Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Программа элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер, предназначен для образовательных учреждений общего образования и учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан, рассчитан на 34 часа.Он построен по модульному принципу и состоит из двух разделов: «Историко-культурное наследие города Болгар» и «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска». Разделы содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их значении в создании и развитии культурных традиций народов Татарстана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektiv_kursa_5_kl.docx | 65.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор БСОШ № 1 ____________________________ Ильдарханова Н.В. Приказ № 67 от « 01» 09 2014 г. | Согласована на Методическом совете школы Протокол № 1 от « 28» 08 2014 г. Руководитель МС ________Здобнова Г.Н. | Рассмотрена на заседании кафедры историко-филологического образования Протокол № 1 от « 25» 08 2014 г. Соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта Руководитель кафедры: Ергачева И.В.________ |
МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Спасского муниципального района РТ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск, 5 класс
______________________________________________
наименование учебного предмета, класс, уровень
Год разработки:2014 г.
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе: примерной программы элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» разработанного в рамках реализации инновационной образовательной программы «История родного края» Стратегия развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее»
Программу составила: Ахтямова Зульфия Магфуровна, учитель истории и обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для 5 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-933 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089);
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 01.01.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Программа элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». // В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М. Фокеева. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. – 8 с.
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- Устава МБОУ «БолгарскаяСОШ №1»;
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Болгарская СОШ №1»;
- Учебного плана МБОУ «Болгарская СОШ №1» на 2014 – 2015 учебный год.
Программа предполагает проведение 1 часа в неделю ( 34 часов в год), включая:
5 класс | ||
1 | Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск | 34ч. |
2 | Раздел I . Историко-культурное наследие города Болгар | 17 |
3 | Раздел II. Историко-культуоное наследие острова-града Свияжск | 17 |
Новая тема | 31 | |
Повторение и обобщение | 3ч. |
- контрольной работы – 3;
Элективный курс «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер, предназначен для образовательных учреждений общего образования и учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан, рассчитан на 34 часа.Он построен по модульному принципу и состоит из двух разделов: «Историко-культурное наследие города Болгар» и «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска». Разделы содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их значении в создании и развитии культурных традиций народов Татарстана.
Содержание курса отражает региональные, этнокультурные особенности Республики Татарстан, воплощенные в ее истории и культуре. Курс имеет более широкие рамки применения, чем краеведение, так как представляет историко-культурное наследие двух основных народов региона.
Курс включает в себя теоретический блок знаний по истории и культуре Болгара и Свияжска, практические занятия, предполагает внеурочную исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Важнейшими целями курса является:
- формирование у обучающихся интереса и уважения к историко-культурному наследию народов Татарстана как ценности культурно-регионального сообщества, частью которого являются историко-архитектурные комплексы «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск»;
- воспитание чувства любви к малой Родине;
- бережного отношения к ее памятникам как к воплощению нравственно-эстетического и социально-исторического опыта этносов, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия нашего региона, издавна служившего цивилизационным мостом между Западом и Востоком.
На достижение цели направлено решение следующих задач:
- освоение учащимися систематизированных знаний об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их значении в создании и развитии культурных традиций народов Татарстана;
- формирование у учащихся позитивно-ценностного отношения к памятникам историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск» как к значимой части историко-культурного наследия народов Татарстана, как к воплощению их нравственно-эстетического и социально-исторического опыта.
Курс, таким образом, обладает большим познавательным, социо-культурным потенциалом, необходимым для духовно-нравственного развития и воспитания личности, ее приобщения к системе национальных ценностей, утверждения идеалов взаимного уважения, толерантности, продуктивного взаимодействия представителей разных этносов, культур, конфессий, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. В нем заложена содержательная основа для развития культурологических компетенций обучающихся, широкой реализации метапредметных связей, в целом – для решения адаптивных и развивающих задач обучения и воспитания.
