программа элективного курса по истории Сибири 7 класс
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Программа для 7 класса по истории Сибири. Внеурочная деятельность. ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_istoriya_sibiri.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
г. Татарска Новосибирской области
Рабочая программа
«История родного края»
для 7-х классов, реализующих ФГОС второго поколения
Составитель: Смирнова Екатерина Геннадьевна
Одобрена методическим советом
Протокол №
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ:
Приказ №
Директор школы: С.В. Демьяненко
г. Татарск
2015г.
Пояснительная записка
Программа по курсу «История Сибири» составлена на основе целей, задач и требований к результатам обучения и освоения содержания курса истории, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом (второго поколения), авторской программы Кузнецовой Ф.С. по истории Сибири для 5 – 9 классов. Новосибирск, Инфолио-пресс. 2000г.
Актуальность программы:
Главная цель введения в учебные планы школ Сибири курсов по изучению региональной истории – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей малой Родины.
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация. Изучение культуры этносов Сибири, 400-летней истории их совместного проживания с русским народом безусловно обогащает национальное самосознание, духовный мир юных граждан, способствует воспитанию комплиментарности.
Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» делает обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления. Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.д.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.
Цель программы:
Осознание учащимися важности вклада каждого народа, населяющего Сибирь, в общую историю страны и мировую историю.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Структура курса и последовательность предъявления материала
Особенностью данной программы по изучению истории родного края в 7 классе является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до её присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.
Краеведение дополняет уроки региональной истории. Краеведческие факты конкретизируют, иллюстрируют исторические события и процессы региональной истории, создают возможность лучше познать повседневную жизнь человека. Каждая тема программы содержит примерное содержание краеведческих уроков. Исходя из выше сказанного рабочая программа «История родного края» в 7 классе ориентирована для работы по следующим учебным пособиям:
- Ф.С.Кузнецова, В.А.Зверев «Программно-методические материалы по истории Сибири». Инфолио-пресс. Новосибирск. 2000.
- Ф.С.Кузнецова «История Сибири. Часть1. Присоединение к России». уч. пособие для 7кл. Н-ск. И-пресс. 2000.
- Ф.С.Кузнецова «История Сибири. Часть1. Присоединение к России». Рабочая тетрадь для 7 кл. Инфолио-пресс. Новосибирск. 2000.
- История Сибири и Новосибирской области. Методическое пособие для школ различного типа. – Новосибирск. – 1998.
Важной особенностью программы является принцип интеграции. Темы по истории Сибири и родного края, предложенные для изучения учащимся в рамках данного курса, затрагивают те же временные периоды, что и темы, рассматриваемые в ходе изучения истории Отечества. Таким образом, принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи - формирования у учащихся целостной картины исторического прошлого нашей страны. Кроме того, выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Изучение курса истории Сибири в 7 классе также выстроено с учётом принципов развивающего обучения. Так принцип минимакса предполагает, что учебник и учитель создают ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Это позволяет решить проблему разноуровневости обучения и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого ученика
Изучение данного курса, также предполагает использование следующих технологий развивающего обучения:
- проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации– противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.
- технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Перед уроком ученики получают домашнее задание – предварительное чтение текста нового (еще не изученного) параграфа. При этом от учеников вовсе не требуется запомнить или заучить что-либо из нового материала. Предварительное чтение необходимо для того, чтобы на уроке ученики смогли ориентироваться в тексте при выполнении заданий по нему. Уже на уроке в ходе изучающего чтения происходит присвоение и первичное закрепление нового знания.
- технология оценивания образовательных достижений. В её основе два правила.
1) Оцениваться может всё, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).
2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания.
Средства обучения, используемые на уроке.
- Идеальные: слово учителя и опорные сигналы (символ, схема, таблица, опорные слова).
- Материальные: а) учебники и учебные пособия; б) наглядные средства; в) технические средства; г) средства Интернета (мультимедиа).
Курс «История Сибири» в 7 классе рассчитан на 35 часов (1час в неделю). Аттестация учащихся будет проводиться в оценочной форме (суммирование письменных и устных ответов учащихся).
