Программа внеурочной деятельности по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени В.С.АНИЩЕНКО»
Обсуждено и принято Утверждаю:_________
На МО, протокол №___ Директор школы
«___» августа 2015 г С.Т. Цыденов
Руководитель МО:______ Пр. № ______
Е. С. Колмакова . «___» августа 2015 г.
Согласовано:______
Зам. директора по УВР
Л. Д. Дондупова
«___» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Кружок «Родные истоки»
класс: 5
количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)
учитель: Воронина Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы
срок действия рабочей программы: 2015 - 2016 уч. год
с. Могойто
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кружок «Родные истоки» для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Устава МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015 - 2020 уч. гг.
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» от 29.04.2015 г. № 103.
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа создает условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.
В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Необходимость программы кружка «Родные истоки» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.
Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родные истоки» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Республики Бурятия, Курумканского района. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Общая характеристика курса
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);
Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;
Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);
Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения
Кружок «Родные истоки» ведется в 5 классе первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Моделью образовательной деятельности краеведения предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.
Принципы образовательной деятельности:
- субъективность восприятия;
- самоактуализация;
- дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
- право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
- разноплановость творческой деятельности.
МЕСТО ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение занятий кружка «Родные истоки» во второй половине дня. Время занятий, отведенное на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, финансируется за счет оплаты неаудиторной занятости учащихся и не включается в учебный план.
Занятия проводятся для обучающихся 5 класса по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 2 часа в неделю. Всего: 68 часов. Количество часов в 1-ой четверти - 18 ч.; количество часов во 2-ой четверти - 14 ч.; количество часов в 3–й четверти - 20 ч.; количество часов в 4-ой четверти - 16 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
- групповая работа;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки, походы;
- трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, флеш-носителях, рассказы взрослых, экскурсии.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
• с географией: работа с картами.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии работа в группе, работа в паре |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Предметные результаты | ||
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования: — осознавать значимость краеведения для личного развития; — формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала; — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. ✒Регулятивные умения: — уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым понятием; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. ⁖ Познавательные учебные умения: — прогнозировать результаты поиска; — отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда; — ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом); — составлять описание краеведческой находкии его паспорта; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. ☺ Коммуникативные учебные умения: — участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение о проведенных беседах; — участвовать в конкурсах краеведов и музееведов; — соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д. |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Содержание курса
Раздел I. История родного края (15 часов)
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село; город – район – область. Родной край – часть России, частица мира.
История села. История школы. Ветераны педагогического труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего села (Анищенко В. С., Мисюркеева Е. Е.)
Продукт: рассказ об учителе/выпускнике
Раздел II. Музей (11 часов)
Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Работа школьного музея. «В музее».
Продукт: презентация «Школьный музей»
Раздел III. Экскурсионная работа (10 часов)
Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической экскурсии).
Продукт: экскурсия по теме «Школьные годы чудесные»
Раздел IV. Домашний музей (16 часов)
Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.
Продукт: генеалогическое дерево своей семьи
Моя семья в истории села. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых. Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»
Продукт: выставка фотографий «Моя семья»
Раздел V. Вахта Памяти (16 часов)
Уголок Боевой Славы. Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка – труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.
