Рабочая программа "Краеведение. Край наш Тульский"
рабочая программа по краеведению

Новикова Екатерина Андреевна

Дополнительная общеразвивающая программа по историческому краеведению Тульского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kraevedenie_novikova_e.a.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 28»

(МБОУ ЦО № 28)

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ ЦО № 28

протокол № _______

от «___» _____________ 2023 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ЦО № 28

________________ Д. Г. Мосин

приказ от «___» ____________ 2023 г. №___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Краеведение. Край наш Тульский»

Направленность: туристко-краеведческая

Уровень сложности: стартовый

Возраст: 12-13 лет

Срок реализации и объем: 1 год (35 часов)

Составитель:

педагог дополнительного образования

Новикова Екатерина Андреевна

г. Тула, 2023 г.

Пояснительная записка.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение региональной истории помогает привить детям любовь и уважение к своему краю, людям, живущим в нем.

Педагогическая значимость данной программы заключается  в том, что по итогу занятий ребята на практике применят полученные знания об истории Тулы и области.

Программа разработана в соответствии с действующей нормативно-правовой базой федерального, регионального и локального уровней.

Направленность программы «Историческое краеведение» - туристко-краеведческая.

Уровень сложности – стартовый.

Новизна программы «Краеведение. Тульский край в истории» заключается в том, что обучающиеся смогут создать свои индивидуальные или коллективные пешие экскурсии по Туле.

Актуальность программы: краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов в школьной программе. Этот предмет не только дает знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Педагогическая целесообразность программы состоит в обучении обучающихся основам краеведения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – города Тулы и Тульского края, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Адресат программы – обучающиеся в возрасте 12-13 лет, заинтересованные в получении знаний и представлений по истории и культуре родного края. Дети 12-13 лет характеризуются познавательным отношением к знаниям, им необходима смена деятельности во время занятий, так как в этом возрасте учащимся присуща быстрая утомляемость,  обладают небольшим количеством базовых исторических знаний.

Объем программы – 35 часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы в полном объеме. 1 занятие продолжается 45 минут.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий – программа реализуется в течение учебного года с периодичностью 1 час в неделю.

Формой организации образовательного процесса является групповая работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Формы занятий: лекции, экскурсии, игры-викторины, конференции, беседы, сообщения, круглый стол, презентация, диспут, ролевая игра.

Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории Тульского края.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;
  • формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
  • расширять исторический кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города и области;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «Краеведение. Тульский край в истории».

Личностные результаты:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников , сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:

●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;

●создание и защита собственного проекта;

●создание презентаций по изученной теме;

●подготовка сообщения по теме.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставка творческих работ « Деревня моя»;
  • Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;
  • Участие в различных конкурсах по краеведению;
  • Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года.

Педагогические технологии:

  • Технология коллективной творческой деятельности;
  • Коммуникативные образовательные технологии;
  • Технология коллективного совместного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Игровые технологии.

Формы контроля освоения программы:

  • Выставка творческих работ учащихся;
  • Анкетирование;
  • Викторина;
  • Подготовка презентаций, сообщений;

Учебный план (стартовый уровень)

№ п/п

Учебные разделы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

в том числе

теория

практика

ауд.

мест.

1

Введение

1

1

Собеседование, устный опрос

2

Тульский край в далеком прошлом (до XV в.)

2

2

Собеседование, устный опрос

3

Тульский край в XV-XVI вв.

2

2

Собеседование, устный опрос

4

Тульский край в период Смуты (начало XVII в.)

5

1

4

Эссе, собеседование

5

Тульский край в XVII-XVIII вв. 

2

2

Собеседование, устный опрос

6

Культура тульского края в XVII-XVIII вв.

2

1

1

Устный опрос, собеседование

7

Тульский край в период Отечественной войны 1812 года

1

1

Устный опрос, собеседование

8

Тульский край в XIX-начале XX вв.

6

2

4

Фотовыставка обучающихся.

9

Культура тульского края в XIX- начале XX вв.

2

2

Презентации

10

Тульский край в 1918-1920 годы, в 20-30-е годы XX в.

1

1

Собеседование, устный опрос

11

Тульская область в период Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.)

6

2

4

Сочинение, собеседование

12

Тульский край с конца 40-х годов XX в. по настоящее время.

3

2

1

Презентации, собеседования.

13

Культура тульского края во второй половине XX – начале XXI в.

2

2

Индивидуальный или коллективный экскурсионный маршрут

Итого часов

35

19

4

12

Содержание курса «Краеведение. Край наш Тульский»

Введение. Техника безопасности.

Теория. Инструктаж. Техника безопасности при проведении экскурсий, походов, занятий. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.

Формы контроля. Собеседование, устный опрос.

Раздел 1. Тульский край в далеком прошлом (до XV в.)

Теория. Древнейшие жители нашего края.

Теория. В борьбе с монголо-татарами.

Формы контроля. Собеседование, устный опрос.

Раздел 2. Тульский край в XV-XVI вв.

Теория. В войнах XV века. Засечная черта.

Теория. Возникновение Тулы, Тульский кремль. Составление кроссвордов.

Формы контроля. Собеседование, просмотр кроссвордов.

Раздел 3. Тульский край в период Смуты (начало XVII в.)

Теория. Восстание под предводительством И. И. Болотникова.

Практика. Посещение Тульского кремля.

Формы контроля. Эссе, собеседование.

Раздел 4. Тульский край в XVII-XVIII вв. 

Теория. Развитие нашего края в XVII-XVIII вв.

Теория. Тула оружейная.

Формы контроля. Собеседование, устный опрос.

Раздел 5. Культура тульского края в XVII-XVIII вв.

Теория. Тула - губернский город. Тульские ремёсла.

