Экологическое воспитание на уроках кубановедения
учебно-методический материал по краеведению на тему
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы. Однако многообразие школ, вариативность и альтернативность программ обучения, творческая инициатива многих педагогических коллективов, усиление региональных и школьных компонентов порождают множество проблем и вопросов. И важнейшие из них: чему учить в начальной школе? Каков объем и состав знаний по экологии доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить? Ответить на эти вопросы не просто, поэтому в своей работе я предлагаю посмотреть на эти вопросы глазами учителя начальной школы, на которого обрушился поток программ, учебников, предлагаемых моделей образования, разнообразие рекомендуемых педагогических технологий. Преподавание экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них, видимо, является то, что в общем весьма» сухое « научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема на мой взгляд заключается в том, что, с одной стороны, в настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а с другой- специфика экологических знаний состоит в том , что эти знания базируются на системе знаний по биологии, химии, физики, географии и многих других наук. В этой связи для эффективного преподавания экологии в младших классах возникает задача: каким образом преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание
на уроках кубановедения
Автор опыта:
Назаретян Наталия Валерьевна
Учитель кубановедения
I категории
Содержание.
- Условия возникновения опыта. 3 стр.
- Актуальность опыта. 3-4 стр.
- Ведущая педагогическая идея опыта. 4 стр.
- Теоретическое обоснование опыта. 4-5стр.
- Технология опыта. 5-9 стр.
- Результативность опыта. 9-10 стр.
Библиографический список. 10 стр.
Приложения.
1.Условия возникновения опыта.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы. Однако многообразие школ, вариативность и альтернативность программ обучения, творческая инициатива многих педагогических коллективов, усиление региональных и школьных компонентов порождают множество проблем и вопросов. И важнейшие из них: чему учить в начальной школе? Каков объем и состав знаний по экологии доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить? Ответить на эти вопросы не просто, поэтому в своей работе я предлагаю посмотреть на эти вопросы глазами учителя начальной школы, на которого обрушился поток программ, учебников, предлагаемых моделей образования, разнообразие рекомендуемых педагогических технологий. Преподавание экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них, видимо, является то, что в общем весьма» сухое « научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема на мой взгляд заключается в том, что, с одной стороны, в настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а с другой- специфика экологических знаний состоит в том , что эти знания базируются на системе знаний по биологии, химии, физики, географии и многих других наук. В этой связи для эффективного преподавания экологии в младших классах возникает задача: каким образом преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.
2. Актуальность опыта.
На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой - « Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» ( Н.Н.Моисеев).Естественное следствие нового подхода - понимание того, что целью образования ( обучения, воспитания и развития ) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Но все мы должны понимать, что экологическую культуру нельзя привести в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта. В создании новой системы ценностей, культуры, адекватной природе, особая роль принадлежит нам – учителям. Важно сделать правильный выбор: взять ответственность за себя, за природу и мир вокруг - глубинные ценности российской культуры. Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Поскольку ответственное отношение - сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы в школах и других типах учебных заведений. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под ним понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания, и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе играют детские годы - дошкольный и в особенности младший школьный возраст. На мой взгляд, четкое понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды. Особенная чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе
3.Ведущая педагогическая идея опыта, цели и задачи опыта.
Ведущая педагогическая идея – помочь ребенку стать личностью творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию.
Цели:
- Формирование целостной научной картины мира; активизация знаний учащихся о родном крае, его природе и культурной жизни.
- Углубление и расширение эколого-краеведческих знаний
- Привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений : поведенческих, познавательных, преобразовательных.
- Привитие навыков исследовательской работы
- Воспитание положительных качеств характера.
Задачи:
- развивать интерес к предмету, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
- воспитывать у ребенка качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, умение находить решения в нестандартной ситуации;
формировать чувства бережного отношения к природе родного края
4.Теоретическое обоснование.
Поиски современных технологий образования в области окружающей среды позволяют назвать несколько наиболее эффективных форм и методов организации этого процесса. Эпиграфом к их описанию могут быть слова В. А. Сухомлинского « Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». Несмотря на положительные результаты в экологическом образовании младших школьников, перед учителями младшей школы пока остается масса нерешенных проблем, Среди них – одна из первостепенных – проблема здоровья и здорового образа жизни детей, требующая кардинальных изменений в характере их обучения, состояния ближайшего социоприродного окружения. Важнейшая учебно-методическая проблема – создание взаимосвязанных авторских комплектов: программ, учебников, пособий для учителя, без которых учителю трудно организовать процесс экологического образования.
Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Невозможно предположить, что у ребенка младшего школьного возраста стихийно сложилась мотивация к овладению экологическими знаниями. Есть несколько путей к формированию такой мотивации в учебном процессе. Каждый учитель определяет для себя сам необходимые виды работ по экологическому воспитанию:
По содержанию они располагаются в рамках тем «Человек и природа», «Будем жить в ладу с природой», «Человек и общество», «История Отечества».
Условиями для формирования экологического воспитания являются :
1.Целенаправленность и систематичность.