Основные ценностные ориентиры программы
Материалы региональной и местной истории, в первую очередь, имеют ценностные ориентиры обучения. Факты и персоналии позволят учащимся понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.
Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и её вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.
Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Предполагается, что результатом изучения истории родного края в 7 классе основной школы является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностными результатами изучения данного курса должны стать:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным посупкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты освоения курса истории родного предполагают, что у учащегося будут сформированы:
1. целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; о месте и роли сибирского региона в истории России.
2. базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
3. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
4. способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
5. умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
6. умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
7. уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание программы
35 часов
Раздел I. ИСТОРИЯ СИБИРИ И РОДНОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ (6 ч)
Тема 1. Первые люди в Сибири (2 ч)
Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Стоянка древнего человека – Волчья Грива у села Озерки Каргатского района. Орудия труда, жилища, одежда охотников. Первые художники Сибири.
Тема 2. Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э. (4 ч)
Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Первые металлурги Сибири. Андроновцы - опытные земледельцы и скотоводы нашего края.
Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири: ледяные гробницы Алтая - захоронения VI -II до н.э. Образ жизни кочевников. Их изобретения: войлочная юрта, седло, уздечка, стремена.
Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Жизнь детей в древности.
Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (6 ч)
Тема 1. Наш край в раннем средневековье. (2 ч)
Наш край в эпоху великого переселения народов - IV-V вв. Первое государственное объединение в Сибири (VI-VIII вв.) – Великий Тюркский каганат. Его территория, распад каганата. Памятники тюркской культуры в Сибири и нашем крае. Тюркские топонимы в нашем крае.
Тема 2. Сибирь в ХII- ХV вв. (2 ч)
Начало знакомства новгородцев с зауральской территорией. «Чрезкаменный» путь. Морской путь в низовья Оби. Походы воевод Ивана III за Урал в низовья Оби. Первые сведения о Сибири. Термин «Сибирь».
Образование Сибирского ханства. Территория Сибирского ханства. Коренные народы (аборигены) нашего края. Как складывается единый народ. Археологические памятники на территории нашего края: Вознесенское, Чертово.
Тема 3. Поход Ермака в Сибирь и начало её присоединения к России (2 ч)
Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Последствия похода Ермака: бегство Кучума и начало строительства первых русских укреплений – острогов (крепостей) как административных пунктов российской власти на территории Сибири. Окончательная победа над Кучумом в 1598 г. и ее последствия.
Раздел IV. СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХVII-XVIII вв. (18 ч)
Тема 1. Освоение Сибири (8 ч)
Первые остроги в Сибири. Воеводы и служилые люди, их обязанности. Сибирский путь по рекам. Землепроходцы. Особенности освоения бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура и «заморских»: Яны, Индигирки, Колымы.
Политика правительства в Сибири в отношении аборигенов: наказы воеводам. Ясак и порядок его сбора. Промысловая колонизация. Мангазея и Якутск– центры пушного промысла в XVII в. Промышленные и торговые люди. Доходность пушного промысла, его роль в экономике России.
Роль вольнонародной колонизации в земледельческом освоении Сибири. Социальный состав переселенцев, причины переселений, районы выхода, «гулящие люди». Начало сибирского земледелия. Государева (десятинная пашня). Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне. Местоположение первых земледельческих районов на карте Сибири.
Наш край в XVII веке. Первые остроги Новосибирского Приобья (Умревинский, Бердский, Чаусский). Первые земледельцы нашего края и первые деревни: Кругликова, Кривощекова, и др. Первые форпосты в Барабинской степи: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (Каргатский).
Тема 2. Народы Сибири и нашего края (5ч)
Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. О чем могут рассказать географические названия нашего края.
Хозяйственно-культурные типы в Сибири. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями.
Духовная культура: верования, шаманы, сказки. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.
Тема 3. Сибирь и наш край в XVIII веке (5ч)
Урегулирование пограничных вопросов в Забайкалье с Китаем. Начало строительства Сибирских пограничных линий на юге Западной Сибири и на Алтае.
