Программа "Мой край" (ФГОС).
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray-fgos.docx | 64.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ТОМСКА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ……………………. Протокол № от … 2014 г. | Согласовано на заседании методического совета МАОУ СОШ № 40 г. Томска Протокол № … от…. 2014 г. | «Утверждаю» «___»____________2014 г. Директор МАОУ СОШ № 40 __________ И.Б. Грабцевич |
«Мой край»
(Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление «Духовно-нравственное»
База реализации:
Обучающиеся 5 классов
Составитель:
Бурылова Любовь Васильевна, учитель истории и обществознания.
Эксперт:
Томск – 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897), Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и Историко-культурного стандарта.
Данная программа направлена на изучение региональной истории – это история части страны (для нас - это история Сибири). История родного края - это история малой родины (история города Томска), т.е. местная история. Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказать, что нам делать, но оно может предупредить, что нам не делать" (Х.Ортега). Именно, знание прошлого питает любовь к родному краю, а без этого чувства невозможно развить чувство гражданского достоинства и ответственности, развить и воспитать личность школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой родины, страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Поэтому основной целью программы является поддержание и развитие у пятиклассников интереса, любви к своей малой родине, воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, пропаганда знаний по истории г. Томска.
Задачи обучения, воспитания и развития детей:
- овладение обучающимися пропедевтическими знаниями об основных этапах развития родного края с древности до конца XIX века, основными элементами понятийного аппарата;
- воспитание школьников в духе патриотизма, уважения к своей малой родине, Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- приобретение опыта проектной деятельности по истории, опыта познания и самопознания;
- развитие мышления, творческих способностей учащихся, их познавательной активности и самостоятельности;
- содействие в формировании устойчивого интереса к дальнейшему изучению исторических дисциплин.
Педагогическая идея, положенная в основу программы заключается в создании необходимых условий для развития творческих возможностей детей и формирования у них мотивации к изучению истории через внеурочную деятельность.
Программа внеурочной деятельности «Мой край» (Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века) предназначена для детей 11-12 лет (обучающиеся 5 классов), реализуется в течение одной четверти в объёме 16 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий - 1 академический час, место проведения – кабинет истории школы № 40.
Содержание, методы и виды деятельности обучающихся. Содержание программы учитывает возрастные потребности и познавательные возможности пятиклассников. Значительная часть времени уделяется практической деятельности школьников – выполнение мини-проектов, создание текстов для экскурсий, презентаций. Основной акцент делается на активные формы обучения (игровая деятельность, беседа, обучающая заочная экскурсия, конкурсы, турниры, викторины). Практическая работа осуществляется индивидуально, в малых и больших группах. Реализация программы основана на принципах системно-деятельностного подхода, развивающего обучения. На занятиях по данному курсу активно используются мультимедийные средства обучения, настенные карты, иллюстрации, литература по краеведению.
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы.
Принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся и т.д.
Принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.
Принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.
Принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.
Принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач.
Принцип связи теории и практики, рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость – не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене.
Ожидаемые результаты обучения по программе внеурочной деятельности «Мой край» (Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века):
- владение терминологией в рамках изученного курса;
- осознание своей идентичности как члена локальной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- повышение интереса детей к изучению истории и выбор в дальнейшем гуманитарного профиля обучения;
- рост познавательной активности, повышение общего уровня образованности и воспитанности;
- владение умениями работать с внешкольной информацией, в том числе использовать современные источники информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, ребусы, кроссворды и др.).
№ | Уровень результатов | Формы достижения результатов во внеурочной деятельности |
1 | Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. | Беседа, словесное рисование, игровая и творческая деятельность, конкурсы, турнир, групповая работа. |
2 | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. | Беседа, словесное рисование, игровая и творческая деятельность, конкурсы, турнир, групповая работа. |
3 | Приобретение опыта самостоятельного социального действия. | Самостоятельная проектная и творческая деятельность. |
- выход за пределы аудитории – участие в школьном месячнике по патриотическому воспитанию;
- выход в интернет – размещение на сайте школы лучших творческих работ детей.
СОДЕРЖАНИЕ (СТРУКТУРА) КУРСА
МОЙ КРАЙ
(РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ Г. ТОМСКА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО конца XIXв.)
