Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Петербург - Ленинград век XX» 9 класс
план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему
Технологическая карта вводного урока в тему: "Петербург, Петроград, Ленинград. Век ХХ" 9 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прийменко Елена Валерьевна ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга им Н.А. Алексеева 03.09.2012 г
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга
« Петербург - Ленинград век XX» 9 класс
Урок № 1.
Тема урока: Введение.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с основными событиями начала XX века (до 1924 года);
Обобщение и систематизация уже имеющихся знаний об истории города;
Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, сравнивать, обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;
Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.
Воспитательные:
Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к истории города.
Развивающие:
Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации, в том числе предствавленной в электронном виде,
План урока:
1. Мотивация.
2. Характеристика эпохи.
3. Периодизация истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.
4. Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, в том числе электронные и цифровые.
5. Обобщение.
6. Домашнее задание.
Оборудование урока:
- Учебник
- Рабочая тетрадь
- Компьютерная презентация
Дидактические единицы:
- 1917 – 1991 гг.
Используемые технологии:
- Проблмно - диалогическая
- Информационно – компьютерные технологии (презентация)
- ЭОР – источник «Электронная энциклопедия Санкт – Петербурга»
Домашнее задание:
- Выучить текст конспекта;
- Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и определить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1924 гг.
Конспект урока № 1. № п/п | Модуль, пункт плана | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, ответы учащихся | |||
1 | Мотивация. | ? Какое событие происходило в нашем городе 12 июня 1991 года? 12 июня 1991 г. в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени - Санкт-Петербург. С 6 сентября 1991 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург. Перед нами открывается возможность изучить новую страницу истории – историю развития города и области в XX веке. | В июне исполнится 22 года с момента проведения референдума о переименовании Ленинграда в Петроград ЗАПИСЬ: Введение в курс «Петербург – Ленинград в XX веке» | |||
2 | Общая характеристика эпохи. | ? Какие знаковые события мировой и российской истории, произошедшие в XX веке, вы знаете? (события выписываются учителем на доску) ? Какие из этих событий непосредственно происходили в Петербурге, или имеют к нему отношение? ? Какое значение имели эти события для Петербурга и его жителей? Как отразились на общей истории страны? | I мировая война, революции, в том числе оказавшие влияние на Европу, изменение статуса города (перенос столицы), II мировая война, Великая Отечественная война, блокада и героическая оборона Ленинграда, развитие науки и техники, начало освоения космоса, «Холодная война», создание и распад СССР… | |||
3 | Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке. | Работа с учебником. Знакомство с содержанием учебника: ? На какие периоды можно разделить историю Петербурга в XX веке? ? Что составляет основу такой периодизации? ? Почему раздел учебника, посвящённый периоду 1917-1991г.г. называется «Ленинград советского времени»? ? Почему равносильно с изучением истории Санкт - Петербурга необходимо изучать историю Ленинградской области? | - выделяются 4 периода (условно) - знаковые события в истории города и области - по названию государства – СССР ЗАПИСЬ: Советский период истории Петербурга – 1917-1991 гг. | |||
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Периоды истории Петербурга в XX – н. XXI вв. (в соответствии с учебником): 1. Петроград-Ленинград (1917-1941 гг.); 2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.); 3. Советский город (1945-1991 гг.); 4. Санкт-Петербург в начале XXI века. ? Просмотрите по оглавлению названия параграфов. Определите, какие основные периоды истории города мы будем изучать? | Топонимика и архитектурный облик города, экономика, образование, научные центры, художественная культура, быт и праздники горожан, традиции, городские события. | |||||
4 | Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, включая электронные и цифровые. | ? Какие источники содержат информацию о: • застройке городской территории, о создании новых районов, улиц, об архитектурном облике города? • об устройстве и деятельности городской администрации? • о образовании и научных центрах • о городском хозяйстве, благоустройстве, быте и повседневной жизни горожан? • о городских событиях и традициях? • о ленинградской экономике? • о культурной жизни города? | ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX в.: Декреты, постановления, распоряжения Совета депутатов. Решения партийных органов, газеты, журналы. Генеральный план застройки города. Дневники, письма, предметы быта, фотографии, плакаты, открытки, киноматериалы, личные архивы горожан. Здания и монументальные памятники. Электронные энциклопедии и архивные документы, размещённые в Интернет |
Обобщение. | ? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»? ? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные? ? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века? | ||
5 | Домашнее задание. | • Выучить записи конспекта; • Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 гг. • вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1914 – 1924 гг. |
Учитель ИКП и МХК государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева ______________________ Прийменко Елена Валерьевна
~ ~
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Санкт – Петербург – Ленинград. Век XX . урок № 1 Введение в курс 9класс Презентация выполнена учителем ИКП ГБОУ школа № 217 Прийменко Е.В.
12 июня 1991 года в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени - Санкт- Петербург
С 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург
История города и области в XX веке
Общая характеристика эпохи * 1914 год - I мировая война, * 1905 – 1907 г.г. - Русская революция, 1917 февраль - 1917 октябрь - революции оказавшие влияние на Европу, 12 марта 1918 г. - изменение статуса города (перенос столицы), * 1941 г. - II мировая война, Великая Отечественная война, * 1941 -1944 г.г. - блокада и героическая оборона Ленинграда, * 1950 - 1970 г.г. - развитие науки и техники, * 1957 г. - начало освоения космоса, * 1946 – 1991 г.г. - «Холодная война», * 1991 г. - распад СССР…
1914 год – I мировая война
1905 – 1907 г.г. - Русская революция
1917 год – февральская и октябрьская революции
1941 - 1945 г.г. – Великая Отечественная война
1941 -1944 г.г. – блокада Ленинграда
1950 – 1970 г.г. – развитие науки и техники. Освоение космоса.
1946 – 1991 г.г. «Холодная война»
Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке Петроград-Ленинград (1917- 1941 гг.); 2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.); 3. Советский город (1945-1991 гг.); 4. Санкт-Петербург в начале XXI века.
? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»? ? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные? ? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века?
Домашнее задание • Выучить записи конспекта; • Провести мониторинг иноформации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 г.г.; • Вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1917 – 1924 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)
Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...
конспект открытого урока по Истории и Культуре СПб для ученика индивидуального обучения 9 класса коррекционной школы 8 вида
Архитектура и памятники Санкт - Петербурга....
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"
Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....
Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».
Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся устойчивого познавательного интере...
Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.
Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях в интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно орие...
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...