Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме
Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabristy_na_kubani.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ КУБАНИ
РАЗДЕЛ 2. Культура Кубани в XIX в.
Урок 1.
Тема: Декабристы на Кубани
Цели:
- Дать учащимся общее представление об организации тайных обществ, их программах, основных событиях восстания. Учащиеся должны знать, как связаны судьбы декабристов с историей родного края: имеет представление об их просветительской деятельности среди местного населения, службе в армии, участии в строительстве фортов, укреплений, дорог.
- Использовать воспитательный потенциал урока для формирования у учащихся чувства патриотизма, преданности своему долгу, чести, доблести.
Тип урока: лекция с элементами беседы с использованием мультимедийной презентации. Возможен интегрированный урок с соответствующей темой по истории России.
Оборудование: карта «Российская империя в первой половине XIX в.», портреты декабристов А.И. Одоевского, М.М. Нарышкина, А.А. Бестужева.
Ход урока:
ОРГМОМЕНТ. Сообщение темы и целей урока.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА по плану:
- Причины появления декабристского движения.
- Первые тайные общества и их программы.
- Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Расправа с участниками восстания.
- Декабристы на Кубани.
ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
- Причины появления декабристского движения.
К началу XIX в. В рядах дворянства происходят новые процессы. Это было уже 3 поколение непоротых дворян (считая с 1762 г). Передовая часть дворянства вкусила плодов века просвещения и расширила свой кругозор. Молодых людей этого круга волновали не только и не столько чины, ордена и деньги, сколько судьба Отечества. Один из главных источников декабризма - Отечественная война. Недаром сами декабристы называли говорили: «Мы были дети 12-го года». На войне они ощутили себя гражданами и патриотами. Там они испытали близость к рядовым солдатам как к братьям по оружию. Тем дольнее им было видеть, как герои войны попадают в аракчеевское рабство. Они замечали: уровень жизни и гражданские права побежденного француза несравненно выше, чем у русского героя победителя. Они прочли западные конституции и труды философов века Просвещения. (Слайд 2)
- Первые тайные общества и их программы.
Основу декабристского движения составляло гвардейское и армейское офицерство. Первые тайные общества – офицерские «артели» стали создаваться после возвращения русской армии из зарубежного похода 1813-1814 гг. А в 1821-1822 гг. организационно оформились Северное и Южное общества декабристов. (Слайды 3,4)
- Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на Украине. (Слайд 5)
В ноябре 1825 г. в Таганроге внезапно умер император Александр I. Вследствие крайне запутанной ситуации с наследованием престола в России наступил период междуцарствия. Чтобы помешать восшествию на престол Николая I, члены тайных обществ подняли восстание в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и под Киевом 29 декабря 1825 – 3 января 1826 г. Выступление декабристов неудачным. После разгрома движения 5 руководителей тайных обществ и активных участников восстания были повешены, 121 человек из числа офицеров сосланы на каторгу и на поселения в Сибирь.
- Декабристы на Кубани. (Слайд 6)
Первыми подверглись наказанию нижние чины: солдаты и матросы. Их в рядах восставших на сенатской площади было чуть более 3000 человек, более 2000 из них оказались на Кавказе под пулями горцев. Вслед за солдатами появились на Кавказе и 83 офицера. Большинство из них были лишены дворянства и офицерских чинов. Они служили в армии рядовыми. Первыми на Кубань прибыли Н.П. Окулов, Д.А. Арцибашев, А.Ф. Вадковский, Н.Р. Цебриков. Начиная с 1829 г. на Кавказ приезжают декабристы, которые уже отбыли часть наказания в холодной Сибири и добились перевода в «Сибирь теплую». Это были А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Голицын, В.С. Толстой.
