План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презентация отлично иллюстрирует и дополняет обьяснения учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:
















Урок



начального курса физической  географии в 6 классе







на тему «Вулканы. Горячие источники»





















Разработала: учитель географии



 ГБОУ гимназии «Гармония»



Т.В. Кондрашкина








                                   

Тема: Вулканы. Горячие источники.

Цели урока: Образовательные - сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов;

Развивающие - развивать навыки работы с картой, устную речь;

Воспитательные – самостоятельно и ответственно готовиться к урокам, повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия», «лава»; фрагменты слайдов, демонстрационная таблица «Типы вулканов».

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания (10 – 15 мин.)

Задания на знание фактов, понятий:

- Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)

- Объясни термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

- Какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?

_ Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются? ( В результате наложения вертикальных и горизонтальных движений.)

Задания на проверку понимания связей:

- Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?

- Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

-Как предсказать землетрясения?

- Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах.

Задания на проверку умений:

- По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

-Каковы ваши действия при землетрясении (если вы на улице, если вы внутри здания)?

3. Изучение нового материала (20 – 25 мин.)

На слайде компьютера демонстрируется извержение вулкана.

Демонстрация  слайда «Гавайские острова. Вулкан Мауна – Кеа».

- Какое явление природы вы увидели? (Извержение вулкана).

- Сегодня на уроке вы узнаете, почему образуются вулканы, откуда пошло его название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Выслушиваются ответы учащихся, и в тетради записывается определение вулкана: 

Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.        

Вулкан – это геологическое образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса).

- Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

 Сообщение учащегося «Откуда пошло название «вулкан» 

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

 В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже тёмные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный  Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

 Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.

 Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

 У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкан. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканно в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

 Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Демонстрируется слайд «Внутреннее строение вулкана»

 Учитель называет и показывает  части вулкана, учащиеся рисуют внутреннее строение вулкана у себя в тетрадях, подписывают, где находится жерло, кратер, конус вулкана. Ту же работу проделывает один из учащихся на доске.

- Дадим определение «кратеру», «жерлу» и «конусу».

Учащиеся читают со слайда определения, записывают их в тетрадь.

Кратер – (от греческого krater- большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой -куполообразные.

- Как вы думаете, как образуется конус. (Ответы учащихся)

- На самом деле конус нарастает постепенно.

Демонстрация слайда «Образование конуса вулканов»

- Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему – выливается второй слой и т.д. И получается слоистый конус.

- Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ( У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)

- Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение.

 Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу «Типы вулканов» и объясняет особенности различных типов вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этно – везувианский.

- Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.

Попробуйте ответить на вопрос, в чём причина появления вулканов на материковой земной коре?

 ( Вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Начертите схему в тетради:

Образование вулканов

На суше             материковая                   в зоне разломов

                       земная кора

                                                                                                  вулканы

                                                                                 

На дне            тонкая океаническая        лава прожигает

океанов                        кора                        земную кору

- Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

 Физкультминутка

«Зарядка»

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседания 4 – 6 раз),

Прыгать и скакать (5 – 6 прыжков).

Демонстрируется слайд «Карта вулканов»

Учитель сообщает детям условное обозначение вулканов на карте (снежинкой), обращает внимание на то, что действующие вулканы обозначены  чёрным цветом, а потухшие – красным).

- Все вулканы, извергавшиеся в историческое время, относятся к действующим. Их на Земле около 600. Те вулканы, которые сохранили свою форму, но не извергались на памяти человечества ни разу, называются уснувшими – они ещё могут ожить. И лишь те, у которых разрушен и размыт конус, считаются потухшими.

Демонстрируется слайд «Горячие источники. Гейзеры».

-Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.)

 Учитель вывешивает на доске табличку: «мантия»

МАНТИЯ

-Мантия находится в вязком состоянии. Почему не в жидком состоянии, ведь она нагрета до температуры 2000 -2500 С? (На неё воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии.)

-Мантия вязкая, но где, по –вашему, мантия станет жидкой? Почему? (Около трещины, давление понизиться).

-Мантия в жидком состоянии станет магмой. (Вывешивает табличку «магма»). -Попишите на схеме.

МАНТИЯ – МАГМА

 Когда магма выльется наружу, она станет… (Лавой).

МАНТИЯ – МАГМА – ЛАВА

(Схема завершается)

Работа в парах. Расскажите друг другу, что такое мантия, магма, лава.

- Ответьте, какие продукты извержения вулканов перечислены в следующем сообщении:

Лава имеет температуру 1000 С и течёт по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своём пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует обсидан – вулканическое стекло.

- При извержении вулкана можно наблюдать вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел и газы.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полёте, у некоторых даже образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма – маленькие треугольники.

 Вулканические газы – это горячие газы, температура их достигает 800 – 100 С. Раскаленные тяжёлые газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, уничтожая деревья, дома, людей.

  1. Итоги урока (4 – 5 мин.)

Комментарии оценок учащихся за ответы на уроке.

Домашнее задание

Учебник п.19, обозначить на контурной карте потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзиями, Гекла, Эльбрус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»

Цели1.     Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли  от других планет.2....

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"

урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"...

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....

План-конспект к уроку ОДНКНР 6 класс "Наука как источник знания о человеке и человеческом"

Тема: Наука как источник знания о человеке и человеческом.Предмет: ОДНКНР.Класс:  6...

План-конспект открытого урока географии на тему: «Расы и народы мира». 6 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Население и расы&r...