Хронологический курс охватывает события от основания г. Болгар и города-крепости Свияжска до настоящего времени, что нашло отражение в основных дидактических единицах программы. Его содержательное наполнение распределено по 34 урокам, одним из которых является итоговое обобщение. В курсе широко представлена информация, извлеченная из исторических источников и дополненная изобразительным рядом.
Программа является частью учебно-методического сопровождения элективного курса. Кроме нее, компонентами этого сопровождения являются методические рекомендации по изучению элективного курса, по использованию электронных образовательных ресурсов, дополняющих его контент, и контрольно-измерительные материалы.
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА: ДРЕВНИЙ ГОРОД БОЛГАР И ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК»
Вводный урок (1 ч.)
История Болгара и Свияжска – часть истории Татарстана, Среднего Поволжья, Евразии. Источники по истории Болгара и Свияжска.
РАЗДЕЛI
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА БОЛГАР (17 ч.)
1.1. Жизнь современного Болгара(1 ч.)
Географический ландшафт, окружающая природа. Население и его занятия. Герб Болгара и его символы.
1.2. Образование города Болгара(2 ч.)
Местоположение г. Болгар. Основание Болгара. Население г. Болгара. Ремесло и торговля. Зарождение духовных традиций. Болгар – древний центр мусульманства в Поволжье.
1.3. Болгар в истории Среднего Поволжья (1 ч.)
Болгар – столица Волжской Булгарии в X в. – первой половине XII в. Болгар – крупный торгово-ремесленный центр Волжской БулгарииX – XIII вв., один из важных пунктов Великого Волжского пути. Болгар – первая столица Золотой Орды. Болгар – один из крупнейших торгово-ремесленных центров Поволжья вXIV – начале XV вв. Болгар и его роль в составе Казанского ханства.
1.4. Культурно-религиозное пространство города Болгар (1 ч.)
Языческий период в жизни города. Особенности культурных традиций.
Принятия ислама. Влияния исламской культуры на формирование духовных традиций Болгара.
Формирование культурно-религиозного пространства Болгара и его влияние на духовную жизнь ВолжскойБулгарии Болгарского княжества и Казанского ханства. Деятели культуры Болгара.
1.5. Болгар на пространстве этнокультурного взаимодействия
(1 ч.)
Болгар на стыке культур Запада и Востока. География торгово-культурных связей Болгара. Взаимодействие Болгара с русскими княжествами, с народом Поволжья, со странами мусульманского Востока.
1.6. Становление историко-архитектурного комплекса Болгара
( 2 ч.)
Формирование архитектурного ландшафта Болгара. Посещение Болгара Петром I и издание распоряжения по сохранению памятников древнего города. Посещение Болгара Екатериной II и ее оценка древнего города.
Начало археологических работ на территории Болгара. Археологические раскопки 1877 г. Исследование Соборной мечети в 1892 г., Ханской усыпальницы и мавзолеев в 1913-1915 гг.
Начало системного изучения Болгарского городища в 30-е гг. XX в. Археологические экспедиции и открытия последующих лет.
Болгар в творчестве архитектора А.К.Шмидта, художников братьев Г.Г и Н.Г. Чернецовых, А.К. Саврасова.
Создание Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
1.7. Достопримечательности и легенды города Болгар (2 ч.)
Памятники XIII в.: Соборная мечеть, Большой минарет. Памятники XIV в.: Восточный и Северный мавзолеи, Малый минарет, Белая палата. Легенда о Черной палате.
1.8. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (2 ч.)
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, как объект исторического и культурного наследия федерального значения и объект культурного наследия Республики Татарстан.
Включение Болгарского историко-архитектурного комплекса в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации в 1998 г.
Болгарский историко-архитектурный комплекс и процесс возрождения духовно-нравственной культуры.
1.9. Проектно-исследовательская работа (3 ч.)
Знакомства с историей города Болгар и Болгарским историко-архитектурным музеем-заповедником и выполнение проектно-исследовательских и практических работ, создание виртуальных экскурсий по следующим направлениям:
- памятники архитектуры;
- выдающиеся деятели культуры;
- исследователи города и его памятников;
- история, культура города в художественных произведениях;
- легенды города.
