Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Николаева Анна Алексеевна

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга  применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой. Рабочая программа для 7-х рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).

 

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

•  городские объекты, музейные экспозиции, семейные релик­вии, городские и семейные традиции как наследие, необходи­мое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставлен­ное предками и обогащаемое ныне живущими;

•  себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петер­бургского наследия и участника процесса его формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_spb_7-a.doc133.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_spb_7-a.doc98 КБ

Предварительный просмотр:


Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»  7 класс 2017-2018 учебный год.

урока

Тема урока

Контроль

Практика

(организация деятельности уч-ся)

Элементы содержания,

 деятельность учащихся

Планируемые результаты

Сроки проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – 34 ЧАСА

ВВЕДЕНИЕ - 1 час

1

Введение к курсу

Викторина,

таблица в тетради «Топонимы»

Урок обобщения и система-тизации знаний

Вводный урок. Повторение материала предыдущий лет. Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

Процесс формирования природного ландшафта нашего края. Освоение Человеком территории нашего края в древности.

Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу.

Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего  Санкт-Петербурга   с прошлым. Определение перспектив дальнейшего развития города.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

.

Раздел 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года) – 10 часов

2

Вводный урок: Наш край с древ-нейших времен до начала XVIII в.

Терминологический диктант Кроссворд : географические объекты Петербурга

Урок ознакомления с новым материалом

Средневековье в Европе, Балтийском регги-оне. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных;             о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина.

Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте города;

- умение ориентироваться в реальном городском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятельности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по

 желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

3

Из глубины веков…

Составление плана ответа «Многоликая история», подготовка к

Комбини-рованный

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

4

Древняя Ладога (VIII –XIII вв.)

Маршрутный лист

Комбини-рованный

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги,  их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

5

В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Тест.

Заполнить таблицу «Крепости Новгородских земель на территории приневских берегов»

Комбини-рованный

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

6

В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Устный опрос.

Составить вопросы « Тихвинская Чудотворная икона»

Комбини-рованный

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор. 

7-8

По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Хронологический диктант.

Восстановление событий «по цепочке»

Комбини-рованный

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

9-10

Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

топонимический словарь

Комбини-рованный

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.

11

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа

Обобщения

и системати  тизации   знаний

Обсуждение изученного материала.

Дидактическая игра. Тестовые задания

РАЗДЕЛ 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 23 часа

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.) - 8 часов

12-13

«Назло надменному соседу…»

Сравнительный анализ фактов, представленных в документе

Комбини-рованный

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).  

Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных;             о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина.

Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте города;

- умение ориентироваться в реальном городском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятельности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

14

«Вырос город…»

П.9

Кроссворд «Сподвижники Петра 1»

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  

15

Санкт-Петербург – новая столица России

П.10

Сообщение «Легенды Петербурга».

Нахождение ошибок в тексте

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

16

Новый для России город

Таблица «Защитные укрепления города»

Комбини-рованный

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

17

Санкт-Петербург – город светской  культуры

«Дворцы Петербурга» Кроссворд

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

18

Жизнь первых петербуржцев  

Творческая работа « Новые Праздники города».

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

19

Повторительно-обобщающий урок

Тест

Обобщения и система-тизации знаний

Обсуждение изученного материала.

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.

Защита творческих работ. Тестовые задания.

Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.) – 14 часов

20

Новой столице быть!

«Аукцион имён»

Комбини-рованный

Характеристика исторического периода.

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени.  (Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Источники.

Углубление и расширение знаний: - об этапах форми-рования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных;             о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина.

Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:

- умение ориентироваться по карте города;

- умение ориентироваться в реальном городском пространстве;

- воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации.

Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов.

Владеть навыками коллективной деятельности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.

Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература)

Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Выполнение правил поведения горожанина.

Применение знаний в учебной и повседневной ситуации.

Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах.

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

21-22

Наследие причудливого века.  

Тест

Комбини-рованный

Санкт-Петербург в последней четверти XVIII в.  – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян».

23

Во главе российского образования, просвещения, науки...

Работа по слепой карте

Комбини-рованный

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е.  Дашкова

24

Рядовые жители Петербурга

Составить тест по теме «Слободы Петербурга»

Комбини-рованный

Карта и облик города. Карты города конца XVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям      Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.  

