История петербургского метро.
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Ларионова Елена Михайловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_metro_pervye_proekty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ МЕТРО      Первые проекты
Уже в конце XIX века в столице Российской империи всерьез обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов.

Всего известно о десятке дореволюционных проектов. Первый из известных проектов — проект правления Балтийской железной дороги. В нем предложено одной линией соединить все столичные вокзалы — идея, которая кочевала из проекта в проект и в итоге была воплощена при строительстве метрополитена. В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить вокзал в районе Казанского собора и от него проложить тоннельно-эстакадную линию к вокзалам. В этом же году Г. А. Гиршсон предложил создать метро под Невским проспектом. Однако наиболее продуманным проектом следует признать проект гражданского инженера П. И. Балинского, который еще в 1898 году предложил создать разветвленную сеть столичной железной дороги (им же был предложен аналогичный проект для Москвы). Балинский предложил создать радиально-кольцевую транспортную систему с Центральным вокзалом

 Однако в 1903 году императором Николаем II проект был отклонен. Практически все дореволюционные проекты отличались преимущественно эстакадными линиями и как показал последующий опыт эксплуатации в условиях Петербурга использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена, притом глубокого заложения, в Петербурге не было достаточных материальных и технических ресурсов.

Создание метрополитена
Прошло время, произошла революция, после этого — перенос столицы в Москву. Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 года. После этого со всей остротой встал вопрос о строительстве метро в Ленинграде.

Проектирование
Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А. Н. Косыгина

Первым руководителем метро стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков. Сооружение первой очереди Ленинградского метро — выдающаяся страница советского метростроения. Изначально разработка проектного задания 1 линии от станции Автово до Бабурина переулка велась московским институтом Метрогипртранс, но 21 января 1941 года образована «Дирекция Строительство № 5 HКПС». В феврале 1941 действовало большинство стройплощадок, а к апрелю были заложены все 34 шахтных ствола.

Война
Работы по сооружению
метро прервала война. Через пять дней после начала войны решением Военного Совета Северо-Западного фронта „Строительство № 5 HКПС“ переключилось на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить, спасая от обрушений. 

Первая очередь
3 сентября 1947 года снова началось строительство ленинградского метрополитена.

В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил И. С. Новиков. Организация разместилась в том здании, в которое выходит наклонный ход станции Технологический институт.

5 августа 1955 года в 8 утра на станции пл. Восстания началась обкатка первого эскалатора.

6 сентября 1955 года в эксплуатацию сдан первый объект — понизительная трансформаторная подстанция Ленэнерго.

7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд.

5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Всего через десять лет после окончания войны город получил подземный транспорт, оформленный в роскошном стиле, характерном для московского метро 1940—1950-х гг.

Торжественное открытие состоялось 15 ноября.

В ноябре 1955 года вступила в строй первая очередь  Ленинградского метрополитена. Пассажиры увидели первые семь станций: "Автово", "Кировский завод", "Нарвская", "Балтийская", "Технологический институт", "Владимирская" и "Площадь Восстания""Пушкинскую

Ленинградский метрополитен вступил в постоянную эксплуатацию.

Продолжение строительства
Дальнейшее строительство метро подробно описано на страницах, посвященных конкретным линиям метрополитена. В дальнейшем линии метро достигли бывших окраин Петербурга — Озерков, Обухово, Гражданки.

Постсоветский период
С 1997 года за 10 лет было открыто только 6 станций, так получилось из-за недостаточного финансирования в 1990-х. Однако в 1994 году за 10 лет планировалось построить гораздо больше и практически удвоить метро, построив 3 новых линии и 61 новую станцию, но, к сожалению, открылось в 10 раз меньше и количество линий осталось таким же.

Для постройки метро стали применяться механизмы спонсорства. Первая станция, построенная с привлечением средств меценатов —Крестовский остров. 

Вопросы

  1. Почему в конце 19 века не начали строительства метрополитена?
  2. Чем отличались дореволюционные проекты?
  3. Когда открыто метро в Москве?
  4. Когда началось строительство метро в Ленинграде?
  5. В каком году торжественно открыто метро?
  6. Почему мало открывалось станций в 90-е годы?
  7. Сколько лет нашему метро?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петербургские музеи-хранители истории"

Конспект урока с презентацией...

История лондонского метро

Интересный материал об истории лондонского метро....

"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга

«Петербургские традиции»8 классУчебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.15 урок (34 урока в году).Урок построен по при...

"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга

«Петербургские традиции»8 классУчебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.15 урок (34 урока в году).Урок построен по при...

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....

К 60-летию Санкт-Петербургского/Ленинградского суворовского военного училища. История ПМК (кафедры) иностранного языка "Как быстро летит время.

В своей статье автор рассказывает об истории ПМК (кафедры) иностранных языков за 60 лет. Автор по крупицам собирал матерал, встречался с ветеранами кафедры, использовал свой личный архив. С любовью и ...

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести....