ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основе
программы элективного курса «Работа с историческими документами»: Н.И.Чеботарева. Элективные курсы по истории для профильного обучения учащихся 10-11 кл..- М.: Глобус, 2010.- С. 142-180
Цель курса: отработка умений работы с документами по предмету история практического характера.
Задачи курса:
Создать условия для формирования и развития у учащихся:
- интеллектуальных и практических умений при работе с историческим документом;
- владения специальной терминологией;
- интереса к изучению исторических персоналий, так как историческая личность выражает интересы каких-то групп людей, сословий, классов, партий;
- представления об оценках исторической личности современниками и современными историками;
- умения анализировать, обобщать основные идеи и положения исторического документа, применять полученные знания при оценке окружающей действительности, исторических фактов, личностей и явлений;
- отрабатывать умения получать информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)
- умения практического применения полученных знаний и навыков для участия учащихся в творческих конкурсах по истории России, в том числе и в олимпиадах самых разных уровней
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
Рассмотрена на методическом объединении учителей-предметников. Протокол № 1 от 31.08.2018 г. | Принята на методическом совете Протокол № 1 от 31.08.2018 г. | Утверждена Приказом СОШ п. Верхнеказымский от 31.08.2018г.№ 508-0 __________ Н.В. Степура |
Программа элективного курса по истории для 11 класса
Работа с историческими документами:
выполнение заданий повышенного уровня.
(наименование курса)
Крушельницкая Марина Анатольевна
(ФИО учителя-разработчика)
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основе
программы элективного курса «Работа с историческими документами»: Н.И.Чеботарева. Элективные курсы по истории для профильного обучения учащихся 10-11 кл..- М.: Глобус, 2010.- С. 142-180
Цель курса: отработка умений работы с документами по предмету история практического характера.
Задачи курса:
Создать условия для формирования и развития у учащихся:
- интеллектуальных и практических умений при работе с историческим документом;
- владения специальной терминологией;
- интереса к изучению исторических персоналий, так как историческая личность выражает интересы каких-то групп людей, сословий, классов, партий;
- представления об оценках исторической личности современниками и современными историками;
- умения анализировать, обобщать основные идеи и положения исторического документа, применять полученные знания при оценке окружающей действительности, исторических фактов, личностей и явлений;
- отрабатывать умения получать информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)
- умения практического применения полученных знаний и навыков для участия учащихся в творческих конкурсах по истории России, в том числе и в олимпиадах самых разных уровней.
Основные виды заданий, используемых на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
1) проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями, в большинстве своём, не предполагающие однозначных ответов;
2) задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
3) анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);
4) составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Реформаторы», «Женщины на престоле» и т. п.;
5) устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
6) составление карт сражений;
7) работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);
8) работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);
9) практические работы, в том числе и на компьютере;
10) составление проекта из цикла «Жизнь замечательных людей».
Курс рассчитан на 34 часа и представлен: пояснительной запиской, учебно-тематическим планом, содержанием курса, списком литературы.
Содержание курса.
Вводный урок (1 час)
Исторический документ. Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов.
I. Как работать с документом (10 часов)
1. Необходимость изучения исторических терминов и понятий для работы с историческим документом и дальнейшего изучения истории (2ч.).
Отработка исторической терминологии. Характеристика причин, породивших незнание исторической терминологии:
- Житейско-бытовое представление о понятиях и терминах.
- Редкое употребление в современной литературе понятий и терминов, широко, использовавшихся в источниках древних и средних веков.. Постоянное обогащение языка новыми историческими понятиями и терминами.
- Зависимость значения исторического понятия от времени, исторической обстановки, места употребления.
- Смешение близких, либо сходных по звучанию, но далёких по смыслу понятий и терминов (дьяк, дьякон, дьячок, подьячий).
Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
2. Работа с персоналиями (2 ч).
Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей:
Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и т. д.).
Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Различные оценки одной и той же исторической личности. Алгоритм изучения исторических личностей: запоминание фамилии и имени личности; ознакомление с этапами, периодами и содержанием их деятельности; усвоение идейно-теоретических взглядов изучаемой личности; изучение оценок личности ее современниками и современными историками, политологами; уяснение того, чьи интересы на том или ином этапе выражала личность.
З. Последовательно-текстуальное изучение источников (2 ч).
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы.
Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них.
Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей.
Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.