5 КЛАСС (16часов)
Содержание курса (перечень разделов и тем) | Кол-во часов | Перечень формируемых и развиваемых универсальных действий обучающихся |
Введение. | 1 | |
Занятие 1. Вводное занятие. Зачем изучать местную историю. Что изучает краеведение, топонимика. История слова «Сибирь». История города Томска – часть истории России. | 1 | Актуализировать знания из курса Окружающего мира о видах исторических источников (ПУД). Характеризовать источники по истории г. Томска (ПУД). Использовать карту для объяснения своеобразия геополитического положения Западной Сибири, г. Томска (ПУД). Ставить перед собой учебные задачи, на основе соотнесения того, что им уже известно из истории г. Томска и того, что еще предстоит изучить (РУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД). Понимать, что история малой Родины является частью истории страны (ЛУД). Объяснять смысл понятий: краеведение, топонимика археология, архив, исторический источник, культурный слой (ПУД). Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (КУД). |
Раздел 1. Путешествие в далекое прошлое. | 4 | |
Занятие 2. Древние стоянки на территории нашего края. Появление первобытного человека на территории Томской области. Раскопки в Лагерном саду (1896г), на правом берегу р. Томи до Политехнического университета, в пос. Могочино (Молчановский район). | 1 | Показывать на карте Томской области, г. Томска стоянки первобытного человека (ПУД). Описывать условия жизни, занятия первобытного человека, характер и возраст стоянок (КУД). Приводить аналогии из курса истории древнего мира для понимания закономерностей, использовать их в решении задач (РУД). Понимать, что местная история является частью всемирной истории (ЛУД). |
Занятие 3. Население Томского Приобья до прихода русских. Занятия и быт, общественное устройство хантов и селькупов. Их бережное отношение к природе, религиозные верования.
Занятие 4. Жизнь и быт томских татар. Занятия и быт, общественное устройство томских татар (эуштинцев). Их бережное отношение к природе, религиозные верования. | 1 1 | Характеризовать природные условия, в которых жили ханты и селькупы, их занятия (ПУД). Составлять рассказ по плану, находить и исправлять ошибки (РУД). Описывать жизнь и быт, верования хантов и селькупов (КУД). Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий (ЛУД). Объяснять смысл понятий : язычество, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, тамга, остяки (ПУД). Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение (ЛУД).
Характеризовать природные условия, в которых жили томские татары (эуштинцы), их занятия (ПУД). Составлять рассказ по плану, находить и исправлять ошибки (РУД). Описывать жизнь и быт, верования эуштинцев (КУД). Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий(ЛУД). Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение (ЛУД). Объяснять смысл понятий : язычество, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, юрта, улус, мурза, князец, мусульманство, «немая» торговля, скорняжное дело (ПУД).
|
Занятие 5. Путешествие в далекое прошлое. Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | Актуализировать знания по изученным темам (ПУД). Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально (РУД). Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия (КУД). Аргументированно отстаивать свою позицию (КУД). Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим, идти на взаимные уступки в разных ситуациях (ЛУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД). |
Раздел 2. Земля за Каменным поясом (Томск в XVII веке) | 3 | |
Занятие 6. Челобитная Тояна русскому царю Борису Годунову. Причины поездки князца Тояна в Москву, нерушимая клятва верности, решение русского царя Бориса Годунова. | 1 | Раскрывать причины и называть время начала вхождения Томской земли в состав Русского государства (ПУД). Анализировать документ (текст челобитной Тояна) по плану (ПУД). Определять цель, проблему при работе с исторической информацией (РУД). Организовывать работу в паре (самостоятельно определять роли, задавать вопросы) (КУД). Развивать чувство ответственности за качество своей работы (ЛУД). Объяснять смысл понятий: Каменный пояс (Камень), джунгары, телеуты (белые калмыки), киргизы-кайсаки, ясырь, челобитная, толмач, шерть (ПУД). |
Занятие 7. Строительство Томского города и острога. Основание города и острога: первые воеводы, выбор места, основные постройки, размеры крепости, дата основания. | 1 | Раскрывать причины выбора места для строительства русской крепости и называть дату основания г. Томска (ПУД). Представлять информацию в разных формах (рисунок, макет) (ПУД). Планировать деятельность при создании текста для экскурсии (РУД). Описывать русскую крепость начала XVII века (КУД). Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий (ЛУД). Объяснять смысл понятий: город, острог, воевода, дощаник, струг, житница, ясак (ПУД).
