Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Предварительный просмотр:
Перечень документов для рабочих программ
Общие:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге".
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)
- Устав ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Годовой календарный график ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
По уровням обучения
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 6 августа 2008 г. N1250-р «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений - гимназий и лицеев Санкт-Петербурга»
- Основная образовательная программа (основного общего образования /среднего общего образования) ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Учебный план ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
- авторской программы Л.К. Ермолаевой.
Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и соответствующих требованиям ФГОС.
Пояснительная записка
Основной целью школьного образования с учетом специфики предмета «История и культура Санкт-Петербурга» является ценностная и практическая ориентация учащихся в окружающем их мире:
• понимание своей связи с окружающим микромиром; умение грамотно взаимодействовать с ним; осознание проблем окружающего микромира;
• осознание ценности, значимости наследия края для себя, для современных жителей края;
• восприятие наследия города и края как части отечественного и всемирного культурного наследия;
• развитие интереса к жизни края, активное использование культурного потенциала Санкт-Петербурга.
Образовательная область: школьный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам.
Программа адресована учащимся 8 класса, она представляет собой часть единого комплекса учебных курсов для разных возрастных групп ( «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 – 8-х классов).
Особенностью программы является расширенная гуманитарная составляющая за счет комплекса реализуемых предметных дисциплин, а также методов и средств, используемых в уроке, видов и форм внеурочной деятельности.
Концепция программы:
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы подросток смог воспринимать:
• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Обоснованность программы. Программа соответствует образовательным стандартам второго поколения и ориентирована на решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса; организация интеллектуальных и творческих соревнований, учебно-исследовательской деятельности. В основу программы положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие личности на основе освоения универсальных учебных действий, активной учебно-познавательной деятельности учащихся; учёт индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся. Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается включением в учебный материал занимательных фактов, вовлечением в активную познавательную деятельность, проведением тематических викторин, конкурсов, уроков-путешествий, а также внеурочных тематических мероприятий.
Ценностные ориентиры. Курс имеет гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введение сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируется представление о мире человека определенной эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений; наличие развернутых характеристик культурных достижений жителей нашего города. Обучающиеся последовательно осваивают знания о городе и крае, необходимые для осознания ценности окружающего мира и возможностей города для самореализации каждого горожанина.
Целью учебного предмета для основной ступени обучения является освоение знаний о важнейших событиях в истории нашего края, их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания; умение работать с различными историческими источниками; формирование ценностных ориентаций с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями. Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к персептивному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как система совместной деятельности учителя и учеников.
Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга»
1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного наследия, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Место в учебном плане. Срок реализации рабочей программы – 1 год. Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану и в соответствии с авторской программой на уроки истории Санкт-Петербурга в 8 классе отводится 34 часа.
В целом рабочая программа соответствует авторской с учетом контингента и качественной характеристики обучающихся.
Цели и задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозируемые результаты её освоения учащимися 7 -8классов
Задачи | Прогнозируемые результаты |
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым, увидеть перспективы дальнейшего развития города. | Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается: • в желании совершать познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; • в желании следить за событиями, происходящими в городе; • в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах и т. д. |
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания: – об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга (что необходимо для понимания непрерывности этого процесса); – о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки и т. д. (что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций); – о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца). Это необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры; – о специфике Петербурга – «морские ворота России», бывшая столица, «культурная столица», «город-музей» (что необходимо подростку для восприятия себя как жителя Великого Города); – о значении города как центра края отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира. | Учащиеся 8 класса: – грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; – указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия; – называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время; – называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны; – называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей XXI в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; – разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города; – раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; – объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей; – объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга; – указывают основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира. |
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: • ориентироваться по карте города; • ориентироваться в реальном городском пространстве; • воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации; • применять знания в учебной и повседневной ситуации. | Учащиеся ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем: – находят на карте нужные объекты; – прокладывают оптимальные маршруты; – читают карты как источник информации. Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве (по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам): – объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения; – регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам. Умеют: – извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета); – узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города; – самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значении (значимости) конкретного петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнять Лист прогулки); – «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью). Умеют: – разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета); – применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т. д.). |
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся. | Умеют: – сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; – работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом; – работать с наглядным материалом; – обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку); – извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы. |
5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается – в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города; – в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»); – в их повседневной жизни; – в участии их в городских акциях. |
Основной принцип отбора материала связан с учетом возрастных потребностей, познавательных возможностей и собственного социального опыта учащихся. Целостность программы обеспечивается соблюдением следующих дидактических принципов:
- Принцип объективности и научности излагаемого материала (при этом учитывается, что данные науки носят не абсолютный, а относительный характер, т.е. содержат в себе элементы субъективной позиции ученого);
- Принцип последовательности и систематичности (изучение материала идет в логической последовательности, материал четко планируется, делится на разделы, модули, в каждой теме устанавливаются идейные центры и главные понятия);
- Принцип доступности (обучение соответствует уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых, от легкого к трудному, от простого к сложному);
- Принцип наглядности (используются для повышения эффективности обучения средства наглядности: исторические карты, презентации и тематические ЭОР);
- Принцип активности (реализация системно-деятельностного подхода в обучении, формирование ууд);
- Принцип прочности усвоения знаний (систематическое повторение материала, а также систематический контроль результатов обучения, их измерение).