4. Логические задания ( 2 ч).
Логическое задание — ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.
5. Метод поэтапного изучения источника (2 ч).
- Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором).
- Уяснение содержания источника (выделение основных узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника).
- Выполнение обобщающих и практических заданий.
II. Виды документов (20 часов)
1. Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д.).
«Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха», Отрывок из грамоты Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому (1654 г.), отрывок из грамоты боярина Морозова приказчику, «Указ о вольных хлебопашцах», конституция Н. Муравьева, Приказ №1 Совета рабочих и солдатских депутатов, из доклада Н. И. Рыжкова на сессии Верховного Совета СССР...
2. Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка).
Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира 28.08.1914 г., из Портсмутского мирного договора между Россией и Японией 25.08.1905г., письмо министра иностранных дел Французской республики Делькассе министру иностранных дел России Муравьеву о заключении военной конвенции.
З. Документы, связанные с политической борьбой (программы, послания, речи политиков, прокламации, декларации).
Прокламация для английских войск Архангельского фронта (август 1919 г.), Декларация об образовании СССР, из речи У. Черчилля в Фултоне 5 Марта 1946 г., из послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию.
4. Документы исторического xapaктepa (хроники, летописи, исторические сочинения).
Отрывки из Ипатьевской и Казанской летописей, Повести временных лет. Прокопий Кессарийский о славянах, антах. Маврикий Стратег о славянах, антах. Рыбаков Б. А. «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII в.в». Отрывки из сочинений Н. М. Карамзина, H. И. Костомарова, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Ю. Сухарева о Владимире Мономахе.
5. Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев).
Из книги М. Горького «Несвоевременные мысли», мемуары Г.К. Жукова, из дневника императора Николая II , «Очерки русской смуты» А. И. Деникина.
Обобщение (З часа).
Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.
Тематический план | |||||||
№ п/п | № урока в теме | Дата | Кор-рек-тировка даты | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | |
1 | 1 | 07.09 | Вводный урок | 1 | Показать необходимость уделить особое внимание для успешного изучения истории России работе с историческими документами, историческими понятиями и терминами, историческими персоналиями и датами. | ||
Как работать с документом (10ч.) | |||||||
2 | 1 | 14.09 | Необходимость изучения исторических терминов и понятий | 1 | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью | ||
3 | 2 | 21.09 | Необходимость изучения исторических терминов и понятий | 1 | |||
4 | 3 | 28.09 | Работа с персоналиями. | 1 | Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. | ||
5 | 4 | 05.10 | Работа с персоналиями. | 1 | |||
6 | 5 | 12.10 | Последовательно- текстуальное изучение источников | 1 | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Составление плана, тезисов, конспекта. Воспитание гражданственности, патриотизма. | ||
7 | 6 | 19.10 | Последовательно- текстуальное изучение источников | 1 | |||
8 | 7 | 26.10 | Логические задания | 1 | Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Самостоятельное выполнение различных творческих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. | ||
9 | 8 | 09.11 | Логические задания | 1 | |||
10 | 9 | 16.11 | Метод поэтапного изучения источника | 1 | Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | ||
11 | 10 | 23.11 | Метод поэтапного изучения источника | 1 | |||
Виды документов (20ч.) | |||||||
12 | 1 | 30.11 | Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.) | 1 | Уметь работать по следующему алгоритму: 1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания). 2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? 3. Объясните основные новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа? 5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? б. К каким результатам, изменениям в государстве в обществе привело или могло привести введение этого документа? 7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. п. | ||
13 | 2 | 07.12 | Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.) | 1 | |||
14 | 3 | 14.12 | Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.) | 1 | |||
15 | 4 | 21.12 | Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.) | 1 | |||
16 | 5 | 28.12 | Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка) | 1 | Уметь работать по следующему алгоритму: 1. Покажите на карте государства, доставившие этот документ. 2. Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, для международной ситуации в целом. 4. Объясните, почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах). 5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? б. Какой характер носил этот документ — открытый или секретный — и почему? 7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. 8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил. | ||
17 | 6 | 11.01 | Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка) | 1 | |||
18 | 7 | 18.01 | Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка) | 1 | |||
19 | 8 | 25.01 | Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка) | 1 | |||