|
Занятие 8. Земля за Каменным поясом (Томск в XVII в.). Практическая работа по созданию мини-проектов по изученным темам. | 1 | Актуализировать знания по изученным темам (ПУД). Определять цель, проблему в практической деятельности (создание мини-проектов с творческими заданиями по изученным темам) (РУД). Планировать деятельность при создании мини-проектов с творческими заданиями по изученным темам, используя ИКТ (РУД). Осваивать новые социальные роли (составитель заданий), учиться критически осмысливать продукт своей практической деятельности (ЛУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД). Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (КУД). |
Раздел 3. Томск в XVIII – XIX в. в. | 7 | |
Занятие 9. Томский край – место ссылки. Сибирь – «идеальное» место для ссылки. Кого ссылали. 3наменитые «невольные Томичи». | 1 | Объяснять, почему Сибирь - «идеальное» место для ссылки (ПУД). Рассказывать о знаменитых «невольных Томичах» на основе материалов урока (осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей) (КУД). Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение (ЛУД). Объяснять смысл понятий: ссылка, декабристы (ПУД). |
Занятие 10. Г. С. Батеньков в томской ссылке. Два периода пребывания Г. С. Батенькова в г. Томске. Его вклад в развитие города. | 1 |
Составлять характеристику Г. С. Батенькова (РУД). Собирать информацию, готовить и предъявлять сообщения (презентацию) о Г. С. Батенькове, используя интернет и другие источники информации (ПУД; РУД). Давать оценку роли Г. С. Батенькова в истории г. Томска (излагать свое мнение в монологе, аргументируя его) (КУД). Аргументированно оценивать чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности (ЛУД). Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение (ЛУД). |
Занятие 11. Томск в XVIII в. Облик города, население, развитие ремесла, первые школы. | 1 | Описывать изменения в облике города (ПУД). Характеризовать положение населения в Томске в XVIII в.(ПУД). Рассказывать о развитии ремесла, используя материалы урока, интернет и другие источники информации (КУД). Проводить поиск информации для сообщений о первых школах г. Томска, используя интернет и другие источники (ПУД; РУД). Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение (ЛУД).
|
Занятия 12 – 13. Районы старого Томска. 1-й час. Воскресенская гора, Пески, Болото, Уржатка, Заисточье, Заозерье, Кирпичи, Новая деревня: примерные границы, история названий. 2-й час. Юрточная гора, Нижняя и Верхняя Елани, Монастырское место, Мухин Бугор: примерные границы, история названий. | 2 | Показывать и называть на карте города примерные границы исторических районов г. Томска (ПУД). Объяснять названия старых районов г. Томска (ПУД). Планировать деятельность при создании текста для экскурсии (РУД). Создавать устные тексты для экскурсии (КУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД).
Определять цель, проблему в практической деятельности (создание мини-проектов с творческими заданиями по изученной теме) (РУД). Планировать деятельность при создании мини-проектов с творческими заданиями по изученной теме, в т. ч. используя ИКТ (РУД). Представлять информацию в разных формах (рисунок, ребус, кроссворд, шарады, игра, познавательные задачи и др. ), в т. ч. используя ИКТ (ПУД). Создавать письменные тексты для решения созданных заданий (КУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД).
|
Занятие 14. Становление Сибирского тракта. Крупные предприниматели. Томск - крупный торговый центр Сибири. Извоз. Развитие предпринимательства (Е. Н. Кухтерин, И. Гадалов, А. Н. Пастухов, П. В. Михайлов, Е. И. Королев, И. Д. Асташев, Ф. А. Горохов). | 1 | Характеризовать изменения в экономическом развитии г. Томска (ПУД). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) о томских крупных предпринимателях XIX в., используя интернет и другие источники (ПУД; РУД). Давать оценку роли крупных предпринимателей XIX в. в развитии г. Томска (излагать свое мнение в монологе, аргументируя его) (КУД). Аргументированно оценивать чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности (ЛУД). Объяснять значение понятий: извоз, тракт, предприниматель, благотворительность (ПУД). |
Занятие 15. Создание Томской губернии. Гербы Томска. Образование Томской губернии. Её состав. Численность и плотность населения. Сословия. Занятия населения. Города. Старинные гербы Сибири и Томска. | 1 | Называть время образования Томской губернии, её состав, численность, плотность населения, города (ПУД). Рассказывать о положении отдельных групп населения губернии, используя материалы занятия. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) о старинных гербах Сибири и Томска, используя интернет и другие источники (ПУД; РУД). Рассказывать о гербах г. Томска, используя материалы урока, интернет и другие источники информации (КУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД). Объяснять значение понятий: губерния, герб (ПУД). |
Итоговое повторение и обобщение. | 1 | |
Занятие 16. Турнир знатоков истории г. Томска. | 1 | Актуализировать знания и систематизировать материал по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века (ПУД). Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально (РУД). Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия (КУД). Аргументированно отстаивать свою позицию (КУД). Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим, идти на взаимные уступки в разных ситуациях (ЛУД). Формировать устойчивый познавательный интерес (ЛУД).