Арцибашев Дмитрий Александрович (1803-1831 гг) (Слайд 7) был одним из первых декабристов, прибывших на Черноморское побережье Кавказа. Он родился и вырос в знатной дворянской семье. Получив блестящее образование, был определен в один из лучших в России полков – Кавалергардский. Вскоре Арцибашев примкнул к декабристам. Через 5 дней после разгрома восстания он был арестован. Долгое время содержался в заключении, а затем, в июне 1826 г., был переведен в Таманский гарнизонный полк, квартировавший на Кубани. Д.А. Арцибашев героически сражался в русско-персидской и русско-турецкой войнах, но особенно отличился при взятии Анапы в 1828 г. Он стал собирать сведения о черноморских станицах, которые вскоре и опубликовал. История черноморцев настолько увлекла ссыльного декабриста, что он хотел написать специальную работу. Однако в 1831г., заразившись лихорадкой в Екатеринодаре, Арцибашев умер. И сегодня еще можно отыскать на Всесвятском войсковом кладбище Краснодара огромную каменную плиту в виде книги – это могила Арцибашева.
Одоевский Александр Иванович (1802-1839гг.) (Слайд 8) В год восстания ему было всего 23 года. Молодой князь искренне верил, что народ получит свободу, но надежды Одоевского не осуществились. После 12 лет сибирской каторги его направили на Кавказ. Он был зачислен рядовым в Нижегородский драгунский полк, в котором познакомился и подружился с М.Ю. Лермонтовым. В 1839 г. Одоевский был прикомандирован к 4-му батальону Тенгинского пехотного полка для участия в экспедициях генерала Н.Н.Раевского на Черноморском побережье. Местом сбора отряда была Тамань. Здесь Одоевский встретился с друзьями-декабристами: Н.И. Лорером, М.М. Нарыжкиным, М.А.Назимовым. Это было самое счастливое время. Вместе они участвовали в сооружении Головинского укрепления в долине реки Субаши, затем Лазаревского форта в устье реки Псезуапсе, делили все трудности и невзгоды солдатской службы. А.И.Одоевский был душой компании. Во время экспедиции в долину реки Субаши художник Иван Константинович Айвазовский, который также принимал в ней участие, покоренный обаянием, умом и талантом Одоевского, написал его портрет, изобразив декабриста в солдатской шинели. В августе 1839 г. А.И. Одоевский умер от кавказской лихорадки в Лазаревском форте и был похоронен на самом берегу Черного моря. В середине ХХ века в поселке Лазаревском, где А.И. Одоевский провел последние дни, ему был установлен памятник.
Принадлежность к тайным обществам (Слайд 9)
- Северному – 8 человек
- Южному - 4 человека
- Обществу военных друзей – 3
- Союзу спасения – 1
- Союзу благоденствия – 1
- Гвардейского экипажа - 1
Офицерские чины декабристов (до восстания) (Слайд 10)
- Полковники – П.А. Катенин, М.М. Нарышкин
- Майор – Н.И.Лорер
- Остальные - младших офицерских чинов
Служба в воинских частях Кавказа (Слайд 11)
- Тенгинский полк – А.А. Бестужев, Н.И. Лорер, С.М. Палицын, Ф.В. Ордынский, А.И.Загорецкий, А.И. Одоевский
- Навагинский полк – братья Беляевы
- Кабардинский егерский полк – Н.Р.Цебриков, В.М.Голицын, А.И.Вегелин, Н.П. Окулов, М.А.Назимов
- Куринский егерский полк – М.М. Нарышкин
- Таманский гарнизонный полк – Д.Д. Арцибашев, А.Ф. Вадковский
- Третий черноморский батальон
- Кубанский егерский полк
Участие декабристов в военных экспедициях на Кавказе (Слайд 12)
- Генерала А.А.Вельяминова – А.А. Бестужев-Марлинский
- Генерала Н.Н. Раевского – А.И. Одоевский
- Полковника Г.Х. Засса
Участие декабристов в строительстве дорог, укреплений, станиц (Слайд 13)
- Геленджикской (1834-1836 гг.)
- Черноморской береговой (1837-1839)
- Лабинской (1840 г.)
