации регионального компонента по предмету английский язык.
Урок в 6 классе по теме "Одежда ", "Донской казачий костюм"....
Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
Выступление на районном методическом семинаре учителей географии....
Реализация регионального содержания образования на уроках географии
Презентация к выступлению на районной конференции Реализация регионального содержания образования"...
Конспект урока по географии на тему "Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика". 10 класс
Разработка урока для 10 класса по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика »....
Учебное пособие. Метод проектов в реализации регионального содержания в обучении географии.
Учебное пособие предполагает использование краеведческого материала в обучении географии, реализуя метод проекта. Региональное содержание включено во все курсы физической и экономической географии....
Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс
Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...
ПРОГРАММА реализации регионального содержания по русскому языку и литературе «АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены основные задачи, среди которых достаточно значимыми являются следующие: - обеспечение исторической преемст...