Экскурсия "Уроки бытия и доброты старых ханты"
классный час по краеведению по теме
текст экскурсии по экспозиции школьного историко-краеведческого музея МБОУ "СОКШ №4", посвященной традиционному укладу жизни народов ханты и манси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_uroki_starogo_khanty.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия по экспозиции «Культура и быт коренного населения».
(В кабинете директора или 1-ом зале.) Здравствуйте! Меня зовут _____________________.
Я с детства живу в Ханты - Мансийском автономном округе, который обладает большим культурным наследием, старинными обычаями коренных народов Севера, национальным эпосом.
Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной,
За рек студеную прохладу,
За щедрой осени отраду.
За гладь озер и шум лесов,
За щебет птичьих голосов,
За то, что я здесь родилась,
И жизнь моя с твоей слилась.
В школе посещаю с первого класса краеведческий кружок «Югория», мне очень хотелось стать экскурсоводом и рассказать ребятам о коренном населении нашего края (народов ханты, манси).
Наверное, вы, как и я не раз слышали, как обзывают детей других национальностей, смеются над их обычаями, над тем, как они поют, танцуют, разговаривают. Неужели то, что люди ведут образ жизни отличный от привычного для нас, с уважением относятся к своим традициям, может служить поводом для насмешек? Может быть, это происходит из-за незнания нами уклада жизни других народов. Я считаю, что если я и мои товарищи будем знать историю, традиции народа, который живет с нами рядом, поймем составляющие быта, то изменим свое отношение к людям других национальностей. Это будет укреплять дружбу между народами и поможет избежать национальных конфликтов. Я сделал для себя вывод: если я и мои сверстники, узнав особенности жизни северных народов, стали с уважением к ним относиться, то, вероятно, если мы познакомим с этим ребят из других классов и школ, то они тоже изменят свое отношение к людям других национальностей. Изучение культуры и быта народов ханты и манси так увлекло меня и моих одноклассников, что у нас появилось желание принять участие в поиске материалов для музея, и проводить экскурсии.
Надеюсь, что наша экскурсия поможет запомнить «золотое правило» взаимоотношений между нациями, а именно: относиться к другому так же, как к себе.
Тема нашей экскурсии «Уроки бытия и доброты старых ханты».
Материал, использованный в экскурсии, собирался поисковой группой долгое время, мы выезжали в Русскинские, Лямино, Лемпино, Чеускино. Сейчас мы начнём экскурсию. Вы должны будете внимательно слушать и рассматривать экспонаты, а в конце экскурсии вы мне скажите, какой из экспонатов вам понравился больше и чему, на ваш взгляд, можно действительно научиться у местного населения, у старых ханты и манси.
Данную экскурсию в нашем музее мы проводим с целью формирования толерантности ( ), стимулирования интереса молодого поколения к истории родного края.
Задачи:
-развитие у учащихся стремления к практическому взаимодействию с людьми иных национальностей;
- формирование у экскурсантов знаний о нравственных традициях коренного населения;
-пробуждение желания бережно относится к природе на примере отношения к ней коренного населения.
Несколько слов о том, как будет проходить наша экскурсия.
Прежде всего мы вспомним, где располагается наш регион, кто исторически заселяет территорию нашего края; коснемся традиционных занятий местного населения;
затем мы с вами через преданья, легенды, поверья, познакомимся с нравственными устоями местного населения.
Наш край расположен в серединной части России, протяженность внешних границ округа 1400 км. На территории Ханты- Мансийского автономного округа находится 9 административных районов. Среди них находится и наш Нефтеюганский район. Знание истории родного края – это начало человеческой культуры. Совсем недавно наш округ отметил своё 75-летие. Но история Ханты- Мансийского округа-Югры, родного края - это не только его нефтяная новь. Наш город и район вырос на древней земле, освоенной за много веков до прихода сюда нефтяников, газовиков, строителей.
-Ребята, вы знаете, как назывался наш край в прошлом?
-……………
-Верно, Салымский.
Ученые археологи на протяжении 15 лет, с 1991 года изучают наш край. Ведут раскопки близ поселка Салым у юрт Кинтусовых. Археологические исследования показывают, что территория района была заселена с древнейших времен. Наиболее ранний памятники относятся к эпохе неолита (новокаменный век) - 5-4 тыс. до нашей эры. В настоящее время на территории района выявлено около 300 историко-культурных объектов - археологические памятники (городища, поселения, могильники), святые и памятные места, святилища, объекты традиционной культуры коренного населения. Его территорию населяют 363 человека коренной национальности – ханты(351) и манси(2), их называют еще обские Угры. Их язык, наряду с венгерским, относится к угорской Уральской группе.
До 1930 года хантов называли остяками, а манси вогулами или вогуличами В настоящее время ханты населяют бассейн средней и нижней Оби с притоками Васьюган, Юган, Вах, Аган, Пим, Салым. Территорию нашего Нефтеюганского района населяют две группы хантов – салымские и юганские. Эти группы делятся на более мелкие и называются обычно по названию реки, на которой они селятся, например, аганские, ваховски, юганские. Салымских хантов можно считать коренными жителями, аборигенами края, так как они расселились здесь раньше остальных. Как не печально, но Салымские ханты под влиянием русских в большей мере утратили свою культуру, свои традиции. Сейчас большая часть салымцев проживает в посёлках, утрачивая язык, традиционные приемы ведения хозяйства. Юганские ханты живут по стойбищам по 1-3 семьи, сохраняют традиции, свою культуру. В природно-географическом отношении Салымский край расположен в лесоболотистой зоне средней тайги Западно-Сибирской равнины. Рельеф плоский или слабохолмистый, растительность представлена в основном мелколиственными породами деревьев, осиной, березой; часто встречаются заливные луга и кустарники, на более высоких местах примешиваются хвойные: кедр, ель, пихта, сосна. Большая часть территории края заболочена; болота занимают две его трети, леса - менее трети. Безморозный период примерно 90 дней.
