Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой. Рабочая программа для 7-х рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_spb_7-a.doc | 133.5 КБ |
poyasnitelnaya_spb_7-a.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 7 класс 2017-2018 учебный год.
№ урока | Тема урока | Контроль | Практика (организация деятельности уч-ся) | Элементы содержания, деятельность учащихся | Планируемые результаты | Сроки проведения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – 34 ЧАСА | |||||||
ВВЕДЕНИЕ - 1 час | |||||||
1 | Введение к курсу | Викторина, таблица в тетради «Топонимы» | Урок обобщения и система-тизации знаний | Вводный урок. Повторение материала предыдущий лет. Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение». Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города. Процесс формирования природного ландшафта нашего края. Освоение Человеком территории нашего края в древности. | Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Определение перспектив дальнейшего развития города. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. . | ||
Раздел 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года) – 10 часов | |||||||
2 | Вводный урок: Наш край с древ-нейших времен до начала XVIII в. | Терминологический диктант Кроссворд : географические объекты Петербурга | Урок ознакомления с новым материалом | Средневековье в Европе, Балтийском регги-оне. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга. | Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||
3 | Из глубины веков… | Составление плана ответа «Многоликая история», подготовка к | Комбини-рованный | Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края. | |||
4 | Древняя Ладога (VIII –XIII вв.) | Маршрутный лист | Комбини-рованный | Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге. | |||
5 | В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.) | Тест. Заполнить таблицу «Крепости Новгородских земель на территории приневских берегов» | Комбини-рованный | Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы. | |||
6 | В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.) | Устный опрос. Составить вопросы « Тихвинская Чудотворная икона» | Комбини-рованный | Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси. Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка). Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор. | |||
7-8 | По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.) | Хронологический диктант. Восстановление событий «по цепочке» | Комбини-рованный | Жизнь крестьян в восточной (московской) части края. Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города. | |||
9-10 | Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.) | топонимический словарь | Комбини-рованный | Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы. Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей. Село Спасское и жизнь его обитателей. Переселенцы на невские берега из Финляндии. | |||
11 | Повторительно-обобщающий урок | Контрольная работа | Обобщения и системати тизации знаний | Обсуждение изученного материала. Дидактическая игра. Тестовые задания | |||
РАЗДЕЛ 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 23 часа | |||||||
Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.) - 8 часов | |||||||
12-13 | «Назло надменному соседу…» | Сравнительный анализ фактов, представленных в документе | Комбини-рованный | История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева). | Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||
14 | «Вырос город…» | П.9 Кроссворд «Сподвижники Петра 1» | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. | |||
15 | Санкт-Петербург – новая столица России | П.10 Сообщение «Легенды Петербурга». Нахождение ошибок в тексте | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России. | |||
16 | Новый для России город | Таблица «Защитные укрепления города» | Комбини-рованный | Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера). | |||
17 | Санкт-Петербург – город светской культуры | «Дворцы Петербурга» Кроссворд | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе. | |||
18 | Жизнь первых петербуржцев | Творческая работа « Новые Праздники города». | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу. | |||
19 | Повторительно-обобщающий урок | Тест | Обобщения и система-тизации знаний | Обсуждение изученного материала. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Защита творческих работ. Тестовые задания. | |||
Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.) – 14 часов | |||||||
20 | Новой столице быть! | «Аукцион имён» | Комбини-рованный | Характеристика исторического периода. Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову). Источники. | Углубление и расширение знаний: - об этапах форми-рования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важней-шие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература) Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. | ||
21-22 | Наследие причудливого века. | Тест | Комбини-рованный | Санкт-Петербург в последней четверти XVIII в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». | |||
23 | Во главе российского образования, просвещения, науки... | Работа по слепой карте | Комбини-рованный | Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова | |||
24 | Рядовые жители Петербурга | Составить тест по теме «Слободы Петербурга» | Комбини-рованный | Карта и облик города. Карты города конца XVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация. Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев. | |||
25 | Столичный город при Екатерине II | Сообщение «Художники и архитекторы» | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец. Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой). | |||
26 | Императорский двор – законодатель моды в России | Фронтальный опрос | Комбини-рованный | Императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти XVIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор). | |||
27 | Санкт-Петербург – центр просвещения | Хронологический диктант | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле». Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова. | |||