Работа должна проходить постоянно , как в урочной деятельности, так и внеурочной.
2.Мотивированность.
Показать ребенку его личную причастность к необходимости решения экологических проблем.
3.Творческая среда.
Поддерживать интерес ребенка к творческой деятельности.
4 . Психологический комфорт.
Помочь ребенку ощутить свою значимость в решении глобальных проблем экологии.
5.Учет возрастных особенностей ребенка.
Учитель опирается на возможности, определяемые ведущим видом деятельности, характерным для данного возрастного периода.
5.Технология опыта.
Эффективное обучение может происходить только тогда, когда у ребенка сформирована высокая мотивация к обучению. Невозможно предположить, что у ребенка младшего школьного возраста стихийно сложится мотивация к овладению экологическими знаниями. Есть несколько путей к формированию такой мотивации в учебном процессе. Это различные виды работ по экологическому воспитанию, которые можно использовать на уроках кубановедения. В данной схеме я приведу примеры таких работ и расскажу
о методике их проведения.
Экскурсия ( См. Приложение № 1 )
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад- двор- школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Работа учителя в этом направлении предполагает расширение натуралистической деятельности младших школьников, поскольку именно непосредственное общение детей с природой в сложных экологических условиях позволяет им понять степень взаимовлияния человека и природной среды. Конечно, в младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть - совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном - вот задача учителя. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии. Ведущий метод в них – наблюдение, когда дети знакомятся с объектами живой и неживой природы в естественном виде, в естественной обстановке, увидели большие маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, грязные водоемы ) и практически помогали природе ( подвязывали веточки, сажали кустарники, собирали корм для зимующих птиц, изготовляли кормушки, рисовали природоохранные знаки, рисунки, плакаты) Во время экскурсий я знакомила детей красотой природы родного края, обращая внимание на краски, звуки, запахи природы. На экскурсии мы ходили в парк, после этого дети на уроках читали стихи, рассказы, сказки и составляли свои рассказы по поводу увиденного. Перед экскурсией вместе с детьми мы проводили подготовительную работу в зависимости от темы и цели экскурсии. На уроках труда дети изготавливали кормушки для птиц, чтобы потом развесить их в парке на деревьях, весной вместе с родителями дети изготовили скворечники и на экскурсии мы разместили их на деревьях. После проведения экскурсий дети делились своими впечатлениями друг с другом в классе и в своих тетрадях, которые мы завели с целью описания нашей работы, здесь они составляли отчет о увиденном и услышанном на экскурсии. Сюда они могли помещать материалы газет и журналов на тему « Экологический вестник». Заметки читаем на уроках, обсуждаем, проводим дискуссии и практически решаем проблемы. Например: прочитав заметку об озеленении города, дети принесли кустарники и посадили их во дворе школы. Решать проблемы экологии помогали работы творческого характера, в частности сочинения на тему, вытекающие из программы: о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и о будущем планеты. Вот отрывок из сочинения « Будущее нашей планеты»: « Я хочу, чтобы наша Земля была цветущим садом. Воздух - чистый, вода - прозрачная, леса-зеленые». Научить ребенка любить природу - задача нелегкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц. А почерпнуть знания дети могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Вот почему особое значение придают экскурсиям. Именно здесь дети получают колоссальный материал. Они не только познают природу, но и расширяют свой кругозор, активизируют внимание, развивают мышление. Именно на экскурсии прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней.
Уход и наблюдение за комнатными растениями в классе (См. Приложение№2)
Каждому из нас приятно окружать себя красивыми вещами. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: « Каждый хотел лучшего только для себя!» Настало время реанимировать природные уголки в классах, которые когда-то были центром интересной и разнообразной работы школьников: дети наблюдали за сезонной жизнью отдельных животных, ухаживали за растениями и животными, осуществляли посевы и посадки. Очень часто живые объекты заменяются искусственными цветами, муляжами. Почти исчезло и ремесло использования природных материалов для поделок, сувениров, картин. В своем классе вместе с детьми мы проводили выставки поделок из природного материала под названием « Природа и фантазия». Дети с большой любовью заботились о растениях и даже организовали « маленький огород» на окне: посадили помидоры и с нетерпением ждали урожай! Самый близкий « зеленый друг» для младшего школьника- это горшочек с комнатным растением. Каждое растение- это живой организм, который, как ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, разнообразной формой цветов. Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнать тот мир, который знаком ему только по книгам и картинкам. Комнатные растения - это благотворный материал для познания живой природы в любое время года, а особенно в зимнее. Самая чистая и хорошо оборудованная классная комната покажется малопривлекательной, если в ней не будет живых цветов. А. С. Макаренко утверждал: « Я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею… Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах... Это очень важно» Создать у себя красивый и уютный интерьер с цветами под силу каждому учителю.
