Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Материал IX Фестиваля
«Использование информационных технологий в
образовательной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_na_festival.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5
Количество часов :
Всего 35 часов
В неделю 1 час
Уровень программы: базовый
Пояснительная записка:
Планирование составлено на основе Требований к краеведческой подготовке учащихся, разработанных сотрудниками кафедры прикладной культурологии СПбАППО совместно с методистами районных Научно-методических центров.
Цели курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Цель программы:
способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться в культурном пространстве города,
- понимать особенности городских объектов как источников информации,
- применять полученные знания.
- совершенствовать общеучебные умения
- выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению
Требования к уровню подготовки учащихся:
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
Выпускники 5 класса
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;
- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
Умеют:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
Тема | Кол.часов | |
1 | Введение. | 1 |
2 | Тема1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга | 6 |
3 | Тема 2. Античное наследие. | 3 |
4 | Тема 3. Подлинные памятники античности в Петербурге. | 3 |
5 | Часть 4. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях и скульптурном убранстве Петербурга. | 13 |
6 | Тема 5. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, интерьерах. | 9 |
Содержание программы
Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.
Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.
Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.
Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.
Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.
Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.
Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.
Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института . Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.
Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.
Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.
Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.
Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).
Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.
Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).
Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности.
Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.
Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.
Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.
Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.
Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.
Классический стиль в живописи, в скульптуре.
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.
Классический стиль архитектуры.
Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.
Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.
Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).
Учебно-методический комплекс
1. Учебники, допущенные к использованию
Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга
1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.
- Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.
2. Дидактические материалы к курсу
- Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
- Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
- История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
Справочники, словари, путеводители
- Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
- Детские энциклопедии.
- Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
- Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
- Путеводители по Русскому музею.
- Путеводители по Эрмитажу.
- Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
Литература общего характера
- Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
- Библия. Любое издание.
- Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
- Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
- Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
- Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
- Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
- Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
- Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
- Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
- Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
- Мифы Древнего мира. Любое издание.
- Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
- Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
- Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
- Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.
Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
- Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
- Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
- Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
- Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
- Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
- Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
- Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
- Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.
Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»
- Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
- Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
- Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
- Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
- Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
- Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
- Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
- Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
- Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
- Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
- Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
- Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
- Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.
Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Живой город http://www.save-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
- Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
- Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
- Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
- Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
- Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
- Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
- Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
- Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
- Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
- Санкт-Петербурга. Открытый город http://www.st-petersburg.ru/about/history/
- Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
- Фото сайт Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
- Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
- Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
- Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
. Тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 5 класс
№ урока | Дата | Факт | Наименование темы урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Контрольные мероприятия | Домашнее задание | Применение ИКТ |
Введение | |||||||