Миграционное движение русских старожилов в лесостепную и степную зоны Сибири. Приток беглых. Отношение правительства к самовольным переселенцам в Сибири. Заинтересованность правительства в заселении южной Сибири. Принудительные переселения крестьян по указу Елизаветы Петровны 1760 г.
Начало освоения рудных богатств Забайкалья и Алтая. Первые заводы А. Демидова. Образование Колывано-Воскресенского горного округа – хозяйства Кабинета. Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае в ХVIII в.
Наш край в XVIII в. Строительство сухопутного тракта через Барабинскую степь. Заселение территории нашего края вдоль тракта. Образование Каинского округа и его население: государственные крестьяне, «посельщики». Приписные крестьяне Новосибирского Приобья.
Итоговое повторение– 1 ч
Резервное время – 4ч
Календарно-тематическое планирование курса «История родного края».
35 часов
№ | Тема урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Раздел I. ИСТОРИЯ СИБИРИ И РОДНОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ (6 ч) | ||||||
Тема 1: Первые люди в Сибири (2ч) | Орудия труда, жилища, одежда охотников. Первые художники Сибири. | 1. Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; о месте и роли сибирского региона в истории России. 2.Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1.Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Подготовить мини-сообщения о растительном и животном мире родного края, используя материалы сети интернет. | |
1. | Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. | |||||
Троицкая Т.Н. Археология Сибири. Новосибирск. 2003. Калинина Н.М. Нам здесь жить. Новосибирск. 2005. Нарисовать буклет об археологических памятниках Татарского района и Новосибирской области. | ||||||
2. | Стоянка древнего человека – Волчья Грива у села Озерки Каргатского района. | |||||
Тема 2. Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э. (4 ч) | Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Первые металлурги Сибири. Образ жизни кочевников. Их изобретения: войлочная юрта, седло, уздечка, стремена. Жизнь детей в древности. | 1. Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; 2.Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней. | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). 2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). 3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). | Троицкая Т.Н. Археология Сибири. Новосибирск. 2003. Составить рассказ о жизни первых земледельцев и скотоводов родного края. | |
3. | Андроновцы - опытные земледельцы и скотоводы нашего края. | |||||
4- 5. | Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири: ледяные гробницы Алтая - захоронения VI -II до н.э. | |||||
Удивительная находка российских археологов – алтайская леди. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.websib.ru/ Сообщение о ледяных гробницах плато Укок. | ||||||
6. | Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. | |||||
Бараба – страна диковинная. Мордкович. Эл. ресурс. Режим доступа: Подготовить презентацию по изученной теме. | ||||||
7 | Контрольная работа по разделу: История Сибири и родного края в древности. | Повторить изученный материал. | ||||
Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (6 ч) | ||||||
Тема 1. Наш край в раннем средневековье. (2 ч) | Территория Великого Тюркского каганата, распад каганата. Памятники тюркской культуры в Сибири и нашем крае. Тюркские топонимы в нашем крае. | 1.Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности. 2. Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 2. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). | Скифы. Строители степных пирамид. Эл. ресурс. Режим доступа: выучить конспект, записанный на уроке. | |
8. | Наш край в эпоху великого переселения народов - IV-V вв. | |||||
Древние тюрки. Тюркский каганат. Эл. Ресурс. Режим доступа: http://history.novosibdom.ru/ | ||||||
9. | Первое государственное объединение в Сибири (VI-VIII вв.) – Великий Тюркский каганат. | |||||
Тема 2. Сибирь в ХII- ХV вв. (2 ч) | «Чрезкаменный» путь. Морской путь в низовья Оби. Первые сведения о Сибири. Термин «Сибирь». Территория Сибирского ханства. Коренные народы (аборигены) нашего края. Как складывается единый народ. Археологические памятники на территории нашего края: Вознесенское, Чертово. | 1.Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества. 2.Уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 3.Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | Кузнецова Ф.С. История Сибири. Глава 1., стр. 6-14, составить опорный конспект. | |
