ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»
рабочая программа по краеведению (5, 6 класс) на тему

Ковригина Татьяна Владимировна

Краеведение  - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_svoy_kray_15.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Пятницкая основная общеобразовательная школа

Пошехонский район

    Ярославская область        

                                                    «Утверждаю»

Директор МОУ Пятницкой ООШ

__________В.Н. Серебряков

«____» _________ 2015 г

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Познай свой край»

возраст детей 11- 12 лет

Срок реализации 2 года

учитель высшей категории

 Ковригина Татьяна Владимировна

ХОЛМ - 2015

Пояснительная записка

                                                           

                                                               «Познавайте свой край,  свою горушку или речонку.

 Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого

вырастает большое».     А.Е.Ферсман

         Программа составлена на основе ФГОС;

 Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,

Примерной программы основного общего образования;

Образовательной программы школы;

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;

 Требований к результатам основного общего образования.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Актуальность:

Краеведение – одно из важных  направлений при воспитании личности ученика.

    Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят  о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

       Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

      Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

        Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников  познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

          Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы своего края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся обучающиеся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.

Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.

         Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края  

        Задачи:  Образовательные задачи:

  • сформировать знания о природных особенностях своей местности;
  • научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
  • углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
  • вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры  своего края, её преобразованию и охране.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;
  • способствовать воспитанию природно - и культурноохранного, экологического сознания.          
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
  • развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
  • укреплять здоровье  детей на занятиях в условиях природной среды;

Воспитательные задачи:

  • формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
  • воспитывать  чувства товарищества и  личной ответственности.
  • воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
  • сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

  Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 11-12 лет

Формы и режим проведения занятий

     Содержание внеурочных занятий  предполагает разнообразные виды деятельности школьников:  рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.

А так же использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Исследование природы родного края подразумевает работу в музее, архиве с целью накопления материала. Также проведение экскурсий, походов  на реки Ухра, Тесна и Вожерка с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды,  растительности

Содержание и структура программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения: 5 и 6 классы

Количество часов в неделю - 1 раз в неделю

Всего- 70 часов : по 35  часов в каждом классе.

  • обучающиеся 5-6  классов

Личностные   и   метапредметные результаты

     Личностными результатами освоения программы  являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения  окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д. ;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие  научные данные образами из литературы и искусства;

    Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового

образа жизни, о технике безопасности при экскурсии и походе, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в походе и на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения  и обработки информации.

   2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.

   3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими

людьми и принятия на себя ответственности за других.

         При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.

     Ожидаемый результат:

1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.

2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников

3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.

     Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Познай свой край» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков

Календарно- тематический план

  внеучебной деятельности  «Познай свой край»  5 класс – 35 часов

№ п\п

Тема занятия

Деятельность учеников/

Практические занятия

Дата проведения

пл

факт

1.

Введение в краеведение

Поход в природу на реку Вожерка

Беседа о значении краеведения

2.

Азбука краеведения .

Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог.

3

Методы изучения природы. Работа в полевых условиях

Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение

4

Знакомство с географическими приборами и инструментами

Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение

5

Акция «Зелёный наряд Отчизне!»

Посадка аллеи сосен у школы и у домов

6

Экскурсия в природу «Природа Холмовского края»

Правила поведения на экскурсиях и в походах

Практическое  занятие:  Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.

7.

Определение сторон горизонта разными способами. Экскурсия к храму Параскевы Пятницы и в село Холм.

Практическое  занятие:  Определение сторон горизонта разными способами.

8.

Определение сторон горизонта с помощью местных признаков. Экскурсия в лес.

Практическое  занятие:  Определение сторон горизонта разными способами.

9.

Ведение дневника краеведческих наблюдений.

Практические занятия

Ведение дневника наблюдений и впечатлений.

10.

Поделки из природного материала. Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов.

Практические занятия

Поход в лес за природными материалами.

11.

Поделки из природного материала. Конкурс «Природа и фантазия».

Практические занятия

Выставка поделок.

12.

Лес – богатство Холмовского края

Беседа по презентации

13.

Лесная кладовая

Схема, таблица. Рисунки

видеофильм

14.

Оформление памятки юному туристу «Не теряй ориентир!»

Работа с  компьютером: буклет

15.

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Работа с картой Холмовского края,  анализ карты

16.

Топонимика населенных пунктов Холмовского края»

Заполнение таблицы

17

Из истории названия села Холм. Почему Холм? Рельеф  своей местности.

Беседа: связь с рельефом своей местности

18

Исчезнувшие деревни Холмовского края

Изучение презентации

19.

Беседа со старожилами о народных промыслах Холмовского края.

Беседа со старожилами. Фотографирование

20.

Занятия местных жителей в настоящее время.

Беседа со старожилами. Фотографирование

21.

Викторина «Знаешь ли ты Пошехонский край?»

Ответы на вопросы викторины

22.

Составление викторины об истории Холмовского края

Составление вопросов викторины

23

Культурное наследие родного края

Презентация

24.

Культурное наследие Пошехонского края.

Экскурсия по городу Пошехонье.

25

История архитектурного памятника храма Параскевы Пятницы

Экскурсия к храму

26

Убранство  храма Параскевы Пятницы

Экскурсия к храму

27

Житиё великомученицы Параскевы

Поиск информации в энциклопедиях, сайты Интернет

28

О памятнике воинам - холмовчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Практические занятия

Экскурсия к памятнику «Павшим войнам», Минута молчания. Уборка территории.