1 | Петербург – уникальный город-музей. | Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией. | Работа на уроке, д\з | Творческое задание: паспорт города | Прослушивание гимна города. Проект «Герб города» | ||
Тема 1. . Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга | |||||||
2 | Наследие Древнего Востока в Петербурге. | Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге; | Работа на уроке, д\з | Записи в тетради | Электронное тестирование | ||
3 | «Свидетели бессчетных поколений» | Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Электронное тестирование | ||
4 | «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. | Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города(«Египетский дом») | Работа на уроке, д\з | Составить вопросы типа «Да – нет» | |||
5 | Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге. | Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | «Глиняные таблички из коллекции Эрмитажа» | ||
6 | Сказочный зверинец в Петербурге. | Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Мастер кроссвордов ppt «Сказочный зверинец в Петербурге» | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1. | Работа на уроке | Записи в тетрадях | ||||
Тема 2. Античное наследие. | |||||||
8 | Наследие античного мира. | Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
9 | Наследие античного мира. | Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Презентация, созданная на уроке | ||
10 | Раскрытие тайн античного мира в Петербурге. | Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
Тема 3. Подлинные памятники античности в Петербурге. | |||||||
11 | Античные коллекции Эрмитажа.. | Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античнх коллекциях Эрмитажа и их хранителях. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Интернет-экскурсия «Виртуальный Эрмитаж» | ||
12 | Античные коллекции Эрмитажа. | Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Электронное тестирование | ||
13 | Повторительно-обобщающий урок по темам 2-3. | Записи в тетрадях | |||||
Часть 4. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях и скульптурном убранстве Петербурга. | |||||||
14 | Наследие античного мира в образовании и науке | Дают определения понятий школа, гимназия, лицей. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. | Записи в тетрадях | ||||
15 | Наследие античного мира в образовании и науке | Дают определение понятия академия. Называют академические центры науки. | Записи в тетрадях | ||||
16 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне». | Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
17 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне». | Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль,фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Интерактивная модель "Классицизм и ордерная архитектура". | ||
18 | Архитекторы Петербурга. | Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
19 | Архитекторы Петербурга. | Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
20 | Скульптурное убранство Петербурга. | Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | «Садово-парковая скульптура Летнего сада». | ||
21 | Скульптурный Олимп Петербурга. | Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
22 | Герои античных мифов на берегах Невы. | Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Рассказывают о мифологических сюжетах в убранстве Петербурга. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
23 | Герои античных мифов на берегах Невы. | Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Описывают памятники античным героям в Петербурге. | Работа на уроке, д\з | Составить вопросы к викторине | |||
24 | Памятники реальным людям в Петербурге. | Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
25 | «Триумф, виктория, победа…» | Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме 4. | Записи в тетрадях | |||||
Тема 5. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, интерьерах. | |||||||
27 | Античность и литература. | Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
28 | Античность и литература. | Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
29 | Театр и античность. | Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска. Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
30 | Хранилища произведений искусства. Русский музей. | Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании и роли Русского музея как центра сохранения культурного наследия. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
31 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании и роли Эрмитажа музея как центра сохранения культурного наследия. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | |||
32 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль музея как центра сохранения мирового наследия. | Работа на уроке, д\з | Записи в тетрадях | Интернет-экскурсия «Виртуальный Эрмитаж» | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме 5. | Работа на уроке, д\з | |||||
34 | Повторение и обобщение к курсу | Работа на уроке, д\з | |||||
35 | Повторение и обобщение к курсу | Работа на уроке, д\з |
Роль используемых ресурсов и ИКТ в работе по программе
Программа разработана для учащихся 5-Б класса, изучающих курс истории Санкт-Петербурга на базовом уровне. Учащиеся изучали в начальной школе курс «Чудесный город», в школе реализуется широкая программа экскурсионной деятельности. В связи с вышеперечисленным, обучающиеся уже имеют определенный багаж знаний по предмету. Расписание уроков составлено таким образом, что в дни проведения уроков по истории города, существует возможность увеличения количества уроков в сопровождении ИКТ без роста отрицательного влияния на здоровье обучающихся. Применение ИКТ в преподавании краеведения играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.
Применяемые на уроках ИКТ выполняют необходимые функции:
- стимулировать творческую активность в изучении материала;
- реализовывать возможности информационных систем;
- гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
- тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
- принимать различные способы ответа.
Основная задача ИКТ, применяемых на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха;
Применение ИКТ на уроках в 5 классе позволяет проводить уроки различных типов:
- демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся. укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
Средства ИКТ применяются на различных типах и этапах урока. В зависимости от этих условий роль ИКТ на уроке может быть следующей:
- при изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Методы организации обучения с использованием ИКТ в 5 классе:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский.
К применению ИКТ на уроках в 5 классе необходимо учесть некоторые особенности школьников. Критические точки усвоения учебного материала на уроке: 1 – 4 мин. - 60 %, 5 – 23 мин.- 80%, 23– 34 мин.- 45 –60%, 35-45 мин. - 6%. Использование ИКТ не должно превышать допустимых норм: рпосмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения и работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не должна превышать 20 мин., прослушиваемые аудиозаписи и просмотр телепередач, просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не должно превышать 25 мин.