25

Столичный город при Екатерине II

Сообщение «Художники и архитекторы»

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец. Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  

26

Императорский двор – законодатель моды в России

Фронтальный опрос

Комбини-рованный

Императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти XVIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (церкви св. Симеона и Анны,  топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

27

Санкт-Петербург – центр просвещения

Хронологический диктант

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е.  Дашкова.

28

«Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге

Защита презентаций по теме: «Екатерининский Петербург»

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице.  (гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатерины II).  Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (Ф. Шубин, В. Боровиковский, А. Лосенко, или другие).  Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры.

(Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

29

Повседневная культура петербуржцев

Терминологический диктант

Комбини-рованный

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице.

30-31

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора

План ответа по теме «Личность Павла в судьбе Петербурга»

Комбини-рованный

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора.

32-33

Санкт-Петербургская губерния

Кроссворд.

Презентация: Павловск.

Составить тест по теме «Гатчина»

Дополни ответ

Комбини-рованный

Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб).  Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.  

Итоговое обобщение -1 час

34

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа

Обобщения и система-тизации знаний

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.

Представление и защита творческих заданий.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №  375 с углубленным изучением английского языка

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

с методическим объединением учителей

Протокол №

«____»_______20   г.

«Рекомендована

к использованию»

педагогическим советом

Протокол №

«____»_______20   г.

«Утверждаю»:

директор школы

__________________

Карпова М.А.

Приказ №

«____» _______20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета

«История и культура Санкт-Петербурга»

для 7-а  классов

на 2017 -2018     учебный год

Разработчики  программы:

Николаева  А.А.

Санкт-Петербург

2017

Программа учебного курса «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

для учащихся 7  классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга  применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой. Рабочая программа для 7-х рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

•  городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

•  себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга»

1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

- ориентироваться по карте города;

- ориентироваться в реальном городском пространстве;

- работать с источниками информации о городе;

- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

4. Совершенствовать общеучебные умения

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Общая характеристика программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»

Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-музей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Следовательно все программы курсов имеют ценностно- и практикоориентированный характер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.

Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.

Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.

Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:

• образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;

•  педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).

Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.

Содержание программы

Введение – 1 час

Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

Процесс формирования природного ландшафта нашего края.

Освоение Человеком территории нашего края в древности.

РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года) - 10 часов

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

 1. Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги,  их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

 2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.

 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.

Повторение и обобщение темы

РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII– начало ХХ вв.) – 22 часа.

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.)  - 8 часов

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).  

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы

Тема 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПЕТРА I (1725-1801 гг.)  -  14 часов.

Введение. Характеристика исторического периода. Источники

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени.  (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец,  императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны,  топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в.  – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  

Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.  

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е.  Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице.  (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатерины 11).  Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие).  Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).  

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.

Повторение и обобщение темы 

Итоговое обобщение-1 час

Наш край в ХVIII в.

         Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб).  Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.  


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА» 7 КЛАСС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел I. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года)

10

3

Раздел II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 22 часа

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.)

8

Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.)

14

4

Итоговое обобщение

1

Итого

34

Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию

исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию

1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII  в.) – СПб.СМИО Пресс. 2011

2. Ермолаева Л.К.     История и культура  Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011

3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

Дополнительная литература.

  1. Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. -    СПб., 2000.
  2. Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. Л. 1986.
  3. Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
  4. Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. -  СПб., Люб. изд.
  5. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
  6. Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб., 2003.
  7. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л., 1991.
  8. Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703-1917). - СПб., 2001.
  9. Мавродин В. В. Основание Петербурга. — Люб. изд.
  10. Семенова Л. Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. — Л., 1982.
  11. Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). — СПб., 1998.
  12. Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб., 1994.
  13. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. — М., 1986.
  14. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб., 1997.
  15. Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. - СПб., 2000.