Повторительно-обобщающий урок: «Болгар – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана» (1 ч.)
РАЗДЕЛII
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ОСТРОВА-ГРАДА СВИЯЖСК (17 ч.)
2.1. Жизнь современного Свияжска (1 ч.)
Географический ландшафт Свияжска, окружающая природа. Население и его занятия.
2.2. Основание города-крепости Свияжска (2 ч.)
Основание Свияжска. Особенности его местоположения. Причины строительства Свияжска как города-крепости, его функции. Население Свияжска и его занятия. Герб Свияжска и его символы.
2.3. Свияжск в истории Среднего Поволжья (1 ч.)
Противостояние Московского Руси и Казанского ханства. Свияжск – опора войска Ивана Грозного, центр притяжения соседних народов края.
Свияжск – административный центр Поволжья. Свияжск – уездный центр в XVI в. Свияжск – центр кантона и района. Свияжск – сельское поселение с 1932 г.
2.4. Культурно-религиозное пространство Свияжска (1 ч.)
Церкви и монастыри Свияжска. Формирование культурно-религиозного пространства Свияжска. Народы Поволжья и православие.
Церковные деятели и деятели культуры и их роль в жизни Свияжска.
2.5. Свияжск – центр русской культуры в Среднем Поволжье (1 ч.)
Свияжск как средоточие русской духовной культуры в Среднем Поволжье. Свияжск и формирование традиций русской культуры в Среднем Поволжье.
2.6. Становление историко-архитектурного комплекса (2 ч.)
История архитектурных сооружений Свияжска. Исследование памятников Свияжска в 1914 г., в последующие годы XX в. Деятельность казанских реставраторов по воссозданию подлинного вида свияжских церквей и монастырей.
Создание Свияжского архитектурно-художественного музея в 1987 г.
2.7. Достопримечательности острова-града Свияжска (2 ч.)
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевского, в последующем Иоанно-Предтеченского монастыря: Троицкая церковь, Сергиевская церковь, Собор иконы «Всех Скорбящих Радость».
Архитектурный ансамбль Успенкого Богородицкого монастыря: Никольская церковь, Собор Успения Богородицы.
Светские памятники Свияжска.
2.8. Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» (2 ч.)
Свияжский историко-архитектурный и художественный музей как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, как один из популярнейших туристических объектов Республики Татарстана.
Историко-архитектурный комплекс Свияжска и процесс возрождения духовно-нравственной культуры.
2.9. Проектно-исследовательская работа (3 ч.)
Знакомства с историей города Свияжска, историко-архитектурным и художественным музеем « Остров-град Свияжск», выполнение проектно-исследовательских и практических работ, создание виртуальных экскурсий по следующим направлениям:
- памятники архитектуры;
- выдающиеся деятели культуры;
- исследователи Свияжска и его памятников;
- история Свияжска в художественных произведениях.
Повторительно-обобщающий урок: «Свияжск – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана» (1 ч.)
Итоговое обобщение (1 ч.)
Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». (Письменная работа)
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Ожидаемые результаты изучения элективного курса дифференцируются на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты: развитие социально значимых, личностных качеств, личностных позиций, отражающих отношение к историко-культурному наследию народов Татарстана, памятникам историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающих продуктивность совместной деятельности представителей разных культур, этносов, конфессий, бытование толерантности как принципа взаимоотношений между последователями разных убеждения и верований.
Метапредметные результаты: дальнейшее освоение универсальных способов познавательной, интеллектуальной деятельности, связанной с прочтением, интерпретацией исторических источников по истории Татарстана, описанием памятников культуры Татарстана, сравнением событий и явлений, культурных достижений прошлого и настоящего.
Предметные результаты: овладение систематизированными сведениями об истории и современности Болгара и Свияжска, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их художественно-эстетическом и нравственно-духовном значении, конкретизация и обогащение представлений об особенностях исторического развития региона, сформировавшейся в нем системы ценностей, культурных достижениях народов Татарстана, дальнейшее овладение опытом творческой и проектной деятельности.