20 | 9 | 01.02 | Документы, связанные с политической борьбой (программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п.) | 1 | Уметь работать по следующему алгоритму: 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился? 3. К чему призывает и что осуждает автор документа? 4. Интересы какого слоя населения он выражает? 5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? б. Каковы последствия — реальные или прогнозируемые — осуществления идей этого документа? 7. Дайте историческую оценку документу. | ||
21 | 10 | 08.02 | Документы, связанные с политической борьбой (программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п.) | 1 | |||
22 | 11 | 15.02 | Документы, связанные с политической борьбой (программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п.) | 1 | |||
23 | 12 | 22.02 | Документы, связанные с политической борьбой (программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п.) | 1 | |||
24 | 13. | 01.03 | Документы исторического характера (хроники, анналы, летописи, исторические сочинения) | 1 | Уметь работать по следующему алгоритму: 1. Какие исторические факты излагаются в документе? 2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления. 4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? 6. В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить? 7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям. | ||
25 | 14. | 15.03 | Документы исторического характера (хроники, анналы, летописи, исторические сочинения) | 1 | |||
26 | 15. | 22.03 | Документы исторического характера (хроники, анналы, летописи, исторические сочинения) | 1 | |||
27 | 16. | 23.03 | Документы исторического характера (хроники, анналы, летописи, исторические сочинения) | 1 | |||
28 | 17 | 05.04 | Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев) | 1 | Уметь работать по следующему алгоритму: 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей определите примерное время действия или написания произведения. Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху ... 3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т. п.? | ||
29 | 18 | 12.04 | Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев) | 1 | |||
30 | 19 | 19.04 | Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев) | 1 | |||
31 | 20 | 26.04 | Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев) | 1 | |||
Итоговое обобщение (3ч.) | |||||||
32 | 1 | 10.05 | Итоговое обобщение | 1 | |||
33 | 2 | 17.05 | Итоговое обобщение | 1 | |||
34 | 3 | 24.05 | Резерв | 1 |
Планируемые результаты
В результате изучения основных вопросов курса у учащихся должны сформироваться общекультурная, учебно-познавательная и информационная компетенции.
Общекультурная компетенция продолжит формирование опыта деятельности с актово-юридическими документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры.
Учебно-познавательная компетенция включает развитие креативных навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов, умения участвовать в эвристической беседе на основе документальной информации.
Информационная компетенция сформирует систему умений: отбор необходимой для решения учебной проблемы; преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности.
Перечень практических работ, проектов
№ п\п | Тема | Практическая работа |
1 | Как работать с документом | Практикум по владению монологической и диалогической речью Практикум по созданию письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Практикум по восприятию устной речи и способности передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. |
2 | Виды документов | Практикум по составлению плана, тезисов, конспекта Практикум по отработке умений работы с источником по заданному алгоритму |
3 | Итоговое обобщение | Самостоятельное выполнение различных творческих работ |
Литература
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
- Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ. пособие [ Текст ]/Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова.- М., 2001.-184 с.
- Григорьева, Н. А. История. Тренировочные задания повышенной сложности. Работа с историческими документами [Текст]/ Н. А. Григорьева, H. И. Чеботарева.- Волгоград, 2003.- 240 с.
- Короткова, М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей[ Текст] / М. В. Короткова,М. Т. Студеникин.- М.. 1999.- 194 с.
- Отечественная история. Документы и справочные материалы[Текст] /под общ. ред. А. О. Чубарьяна.- М.: Просвещение, 2005.- 244 с.
- Элективные курсы в профильном обучении/ [ Текст] /общ. редакция А.Г.Каспаржан – М.: Вита Пресс, 2004. – 144с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по истории для учащихся 11 класса "Работа с историческими документами"
Элективный курс предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 11 класса. Данный курс поможет учителю и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации....
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.
Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...
Программа элективного курса в 10 классе "Методы и способы решения заданий ЕГЭ по математике высокого уровня сложности"
Формальная цель данного элективного курса - подготовить учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу в...
Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....
Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...
ПОДХОДЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ - ВПР по обществознанию
В работе дано описание заключительного задания в ВПР (№ 8,9, 10), которое напрвлено на то, что необходимо строить речевое письменное высказывание на заданную тему с использованием предложенных обществ...
Творческие задания и задания повышенного уровня сложности к контрольным работам по английскому языку для 5 класса.
Творческие задания и задания повышенного уровня сложности к контрольным работам по учебнику Rainbow English для 5 класса....