28 | «Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге | Защита презентаций по теме: «Екатерининский Петербург» | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины II). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (Ф. Шубин, В. Боровиковский, А. Лосенко, или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга. | |||
29 | Повседневная культура петербуржцев | Терминологический диктант | Комбини-рованный | Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. | |||
30-31 | Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора | План ответа по теме «Личность Павла в судьбе Петербурга» | Комбини-рованный | Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора. | |||
32-33 | Санкт-Петербургская губерния | Кроссворд. Презентация: Павловск. Составить тест по теме «Гатчина» Дополни ответ | Комбини-рованный | Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. | |||
Итоговое обобщение -1 час | |||||||
34 | Повторительно-обобщающий урок | Контрольная работа | Обобщения и система-тизации знаний | Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Представление и защита творческих заданий. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 375 с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» с методическим объединением учителей Протокол № «____»_______20 г. | «Рекомендована к использованию» педагогическим советом Протокол № «____»_______20 г. | «Утверждаю»: директор школы __________________ Карпова М.А. Приказ № «____» _______20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета
«История и культура Санкт-Петербурга»
для 7-а классов
на 2017 -2018 учебный год
Разработчики программы:
Николаева А.А.
Санкт-Петербург
2017
Программа учебного курса «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
для учащихся 7 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой. Рабочая программа для 7-х рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга»
1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Общая характеристика программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-музей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Следовательно все программы курсов имеют ценностно- и практикоориентированный характер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.
Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.
Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» — с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:
• образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;
• педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).
Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.
Содержание программы
Введение – 1 час
Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».
Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.
Процесс формирования природного ландшафта нашего края.
Освоение Человеком территории нашего края в древности.
РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(с древнейших времен до 1703 года) - 10 часов
Введение
Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
1. Из глубины веков…
Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.
Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)
Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.
Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)
Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.
Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).
Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.
События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.
4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)
Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.
Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.
Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)
Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.
Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.
Село Спасское и жизнь его обитателей.
Переселенцы на невские берега из Финляндии.
Повторение и обобщение темы
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII– начало ХХ вв.) – 22 часа.
Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 8 часов
История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы
Тема 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПЕТРА I (1725-1801 гг.) - 14 часов.
Введение. Характеристика исторического периода. Источники
Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).
Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).
Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).
Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.
Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.
Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».
Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.
Повторение и обобщение темы
Итоговое обобщение-1 час
Наш край в ХVIII в.
Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА» 7 КЛАСС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел I. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года) | 10 |
3 | Раздел II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 22 часа | |
Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.) | 8 | |
Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.) | 14 | |
4 | Итоговое обобщение | 1 |
Итого | 34 |
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII в.) – СПб.СМИО Пресс. 2011
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011
3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
Дополнительная литература.
- Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. - СПб., 2000.
- Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. — Л. 1986.
- Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
- Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. - СПб., Люб. изд.
- Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
- Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб., 2003.
- Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л., 1991.
- Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703-1917). - СПб., 2001.
- Мавродин В. В. Основание Петербурга. — Люб. изд.
- Семенова Л. Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. — Л., 1982.
- Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). — СПб., 1998.
- Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб., 1994.
- Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. — М., 1986.
- Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб., 1997.
- Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. - СПб., 2000.
