урок кубановедения в 7 классе по теме:Черное и азовское моря.
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

*      продолжить знакомство с водоемами родного края,  дать некоторые исторические знания о морях; показать необходимость их охраны;

*      развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; расширять словарный запас учащихся;

воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernoe_i_azovskoe_morya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 кубановедение урок №7

Тема: Черное и азовское моря.

Цели: 

  • продолжить знакомство с водоемами родного края,  дать некоторые исторические знания о морях; показать необходимость их охраны;
  • развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • политическая карта мира,
  • магнитофон, кассеты с записями звуков морского прибоя
  • 3 литровые банки с водой, 0,4 кг соли

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока                                                       

Учитель.  

                          Посмотри: до горизонта

                          Все вода, вода, вода.

                    Здесь гуляют на просторе

                        Корабли и катера.

                        Разгулялся ветер

                        На его просторе,

                        И поднялись волны,

                        И проснулось ___________

Дети. Море

Учитель: Правильно. Прослушайте стихотворение А. С. Пушкина 

                                           Прощай же, море! Не забуду

                                           Твоей торжественной красы

                                           И долго, долго слышать буду

                                           Твой гул в вечерние часы.

 Эти строки А. С. Пушкин написал после того, как побывал на Черном море.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по Черному морю. Узнаем, почему оно так называется, когда оно родилось, где находится и какие у него есть тайны.

  1. Знакомство с новым материалом

Учитель: Для начала обратимся к географической карте. Границами Черного моря являются: побережье Европы, Кавказские горы и Понтийские горы. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, а Керченский пролив – с Азовским.

По форме море напоминает овал, длина которого с запада на восток    1150 км. Наибольшая протяженность его с севера на юг равна 580 км, а наименьшая – 265 км, а наибольшая глубина – 2212м.

                       На доске:

                             Длина Черного моря с запада на восток –  ……….  (1150 км)

                            Ширина с севера на юг  – ……….   (от 580 до 265 км)

                            Глубина (наибольшая) – ……….      (2212 км)        

                            Возраст Черного моря –……….      (8 тыс. лет)

Числа вписываются по мере изучения материала.

Учитель:  А теперь посмотрите на политическую карту мира. Берега, каких государств омывает Черное море?

Ученики:  России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции, Грузии и Абхазии, входящей в состав Грузии.

Учитель: А теперь посмотрите на старинную карту Черного моря. Какие вы видите отличия с современным изображением?

Ученики: Отличия в форме, в названиях и т. д.

         Учитель:  Почему же Черное море, которое большую часть года сверкает своей зеленовато-синей поверхностью под лучами южного солнца, называется «Черным»? Всегда ли это море так называлось? Нет, не всегда. Древние греки называли его Понт Эвксинский, то есть гостеприимное море. Наши предки – Понтийским или Русским. Есть несколько гипотез по поводу современного названия моря. Одна из них основана на том его свойстве, что металлические предметы, опущенные на некоторую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими под действием находящихся в глубинах моря веществ, о которых мы сегодня поговорим позже.

Сколько же лет Черному морю? Сейчас мы это узнаем.

  • Заранее подготовленный ученик рассказывает историю возникновения Черного моря. Звучит запись шума морского  прибоя. 

Ученик 1. Десятки миллионов лет тому назад в районе современных морей Средиземного, Мраморного, Черного, Азовского, Каспийского и Аральского простирался залив древнего громадного моря Тэтис, так его назвали в честь богини моря Фетиды, или Тетиды, - дочери царя Нептуна – бога морей. Море состояло из двух частей: западной (более соленой) и восточной (опресненной, так как сюда стекало много рек).

Около 13 млн. лет тому назад при образовании Альпийских гор связь между двумя частями моря Тэтис прервалась. Вместо восточной части образовалось опресненное Сарматское море, а его обитатели частично вымерли, частично приспособились к пресной воде.

Ученик 2.  Дальнейшее поднятие суши миллион лет тому назад окончательно разделило Черное и Каспийское моря. Примерно 8 тыс. лет назад произошло сильнейшее землетрясение, благодаря которому образовался пролив Босфор, соединивший Чёрное море со Средиземным. Масса солёной средиземноморской воды хлынула тогда в котловину Чёрного моря, заполненную пресной водой (это означает, что жизнь в море была представлена пресноводными организмами). От притока солёной воды погибло тогда много организмов, разложение остатков которых в глубине моря создало тот первоначальный запас сероводорода, который, постепенно пополняясь, продолжает существовать до сих пор.    