- Урупской (1850 г.) линий
Места пребывания декабристов на Кубани: (Слайд 14)
|
|
|
Вклад декабристов в развитие культуры Кубани (Слайды 15, 16)
Декабристы не просто отбывали свои сроки – на Кубани они находились в самой гуще жизни. Они внесли значительный вклад в освоение территории края, своей деятельностью способствовали его экономическому и культурному развитию. Более 30 городов и станиц связаны с именами декабристов. Города Адлер, Срчи, Туапсе, Новороссийск, Курганинск, поселки Архипо-Осиповка, Кабардинка, Головинка, Лазаревское строились и их участием. Без их вклада невозможно представить развитие Черноморского побережья Кавказа. История многих кубанских городов (Екатеринодар, Анапа, Геленджик, Лабинск) и станиц (Тамань, Прочноокопская, Пашковская, Ивановская) переплелась с их судьбами. Они строили дороги в теснинах Закубанья и на Черноморском побережье, укрепления Святого Духа, Михайловское, Вильяминовское, Тенгинское, Николаевское и другие.
Декабристами, побывавшими на Кубани, написаны воспоминания: А.П.Беляевым – «Пережитое и перечувствованное», Е.Е. Лачиновым – «Моя исповедь» и «Быль», Н.И.Лорером – «Записки декабристов». Писали они и художественную прозу: Е.Е.Лачинов опубликовал книгу «Проделки на Кавказе», А.А.Бестужев написал повести «Он был убит» и «Иммалат-бек», Н.Р.Цебриков отправлял свои статьи в герциновскую «Полярную звезду».
Из числа сосланных на Кавказ офицеров-декабристов 7 были убиты, 10 скончались от ран и болезней. О погибших декабристах-солдатах сведений нет. Их могилы разбросаны по всему Кавказу: на Черноморском побережье, в горах Адыгеи, в долинах Лабы и Урупа.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Когда в России появились первые тайные общества? Какие события повлияли на формирование взглядов декабристов?
- Что общего вы видите в программах тайных обществ?
- Почему члены Северного и Южного обществ решили выступить в декабре 1825г.?
- Кто из декабристов отбывал ссылку в «теплой Сибири»?
- Сделайте вывод о значении пребывания декабристов на Кубани
- Просвещение народов Кубани
- Изучение этнографии и истории Кавказа
- Зарождение особого направления в литературе – кавказского
- Участие в строительстве дорог, станиц и укреплений
- Публикации воспоминаний о пребывании на Кубани
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
По учебнику «История Кубани 8 класс», Б.А.Трехбратов, Ю.М.Бодяев
Параграф 3, пункт 5, статья «Дело их не пропало», стр. 60-63
Дополнительный материал к уроку
http://hrono.rspu.ryazan.ru/biograf/katenin.html
КАТЕНИН Павел Александрович (11.12.1792 — 23.5.1853). Отставной полковник л.-гв. Преображенского полка.
Родился в с. Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии. Отец — генерал-лейтенант Александр Федорович Катенин, мать — Дарья Андреевна Парпура. В службу вступил в департамент Министерства народного просвещения — 4.7.1806, коллегии-юнкер — 31.12.1806, титулярный советник — 31.12.1808, портупей-прапорщик л.-гв. Преображенского полка — 12.3.1810, прапорщик — 1.2.1811, участник Отечественной войны 1812 (Бородино) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), полковник — 5.7.1820, уволен в отставку — 14.9.1820. За демонстративную обструкцию актрисе Семеновой на представлении «Поликсены» выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы — 20.10.1822. В 1822 — 1832 жил в своем имении Шаёво, хотя в августе 1825 получил разрешение на въезд в Петербург.
Член Союза спасения (с 1816), один из организаторов Военного общества (1818). Высочайше повелено оставить без внимания.
Определен в Эриванский карабинерный полк — 8.8.1833, комендант крепости Кизляр — 24.7.1836, уволен от службы с чином генерал-майора — 20.11.1838. Поэт, критик, драматург, член Российской академии — 7.1.1833, почетный член отделения русского языка и словесности Академии наук — 21.11.1841. Был похоронен в д. Бареево, в советское время прах перенесен на городское кладбище г. Чухломы.
http://www.ukrterra.com.