Для обеспечения эффективности занятий важно учесть ряд факторов, определяющих композицию урока:
- содержание и цели занятий обусловливают технологию обучения;
- содержание и формы занятий выстраиваются с учетом возраста учащихся;
- непременным условием является использование наглядных средств обучения.
При изучении курса следует иметь в виду цель современного образования – личностное развитие школьника, что актуализирует не только содержательный, но и процессуальный аспект изучения. Данный момент обуславливает использование таких технологий, которые способствуют реализации развивающего потенциала предмета, направленного на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их воображения, памяти и т.д. Поэтому при освоении курса актуальны проектно-исследовательские, информационно-коммуникационные, дискуссионные технологии. Следует всемерно поощрять способность дискутировать, создавать содержательные образы. Принципиальная установка при изучении курса – ориентация на самостоятельную деятельность учащихся, развитие их познавательной активности.
При выполнении проектов следует использовать материалы местных музеев, семейных архивов и воспоминания, связанные с Болгаром и Свияжском. История в этом случае перестает быть чем-то далеким, абстрактным.
Работа с разными источниками (тексты, иллюстрации, устная история, архивы, в том числе семейные и личные) способствуют формированию у школьников познавательного интереса, компетенций, необходимых для исследования истории. Учащиеся прослеживают взаимосвязи между историческими фактами, анализируют и оценивают их в контексте духовно-нравственных ценностей.
Выполнение социальных проектов способствует развитию понимания школьниками социальной реальности в ее повседневных проявлениях, приобретению опыта позитивного отношения к материальным и духовным ценностям общества и опыта общественного действия в реальной ситуации. Социальные проекты учащихся могут быть направлены на благоустройство территории храмов, организацию встреч, подготовку различных мероприятий для младших школьников.
На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи памятников, в рамках которой учащиеся представят свои проекты, посвященные памятникам Болгара и Свияжска. По этой галерее впоследствии можно провести экскурсию для учащихся других классов.
В рамках данного курса школьники подробнее знакомятся с музеями (уроки, посвященные заповедникам). Учащиеся постигают, что музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием. В современных музеях, кроме традиционных музейных форм деятельности – экскурсий, лекций, организуются творческие встречи, пресс-конференции и другие мероприятия. Активно используются в музейной практике и новые информационные технологии.
При возможности рекомендуется организовать экскурсию в Болгар или Свияжск. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширит кругозор и углубит знания учащихся. Она может предварять изучение курса или, наоборот, завершать курс.
В результате изучения курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» у учащихся развиваются когнитивные, социальные, предметные компетенции. Они приобретают знания, опыт эмоционального переживания в контексте духовно-нравственных ценностей, опыт социального взаимодействия.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК:
Программа элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М. Фокеева. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. – 8 с.
Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск. Методические рекомендации / И.М. Фокеева. Науч. ред. В.И.Пискарев. – Казань: Татарское Республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. – 40 с.
Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск: учебное пособие для общеобразовательной школы / В.И. Пискарев, И.В. Сафронова, И.М. Фокеева, З.Х. Сабитова; науч. ред. В.И. Пискарев. – Казань, 2012. – 87 с.
Литература:
Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары. – Казань, 1971.
Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары: Путеводитель по Булгарскому историко-архитектурному заповеднику. – Казань, 1983.
Болгар / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.
Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.
Болгар: Путешествие в прошлое. – М., 1983.
Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. – М., 1988.
Город Болгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987.
Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. – М., 1996.
Город Булгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987.
Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. – Казань, 2011.
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды вXIII – XIVвв. – М., 1985.
Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабографичных источников // Гасырларавазы – Эхо веков. – 2008. - №1. – С. 142-157.
Мухаметшин Д.Г. Великие Болгары: Путеводитель. – М., 1982.