10. | Начало знакомства новгородцев с зауральской территорией. Походы воевод Ивана III за Урал в низовья Оби. | |||||
П.3, стр. 25 – 35, составить опорный конспект. | ||||||
11. | Образование Сибирского ханства. | |||||
Тема 3. Поход Ермака в Сибирь и начало её присоединения к России (2 ч) | Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Бегство Кучума и начало строительства первых русских укреплений – острогов (крепостей) как административных пунктов российской власти на территории Сибири. Окончательная победа над Кучумом в 1598 г. и её последствия. | 1.Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности. 2.Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней. | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. | П.4. стр. 36-48. Составить рассказ о походе Ермака в Сибирь. | |
12. | Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. | |||||
13. | Последствия похода Ермака. | П.5. стр. 49 – 59, ответить на вопросы 1,4,5,6. | ||||
14. | Контрольная работа по разделу: История Сибири в Средние века. | Повторить материал, изученный на уроках. | ||||
Раздел IV. СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХVII-XVIII вв. (18 ч) | ||||||
Тема 1. Освоение Сибири (8 ч) | Воеводы и служилые люди, их обязанности. Особенности освоения бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура и «заморских»: Яны, Индигирки, Колымы. Политика правительства в Сибири в отношении аборигенов: наказы воеводам. Ясак и порядок его сбора. Промышленные и торговые люди. Доходность пушного промысла, его роль в экономике России. Социальный состав переселенцев, причины переселений, районы выхода, «гулящие люди». Государева (десятинная пашня). Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне. Местоположение первых земледельческих районов на карте Сибири. Первые остроги Новосибирского Приобья (Умревинский, Бердский, Чаусский). | 1.Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; о месте и роли сибирского региона в истории России. 2.Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней.
| Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. | П.6, стр. 62 – 74, составить рассказ о первых сибирских острогах по заданному плану. | |
15. | Первые остроги в Сибири. | |||||
16. | Сибирский путь по рекам. Землепроходцы. | П.10 – 11, стр. 116 – 132, рассказ о жизни одного из сибирских землепроходцев. | ||||
17. | Промысловая колонизация. Мангазея и Якутск– центры пушного промысла в XVII в. | П.7, стр.75 – 86. Вопросы 1 – 7. | ||||
18. | Роль вольнонародной колонизации в земледельческом освоении Сибири. | П.12, стр.136– 146, вопросы 1 -5. | ||||
19. | Начало сибирского земледелия. | П.13., стр. 147 – 160, вопросы 1-4. | ||||
20. | Наш край в XVII веке. | П.13., стр. 147 – 160, вопросы 4-8. | ||||
21. | Первые земледельцы нашего края и первые деревни: Кругликова, Кривощекова, и др. | Подготовить сообщения о первых деревнях Новосибирской области, по материалам сети интернет. | ||||
22. | Первые форпосты в Барабинской степи: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (Каргатский). | П.14. стр. 161 -171, вопросы 1 – 4. | ||||
23. | Контрольная работа по блоку тем: Освоение Сибири. | Повторить материал, изученный на уроках. | ||||
Тема 2. Народы Сибири и нашего края (5ч) | Этнонимы. О чем могут рассказать географические названия нашего края. Хозяйственно-культурные типы в Сибири. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. | 1. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. 2.Уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным посупкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). 2.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | П.15, стр. 172 – 180, рассказ о С.Ремезове. | |
24. | Этносы Сибири, территория их расселения. | |||||
25. | Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями. | |||||
26. | Духовная культура народов Сибири: верования, шаманы, сказки. | П.16, стр. 182 – 192, вопросы 1-5. | ||||
27. | Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. | П.17-18, стр. 193 – 211, вопросы 1 – 7. | ||||