Методическое обеспечение
1.Перечень творческих и практических заданий:
- Заполнить таблицу в тетради «Топонимы»
- Кроссворд : географические объекты Петербурга
- Составление плана ответа «Многоликая история», подготовка к эссе
- Составить вопросы по теме «История столицы края - Ладоги» (Эссе)
- Заполнить таблицу «Крепости Новгородских земель на территории приневских берегов»
- Творческая работа по теме «Грамота жителю приневских Земель»
- План в тетради «Монастыри края»
- Составить вопросы « Тихвинская Чудотворная икона»
- Маршрутный лист путешественника по карте
- План ответа «Разорванный край»
- Кроссворд «Ингерманландия»
- Кроссворд «Сподвижники Петра 1»
- Сообщение «Легенды Петербурга»
- Таблица «Защитные укрепления города»
- «Дворцы Петербурга» Кроссворд
- Творческая работа « Новые Праздники города»
- Таблица «Улицы Петербурга»
- Синквейны по теме «Санкт – Петербург - окно в Европу»
- Составить экскурсию по сооружениям Васильевского острова
- Кроссворд «Елизаветинское барокко в Петербурге»
- План ответа «Планировка Петербурга»
- Таблица «Учебные заведения Петербурга»
- Составить тест по теме «Слободы Петербурга»
- Сообщение «Художники и архитекторы»
- План экскурсии по Инженерному замку
- План ответа по теме «Личность Павла в судьбе Петербурга»
- Таблица «Учебные заведения»
- Рассказ на основе документа об облике Петербургских зданий 18 века
- Презентация: Павловск
- Составить тест по теме «Гатчина»
2.Перечень рекомендуемых тем учебных экскурсий:
- Шведские владения на Невских берегах
- Крепость Орешек
- Крепость Выборг
- «От петровского барокко к екатерининскому классицизму» (архитектура и стиль жизни 18 века),
- экскурсия «Легенды старого дворца» (петербургские дворцы и их обитатели),
- Династия Романовых в истории петербургских зданий,
- Меншиковский дворец и планировка Васильевского острова,
- Кунсткамера и 12 коллегий,
- Смольный собор,
- Вокруг Никольского собора (Никольский рынок, Новая Голландия и Театральная площадь),
- Таврический дворец,
- Мраморный дворец и Марсово поле,
- Блестящий век Екатерины II (знакомство с традициями и правилами жизни Екатериниской эпохи),
- Петербург Павла I(Экскурсия с посещением Михайловского дворца)
3.Возможные виды самостоятельной работы учащихся
- Презентация по теме: « Крепости нашего края - исторические загадки», «Екатерининский Петербург » (выбор определённой сферы города, культуры, науки)
- Слайд-шоу: Топонимика географических объектов Санкт – Петербурга и Ленинградской области
Творческий проект статьи «Их именами город освящён» (о знаменитых жителях и создателях Петербурга)
Творческий проект «Азбука Петербурга»
- Экскурсионный маршрут «Петербург до Петербурга»,«Петровский Петербург», «Елизаветинский Петербург», «Екатерининский Петербург»
- Презентация по теме исследования: «Родословная моей семьи», «История одной улицы», «Корабельных дел мастера»
- Составление собственного экскурсионного маршрута в виде презентации, слайд-шоу, «Своей игры» по изученному материалу.
Требования к знаниям и умениям
Выпускники 7 класса
— грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
— указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга за период с 16 - 18 века;
называют важнейшие для каждого периода исторические события;
соотносят события с памятниками наследия;
— называют конкретный памятник, разъясняют о какой гране петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.);
— называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
— называют фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия,
— рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль архитекторов в формировании и планировке города в 18 веке;
— узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;
— объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;
Ориентируются по историческим картам в облике границ исторического города
Ориентируются в реальном городском пространстве с помощью доминант Петербурга.
Формы контроля:
- составление вопросников по теме, параграфу;
- составление и решение кроссвордов
- исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка)
- описание принципов построения различных структур (видов, стилей текста, государств)
- восстановление событий «по цепочке»
- «аукцион имён»
- составление рассказа из заданных слов
- фронтальный опрос
- картографический диктант
- терминологический диктант
- хронологический диктант
- работа с маршрутом по карте
- «Сравни и обобщи» (характеристика объектов и сравнительный анализ)
- устный рассказ по иллюстрациям
- тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...