Остроумов В.П., Чумаков В.В. Свияжск. – Казань, 1971.
Свияжск / Татарская энциклопедия: В 6 т. Казань, 2010. Т. 5.
Спутник по Казани. Иллюстративный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / под редакцией проф. Н.П. Загоскина. – Казань, 2005.
Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М., 1984.
Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. – М., 1994.
Фехнер М.В. Древние архитектурные памятники России. Великие Булгары. Свияжск. Казань. – М., 1978.
Хованская О. Свияжск. Русская крепость XVI – XVIIвв. – Казань, 1961.
Хузин Ф.Ш. Болгарский город X – нач. XIIIвв. – Казань, 2001.
Интернет-ресурсы:
http: // ru.wikipedia.org / wiki/Булгар – краткая энциклопедическая информация о Великом Булгаре: история возникновения, развития, упадка. Исторические памятники и литература.
http: // www/bolgar/info/ vb_articles.php – официальный сайт историко-архитектурного заповедника Булгар. Представлены: карта городища, фотогалерея, видеоэкскурсии, рассказы о заповеднике и его музеях. Публикации о Великом Булгаре. Эпиграфические памятники. Легенды.
http: // rt-museums.narod.ru/bulgar.html – представлена информация по историко-культурным территориям РТ.
http: //ru.wikipedia.org / wiki – краткая энциклопедическая информация о Свияжске: история возникновения, развития, упадка. Исторические памятники и литература.
http://www.sviyaga.ru/sight/34-sights/39-sviyajsk.html- краткая информация о Свияжске и иллюстративный материал.
http://www.tattravel.ru/religioznyie-svyatyini-i-zdaniya-zelenodolsk/ostrov-sviyazhsk.html - статья «Чудо-остров Свияжск». Предложения по организации экскурсий.
http://www.mccme/ru/putevod/16/Sviyazhsk/sviyazhsk.html - путеводитель по Свияжску.
http://sviyajsk.front.ru/ - статья «Остров-град Свияжск».
http://www.svijazhsk.ru/ - краткая информация о монастырском комплексе Свияжска.
http://www.eatravel.ru/services/objects/sviyazhsk/ - статья «Святой остров благодати». Предложение экскурсий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности на уроке | Формы текущего контроля | Планируемые результаты | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения урока | Примечание | ||||
Планир. | Фактич. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Раздел: I Историко-культурное наследие города Болгар ( 17 ч) | |||||||||||
Вводный урок | Беседа, работа по учебнику ТОКИН МЭТ ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС | Вопросы и задания. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Учебник, методичка, доска, карта. | 5.09. | ||||||
Жизнь современногоБолгара | Беседа, работа по карте, составление таблицы «Этапы развития Болгара». | Вопросы и задания. | Дать общее представление о современном Болгаре, его значении в жизни современного Татарстана. | Учебник, методичка, карта Татарстана, символы г. Болгара, проектор, ноутбук, презентация. | 12.09. | ||||||
Образование города Болгар | Беседа, работа по учебнику и по карте, заполнение таблицы.ТАГ-ОФ-ВО ТАЙМД ПЭА ШЭА | Творческая работа: сообщение на тему «Повседневная жизнь горожан в древнем Булгаре». | Опираясь на исторические источники из учебника, воспроизводят историю древнего Булгара, узнают занятия и соц.структуру булгарского общества. | Учебник, методичка, картосхема Спасского района и Татарстана, ноутбук, проектор, иллюстративный материал электронного приложения учебного пособия. | 19.09. | ||||||
Образование города Болгар | Сообщение учеников, беседа, сюжетный рассказ.КЛЕЙМ-СЭПОТ-КУЭСЧЕН ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН | Вопросы и задания. | Обобщение знания учащихся, связанные с обстоятельствами принятия ислама в Поволжье. | Учебник, методичка, картосхема Древнего Булгара, проектор, ноутбук, презентация. | 26.09. | ||||||
Болгар в истории Среднего Поволжья | Эвристическая беседа с элементами практической работы. Заполнение таблицы «Болгарская торговля». | Вопросы и задания. Составить рассказ «Болгар – торгово-ремесленный центр Казанского ханства». | Сформировать представление об основных направлениях соц.-экон.разв.Болгара в разные исторические периоды, выяснить роль Болгара как крупного торгового центра Средневековья. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 3.10. | ||||||