28. | Археологические памятники культуры народов на территории нашего края. | По материалам сети интернет подготовить сообщения о современных археологических раскопках, производимых в 21 веке на территории Сибири. | ||||
Тема 3. Сибирь и наш край в XVIII веке (5ч) | Начало строительства Сибирских пограничных линий на юге Западной Сибири и на Алтае. Миграционное движение русских старожилов в лесостепную и степную зоны Сибири. Приток беглых. Отношение правительства к самовольным переселенцам в Сибири. Заинтересованность правительства в заселении южной Сибири. Первые заводы А. Демидова. Образование Колывано-Воскресенского горного округа – хозяйства Кабинета. Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае в ХVIII в. Наш край в XVIII в. Заселение территории нашего края вдоль тракта. Образование Каинского округа и его население: государственные крестьяне, «посельщики». Приписные крестьяне Новосибирского Приобья. | 1.Целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества. 2.Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней. | Регулятивные УУД: 1,2,3,4,5. Познавательные УУД: 1,2,3,4,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 2.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). | По материалам сети интернет составить рассказ об организации пограничной торговли между Сибирью и Китаем. | |
29. | Урегулирование пограничных вопросов в Забайкалье с Китаем. | |||||
30. | Принудительные переселения крестьян по указу Елизаветы Петровны 1760 г. | Составить сообщение о принудительном переселении крестьян в Сибирь в 18 веке. | ||||
31. | Начало освоения рудных богатств Забайкалья и Алтая. | Составить сообщение о организации металлургических заводов А. Демидова. | ||||
32. | Строительство сухопутного тракта через Барабинскую степь. | Создать газету на тему: сухопутный тракт Сибири. | ||||
33. | Образование Каинского округа и его население: | П.14, стр. 161 – 171, вопросы 1 – 4. | ||||
34. | Итоговое повторение (1ч) | 1.Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. 2.Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней. | Регулятивные УУД: 3,4,5. Познавательные УУД: 2,3,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). | Повторить материал, изученный за курс: история родного края. | |
35. | Итоговая контрольная работа за курс «История родного края» (1ч) | 1.Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней. 2.Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности. | Регулятивные УУД: 3,4,5. Познавательные УУД: 2,3,5. Коммуникативные УУД: 1,2,3 | 1.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. |
Тематические и итоговые контрольные работы по курсу история родного края, 7 класс
Четверть | Текущий контроль | Итоговый контроль |
I | 1. Контрольная работа по разделу: История Сибири и родного края в древности. | - |
II | 1. Контрольная работа по разделу: История Сибири в Средние века. | - |
III | 1. Контрольная работа по блоку тем: Освоение Сибири. | - |
IV | - | 1. Итоговая контрольная работа за курс «История родного края». |
Год | 3 | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
История родного края
Обучающиеся научатся:
- показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев XVII в.;
- объяснять процесс колонизации Сибири как явление двоякого порядка:
с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины,
с другой, как результат осознанной государственной политики
с целью обогащения государства;
- объяснять смысл понятий вольнонародная и правительственная колонизация, земледельческое освоение, промысловая колонизация, завоевание, присоединение; ясак, ясачные люди;
- характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. по отношению к коренному населению и соседним государствам;
- характеризовать культуру народов Сибири в единстве её и материальной, духовной и соционормативной сторон, с учетом природно- климатических условий, в которых она возникла и развивалась;
- знать смысл понятий этнос, этноним;
- характеризовать основные категории русского населения Сибири XVII в.;
- уметь соотносить события, происходившие на территории Европейской России и Сибири в одно и то же время;
- уметь объяснять основные факты из истории родного края с древности до конца XVII в. в свете изученных явлений и событий, происходивших на территории Сибири в это же время.
Список полезной литературы для учителя и учащихся.