Практика. Искусство и архитектура (сообщения, презентации).

Формы контроля. Сообщения, презентации.

Раздел 6. Тульский край в период Отечественной войны 1812 года

Теория. Туляки – герои Отечественной войны 1812 года, Тульские ополченцы и оружейники в Отечественной войне 1812 года.

Формы контроля. Устный опрос, собеседование.

Раздел 7. Тульский край в XIX-начале XX вв.

Теория. Промышленная Тула. Тульские фабриканты.

Теория. Хозяйственное развитие Тульской губернии. Меценаты.

Практика. Прогулка по ул. Металлистов. Составление фотоальбома.

Формы контроля. Фотовыставка обучающихся.

Раздел 8. Культура тульского края в XIX- начале XX вв.

Теория. Просвещение и здравоохранение. Казенные учреждения. Учреждения образования.

Теория. Тула деревянная. Деревянное зодчество в Туле.

Формы контроля. Презентации.

Раздел 9. Тульский край в 1918-1920 годы, в 20-30-е годы XX в.

Теория. В годы гражданской войны, продовольственная политика. Индустриализация, коллективизация.

Формы контроля. Собеседование, устный опрос.

Раздел 10. Тульская область в период Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.)

Теория. Все для фронта! Все для победы! Эвакуация оборонных предприятий. Начало героической обороны Тулы. Решающие бои под Тулой.

Теория. Тульские партизаны, юные герои войны. Наш край после изгнания немецко-фашистских захватчиков.

Практика. Посещение Музея обороны Тулы. Сочинение «Значение Тулы в годы Великой Отечественной войны».

Формы контроля. Сочинение, собеседование.

Раздел 11. Тульский край с конца 40-х годов XX в. по настоящее время.

Теория. Развитие Тульского края с конца 40-х гг. XX века.

Теория. Наш край на рубеже XX-XXI веков.

Практика. Тула современная. Беседа с родителями (бабушками, дедушками), семейные фотографии тех лет (составление презентаций).

Формы контроля. Презентации, собеседования.

Раздел 14. Культура тульского края во второй половине XX – начале XXI в.

Практика. Виртуальная экскурсия по современной Туле. Достопримечательности Тулы и Тульской области.

Практика. Составление маршрута экскурсии по Туле. Практическая и теоретическая помощь педагога обучающимся.

Формы контроля. Индивидуальный или коллективный экскурсионный маршрут.

Планируемые результаты программы

В результате освоения программы обучающиеся должны знать (теоретическая подготовка):

  • об истории и культуре родного края;
  • о памятных местах, музеях своего города;
  • о правилах поведения в музее, на улице;
  • о правилах безопасности при проведении экскурсий, походов, занятий;
  • меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Должны уметь (практическая подготовка):

  • вести рассказ об изученных объектах города Тулы;
  • одеваться и обуваться соответственно типу и месту занятий;
  • вести здоровый образ жизни;
  • вести разговоры с родственниками разговоры на заданную тему;
  • составлять простые туристические маршруты (по городским достопримечательностям);
  • работать со специальной литературой, справочниками, картами, Интернет-ресурсами.

Будет воспитано:

  • дружелюбное отношение друг к другу и уважительное отношение к педагогу;
  • дисциплинированность, старательность, усидчивость.

Будут сформированы:

  • основы самооценки деятельности на занятии (с помощью педагога);
  • основы навыков работы в коллективе.

Будут развиты:

  • мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, творческий потенциал.

Комплекс организационно-педагогических условий.

Занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, направленность  которого соответствует направленности дополнительной общеразвивающей программы, осваиваемой  обучающимися.

Занятия проходят в кабинете истории, соответствующем действующим нормам СП.

Материально-техническое оснащение программы

Оборудование необходимое для проведения занятий:

  • Парты;
  • Стулья;
  • Доска меловая;
  • Экран для проектора;
  • Проектор;
  • Ноутбук;
  • Колонки;
  • Исторические карты.

Методическое обеспечение и условия реализации программы.

Занятия с детьми проводятся  в виде теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия проводятся с детьми в виде бесед, мини-лекций, а так же в ходе практических занятий.

Практические занятия проводятся в виде экскурсий и прогулок, коллективного обсуждения конкретной задачи по подготовке  к конкретному виду деятельности.

Критерии оценки знаний, умений обучающихся.

Промежуточная аттестация проходит в форме собеседований, презентаций, сочинений, устного опроса, фотовыставок.

Итоговая аттестация проходит в виде предоставления индивидуального или коллективного экскурсионного маршрута.

Список литературы для учителя и обучающихся.

  1. Древняя Тула и Тульская губерния (учебное пособие по краеведению) Тула, Издательский дом Пересвет, 2008
  2. Природоведение Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2010
  3. История Тульского края. Учебное пособие. Тула. Приокское книжное издательство. 2007
  4. Блог Вконтакте «История Тулы» https://vk.com/history_tula
  5. Блог Вконтакте «Тула ушедшего века» https://vk.com/tulainpast


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)

Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)...

Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»

В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла...

По знаменательным местам Тульской области. Ясная Поляна. (Лев Толстой и Тульский край)

К нам Лев ТолстойПриходит в раннем детстве.И с той незабываемой порыЖивут вокруг меня с реальностью в соседствеЕго необычайные миры… Я за полночь от книги отрываюсь,Сквозь сон шепчу героев ...

Рабочая программа «Край родной»

Рабочая программа «Край родной» Внеурочная деятельность...

Рабочая тетрадь "Край, в котором я живу!"

Краеведение, наиболее интересная тема для ребят, воспитывает не только патриотические чувтва, но и помогает понять темы планетарного масштаба. Использовать можно на уроках, внеурочной деятельности,в р...