Культурно-религиозное пространство города Болгар | Беседа, индивидуальная и групповая деят-ть, заполнение таблицы «Культурные достижения древних булгар». | Вопросы и задания. Творческая работа: сообщение на темы: 1. Переход к письменности на основе арабской графики. 2.Каллиграфия-искусство красивого письма.3.Своеобразие архитектурных сооружений Болгара. | Охарактеризовать культурно-религиозное пространство Болгара, связанное с последствиями принятия булгарами ислама. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта, презентация, иллюстративный материал учебного пособия. | 10.10. | ||||||
Болгар на пространстве этнокультурного взаимодействия | Беседа, групповая деятельность, ролевая игра, представление проектов по теме.ФИНКИН ЭЛАУД ЗУМ ИН | Вопросы и задания. Тест по изучению истории развития Древнего Булгара. | Выяснить роль Болгара как крупного центра торговли в Среднем Поволжье и Восточной Европе, охарактеризовать особенности контактов с русскими землями и странами Востока. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта Евразии, презентация электронного приложения, иллюстративный материал учебного пособия. | 17.10. | ||||||
Становление историко-архитектурного комплекса Болгара | Беседа, лабораторно-практическая работа: с основным текстом, документами и иллюстрациями учебного пособия. | Вопросы и задания. Составить таблицу: «Исследования учеными памятников Булгарского городища в XIX-XX вв. | Объяснить историческое значение посещения Болгара российскими императорами, положившими начало изучению и сохранению памятников Болгарского городища. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 24.10. | ||||||
Становление историко-архитектурного комплекса Болгара | Беседа, индивидуальная и групповая деят-ть, работа по учебнику.КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ СОРТ КАРДС. | Вопросы и задания | Охарактеризовать начало системных исследований и этапы изучения г. Болгар в XIX-XX вв. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта, презентация, иллюстративный материал учебного пособия. | 31.10 | ||||||
Достопримечательности и легенды города Болгар | Экскурсия (виртуальная, заочная, воображаемая), групповая ролевая игра.ТОКИН МЭТ РЕЦЕПТ | Вопросы и задания. Составить сценарий экскурсии «Достопримечательности Болгара». | «Экскурсоводы» рассказывают свободно и выделяют отличительные черты описываемого памятника, функциональное назначение, подчеркивают его достоинство в контексте культурного значения. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт заповедника, материалы виртуальных экскурсий. | 14.11. | ||||||
Достопримечательности и легенды города Болгар | Беседа, дискуссия, сюжетный рассказ.СИ-ФИНК-УАНДЭ ТАЙМ ПЭА ШЭА | Вопросы и задания. Разработать сценарии экскурсии по Болгарскому городищу. | Охарактеризовать достопримечательности и легенды города Болгар. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта-схема Булгарского городища, презентация, иллюстративный материал учебного пособия. | 21.11. | ||||||
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник | Рассказ, беседа, работа по учебнику - составление хронологию становления историко-культурного комплекса Болгар. | Вопросы и задания. | Сформировать понимание значимости Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника как исторического памятника, имеющего общероссийского значения. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, презентация. | 28.11. | ||||||
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник | Беседа, рассказ, дискуссия.ТАГ-ОФ-ВО ФАЙНД ЗЕ ФИБ | Вопросы и тест. Творческая работа: «Почему нужны памятники древнего города Болгар в нашей истории?». | Осознание роли Болгарского государственного историко-архитектурного комплекса в возрождении духовно-нравственной культуры. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, фрагменты видео материалов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 5.12. | ||||||
Проектно-исследовательская работа | Проведение исследований и оформление проектов.РАНЬШЕ Я ДУМАЛ…ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ.. МИКС-ФРИЗ-ГРУП | Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников). | Разработка исследовательских проектов учащихся в рамках темы: «Историко-культурное наследие города Болгар»; развитие проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 5.12. | ||||||
Проектно-исследовательская работа | Проведение исследований и оформление проектов.РАНЬШЕ Я ДУМАЛ…ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ ТИК-ТЭК-ТОУ | Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников). | Разработка исследовательских проектов учащихся в рамках темы: «Историко-культурное наследие города Болгар»; развитие проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 12.12. | ||||||