Методическое обеспечение

1.Перечень творческих и практических заданий:

  • Заполнить таблицу в тетради «Топонимы»
  • Кроссворд : географические объекты Петербурга
  • Составление плана ответа «Многоликая история», подготовка к эссе
  • Составить вопросы по теме «История столицы края -  Ладоги» (Эссе)
  • Заполнить таблицу «Крепости Новгородских земель на территории приневских берегов»
  • Творческая работа по теме «Грамота жителю приневских Земель»
  • План  в тетради «Монастыри края»
  • Составить вопросы « Тихвинская Чудотворная икона»
  • Маршрутный лист путешественника по карте
  • План ответа «Разорванный край»
  • Кроссворд «Ингерманландия»
  • Кроссворд «Сподвижники Петра 1»
  • Сообщение «Легенды Петербурга»
  • Таблица «Защитные укрепления города»
  • «Дворцы Петербурга» Кроссворд
  • Творческая работа « Новые Праздники города»
  • Таблица «Улицы Петербурга»
  • Синквейны по теме «Санкт – Петербург - окно в Европу»
  • Составить экскурсию по сооружениям Васильевского острова
  • Кроссворд «Елизаветинское барокко в  Петербурге»
  • План ответа «Планировка Петербурга»
  • Таблица «Учебные заведения Петербурга»
  • Составить тест по теме «Слободы Петербурга»
  • Сообщение «Художники и архитекторы»
  • План экскурсии по Инженерному замку
  • План ответа по теме «Личность Павла в судьбе Петербурга»
  • Таблица «Учебные заведения»
  • Рассказ на основе документа об облике Петербургских зданий 18 века
  • Презентация: Павловск
  • Составить тест по теме «Гатчина»

2.Перечень рекомендуемых тем учебных экскурсий:

  • Шведские владения на Невских берегах
  • Крепость Орешек
  • Крепость Выборг
  • «От петровского барокко к екатерининскому классицизму» (архитектура и стиль жизни 18 века),
  • экскурсия «Легенды старого дворца» (петербургские дворцы и их обитатели),
  • Династия Романовых в истории петербургских зданий,
  • Меншиковский дворец и планировка Васильевского острова,
  • Кунсткамера и 12 коллегий,
  • Смольный собор,
  • Вокруг Никольского собора (Никольский рынок, Новая Голландия и Театральная площадь),
  • Таврический дворец,
  • Мраморный дворец и Марсово поле,
  • Блестящий век Екатерины II (знакомство с традициями и правилами жизни Екатериниской эпохи),
  • Петербург Павла I(Экскурсия с посещением Михайловского дворца)

3.Возможные виды самостоятельной работы учащихся

  • Презентация по теме: « Крепости нашего края  - исторические загадки», «Екатерининский Петербург » (выбор определённой сферы города, культуры, науки)
  • Слайд-шоу: Топонимика географических объектов Санкт – Петербурга и Ленинградской области

Творческий проект статьи «Их именами город освящён» (о знаменитых жителях и создателях Петербурга)

Творческий проект «Азбука Петербурга»

  • Экскурсионный маршрут «Петербург до Петербурга»,«Петровский Петербург», «Елизаветинский Петербург», «Екатерининский Петербург»
  • Презентация по теме исследования: «Родословная моей семьи», «История одной улицы», «Корабельных дел мастера»
  • Составление собственного экскурсионного маршрута в виде презентации, слайд-шоу, «Своей игры» по изученному материалу.

Требования к знаниям и умениям

Выпускники 7 класса

—  грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

—  указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга за период  с 16 - 18 века;

называют важнейшие для каждого периода исторические события;

соотносят события с памятниками наследия;

—  называют конкретный памятник, разъясняют о какой гране петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.);

—  называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

—  называют фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия,

—  рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль архитекторов  в формировании и планировке города в 18 веке;

—  узнают,  описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;

—  объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

Ориентируются по  историческим  картам в облике границ исторического города

Ориентируются в реальном городском пространстве с помощью доминант Петербурга.

Формы контроля:

  • составление вопросников по теме, параграфу;
  • составление и решение кроссвордов
  • исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка)
  • описание принципов построения различных структур (видов, стилей текста, государств)
  • восстановление событий «по цепочке»
  • «аукцион имён»
  • составление рассказа из заданных слов
  • фронтальный опрос
  • картографический диктант
  • терминологический диктант
  • хронологический диктант
  • работа с маршрутом по карте
  • «Сравни и обобщи» (характеристика объектов и сравнительный анализ)
  • устный рассказ по иллюстрациям
  • тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...