Учитель: Теперь вы знаете возраст Черного моря. Какой он?

Ученики: 8 тыс. лет.

  1. Физкультминутка (проводит заранее подготовленный ученик под шум прибоя)

                                        К морю быстро мы спустились,

                                        Наклонились и умылись

                                        Раз, два, три, четыре!

                                        Вот так славно освежились!

                                        А теперь поплыли дружно.

                                        Вместе - раз, это – брас.

                                        Одной, другой – это кроль.

                                        Все как один плывем, как дельфин.

                                        Вышли на берег крутой

                                        И отправились домой.

  1. К новым открытиям.

Учитель:   Чем отличается вода в море от пресной воды?

Ученики:   Она соленая.

Учитель:    Правильно. Сейчас вы увидите, много ли соли содержится в морской воде.

Лабораторная работа

Проводится опыт: на 1литр воды 1,5 ч. ложка соли – вода Черного моря;

                                  на 1литр воды 1 ст. ложка соли – вода Средиземного моря;

                                  на 1литр воды 1 стакан соли – вода Мертвого моря.

Учитель:   Теперь вы можете ответить на вопрос, много ли соли содержится в воде Черного моря?

Ученики:   Мало. 

Беседа эколога с учащимися класса.

Эколог:  Черное море уникально. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны – кислородную (до глубины 200 м) и лишенную жизни сероводородную (ниже 200 м), занимающую 87%. В распоряжении животных и растений всего 13% объема воды. Вся беда в том, что сероводород горюч и ядовит, как и продукты его сгорания. Были случаи, когда сероводородная зона поднималась близко к поверхности воды, в результате сильных землетрясений и происходило самовозгорание огромного количества горючего газа. Так Черное море горело в 1927 году вблизи Севастополя и Евпатории.

Количество сероводорода продолжает увеличиваться. Ребята, как вы думаете почему?

Ученики:  Ухудшается экология

Эколог:  А чем же его загрязняют?

Ученики:   Отходами, нефтью, удобрениями, сточными водами.

Эколог: На Черноморском побережье построены большие города. В море одновременно находятся сотни нефтяных танкеров, военных кораблей. Разрушаются берега, накапливается мусор на побережье, пятна мазута покрывают поверхность воды. Поэтому Черное море было объявлено морем особого режима чистоты. 31ОКТЯБРЯ названо международным днем Черного моря.

                                  31 ОКТЯБРЯ – День Черного моря

Эколог: В этот день жители Причерноморья проводят уборку побережья, различные акции против тех, кто загрязняет море, ярмарки, выставки, конкурсы. А чем же мы, ребята, можем помочь нашему морю?

Ученики: Не сорить не только на берегу, но и в городе, останавливать тех, кто засоряет окружающую среду.

Эколог: А море отблагодарит за заботу о нем. Какими богатствами может поделиться с нами море?

Ученики:  Рыбой, водорослями, моллюсками, минеральными веществами, дать нам здоровье.

Эколог:  Неоценимую роль сыграло Черное море во время Великой Отечественной войны.

В Сочинский морской порт часто заходили транспортные суда, на которых доставлялись раненые из Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Из медицинских сестер, сандружинниц, членов общества Красного Креста Туапсе, Новороссийска и Сочи был полностью укомплектован один санитарный пароход – плавучий госпиталь, который курсировал в 1941-1942 годах по линии Севастополь – Керчь – Новороссийск – Сочи, доставляя в город – госпиталь тысячи раненых воинов. Морскую воду использовали в лечебных целях.         

Азовское море.

В древности Азовское море называлось у греков Меотийское озеро (др.-греч. Μαιτις), у римлян Palus Maeotis («Меотийское болото»), у скифов Каргалук, у меотов Темеринда (что значит «мать моря»), у арабов — Бахр аль-Азуф, у турок — Бахр эль-Ассак или Бахр-ы Ассак (Тёмно-синее море; совр. тур. Azak Denizi), у генуэзцев и венецианцев — Mare delle Zabacche.

Море переименовывалось многократно (Самакуш, Салакар, Майутис и т. п.). В начале XIII в. утверждается название Саксинское море. Татаро-монгольские завоеватели пополнили коллекцию имён Азова: Балык-денгиз (рыбное море) и Чабак-денгиз (чабачье, лещевое море). По некоторым данным Чабак-денгиз в результате трансформации: чабак — дзыбах — забак — азак — азов — произошло современное название моря (что сомнительно). По другим данным азак — тюркское прилагательное, означающее низкий, низменный, по другим данным, азак (тюркское устье реки), которое трансформировалось в Азау, а затем в русское Азов. В промежутке вышеуказанных названий море получало ещё и следующие: Барэль-Азов (Темно-синяя река); Фракийское море (под фракийцами понимались генуэзцы и венецианцы); Сурожское море (Сурожем назывался современный город Судак в Крыму); Каффское море (Каффа — итальянская колония на месте современного города Феодосия в Крыму); Киммерийское море (от киммерийцев); Акденгиз (турецкое, означающее Белое море). Наиболее достоверно, что современное название моря происходит от города Азова.