Проектно-исследовательская работа | Проведение исследований и оформление проектов.РАНЬШЕ Я ДУМАЛ…ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ ТИК-ТЭК-ТОУ | Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников). | Разработка исследовательских проектов учащихся в рамках темы: «Историко-культурное наследие города Болгар»; развитие проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 19.12 | ||||||
Повторительно-обобщающий урок | Беседа, повторение материала. Аукцион знаний истории и культуры Болгара. | Вопросы и задания. | Систематизация знаний по истории г. Болгар, осмысление его значения в контексте духовно-нравственных ценностей современности. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 26.12. | ||||||
Раздел: IIИсторико-культурное наследие острова-града Свияжск ( 17 ч) | |||||||||||
Жизнь современного Свияжска | Объяснение нового материала, работа с картой и учебником, беседа. КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ | Вопросы и задания. | Сформировать общее представление о современном Свияжске, имеющем богатое историческое наследие, его роли в жизни современного Татарстана. | Учебник, методичка, доска, карта. | 16.01. | ||||||
Основание города-крепости Свияжска | Практикум, индивидуальная и групповая работа.ФИНКИН ЭЛАУД ТИК-ТЭК-ТОУ | Вопросы и задания. Творческая работа: составить рассказ «Свияжск и его жители». | Выяснить причины основания Свияжска и выбора места для крепости. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжка, материалы виртуальных экскурсий. | 23.01. | ||||||
Основание города-крепости Свияжска | Беседа, работа с документами по учебнику, заполнение таблицы. | Вопросы и задания. Тест. | Охарактеризовать функции города в разные периоды его развития. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта-схема Свияжска, презентация, иллюстративный материал учебного пособия. | 30.01. | ||||||
Свияжск в истории Среднего Поволжья | Беседа, рассказ, работа с учебником, заполнение таблицы.ТОКИН МЭТ СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ | Вопросы и задания. Тест. | Сформировать представление об основных этапах развития Свияжска, связанных с изменением статуса города; охарактеризовать особенности развития города в разные периоды. | Учебник, методичка, картосхема Свияжска, проектор, ноутбук, презентация. | 6.02. | ||||||
Культурно-религиозное пространство Свияжска | Объяснения нового материала, работа по учебнику, составление таблицы «Церкви и монастыри Свияжска». | Вопросы и задания. Творческая работа: сообщение, презентация или рисунок по теме: 1. Первая постройка в Свияжске.2.Монастырские школы и библиотеки. 3.Особенности церквей Свияжска. | Охарактеризовать культурно-религиозное пространство, формировавшееся в крае при активном участии православного Свияжска. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, презентация, иллюстративный материал учебного пособия. | 13.02. | ||||||
Свияжск – центр русской культуры в Среднем Поволжье | Беседа, индивидуальная и групповая деят-ть, работа с документами по учебнику, сравнительно-сопоставительный анализ памятников Свияжска.КЛЕЙМ-СЭПОТ-КУЭСЧЕН КОНТИНИУС РАУНД РОБИН | Вопросы и задания. Сообщения об известных людях, оставивших воспоминания о Свияжске. | Объяснить роль Свияжска как крупного центра русской культуры в Среднем Поволжье в формировании новых градостроительных традиций. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, презентация. | 20.02. | ||||||
Становление историко-архитектурного комплекса Свияжска | Лабораторно-практическая работа по учебнику, заполнение таблицы «Исследование памятников Свияжска в XX в.». | Вопросы и задания. | Обозначить историческое значение создания историко-архитектурного комплекса Свияжска, охарактеризовать этапы его развития. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия. | 27.02. | ||||||
Становление историко-архитектурного комплекса Свияжска | Встреча с участником поисково-реставрационных работ в Свияжске.СИ-ФИНК-УАНДЭ НАМБЭ АП | Вопросы и задания. | Обозначить историческое значение создания историко-архитектурного комплекса Свияжска, охарактеризовать этапы его развития. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия. | 27.02. | ||||||