Театрализованные постановки ( См. Приложение № 3 )
Очень часто в своем классе я проводила праздники, посвященные различным временам года. Весной, во время цветения, провели «Праздник цветов», на котором дети рассказывали о своем любимом цветке, сочиняли сказки, пели песни, слушали музыку, рассказывали стихи, проводили конкурс рисунков. Дети очень любят перевоплощаться, и во время проведения таких мероприятий раскрывается их внутренний мир, способность сопереживать. Вот несколько постановок на различные темы: « Путешествие в Красную книгу», « Экологическая тревога». Все эти мероприятия помогают расширить чувственный опыт, чувства сопричастности живой природе, сопереживание, способствуют формированию экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоление прагматичного отношения к ней, расширению индивидуального экологического пространства. При проведении праздников идет непосредственная связь с родителями, которые приходят на праздник, участвуют в нем и получают массу положительных эмоций. Совместное проведение праздников способствует сплочению коллектива, тесной и неразрывной связи с родителями. На родительских собраниях мы обсуждаем увиденное мероприятие, делимся впечатлениями, вносим новые идеи, предложения.
Работа на пришкольном участке (См. Приложение № 4)
Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними, все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок. Систематическая забота о цветах, посаженных детьми на пришкольном участке, способна доставить детям немало по- настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить. «…наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетая в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами», - проникновенно утверждал В. А. Сухомлинский. Наши цветы прекрасны и ухаживают за ними маленькие еще, но уже хозяева- дети. И делают они все это без понуканий, с радостью. Весной дети с нетерпением ждут того момента, когда начнутся первые всходы, каждый день они наблюдают за посадками и с радостью встречают каждый новый кустик, травинку, цветок, ибо понимают, что происходит пробуждение новой жизни.
Ведение экологических дневников ( См. Приложение № 5 )
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тексты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для обучения пониманию можно использовать ведение экологического дневника. На страницах дневника школьник выказывает свое отношение к экологическим изменениям в окружающей среде, описываемых в рассказах и наблюдаемых в жизни. Эти занятия обладают рядом особенностей, что повышают их значение как средства формирования экологически целесообразной деятельности. Очень интересны и целесообразны уроки, на которых используются игровые задания, в этих заданиях дети исправляют ошибки в текстах на экологическую тему. Осознание взаимодействия человека природы было бы неполным без анализа каждым учеником своих собственных возможностей в отношении охраны природы и без соответствующих практических действий. В своих дневниках дети помещают подробные инструкции: как сажать деревья и кустарники, как сделать кормушку и подкармливать птиц, как сделать домик для птиц. Эти инструкции- памятки могут послужить основой для проведения практического занятия, а также для организации совместной работы детей с родителями во внеурочное время.
Составление макетов сезонных изменений в природе. ( См. Приложение № 6)
При работе над темой « Человек и природа» можно проводить составление макетов по следующим вопросам: значение природы для человека; влияние человека на природу. Большинство детей впервые будут строить модели с экологическим содержанием. Именно моделирование в наибольшей мере отвечает задаче формирования у детей знаний об экологических связях. Модели делают « видимыми» невидимые связи, облегчают учащимся понимание связей , служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы учащихся. Таким образом, достигается значительная активизация познавательной деятельности детей.
Ниже я представляю диаграмму наиболее приемлемых видов работ по экологическому воспитанию на уроках кубановедения.
5.Результативность.
Результатом творческого социально-личностного развития являются:
1. Искренность, отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность.
Именно то, что у каждого ребёнка свой жизненный опыт и образ мыслей – это и есть залог успешного обучения. Задача учителя – не подавлять, а развивать индивидуальность.
2. Любопытство и любознательность.
Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть или услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Наша задача – лишь помочь ему. Поэтому и структура уроков ориентирована на внимание к собственному опыту учеников.
3. Вовлечение окружающих (родителей и друзей) в собственную жизнь.
Дети обсуждают возникающие проблемы не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Активное обсуждение и совместные поиски правильных решений детских проблем с родителями получают продолжение и на родительских собраниях.
Библиографический список.
1.Дерябо С. Д. Ясвин В.А. .Экологическая педагогика и психология.-Ростов/н/Д.:Феникс, 1996г.
2. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Академия развития,1997г.
3. Амонашвили Ш.А. «Личностный подход», Краснодарское книжное издательство, 1989г.
4. Борисов В.И. «Занимательное краеведение», Краснодарское книжное издательство, 1975 г.
5. Дмитриев Ю . Соседи по планете.-М.: Дет. Лит., 1977г.
6. Захарова Л.В. «Учимся любить природу», «Начальная школа» № 4, 1997 г.
7. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», Краснодар, 2006 г.
8. Мирук М.В. и др. «Кубановедение», учебник для 3-4 класса, ОИПЦ «Перспективный образ», 2007 г.
9. Сухомлинский В.А. «Творчество в коллективе», Москва «Просвещение», 1981 г., «Дети должны жить в мире творчества», Москва, 1975 г.
10. Дежникова Н. С. « Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос.- М.: Пед .об-во России, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx
E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx...
Доклад "Воспитание патриотизма и формирование творческой личности ребенка на уроках кубановедения"
Описание работы по воспитанию патриотизма и формированию творческой личности....
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...
Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.
Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: форми...
Гражданское воспитание на уроках кубановедения
Гражданское воспитание на уроках кубановедения...