Программное обеспечение курса истории и культуры Санкт-Петербурга включает:
- текстовый редактор Microsoft Word;
- мультимедиаредакторы Microsoft Power Point или ОpenOfis;
- программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;
- редактор кроссвордов на компьютере;
- он-лайн мастер кроссвордов (легкое создание и возможность сохранить, распечатать или отправить по эл.почте готовый кроссворд);
- тестовый редактор MyTestXPro;
- MimioStudio
- приложение FotoAlbum (легкое и удобное создание альбомов или флеш-роликов)
Дополнение к тематическому планированию по истории и культуре Санкт-Петербурга
№ уро ков | Наименование тем | Задачи, решаемые с помощью ИКТ | Используемые технологи | Обоснование эффективности | Оборудование | Программное обеспечение/ электронные ресурсы |
1 | Петербург – уникальный город-музей. | Показать роль Санкт-Петербурга | Воспроизводится гимн города, сопровождающийся беседой по содержанию. На экран по отдельности выводятся элементы герба Санкт-Петербурга, используя инструменты Mimio собираем изображение герба | Погружение в тему, создание особого настроения гордости за свой город | Ноутбук, мультимедиа-система | ПО для воспроиз-ведения звука, MimioStudio |
Тема 1.НаследиеДревнего Востока и наследие Петербурга | ||||||
2 | Наследие Древнего Востока в Петербурге. | Закрепление пройденного материала | Демонстрационное электронное тестирование. Учитель запускает приложение, демонстрирует выполнение небольшого теста из 5 заданий. Следующие 2 теста выполняет кто-то из обучающихся, возможно обращение за помощью к классу. | Демонстрация принципов электронного тестирования в приложении MyTestXPro, подготовка к последующему контролю. Активизация мыслительной деятельности. | Ноутбук, проектор | Приложение MyTestXPro |
3 | «Свидетели бессчетных поколений» | Проверка домашнего задания | Выборочное электронное тестирование | Оценивание большего количества обучающихся, быстрая объективная оценка, наглядность результатов, возможность увидеть ошибки. | Локальная сеть | Приложение MyTestXPro |
4 | Отголоски загадочного Египта в Петербурге. | Выполнение домашнего задания | Обучающиеся на личном сайте учителя просматривают тематические иллюстрации, комментарии к ним. Готовят вопросы типа «Да – нет» для работы на следующем уроке | Развиваются навыки самостоятельной деятельности, создаются условия для реализации способностей обучающихся, формируется информационная компетенция. | Домашний компьютер с выходом в интернет | Операционная система и ПО домашнего компьютера |
5 | Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге. | Изучение нового материала. Решение проблемного задания «Как жители Месопотамии смогли передать информацию петербургским ученым?» | 1.Демонстрация презентации «Глиняные таблички из коллекции Эрмитажа» (в соответствии с нормами СанПин) как иллюстрации рассказа учителя. 2.«Реконструкция» поврежденного текста. | Реализация принципа наглядности. Активизация мыслительной деятельности, развитие логики. Возможность создания игровой ситуации для большей заинтересованности детей темой. | Ноутбук, проектор, устройство Mimio. | ПО Mimio |
6 | Сказочный зверинец в Петербурге. | Закрепление изученного на уроке | Разгадывание кроссворда: на экран проецируется сетка кроссворда, вопросы в стихотворной форме; после правильного ответа выводится изображение. | Вовлечение в работу большого количества обучающихся. Активизация различных видов памяти памяти, перевод информации из кратковременной в долговременную память, закрепление визуальных образов. | Ноутбук или компьютер, проектор. | Мастер создания кроссвордов, Microsoft PowerPoin или Oppen Offis |
Тема 2. Античное наследие. | ||||||
9 | Наследие античного мира. | Изучение нового материала. | Квест. Работа в группах. Обучающиеся отбирают иллюстрации и информацию на заданную тему (материал предоставлен учителем в электронном и бумажном варианте): *подлинные памятники античности * стилизованные памятники античности* античное наследие в архитектуре* античное наследие в изобразительном искусстве* Результат работы представляется в виде 2-3 слайдов PPT, созданной в классе под руководством учителя | Развитие навыков групповой исследовательской деятельности. Формирование коммуникативной и деятельностной компетенции. Стимулирование интереса к предмету. Возможность наглядного представления и обсуждения результатов работы. | Ноутбук или компьютер, проектор. | ПО Microsoft PowerPoin или Oppen Offis |