№ п./п. | Название | Автор, выходные данные |
1. | Мир словарей. | |
2. | Толковый словарь С.И. Ожегова. | |
3. | Толковый словарь В.И. Даля. | |
4. | Моя Родина – Россия. | Сергеева Е.Г. Татарск. 2006. |
5. | Нам здесь жить. | Калинина Н.М. Новосибирск. 2005. |
6. | Топонимический словарь Новосибирской области. | Эл. ресурс. Режим доступа: |
7. | Топонимика России и мира. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.toponimika.ru/ |
8. | Топонимический словарь Новосибирской области. | Эл. ресурс. Режим доступа: |
9. | Топонимика. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
10. | Топонимика. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ |
11. | Бараба – страна диковинная. | Мордкович. Эл. ресурс. Режим доступа: |
12. | Кунгурская летопись. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/ |
13. | Герой Соц. Труда. Окладников Алексей Павлович. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://warheroes.ru/ |
14. | Троицкая Татьяна Николаевна. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.nspu.net/ |
15. | Наука в Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.sbras.ru/ |
16. | Полосьмак Наталья Викторовна. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.infolio-press.ru/ |
17. | Наш край в древности и в средневековье. | Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Новосибирск, 1996. |
18. | Скифы. Строители степных пирамид. | Эл. ресурс. Режим доступа: |
19. | Удивительная находка российских археологов – алтайская леди. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.websib.ru/ |
20. | Лаборатория ИИГСО. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://iigso_lab.nspu.net/ |
21. | Животные и растения Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
22. | Ландшафтные зоны и провинции Западно-Сибирской равнины. Лесостепная зона. | |
23. | Красная книга России. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.biodat.ru/ |
24. | Реки Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
25. | Реки Восточной Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://bg-znanie.ru/ |
26. | Байкал – жемчужина Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: |
27. | Озёра Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
28. | На берегах озера Чаны. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www. ozero-chany.ru/ |
29. | Природа и климат озера Карачи. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://nsokarachi.ru/ |
30. | Новосибирский край – озеро Карачинское. | Эл. ресурс. Режим доступа: |
31. | Амурский тигр. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
32. | Реки Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
33. | Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. | Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.raipon.info/ |
34. | Коренные народы Севера. | Эл. ресурс. Режим доступа: http: //www.eduhmao.cos.ru/ |
35. | Народы Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
36. | Одежда народов Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
37. | Культура повседневности старожилов Сибири. | Андюсев Б.Е. Эл. ресурс. Режим доступа: http://andjusev.narod.ru/ |
38. | Верхняя одежда народов Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ |
39. | Этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа». | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.admhmao.ru/ |
40. | Праздники народов Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
41. | Праздники народов России. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.tataroved.ru/ |
42. | Алтайские народные праздники. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.altai-tourist.ru/ |
43. | Праздники русского народа. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://school.collection.edu.ru/ |
44. | Татарские национальные блюда. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.tatar.ru/ |
45. | Путь в Сибирь. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.ikz.ru/ |
46. | Первопроходцы Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
47. | История Сибири. Часть I. Присоединение к России. | Кузнецова Ф.С. Новосибирск, 1997. |
48. | История Новосибирской области с древнейших времён до конца XIX в. | Миненко Н.А.Новосибирск. 1983 |
49. | Ермак. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
50. | Тобольск. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.eurotob.ru/ |
51. | Моя Родина – Россия. | Сергеева Е.Г. Татарск. 2006. |
52. | Фрагмент Кунгурской летописи II половины XVII в. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/ |
53. | Русская Православная Церковь в освоении Сибири. | Покровский Н.Н. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.zaimka.ru/ |
54. | Политическая ссылка. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
55. | Ссылка и каторга в России. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://his.1september.ru/ |
56. | Шаманизм. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
57. | Традиции воспитания в Сибири. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ |
58. | Традиционное воспитание детей у народов Сибири. | Сборник статей. Под ред. Кон И.С., Такеаши Ч.М. Л., 1988. |
59. | Воспитание детей в России. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://gov.cap.ru/ |
60. | Обряд имя наречения у Сибирских татар. | Эл. ресурс. Режим доступа: http://turkolog.narod.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.
В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....
Программа элективного курса по истории «История крепостного права в России» для учащихся 8-го класса (8 часов)
элективный курс...
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документами&raq...
Программа элективного курса по истории 9 класс
Программа элективного курса по истории 9 класс...
Рабочая программа элективного курса по истории 11 класс
Рабочая программа элективного курса по истории 11 класс...