Общая характеристика программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» – это комплекс программ «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Следовательно, все программы курсов имеют ценностно- и практикоориентированный характер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.
Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.
Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «История и культура Санкт-Петербурга» – с курсами истории России, литературы, искусства и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
Организация процесса освоения учащимися «своего места» – города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:
- образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;
- учитель имеет возможность выбрать одну из трех программ для учащихся 7 – 8 классов («История и культура Санкт-Петербурга», «Прогулки по Петербургу», «Санкт-Петербург — наш город»); Из предложенного перечня вариантов учителем был выбран первый вариант («История и культура Санкт-Петербурга»).
- педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).
Концепция краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.
Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса:
- Зачем ребенку изучать свой город, край?
- Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?
- Каким образом надо организовать процесс обучения?
Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?
Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем:
- понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окружающего микромира;
- осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
- воспринимал наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось при использовании накопленного Человечеством опыта, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие);
- интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовал культурный потенциал Санкт-Петербурга (востребовал его).
Таким образом, цель педагогического коллектива, учителей краеведения – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве.
«Создание условий» для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход в краеведческом образовании.
Система краеведческого образования подразумевает:
- целенаправленный образовательный процесс, включающий учебную, внеклассную и внешкольную краеведческую деятельность учащихся (взаимодействие школы, семьи и других социокультурных учреждений города);
- целенаправленную учебную краеведческую деятельность, включающую учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и фрагментарное введение краеведческого материала в другие учебные предметы; бинарные и интегрированные уроки, задания;
- программу учебного предмета, рассчитанную на несколько лет, позволяющую ученику последовательно осваивать знания о городе и крае, необходимые ему для осознания ценности окружающего мира и возможностей города для самореализации каждого горожанина (то есть для реализации цели краеведческого образования).
Система краеведческого образования в рамках образовательной программы школы.
Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования – краеведческий учебный предмет, программу которого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс – своеобразный камертон системы. Ориентируясь на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, определяются виды познавательной деятельности учащихся.
Краеведческий компонент в других предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает и степень осознания значимости наследия края.
Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т. д. Этот материал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.
Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов. (Например, местный материал используется для составления упражнений по русскому языку, математических задач, текстов по иностранному языку и т. д.)
Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а также в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.
В соответствии с целями краеведческого образования внеклассные мероприятия можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т. д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.
Вторая группа мероприятий – продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края, содействуют самореализации ребенка.
Следующая группа мероприятий позволяет применять знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность учеников (защита рефератов, олимпиады, конкурсы) и позволяющие выразить свое отношение к городу, краю (акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительные работы).
В этой группе мероприятий выделяются и долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации (СМИ)).
Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала так же неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в котором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, практическая деятельность школьников и т. д.).
Необходимым условием для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Возможные направления взаимодействия:
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных);
- участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, конкурсах;
- использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);
- вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия).
Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?