Продукт: письмо ветерану
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Продукт | УУД | План | Факт |
Раздел I. История родного края (15 часов) | |||||||
1 | Краеведение как наука о родном крае | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Рассказ о моем селе | Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К.Оформлять свои мысли в устной речи. | 1 | |
2-6 | История села | 5 | Практическая работа творческого характера | Летопись моего села, «Улицы моего села» | Л.Формирование навыков творческой деятельности. Р. Уметь работать самостоятельно и в группе П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 1-3 | |
7-11 | История школы. Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы | 5 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике | Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи. П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 4-6 | |
12-15 | Выдающиеся люди нашего села (Анищенко В. С., Мисюркеева Е. Е.) | 4 | Составление литературной викторины, кроссвордов | Поэтический вечер «И вечно имя доброе живет» | Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания. Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст. П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | 6-8 | |
Раздел II. Музей (11 часов) | |||||||
1 | Музей как сохранение культуры народа | 1 | Лекция с элементами беседы | Картинная галерея | Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 8 | |
2-3 | Культура поведения в музее | 2 | Урок-практикум | Свод правил поведения в музее | Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания. Р.Уметь работать с новыми понятиями. П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | 9 | |
4-6 | Виды сбора информации | 3 | Практическая работа в библиотеке, в компьютерном классе | Опрос населения, анкетирование | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | 10-11 | |
7-8 | Работа школьного музея | 2 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Словарь музееведа, самостоятельная экскурсия «Я экскурсовод» | Л.Формирование навыков творческой деятельности. Р. Уметь работать самостоятельно и в группе П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 11-12 | |
9-11 | «В музее» | 3 | Творческая работа | Сочинение, рисунки | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 12-13 | |
Раздел III. Экскурсионная работа (10 часов) | |||||||
1 | Что такое экскурсия? | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Беседа, подготовка вопросов к собеседнику | Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К.Оформлять свои мысли в устной речи. | 14 | |
2-5 | Правила проведения экскурсии в музее | 4 | Практическая работа творческого характера | Составление своих правил поведения в музее | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | 14-16 | |
6-10 | «Я поведу тебя в музей…» | 5 | Практическая работа творческого характера | Портфель экскурсовода | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться во время экскурсии К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения | 16-18 | |
Раздел IV. Домашний музей (16 часов) | |||||||
1-3 | Моя семья в истории села | 3 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Моя родословная | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | 19-20 | |
4-7 | Я расскажу о своей семье | 4 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Проект | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 20-22 | |
8-10 | Семейный фотоальбом | 3 | Малая конференция | Исследование, правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др. | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | 22-23 | |
11-13 | История одной фотографии | 3 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Рассказ по фотографии, находка особой фотографии, по которой можно рассказать об истории своей семьи | Л. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | 24-25 | |
14-16 | Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир» | 3 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Письмо потомкам | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 25-26 | |
Раздел V. Вахта Памяти (16 часов) | |||||||
1 | Уголок Боевой Славы | 1 | Работа в группах | Презентация о школьном музее | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться в музее К. участвовать вэкскурсии; соблюдать правила общения | 27 | |
2-4 | Книга Памяти | 3 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 27-28 | |
5-8 | Жители села в годы Великой Отечественной войны | 4 | Малая конференция | Исследовательская работа | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | 29-30 | |
9-10 | Урок мужества | 2 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Сценарий урока мужества | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 31 | |
11-12 | Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны | 2 | Практическая работа творческого характера | Оформление страницы Книги Памяти | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться во время экскурсии К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения | 32 | |
13 | «Детство, опаленное войной» | 1 | Написание творческой работы | Создание страницы на сайте школьного музея о тружениках тыла | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 33 | |
14 | Моя бабушка/дедушка – труженик тыла | 1 | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Книжка о старшем поколении моей семьи | Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. П.Уметь ориентироваться во время экскурсии К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения | 33 | |
15-16 | «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты) | 2 | Малая конференция | Исследовательская работа | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | 34 | |
ИТОГО: | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Музей истории Бурятии имени М. Н. Хангалова. Сборник статей. Выпуск второй. Улан-Удэ, 1999 г
- Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану/под общей ред. Т. Б. Табардановой. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 г
- Чернакова О. И. Программа курса «Школа музейной культуры», Сузунский краеведческий музей Новосибирской области
- Абзаев Ж. М., Воронина Н. Н., Гаськова Т. В. «Село, в котором мы живем - Могойто». Улан-Удэ, изд. «Юхта», 2010 г
- И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
- Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
- Школьный музей. Сборник документов. М., 1987 г
- Этнографический музей народов Забайкалья. Сборник. Улан-Удэ, 1987 г
Список литературы для учителя
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
- Федеральный государственный стандарт среднего(полного)общего образования
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
- Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
- Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:
• истоки появления старых фотографий;
• варианты сопоставления рассказов-воспоминаний;
• старые фотографии моей семьи;
• традиции моей семьи.
Приложение 1
Творческая работа (проект)
5 класс
Защита творческого проекта «История одной фотографии».
В процессе реализации проекта учащиеся должны уметь:
- подбирать материал на определенную тему;
- сопоставить рассказы родственников о старой фотографии из семейного альбома;
- знать семейные традиции, нравственные ценности;
- рассказать интересную историю о семейной фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"
Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"...
Программа внеурочной деятельности для 8 класса "Литературное краеведение"
Основные задачи:- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;- осмыслени...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год
Рабочая программа по краеведению для обучающихся 5 класса. Содержание:1. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ &ndash...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год
Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год
Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...