|
Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Мой край» | |||||
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, часы | ||
теория | практика | контроль | |||
1 | Вводное занятие. Зачем изучать местную историю. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Путешествие в далекое прошлое. | 4 | 1,5 | 2,5 | |
2.1 | Древние стоянки на территории нашего края. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | Население Томского Приобья до прихода русских. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | Жизнь и быт томских татар. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Путешествие в далекое прошлое. | 1 | 1 | 1 | |
3 | Земля за Каменным поясом (Томск в XVII веке). | 3 | 1 | 2 | 1 |
3.1 | Челобитная Тояна русскому царю Борису Годунову. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Строительство Томского города и острога. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.3 | Земля за Каменным поясом (Томск в XVII в.) | 1 | 1 | 1 | |
4 | Томск в XVIII – XIX в. в. | 7 | 3,5 | 3,5 | |
4.1 | Томский край – место ссылки. | 1 | 1 | ||
4.2 | Г. С. Батеньков в томской ссылке. | 1 | 1 | ||
4.3 | Томск в XVIII веке. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4-4.5 | Районы старого Томска. | 2 | 1 | 1 | |
4.6 | Становление Сибирского тракта. Крупные предприниматели. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.7 | Создание Томской губернии. Гербы Томска. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Мой край». | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 16 | 6,5 | 6,5 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности по курсу «Мой край»
(Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIXв.)
(направление «Духовно-нравственное развитие»)
на 2014-2015 учебный год.
№ | Дата по плану | Дата фактического проведения с указанием причины корректировки даты | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Формы проведения занятия | Виды деятельности обучающихся | Средства наглядности | Примечание | ||
Вводное занятие (1 час). | |||||||||||
1 | 1-ая неделя, сентябрь | Вводное занятие. Зачем изучать местную историю. | 1 | Открытие нового знания. | Беседа; работа с информацией, картой. | Знакомство и работа с географической картой РФ, картой Томской области. Обобщение знаний по курсу Окружающего мира о видах исторических источников. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Географическая карта РФ, карта Томской области. | ||||
Тема 1. Путешествие в далекое прошлое (4 часа). | |||||||||||
2 | 2-ая неделя, сентябрь | Древние стоянки на территории нашего края. | 1 | Открытие нового знания. | Беседа; заочная экскурсия в Лагерный сад. | Работа с картой Томской области. Словесное рисование. Сравнение по предложенному плану материала аналогичной темы из курса истории Древнего мира. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Географическая карта РФ, карта Томской области. Иллюстрации с экспозиции краеведческого музея (стоянка первобытного человека в Лагерном саду) | ||||
3 | 3-ья неделя, сентябрь | Население Томского Приобья до прихода русских. | 1 | Открытие нового знания. | Мини-лекция с элементами беседы; игра «ФантЫзёры» | Работа с информацией по теме. Описание жизни и быта, верований хантов и селькупов. Освоение ролей ведущего и помощника в краеведческой игре «ФантЫзёры». Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Презентация по теме занятия. | ||||
4 | 4-ая неделя сентябрь | Жизнь и быт томских татар. | 1 | Открытие нового знания. | Мини-лекция с элементами беседы; игра «ФантЫзёры» | Работа с информацией по теме. Освоение ролей ведущего и помощника в краеведческой игре «ФантЫзёры». Описание жизни и быта, верований эуштинцев. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Презентация по теме занятия. Задания для интерактивной доски. | ||||
5 | 5-ая неделя, октябрь | Путешествие в далекое прошлое. | 1 | Обобщение, систематизация и оценка знаний. | Конкурсная программа «В начале всех начал». | Актуализация и систематизация материала по изученным темам. Обсуждение и выполнение предложенных заданий в группе. | Задания для интерактивной доски; презентация (викторина по теме). | ||||
Тема 2. Земля за Каменным поясом (Томск в XVII веке) (3 часа). | |||||||||||