По этимологии слова «азов» существует ряд гипотез: по имени половецкого князя Азума (Азуфа), убитого при взятии города в 1067 г.; по названию племени осов (ассы), в свою очередь происшедшего будто бы от авестийского, означающего «быстрый»; сопоставляют название и с тюркским словом азан — «нижний», и черкесским узэв — «горловина». Тюркское название города Азов — Аузак. Но ещё в I в. н. э. Плиний, перечисляя в своих трудах скифские племена, упоминает племя асоки, сходное со словом азов. Принято считать, что современное название Азовского моря пришло в русскую топонимию в начале XVII в., благодаря летописи Пимена. Причём вначале оно закрепилось только за его частью (Таганрогский залив). Лишь во время Азовских походов Петра I название «Азовское море» закрепилось за всем водоёмом. Море дало название станицам Азовской и Приазовской, и городам Азов (в низовьях реки Дон, Ростовская область) и Новоазовск, посёлку Приазовское и другим населенным пунктам.

Крайние точки Азовского моря лежат между 45°12′30″ и 47°17′30″ сев. широты и между 33°38′ (оз. Сиваш) и 39°18′ вост. долготы. Самая большая его длина 343 км, самая большая ширина 231 км; длина береговой линии 1472 км; площадь поверхности — 37605 км². (в эту площадь не входят острова и косы, занимающие 107,9 км²).

По морфологическим признакам оно относится к плоским морям и представляет собой мелководный водоём с невысокими береговыми склонами. По отдалённости от океана Азовское море является самым континентальным морем планеты.

В зимний период возможно частичное или полное замерзание, при этом лед выносится в Чёрное море через Керченский пролив.Как правило, льдообразование характерно для января, но в холодные годы может иметь место на месяц раньше. Фауна

Ихтиофауна Азовского моря в настоящее время включает 103 вида и подвида рыб, относящихся к 76 родам, и представлена проходными, полупроходными, морскими и пресноводными видами.

Проходные виды рыб нагуливаются в море до наступления половой зрелости, а в реку заходят только на нерест. Период размножения в реках и или на займищах обычно не превышает 1-2 месяца. Среди азовских проходных рыб имеются ценнейшие промысловые виды, такие как белуга, осётр, севрюга, сельди, рыбец и шемая.

  1. Итог урока

Учитель:  А сейчас прослушайте стихотворение, которое написала в 1996 году юная жительница города Сочи девятиклассница Лена Гулина.

  • Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

                    Черное море

Черное море – вечное чудо,

Как я люблю его пляж многолюдный –

С галькой морскою играет волна,

И замирает на гальках она,

Вольные чайки парят над волной,

Ветер игривый, а ну-ка, постой!

Как здесь прекрасно, как здесь свободно,

Радуйся жизни сколько угодно!

Счастье и солнце, пена морская

С песней прибоя нас обнимают,

Играют дельфины под синей волной…

Черное море, останься со мной!

Какие названия имело Черное море в древности?

Какими проливами, и с какими морями соединяется?

Берега, каких государств омывает?

Какова наибольшая глубина?

Каков возраст Черного моря?

В чем уникальность Черного моря?

Когда отмечается День Черного моря?

Чем мы можем помочь морю?

  1. Задание на дом

   Учитель: Написать сообщение или нарисовать рисунок на тему: «Черное море – чудо природы» для организации выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе на тему "Черная металлургия". Презентация.

Презентация к уроку знакомит учащихся с факторами размещения предприятий черной металургии, с основными продуктами черной металлургии, а так же со способами добычи черных металлов....

презентация к уроку кубановедения 8 класс

презентация к уроку кубановедения 8 класса "Укрепление позиций России в Закубанье". Материал презентации рассказывает о Михайловском укреплении и подвиге Архипа Осипова....

презентация к уроку кубановедения 10 класса

презентация к уроку кубановедения 10 класса "Исследования  природы Кубани в XVIII  - в начале XX века"...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...

итальянские колонии урок кубановедения 6 класс

Открытый урок кубановедения 6 класс...