Достопримечательности острова-града Свияжск | Урок-экскурсия (воображаемая или виртуальная) по архитектурному ансамблю Троице-Сергиевского монастыря.ТАГ-ОФ-ВО ТИК-ТЭК-ТОУ | Творческая работа: составить экскурсию по архитектурному ансамблю Успенско-Богородицкого монастыря. | Охарактеризовать достопримечательности Свияжска и их особенности, проследить отражение в памятниках Свияжска традиций храмовой росписи русских городов, отметить их своеобразие. | Учебник, методичка, картосхема Свияжска, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, видео материал, презентация, иллюстративный материал учебного пособия. | 6.03. | ||||||
Достопримечательности острова-града Свияжск | Экскурсия (виртуальная, заочная, воображаемая), групповая ролевая игра.ТОКИН МЭТ МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР | Вопросы и задания. Составить сценарий экскурсии «Достопримечательности острова-града Свияжск». | «Экскурсоводы» рассказывают свободно и выделяют отличительные черты описываемого памятника, функциональное назначение, подчеркивают его достоинство в контексте культурного значения. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, материалы виртуальных экскурсий. | 13.03. | ||||||
Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» | Сюжетный рассказ, работа с учебником.ФИНКИН ЭЛАУД КЛОК БАДДИС | Вопросы и задания. Сообщения о воспоминаниях близких и знакомых о Свияжске. | Сформировать понимание значимости историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» как исторического памятника, имеющее общероссийское значение. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия. | |||||||
Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» | Беседа, работа с учебником, дискуссия.СЁКЛ ОФ ВЬЮПОЙНТС КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД | Вопросы и задания. | Осознать роль историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» в духовно-нравственном развитии региона. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия. | 4.04. | ||||||
Проектно-исследовательская работа | Проведение исследований и оформление проектов. | Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников). | Формирование исследовательских компетенций учащихся в рамках темы «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска». | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 11.04. | ||||||
Проектно-исследовательская работа | Проведение исследований и оформление проектов.КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЕНДЖ СТЁ ЗЕ КЛАСС | Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников). | Формирование исследовательских компетенций учащихся в рамках темы «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска». | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 18.04. | ||||||
Проектно-исследовательская работа | Проведение исследований и оформление проектов.ТОКИН МЭТ МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР | Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников). | Формирование исследовательских компетенций учащихся в рамках темы «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска». | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 25.04. | ||||||
Повторительно-обобщающий урок | Беседа, повторение материала. Аукцион знаний истории и культуры Свияжска. | Вопросы и задания. | Систематизация знаний по истории острова-града Свияжск, осмысление его значения в контексте духовно-нравственных ценностей современности. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия, галерея памятников Свияжска (фотогалерея). | 2.05. | ||||||
Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». (Письменная работа) | Рефлексия, защита портфолио. | Вопросы и задания. | Систематизировать знания учащихся по истории древнего Болгара и острова-града Свияжска, подвести к пониманию важности их сохранения, «сбережения» и приумножения. | Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия. | 16.05. |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | «Болгар – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».(Тест)Текущая контрольная работа | 1 |
2 | «Свияжск – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».(Тест)Текущая контрольная работа | 1 |
3 | Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск».(Письменная работа) | 1 |
Итого: | 3 |
Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск»учени__ 5 класса _____________________________
- Письменный рассказ: «Болгар – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».
- Письменный рассказ: «Свияжск – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...