6 | 6-ая неделя, октябрь | Челобитная Тояна русскому царю Борису Годунову. | 1 | Открытие нового знания. | Беседа; словесное рисование; работа с историческим источником | Работа с информацией по теме. Анализ документа по предложенному плану. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Презентация по теме занятия. Задания для интерактивной доски; | ||||
7 | 7-ая неделя, октябрь | Строительство Томского города и острога. | 1 | Открытие нового знания. | Заочная экскурсия в Музей истории г. Томска. | Составление текста для экскурсии. Описание, создание рисунка или макета русской крепости начала XVII века. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Презентация по теме занятия. Задания для интерактивной доски; | ||||
8 | 8-ая неделя, октябрь | Земля за Каменным поясом (Томск в XVII в.) | 1 | Комплексное применение знаний. | Подготовка игровой программы «Земля за Камнем». Практическая работа. | Создание и презентация творческих заданий по теме «Земля за Камнем». | Презентация с образцами заданий. | ||||
Тема 3. Томск в XVIII – XIX в. в. (7 часов). | |||||||||||
9 | 9-ая неделя, ноябрь | Томский край – место ссылки. | 1 | Открытие нового знания. | Мини-лекция с элементами беседы; игра «ФантЫзёры». | Описание, словесное рисование на основе материалов урока. Освоение ролей ведущего и помощника в краеведческой игре «ФантЫзёры». Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Задания для интерактивной доски. | ||||
10 | 10-ая неделя, ноябрь | Г. С. Батеньков в томской ссылке. | 1 | Открытие нового знания. | Беседа; презентация сообщений детей о Г. С. Батенькове; игра «ФантЫзёры». | Презентация сообщений о Г. С. Батенькове; Освоение ролей ведущего и помощника в краеведческой игре «ФантЫзёры». | Презентации детей по теме занятия. Задания для интерактивной доски. | ||||
11 | 11-ая неделя, ноябрь | Томск в XVIII веке. | 1 | Открытие нового знания. | Работа с информацией; презентация сообщений детей о первых школах города; игра «ФантЫзёры». | Интеллектуальная обработка информации. Презентация сообщений о первых школах города. Освоение ролей ведущего и помощника в краеведческой игре «ФантЫзёры». | Печатный раздаточный материал. Задания для интерактивной доски; | ||||
12 | 12-ая неделя, ноябрь | Районы старого Томска. | 1 | Открытие нового знания. | Работа с картой г. Томска; заочная экскурсия по старому городу. | Работа с картой г. Томска. Составление текста для экскурсии. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Карта г. Томска; творческие задания по теме детей; задания для интерактивной доски; | ||||
13 | 13-ая неделя, декабрь | Районы старого Томска. | 1 | Закрепление нового знания. | Конкурсная программа «Шагаем по районам старого Томска» | Решение и выполнение творческих заданий по теме в группе. | Задания для интерактивной доски; презентация (викторина по теме). | ||||
14 | 14-ая неделя, декабрь | Становление Сибирского тракта. Крупные предприниматели. | 1 | Открытие нового знания. | Мини-лекция с элементами беседы; работа с информацией.
| Интеллектуальная обработка информации. Описание, словесное рисование на основе материалов урока. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Презентация о крупных предпринимателях старого Томска. Задания для интерактивной доски. | ||||
15 | 15-ая неделя, декабрь | Создание Томской губернии. Гербы Томска. | 1 | Открытие нового знания. | Работа с информацией; беседа; презентация сообщений детей о гербах Сибири и Томска. | Презентация сообщений по теме. Интеллектуальная обработка информации. Описание, словесное рисование на основе материалов урока. Работа (составление) со словарём терминов и понятий (по краеведению). | Задания для интерактивной доски; презентация о старинных гербах Сибири и Томска. Презентация (2)сообщений детей по теме. | ||||
Итоговое повторение и обобщение (1 час). | |||||||||||
16 | 16-ая неделя, декабрь | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Мой край». | 1 | Обобщение, систематизация и оценка знаний. | Турнир знатоков истории г. Томска. | Актуализация и систематизация материала по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века. Выполнение творческих заданий по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века. | Задания для интерактивной доски; презентация (викторина). |
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ПОНЯТИЙ.