Окружающий горожанина мир чрезвычайно многогранен. В нем соединяются Природа и Культура. Рельеф местности, водоемы, климат – создание Природы. Заводы, банки, транспорт, здания, мосты, живописные и музыкальные произведения, традиции повседневной жизни и многое другое – творение Человека.
В содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» многогранность города выражается следующими содержательными линиями:
- природный ландшафт, топография, облик города;
- город – «зеркало» и «арена» истории;
- город – центр образования, просвещения и науки;
- город – центр экономики;
- город – центр художественной культуры;
- город – место жительства горожан.
В процессе формирования окружающего мира немаловажную роль играет Время. Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое поколение людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. Вследствие этого системообразующим понятием в краеведческих учебных курсах, способствующим освоению ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие».
Исходя из существующих в научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным для школьного курса истории представляется следующее определение:
Наследие – совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции памятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которыми пользуются современные жители края.
«Памятник» и «традиция» являются основными дидактическими единицами в учебном краеведческом курсе, именно их изучают дети. Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» – это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фотографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.
Памятники культурного наследия – это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокладываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предметы быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участниками этого созидательного процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.
Условно можно выделить следующие группы памятников:
Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития экономики края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жизни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).
Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятники истории и культуры условно можно разделить на недвижимые и движимые.
- Недвижимые памятники – это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами.
- Движимые памятники истории и культуры – это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).
Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным образом была связана с этими памятниками, о местных традициях (образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семейных, этических и др.), как исчезнувших, так и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.
Каким образом организовать процесс освоения памятников наследия и культурных традиций?
Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, по возможности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:
- приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;
- делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;
- приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;
- развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;
- применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.
При таком подходе город может превратиться для ребенка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.
Применяемые методики и технологии:
Для реализации учебных задач используются следующие методы:
- метод беседы (вводная, текущая, заключительная, контрольная);
- дискуссия;
- лекция;
- работа с письменным текстом;
- работа с наглядностью (иллюстрации в учебнике, цветные фотографии, слайды, компьютерные презентации; компьютерные изображения городских объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукции произведений живописи и графики; карты города и области; предметы, вещи и т.п.);
Технологии:
- технология развития критического мышления,
- игровые технологии,
- технологии творческих мастерских построения знаний,
- технология проблемного обучения,
- тестовые технологии контроля обученности,
- проектные технологии.
Формы деятельности обучающихся на уроке:
- групповые,
- индивидуальные,
- фронтальные,
- в парах,
- самостоятельные.
Планируемые результаты обучения:
Предметные образовательные результаты:
- Усвоение системы исторических знаний, гуманистических ценностей;
- Приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке различных явлений;
- Освоение принципов постановки и решения познавательных проблем и методов анализа исторических источников;
- Умение определять и объяснять понятия;
- Умение давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;
- Умение систематизировать историческую информацию, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные образовательные результаты связаны с освоением обучающимися на основании нескольких учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты подразделяются на познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Познавательные учебные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов научного и публицистического стилей;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные учебные результаты:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные учебные результаты:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование – составление плана и последовательности действий с учетом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль деятельности;
- коррекция – внесение необходимых дополнений;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- волевая саморегуляция как способность преодоления препятствий.
Личностные образовательные результаты включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению:
- Понимание многообразия мира, формирование основ межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к мировым религиям и ценностям различных народов;
- Формирование устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- Формирование ценностного отношения к правам человека и демократии и представлений о нравственном выборе;
- Понимание роли личности в истории;
- Гуманизация личности учащегося.
Особое внимание уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Система оценки достижений учащихся.
Вводный, промежуточный полугодовой, промежуточный годовой контроль предполагается проводить в виде теста. Тематический контроль осуществляется средствами УМК.
Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения курса истории. Контроль может осуществляться в устной, письменной форме и в виде практической работы.
Текущий контроль осуществляется преимущественно в устной форме и в виде практических работ. Промежуточный контроль проводится в форме письменных и практических работ. В качестве итогового контроля проводится тестирование. Инструментарием для оценивания результатов обучения является балльная система.