29.

Природное наследие

Памятники природы Пошехонского  края.

Практические занятия

Экскурсия в зимний лес. Ведение дневника наблюдений за природой.

30.

Природное наследие Холмовского края

Изучение презентаций детей

31.

Природа родного края

Сбор материала

32.

Милый сердцу уголок природы родного края

Составление презентации

33.

Акция «Украсим школьный двор». Изготовление поделок из бытового мусора.

Практическое занятие : Изготовление поделок из бытового мусора.

34.

Акция «Украсим школьный двор». Установка поделок

Практическое занятие : Изготовление поделок из бытового мусора.

35

Посадка декоративных растений на школьном участке. Фотовыставка «Войди в природу другом!»

Практическое занятие : посадка декоративных растений на пришкольном участке. Оформление фотостенда «Войди в природу другом!»

Календарно- тематический план

  внеурочной деятельности  «Познай свой край»  6 класс – 35 часов

№ п\п

Тема занятия

Деятельность учеников/

Практические занятия

Дата проведения

пл

факт

1.

Введение. Цели и задачи курса “Краеведение”- «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов»

Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений

2.

Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях»

Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием гео приборов»

3.

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень.

Ведение календаря наблюдений

4

Географическое положение Пошехонского района на карте России и Ярославской области

Работа с картой

5

Географическое положение Холмовского края на карте России и Ярославской области.

Работа с картой

6

Изменение ландшафтов Пошехонского края во времени.

Сообщения о ландшафтах родного края

7

Рыбинское водохранилище. История создания

Видеофильм, обсуждение

8

Рыбинское водохранилище: сегодня и завтра

Доклады, презентации, сообщения

9

Воды Пошехонского района реки, болота. Использование вод человеком.

Работа с картой, работа с контурной картой

10

Реки Холмовского края.

Экскурсия в природу

11

Изучение реки Ухра. Поход на реку Ухра (лето).

Отчёт о походе

12

Изучение родников в окрестностях  села Холм

Составление карты-схемы «Родники нашей местности»

13

Изучение методики изучения рек

лекция

14

Описание рек нашей местности

Экскурсия

Практическая работа

15

Методика изучения родников

Лекция

16

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.

Ведение календаря наблюдений

17.

Особенности климата родного края

Принести фотографии времен года нашей местности

18.

«Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды.»

Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды

19.

«Обработка результатов наблюдения за погодой родного края »

Практическое занятие. Оформление альбома : «Времена года»

20.

Растительные сообщества нашей местности 

Изучение литературы, сайтов Интернет

21.

Лес - природная зона нашего края.

Беседа, чтение

22.

Многообразие растений и животных Холмовского края.

Составление книжек-раскладушек

23.

Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края.

Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений

24.

Игра «По заповедным тропам родного края»

Участие в игре

25.

Шоу викторина «Земля у нас – одна».

Участие в викторине

26.

«Экологический эрудит» - игра.

Участие в игре

27.

Оформление выставок рисунков

-«Малые реки нашей местности»;

-«Родники вы мои, родники»

Оформление выставок рисунков

28

Известные люди родного края

сообщения

29.

Изображение в творчестве поэтов природы родного края.

Изучение творчества

30.

Изображение в творчестве писателей и  художников природы родного края.

Изучение творчества

31.

Трудовой десант : «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы»

Трудовой десант

32.

Население Пошехонского района.

беседа

33.

Я родился в Холмовском крае, традиции моей семьи . Быт и традиции местных жителей.

Сочинение, обсуждение

34

Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям.

Подготовка творческой работы

35.

Защита творческих работ

защита

Материальное обеспечение программы

Кабинет географии и биологии, где представлены представители флоры и фауны, гербарии, коллекции горных пород, приборы и инструменты, карты по тематикам. Компьютеры, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, интерактивная доска.

Методическое обеспечение программы

  1. Шевченко Н. Мальцева Е. Гржибовская О. Пошехонская сторона. Зеркало русской глубинки. Рыбинск, Медиарост, 2012
  2. Туристический путеводитель. Пошехонье
  3. Дмитриев А. Емельянов Л. Смирнов А. Пошехонье. ООО «Ника», 1995
  4. Туристические буклеты о Пошехонье
  5. Кладухина Н.И. Туристическими тропами по родному краю. Маршруты походов выходного дня. Ярославль: ООО «Хитон», 2010Ивченко Г. Удивительный мир природы. Ярославль, 1986
  6. Грешневиков А.Н. Любитель природы. Рыбинск, 2000
  7. Архивные данные г. Рыбинска, г. Пошехонья, г. Ярославль
  8. Ковригина Ю. Ковригина Т.В. Летопись деревень Холмовского края.2011
  9. Электронные диски с видео записями и презентациями
  10. Сайты Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Познаю себя" (5-6 классы)

Данная программа направлена на решение вопросов развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Она поможет подросткам познать себя и научиться уп...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя"

Рабочая программа внеурочной деятельности для детей в возрасте 10-11лет...

программа внеурочной деятельности "Познай себя"

Программа внеурочной деятельности социального направления«Познай себя» составлена в соответствии с  основными положениями ФГОС на основе авторской программы   под общей реда...

Программа внеурочной деятельности «Познай себя»

Программа внеурочной деятельности «Познай себя»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса

Рабочая программа включает очень интересные темы для изучения самого себя....

Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край" направлена изучении природы Красноярского края. Рассчитана на 34 часа. Содержит методические материалы по проведению занятий....