Археология - «наука о древности» - наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам.
Архив - хранилище документов.
Воевода - в XVI – XVIII в.в. управляющий городом или административным округом.
Город – крепость, обнесенная деревянными стенами, имевшими сторожевые башни (не менее 4) с постоянными караулами на них и въездные ворота.
Губерния - основная административно-территориальная единица в России с 1708г. Делилась на уезды. В 1923-29г.г. вместо губерний созданы края и области.
Джунгары - западные монголы. «Черные калмыки - русское название западных монгол-ойратов.
Дощаник - длинная многовесельная лодка с мачтой и парусом.
Елань - чистая поляна на холме среди леса.
Житница - хлебный амбар.
Заимка – название (чаще в Сибири) поселения, обычно однодворного, и земельного участка, занятого кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий.
Извоз - перевозка лошадьми грузов и пассажиров. (Один из промыслов).
Исторические источники - письменные документа и вещественные предметы, непосредственно отражающие истинный процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, а также памятники культуры, языка, письменности, обычаи, обряды и т.п.
Каменный пояс (камень) - исконное русское, название Уральских гор.
Каштак – (тюркск.) «каш»- гора, «каштак» - горка, а также место зимней перекочевки, зимнего выпаса лошадей на высокой открытой равнине. (Другая версия: место, где люди, промышляли тайным винокурением).
Киргизы-кайсаки - казахи.
Князец - предводитель территориального племенного объединения.
Культурный слой - слой почвы, содержащий остатки древних эпох.
Мурза, бек - властитель у тюркских народов (см.также князец).
Мусульманство (ислам) - одна из наиболее распространенных религий. Священная книга - Коран. Основой догма - поклонение единому богу - аллаху и признание Мухаммеда «посланником аллаха».
«Немая» торговля - в условленном месте эуштинцы оставляли свой товар на время; затем смотрели, что было положено против: нравилось – забирали, нет (отъезжали, ждали день - другой, не прибавиться ли к нему еще что-нибудь.
Острог – (XVI – XVIII в. в.) крепостная стена из вкопанных вплотную друг к другу и заостренных столбов.
Остяки - название хантов или селькупов в старину.
Предприниматель - лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства.
Присваивающее хозяйство - хозяйство, при котором человек только брал от природы все в готовом виде, присваивал: убивал зверей, ловил рыбу, собирал съедобные растения.
Производящее хозяйство - хозяйство, при котором человек стал воспроизводить то, что создает природа, пополнять для себя запасы пищи (высевать в землю семена съедобных растений, выхаживать новорожденных животных, оставляя их при себе).
Селькупы - древний народ, исконные жители Нарымского края (Коренные жители Томской области).
Скорняжное дело - обработка снятых шкурок зверей, выделка пушнины и кожи.
Струг - небольшой корабль, пригодный для плавания по реке и по морю.
Тамга - родовой знак хантов, селькупов с изображением какого-либо животного, дерева, рыбы (от которого они «произошли».
Телеуты – («белые калмыки» - алтайские племена.
Толмач - переводчик.
Топонимика – (от греческого «топос» - место, «нимос»-имя) - наука о топонимах - географических названиях, названиях мест.
Улус – (у тюркских народов) территория, включающая в себя пастбища для скота и населенные пункты, на которой проживает группа людей (род, племя, кочевая община и т.п.) подчиненных одному властителю - беку, мурзе.
Уржатка – (кетск.) Уржат - место впадения ручья (жат) в речку (ур).
Ханты - коренные жители Сибири (Томской области).
Челобитная – прошение, заявление, жалоба в русском государстве XV - начала XVIII в. в.
Шведская горка – место, где было шведское кладбище, послужившее последним пристанищем пленных шведов (времена Петра I). (за улицей Дальне-Ключевской).
Шерть – присяга вождя (сибирских народов), сопровождаемая обрядами, в которую они (вожди) свято верили.
Эвенки (тунгусы) – коренной сибирский народ.
Этнография – «описание народов» - наука, изучающая жизнь различных народов по описаниям их обычаев, обрядов и т. д.
Эуштинцы – томские татары. С конца XVI в. самым сильным считался народ Тояна Ермашетова сына – еушта. Он и стал главным над другими родами. Затем родовое имя «еушта» перешло на томских татар вообще.
Юрта – переносное жилище у тюркских народов: жилище охотника в тайге.