При оценке качества знаний учащихся учитываются:
- характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;
- качество знаний (полнота, глубина, гибкость, системность, прочность);
- сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;
- умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
- опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и решать их, формулировать гипотезы);
- самостоятельность оценочных суждений.
Критерии оценки знаний и умений учащихся:
- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося;
- оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
- оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету;
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом;
- степень систематизации и глубины знаний;
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений;
- точность, прочность, гибкость навыков и умений;
- возможность применять навыки и умения на практике;
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
«Отлично» – ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«Хорошо» – ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«Удовлетворительно» – ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«Неудовлетворительно» – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Проверка сформированности универсальных учебных действий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В курсе используется текущий, периодический и итоговый контроль.
Контроль осуществляется в устной и письменной формах, а также в виде практических работ.
- Устный контроль
- пересказ материала учебника;
- описательный рассказ с опорой на иллюстрацию;
- рассказ от имени очевидца событий;
- изложение фактического материала по составленному плану;
- изложение материала с использованием модуля (определенного алгоритма);
- задания на сравнение и сопоставление;
- фронтальный опрос.
- Письменный контроль:
- письменные задания на знание терминов, понятий;
- использование тестов;
- написание творческих сочинений.
- Практические работы:
- Работа с документами;
- Составление таблиц;
- Составление схем;
- Составление опорных конспектов;
- Составление планов ответа;
- Использование ЦОР;
- Урок-экскурсия.
- Нетрадиционные формы контроля:
- составление и разгадывание кроссвордов;
- урок-викторина;
- составление презентаций.
- Учебно-тематический план
История и культура Санкт-Петербурга:
8 класс «ВТОРОЕ СТОЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» – 34 часа
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Столица крепостнической России (первая половина XIX века) | 18 |
3 | Капиталистический Петербург (вторая половина XIX – начало XX века) | 13 |
4 | Наш край в XIX – начале XX вв. Итоговое обобщение | 2 |
Итого | 34 |
- Содержание тем учебного курса
8 КЛАСС (34ч)
№ учебной недели | Название тем учебного курса | Содержание учебных тем | Виды деятельности и планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Введение. | Знакомство с программой и учебными пособиями. Исторические источники. Интернет-источники. Введение в тему: Век девятнадцатый – второе столетие истории Санкт-Петербурга. Характеристика исторического периода. Условия развития города и значение этого периода в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга. | Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Определение перспектив дальнейшего развития города. Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; - об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; - о путях преодоления этих проблем; - об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература). Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление в реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. |
(первая половина XIX века) – 18 часов | |||||
2 | Карты и облик Санкт-Петербурга первой половины Х1Х столетия. | Границы, центр города, пригороды. Ориентиры в городе, природные и городские. Природные ориентиры: Нева и другие реки, каналы центра города, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк. Городские ориентиры (адресная система; здания – городские доминанты). Знаковые для города сооружения (мосты, набережные, площади, улицы, парки; здания государственных учреждений; храмы). Уникальность планировки и облика исторического центра современного Петербурга, сохранившаяся до наших дней (ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). Облик города по изобразительным источникам. Район проживания учащихся на карте города. | |||
3 | Императорский город. | Санкт-Петербург первой половины XIX века – «дом» императорской семьи (памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские и великокняжеские дворцы). Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки, напоминающие об известных аристократах. Табель о чинах, его влияние на структуру общества, на формирование населения Петербурга. | |||
4 | Столица – центр управления империей (Петербург – управленческая, военная и церковная столица). | Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи (здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью (Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, топонимы, памятники, напоминающие о военной столице (храмы, здания казарм). Столица – центр православной религии (кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра). Иноверческие храмы Петербурга. | |||
5 | История, запечатленная в памятниках. | Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., о деятельности декабристов, о строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце. | |||
6 | Санкт-Петербург – центр российского образования. | Санкт-Петербург – центр российского образования. Учебные заведения для дворянских детей (гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт, институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов» (училища, Технологический институт и другие). Учебные программы первой половины XIX в. | |||