Н.И. ЛОРЕР
Николай Иванович Лорер (1795–1873) родился в дворянской семье среднего достатка; после смерти отца был отдан на воспитание в семью Петра Васильевича Капниста. В 1812 году вступил на службу в гвардию, участвовал в заграничном походе. Был осужден по делу декабристов, прошел через Читинский острог, Петровский завод, поселение в Кургане. В 1837 году был отправлен солдатом на Кавказ, после отставки жил в сельце Водяном. Даже сухой перечень вех жизни Н.И.Лорера показывает насколько яркой и насыщенной она была. Свидетель и активный участник внешней, политической истории, он видит ее изнутри, живет в ней. В сферу его общения вовлечен большой круг людей. Над «Записками моего времени» Лорер работал в 1862–1867 годах. В 1874 году П.И.Бартенев публикует конец записок в «Русском архиве» (кн.2, 9); начало записок опубликовано в журнале «Русское богатство» (1904, №№3,6,7). Научное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году М.В.Нечкиной, обследовавшей рукописные материалы и выявившей большое количество купюр в дореволюционных публикациях.
Н.И.Лорер очень сдержано делится своими воспоминаниями о детстве. В двух словах он пишет о том, что был принят на воспитание к П.В.Капнисту и делает в его сторону реверанс. «Домашнее воспитание и первые семейные впечатления были, однако, таковы, что я всю жизнь свою предаю им большое значение. Если я чего- нибудь стою, этим я обязан прежде всего моему воспитанию и тем примерам правды, простоты и чести, которыми я был окружен с моего появления в мир до моего вступления в свет» [5, С.316].
Интерес представляет восприятие автором общественно-исторических событий. Николай Иванович не просто описывает события, он их анализирует: в страсти великого князя, Константина Павловича к муштре видит причину враждебного к нему отношения и считает, что именно мелкий военный педантизм: «…стоил нам много крови и был пагубен столько же для России, как и для самой Польши, в 1831 году» [5, С. 324]. Война 1812 года у него проходит не как череда операций и баталий. «Не стану описывать достопамятной войны и случаев со мною в это время, потому что описал уже это время в «Моих воспоминаниях русского офицера» в «Русской беседе» [5, С. 323]. Эта оговорка повышает ценность написанного по этой теме. Вот как Н.И.Лорер описывает заграничный поход: «После трехмесячного квартирования в Париже мы выступили обратно в Россию. Гвардейская первая дивизия отправилась морем в Кронштадт. Вторая и кавалерия – сухим путем в Берлин, где прусский король собирался достойно угостить своих верных союзников, и мы уже рассчитывали на всевозможные веселости», но было приказано «…идти прямо в Варшаву» [5, С. 323].
Восстание декабристов, стало истинным потрясением для всей империи, современники, а тем паче участники, в своих мемуарах писали о нем достаточно подробно. Другое дело, что и как? У Николая Ивановича Лорера самому событию и его последствиям посвящены «Записки…» с главы ІІІ и до конца. Он намеренно не останавливается на истории тайных обществ, объясняя это тем, что «лучше всех вернее изобразил нам картину всего этого кн. П.Долгоруков» [5, С. 342]. Его рассказ – серия небольших зарисовок, связанных одной темой, сделанных человеком, по-моему, случайно вовлеченным в исторический водоворот: «Про себя скажу откровенно, что я не был ни якобинцем, ни республиканцем это не в моем характере. Но с самой юности я ненавидел все строгие насильственные меры!» [5, С. 343]
…Его пейзажи красочны, живы и главное, видимы: «…под ногами моими в тени, виднелось маленькое местечко Тамань, справа – наш лагерь с глухим шумом и синим дымком… Далее сине-черное Азовское море лежало огромной массой и окаймлялось берегом Крымского полуострова» [5, С. 465].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...