Ясак – (монг.) дань. Подушная подать, которой облагались только взрослые трудоспособные мужчины.
Ясырь – рабы; (пленники, предназначенные для продажи).
Информационно – методическое обеспечение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Бардина П. Е. Быт русских сибиряков томского края. - Томск, 1995 г.
- Бойко В. П. Томское купечество конца XVIII - XIX веков. - Томск, 1996 г.
- Иоганзен Б. Г. Природа томской области. - Новосибирск: Зап.-сиб. Книжное изд-во, 1971 г.
- История названий томских улиц. Отв. Ред. Г. Н. Старикова. - Томск: Изд-во «Водолей», 2008г.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории. М., 1983 г.
- Майданюк Э. К. Прогулка по старому Томску. — Томское книжное изд-зо, 1992 г.
- Привалихина С. В. Мой Томск. - Томск, 2004 г.
- Путеводитель. Томская область. Москва, 2001 г.
- Славнин В. Д. Томск: от крепости к городу. - Томск: Изд-во «Интэк», 1995 г.
- Суздальский В. И. «Театр уж полон...»: Из истории томского драматического. - Томск, 1995 г.
- Томск. История города от основания до наших дней. Отв. Ред. Н. М. Дмитриенко. - Томск: Изд-во Том. ун-ва, 2009 г.
- Томская область. Исторический очерк. - Изд-во ТГУ, 1994 г.
- Тучин Б. Хроника Томского Университета. - Новосибирск: Зап.-сиб. Книжное издательство, 1980 г.
- Улицы Томска. Атлас-справочник. Продюсерский центр «Gala Press» 1977 г.
- Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001 г.
- Школьное краеведение: опыт работы и проблемы. От. Ред. Л. И. Василевская. - Омск, 1999 г.
- Юрков П. М. Родной край. - Томск, 1975 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Заплавный С. Клятва Тояна. - Томск, 2008 г.
- Каленова Т. Университетская роща. - Новосибирск, 1984 г.
- Климычев Б. Томские тайны. - Томск, 1999 г.
- Кошурникова Р. Стоит над Томью град старинный. - Томск, 1987 г.
- Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. - Новосибирск, 1999 г.
- Майданюк Э. Прогулка по старому Томску. - 1992 г.
- По следам прошлого. Отв. Ред. О. В. Волобуев. - М. 1995 г.
- Славнин В. Д. Томск: от крепости к городу. - Новосибирск, 1995 г.
- Юшковский В. Эскиз сюжета. - Томск, 2003 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA
- http://delpart.narod.ru/Gerb.htm
- http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_92.htm
- http://edu-sok.ru/upload/Shorikov%20A_U.pdf
- http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/70/
- http://irbis.tomsk.ru/fulltxt/31368.pdf
- http://trofimov.tomsk.ru/current/tr2/tr_03.shtml
- http://old.odub.tomsk.ru/elib/metodichki/2003/tomsk_earth 1ую по списку.
- http://obzor.westsib.ru/article/384284
- http://qrtomsk.ru/ru-RU/Places/27
- http://scientificrussia.ru/articles/vyshlo-v-svet-trete-izdanie-knigi-istoriya-nazvaniya-tomskih-ulits
- http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/47/
- http://towiki.ru/view/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8
- http://www.tomskobl.ru/tomsk-history/
- https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&ved=0CGMQFjAG&url=http%3A%2F%2Fvital.lib.tsu.ru%2Fvital%2Faccess%2Fs
- http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/161/
- http://elib.tomsk.ru/purl/1-1149/
- http://ria.ru/tomsk/20130809/955367800.html
- http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1236
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружок Мой край ФГОС
Программа внеурочной деятельности "Мой край" ПРИЗВАНА ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЮ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О РОДНОМ КРАЕ, УВИДЕТЬ ЕГО В ОБЩЕМ ХОДЕ ИСТОРИИ, ОЩУТИТЬ СВОЮ СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ СТРАНЫ....
Программа объединения учащихся. Тропами родного края.ФГОС.
Внеклассная работа. Программа внеурочной деятельности....
Программа по внеурочной деятельности для 7 класса "География моего края" (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...
Программа по внеурочной деятельности для 8 класса "География моего края" (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...
Рабочая программа и КТП по истории Пензенского края ФГОС 8 кл.
Рабочая программа по истории Пензенского (родного) края ФГОС 8 класс, Содержит и КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...