7 | Санкт-Петербург – центр российского просвещения и российской науки. | Санкт-Петербург – центр российского просвещения. Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки (директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов и другие). Новый Эрмитаж как музей. Частные коллекции петербуржцев. Научные центры России в Петербурге (Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски, памятники), топонимы, рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. «Наступление» на образование и просвещение во второй трети Х1Х в. | |||
8 | Литературный Петербург. | Литературный и книжный Петербург. Санкт-Петербург – литературный и книжный город. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические и литературные салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях литературы того времени (поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич, М.Лермонтов, Н. Гоголь и другие).Памятники писателям. Литературные музеи нашего города. | |||
9 | Театральный Петербург первой половины Х1Х века. | Развитие театрального искусства в столице. (Большой Каменный театр, Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Эрмитажный театр. Летний театр. Оперный и балетный театр в Петербурге, его выдающиеся деятели. Роль театра в жизни горожан. | |||
10 | Музыкальный Петербург первой половины Х1Х века. | Развитие музыкального искусства в столице. Филармоническое общество, созданное в Петербурге. Дом Энгельгардта – известный музыкальный центр столицы. Музыкальные салоны, традиции домашних концертов. Композитор М. Глинка, памятные места, связанные с ним, памятник Глинке. | |||
11 | Санкт-Петербург – город Мастеров кисти и резца. | Санкт-Петербург – город художников и скульпторов. Академия художеств. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (художники Ф. Бруни, О.Кипренский, К. Брюллов, П. Федотов, А.Иванов и другие). | |||
12 | Санкт-Петербург – город Мастеров кисти и резца. (Город скульптурных шедевров первой половины Х1Х века). | Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (скульпторы М. Козловский, Б. Орловский, П. и А.Трискорни, П.Соколов, И.Теребенёв, А.Теребенев, П.Клодт, В.Демут-Малиновский, С.Пименов, Н.Пименов, И.Прокофьев и другие). Их знаменитые творения, украшающие Петербург. | |||
13 | Санкт-Петербург – город архитектурных шедевров. | Художественная культура Петербурга в начале и середине Х1Х века, разнообразие художественных стилей в архитектуре. Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели (К. Росси, В. Стасов и другие). Архитектурные ансамбли К.И.Росси, их красота и гармония. | |||
14 | Санкт-Петербург – город архитектурных шедевров. | Выдающиеся архитекторы Петербурга (А.Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, А.Воронихин, Д.Кваренги, О. Монферран, А.Штакеншнейдер и другие). Их прославленные творения. | |||
15 | Деловой Петербург. | Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге: частные предприятия машинного производства и наемной силы. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (паровой двигатель и другие). Новые и старинные промышленные отрасли и их предприятия (казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда). Технические достижения, используемые в Петербурге. Санкт-Петербург – торговый город, центр международной и российской торговли. Развитие торговли (международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки). Петербургские банки. Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики. | |||
16 | Такие разные петербуржцы, а проблемы общие... | Санкт-Петербург – место жительства горожан. Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве (учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). | |||
17 | Повседневная жизнь петербуржцев. | Повседневная жизнь петербуржцев. Отличия в быте различных слоев петербуржцев (нравственные ценности; источники дохода; жилье, одежда, еда). Досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей. | |||
18 | Петербургские традиции. | Дворянский стиль поведения как образец для подражания. Популярные развлечения в городе. Праздничные традиции в столице. Образ города в поэзии, живописи, в восприятии людей. | |||
19 | Петербург – столица крепостнической России. | Презентация творческих проектов по теме «Наследие Петербурга (1801 – 1854 гг.)». | |||
| Виды деятельности и планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
20 | Изменения на карте и в облике города во второй половине Х1Х века. | Введение в тему: Общая характеристика эпохи. Источники знаний. Карта и облик города. Границы, центр, пригороды. Природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ, рельсы, вывески кинотеатров и т.д.). Адресная система. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ в. Официальные топонимы. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Нереализованные градостроительные планы начала ХХ века. | Углубление и расширение знаний: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных сословий и национальностей; - об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; - о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте города; - умение ориентироваться в реальном городском пространстве; - умение воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература). Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания; - в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам. Выполнение правил поведения горожанина. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление к реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. |
21 | Столица империи в эпоху перемен. | Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. (Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы). Памятники и памятные места, напоминающие об императорах России Александре П, Александре Ш, Николае П. Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета. Таврический дворец – место заседаний Государственной думы. | |||
22 | Санкт-Петербург – промышленный центр России и Европы. | Санкт-Петербург – промышленный и экономический, центр России и Европы, город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (Обуховский и Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта и другие). Промышленные кризисы. | |||