Тема 3. Подлинные памятники античности в Петербурге. | ||||||
11-12 | Античные коллекции Эрмитажа. | 1 урок. Изучение нового материала. 2урок. Закрепление пройденного материала. | 1 урок. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу. Открываем официальный сайт Государственного Эрмитажа и идем по активной ссылке «Виртуальный Эрмитаж» 2 урок. Электронное тестирование. | 1 урок. Интерактивность, реализуется принцип наглядности. Формируется информационная компетенция обучющихся. 2 урок. Экономия времени урока. Большой охват обучающихся. Быстрая объективная оценка. | Ноутбук с выходом в интернет, проектор. | 1.Официальный сайт Государствен- ного Эрмитажа 2. Приложение MyTestXPro |
Тема 4. «Отголоски» античности в архитектурных сооружениях и скульптурном убранстве Петербурга. | ||||||
16 | Архитектура – музыка, застывшая в камне. | Изучение нового материала | Квест. Работа в группах. Обучающиеся отбирают иллюстрации и информацию на заданную тему (материал предоставлен учителем в электронном и бумажном варианте): секреты древних архитекторов * классицизм в Петербурге * архитектурный ансамбль + примеры* Результат работы представляется в виде 2-3 слайдов PPT, созданной в классе под руководством учителя | Развитие навыков групповой исследовательской деятельности. Формирование коммуникативной и деятельностной компетенции. Стимулирование интереса к предмету. Возможность наглядного представления и обсуждения результатов работы. | Ноутбук или компьютер, проектор. | ПО Microsoft PowerPoin или Oppen Offis |
17 | Архитектура – музыка, застывшая в камне. | Изучение нового материала | Обучающимся в режиме он-лайн демонстрируется цифровой ресурс, представляет собой интерактивную модель по теме "Классицизм и ордерная архитектура". Модель представляет собой фасад классицистического здания начала XIX века. Переключаясь по ссылкам получаем возможность изучить архитектурные особенности данного строения. | Реализуются принципы наглядности и интерактивности, стимулируется интерес к предмету, активизируется мыслительная деятельность и различные виды памяти формируется информационная компетенция обучающихся. | Ноутбук, проектор | ПО для выхода в интернет Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e465e5a-08e5-1e3e-4c61-564ecffea588/?from=a1bd23f4-1493-9af9-e27b-fa646bc531c6&interface=themcol |
20 | Скульптурное убранство Петербурга. | 1. Изучение нового материала – погружение в атмосферу декоративного убранства Летнего сада; 2. Закрепление пройденного на уроке. | 1. Демонстрируется видеофрагмент «Садово-парковая скульптура Летнего сада». 2. На экран выводятся ребусы. Обучающиеся показывают их решение, используя инструменты Mimio | 1. Создается ситуация заинтересованности темой, реализуется принцип наглядности. 2. Активизируется мыслительная деятельность, различные виды памяти. | Ноутбук, мультимедиа-комплекс | ПО для демонстрации видео. MimioStudio |
23 | Герои античных мифов на берегах Невы. | Выполнение домашнего задания | Подготовленные учащиеся составляют викторину по теме и размещают её в классной группе соц.сети «ВКонтакте». Оценка производится одноклассниками путем голосования (функция сети). | Развиваются навыки исследовательской деятельности, создаются условия для реализации способностей обучающихся, формируется информационная компетенция. | Домашний компьютер с выходом в интернет | ПО для выхода в интернет, Microsoft Word или Exel |
Тема 5. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, интерьерах. | ||||||
32 | Хранилища произведений искусства. Эрмитаж. | Изучение нового материала | Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа. Заполнение учетной карточки экспоната. | Реализация принципа наглядности. Закрепление навыков по отбору, анализу, упорядочиванию информации. | Ноутбук с выходом в интернет, проектор. | Официальный сайт Государствен- ного Эрмитажа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса
Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...