23 | Санкт-Петербург – финансовая и торговая столица России. | Петербург – финансовая столица (банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города (Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы, Ратьковы-Рожновы и/или другие). Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли (новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Экономический кризис в Петрограде – последствие событий 1914 – 1917 гг. | |||
24 | Город учебных заведений и центров просвещения. | Санкт-Петербург – Петроград – центр образования и просвещения. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения (гимназия Мая и другие учебные заведения, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения (телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музей А.Суворова и другие). Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. Народные дома – центры просвещения (Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной и другие). | |||
25 | Санкт-Петербург – город технических новинок и научных открытий. | Санкт-Петербург – Петроград – центр науки. Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; (Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие). Памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. Технические достижения в промышленности (внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). | |||
26 | Памятные литературные места Санкт-Петербурга второй половины Х1Х века – начала ХХ века. | Культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. Санкт-Петербург – Петроград – центр развития литературы. (поэты Н. Некрасов, Тютчев, писатели Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л.Толстой, М. Салтыков-Щедрин, Н.Лесков, критики Н.Чернышевский и другие). Памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. | |||
27 | Петербургский мир театра, музыки и… кино. | Санкт-Петербург – Петроград – центр культуры. Дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина. Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте). | |||
28 | Центры художественной культуры в столице. | «Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру
Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности. Памятные места нашего города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедиантов»). Центры художественной культуры в столице. | |||
29 | Архитектурный облик Петербурга во второй половине Х1Х века и на рубеже веков. | Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели (творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера и/или других). Петербургская архитектура рубежа веков и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович). | |||
30 | Многоликий Петербург и его жители на рубеже веков. | Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения в составе населения пореформенного города, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. Тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова. Освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция. Общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие виды. Особенности быта обитателей доходного дома. Типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях. Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Новые дворцы и особняки. Доходные дома. Жизнь петербургских рабочих. Жизнь петербуржцев, опустившихся на дно. | |||
31 | В свободное от работы время. | Места отдыха и развлечений горожан (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь. Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. | |||
32 | Последние десятилетия столицы Российской империи. | Петербургские памятники, которые напоминают о последнем русском императоре. Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг. Презентация и защита творческих проектов по теме «Петербург второй половины XIX – начала XX вв.» | |||
| Виды деятельности и планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
33 | Жизнь нашего края в Х1Х – начале ХХ века. | Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи Санкт-Петербургской губернии и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны. Экономическое развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (*Отбор материала по усмотрению учителя: изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края). Отрицательное воздействие Человека на Природу. Быт жителей уездного города (Тихвин или другой город). | Углубление и расширение знаний: - о конкретных памятниках и традициях; - об экономике, образовании, науке нашего края; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях разных национальностей; - об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; - о путях преодоления этих проблем. Формирование представлений о ценности объектов городской среды края. Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: - умение ориентироваться по карте; - воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации. | Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний (учебник, справочник, краеведческая литература). Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом, с наглядным материалом. | Формирование ценностного отношения к наследию нашего края, которое проявляется в: - словесном выражении собственного впечатления от объекта; - в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания. Применение знаний в учебной и повседневной ситуации. Стремление к реализации своих знаний и умений, в участии в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие задания. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. |
34 | Вокруг Петербурга. | Рост городов вокруг царских загородных резиденций (Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Изменения в «жемчужном ожерелье» Петербурга Быт обитателей дачных пригородов столицы (Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куоккола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие). Повторение и обобщение изученного материала. Презентация разработанных проектов. | |||
Итого | 34 |
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения истории и культуры Санкт-Петербурга учащиеся должны овладеть новыми знаниями, умениями и компетенциями.
Учащиеся должны знать:
-основные этапы и ключевые события истории города;
-выдающихся петербуржцев, которые внесли вклад в культурное наследие Петербурга;
- важнейшие достижения культуры Петербурга.
Учащиеся должны уметь:
-определять последовательность важнейших событий истории нашего края;
- использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач;
- читать различные виды карт и анализировать их;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;
- давать описание исторических событий и памятников культуры;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; определять их причины и следствия;
- объяснять смысл изученных терминов и понятий;
- подготовить устное выступление, творческую работу, презентацию по теме;
- формулировать собственные суждения и аргументы по проблеме;
- систематизировать, анализировать и обобщать информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
- УМК
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1 (с древнейших времен до начала ХIX века). – СПб.: СМИО Пресс, 2014.
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.: СМИО Пресс, 2014.
3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб.: СМИО Пресс,. 2014.
4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб., изд-во ЗАО «Карта».
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Печатные пособия: карты, схемы, открытки, альбомы по искусству с гравюрами и живописными видами Санкт-Петербурга и его пригородов;
- Тематические подборки открыток об архитекторах, скульпторах, писателях Петербурга, храмах, памятниках и т.п.
- CD и DVD по Истории и культуре Санкт-Петербурга;
- Видеоматериалы из коллекции учителя;
- Аудиокассеты с экскурсиями по городу и другие;
- Презентации ко всему курсу, выполненные учителем, а также учениками в сотрудничестве с учителем и студентами-практикантами в сотрудничестве с учителем (каталоги презентаций прилагаются);
- Игры по истории города кроссворды, ребусы, пазлы, разработанные учителем;
- ЭОР:
http://school-collection.edu.ru
Портал «Архитектура России» – http://www.archi.ru
Портал «Культура России» – http://www.russianculture.ru
Портал «Музеи России» – http://www.museum.ru
Государственный Русский музей – http://www.rusmuseum.ru
Государственный Эрмитаж – http://www.hermitagemuseum.org
Энциклопедия Санкт-Петербурга – http://www.encspb.ru
Поисковые системы Интернет:
Alta Vista (http://www.altavista.digital.com)
Excite (http://www.excite.com)
Google (http://www.google.com)
HotBot (http://www.hotbot.com)
Lycos (http://www.lycos.com)
Open Text (http://search.opentext.com)
Rambler (http://www.rambler.ru)
Yandex (http://www.yandex.ru)
Общеобразовательные ресурсы:
http://www.alledu.ru – Каталог «Все образование Интернета»
http://www.1september.ru/ru/index.htm – Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
- Список литературы
- Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
- Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб: СМИО Пресс, 2012.
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 1826-р "О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год" – http://k-obr.spb.ru/school/print/
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта – http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
Дополнительная литература к разделу 2
- Антонов Б. И. Императорская гвардия в Санкт-Петербурге. – СПб., 2001.
- Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. – СПб., 2000.
- Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. – СПб., 1994.
- Георгиев И., Иванова И, Исаченко В., Лавренова Л., Раков Ю., Чижова И., Шарипова О. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 2008.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? – СПб., 2006.
- Гордин А. М., Гордин М. А. Пушкинский век. – СПб., Любое изд.
- Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. Драма междуцарствия. – СПб., 2006.
- Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. Панорама столичной жизни. Книга 1-я. (Серия: Былой Петербург). – СПб., 2005 – 2007.
- Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703 – 1917). – СПб., 2001.
- Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. – М., 1985.
- Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов. – Л., 1991.
- Зодчие Санкт-Петербурга Х1Х – начала ХХ в. – СПб., 1998.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
- Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. – СПб., 1996.
- Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. – СПб., 2002.
- Муравьева И. А. Век модерна. Панорама столичной жизни. Ч. 1, 2. (Серия: Былой Петербург). – СПб., 2004.
- Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? – М., 2012.
- От конки до трамвая /Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. – СПб., 1993.
- Островский О.Б. Художественная культура Санкт-Петербурга. 1801 – 1825гг. Эволюция художественных систем. – Нестор, 2005.
- Пукинский Б.К. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 2007.
- Тимофеев. Л.В. В кругу друзей и муз. Дом А.Н.Оленина. – Л., 1983.
- Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. – Л., 1970.
- Физиология Петербурга. – СПб., 1991.
- Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. ХУ111 – начало ХХ вв. – СПб., 1999.
- Штиглиц М. Промышленная архитектура Петербурга. – СПб., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса
Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...