- Чем, по вашему мнению, должны здесь заниматься люди, проживая в таких условиях, какое вести хозяйство, чтобы выжить?
- (Рыбалка, охота, оленеводство)……………………
- Верно.
Традиционно салымские ханты занимались рыболовством, охотой, собирательством и животноводством, олений же салымские ханты не разводили, ведь в тайге нет пастбищ; юганские - рыболовством, охотой, животноводством, оленеводством, и собирательством. Быт коренного населения удивительно скромен. (Экскурсовод демонстрирует экспонаты). В жилище обязательно устанавливался чувал- это печь, нары, полки, в правом углу оборудовалось женское место. Углы напротив входа считалось культовым местом. Чумы в нашем регионе использовались редко, т.к. на один чум требуется до 80 оленьих шкур, а мы знаем, что оленей в наших края разводили очень не много и то как транспортное средство. Существовали летние поселения. В этих поселениях возводили временные жилища: шалаши, берестяные чумы, если эти поселения использовались каждое лето, то строили и срубные помещения. Обязательными были амбары, помосты, навесы, вешалки, используемые для просушивания сетей и обработки рыбы. Юганские ханты очень серьёзно относились к выбору места постройки жилища так место должно быть высокое, нельзя было строить жилище, если на этом месте уже стояло чьё-то жилище, считалось, что будут рождаться дети умственно отсталые.
Олени использовались ими как транспортное средство и то только зимой, летом, весной, осенью болотистая местность, гнус не давали их использовать для передвижения. От гнуса приходилось применять дымокуры. Югорские ханты держали оленей в небольшом количестве. Сейчас на территории Нефтеюганского района оленей держат всего 3 семьи, общая численность которых не превышает 50 голов. Свое негативное влияние на развитие этой отрасли хозяйствования нефтепромыслы. На смену оленям пришла техника, но для сохранения традиций этих животных разводить надо.
В зависимости от угодий, времени года выбирался род занятий. После Нового года мужчины отправлялись охотиться по урманам. /Фауна позвоночных животных насчитывает 369 видов, а птиц- 256 видов/. Добывали лосей, дикого оленя, ставили ловушки на пушных зверей: белку, соболя, лисицу, зайца, нередко поднимали медведя в берлоге. Основными орудиями охоты были луки, стрелы, петли, иногда самострелы, загоны, плашки. Домой возвращались в марте, когда заканчивалась пушная охота. Женщины на протяжении зимы занимались домашними делами, ухаживали за скотом, вывозили из тайги мясо лося, завозили продукты для охотников. Летом ставили ловушки на боровую дичь, капканы на выдру, ондатру. Изготовляли необходимую утварь, одежду.
Легкую одежду шили из сукна, хлопчатобумажных тканей, из самодельного крапивного холста. Женщины украшали одежду бисером, аппликацией, вышивкой. Хочу обратить ваше внимание на это платье. Ни одного стежка не сделала мастерица на машинке, все здесь сделано вручную. Узоры, из бисера – это хантыйские, а из ткани - мансийские. Эти народы никогда не жили, изолировано, поэтому происходило взаимопроникновение элементов культуры. Особым богатством отличается набор женских украшений салымских хантов. Они делятся на нагрудные и головные. Зимнюю одежду шили из шкур, а в дорогу женщины, как и мужчины, надевали гусь, сшитый из оленьих шкур. В плохую погоду, а также по лесу, ходили в обуви с голенищами. Короткую обувь носили с чулками.
Рыбным промыслом занимались круглогодично. К зимней рыбалке готовились с конца лета. Приходилось перегораживать небольшие реки с помощью решеток, жердей, бревен и других подручных средств. К оставленным отверстиям, просветам приставляли морды - плетеные ловушки из сосновой дранки. Сосна смолянистая порода дерева, хвойная древесина не впитывает воду. Использовали сетные мешки, плавные сети с большими поплавками и грузилами, неводы, которые изготовлялись из крапивы, тальникового лыка.
Сбор лесных ягод и кедровых орехов - подсобное занятие коренного населения. Собирательством занимались все члены семьи. В прошлом ханты никогда не собирали грибов и не употребляли их в пищу. Постепенно сбор грибов вошел в их быт.
Всех нас поражает красота лесного пейзажа, щедрость Югорских лесов. Очень обидно встречать в тайге людей, которые мешками собирают грибы, рвут цветы, не берегут природу. А ведь эта наша земля! Вот так сорвав цветок, сломав веточку, оставив лужицу нефти на земле, люди уничтожают то, что было сохранено нашими предками. Ученые делают неутешительные выводы: над миром нависла экологическая катастрофа. А может человечеству нужно обратить внимание на бесценный опыт сохранения и охраны природы у народов севера?
Жизнь на севере выработала у местных народов особое к ней отношение, которое можно выразить формулой: что достаточно, то достаточно.
-Как вы понимаете суть этой формулы?
-………………………………………………………………………………………………………………
-Да люди добывали рыбы, зверя, птицы ровно столько, сколько необходимо было для семьи. Это было закреплено системой обычаев, обрядов и примет. Например, рыбак, сгноивший
улов, считался обреченным на последующие неудачи. Добывать сверх необходимого считалось предосудительным, не принято было впрок готовить пищу. Если, например, были излишки рыбы, то их раздавали соседям или родственникам.
Целый ряд законов - понятий издавна направлен на сохранение потомства зверей, птиц и рыб. Так не разрешалась охота на молодняк, на пушного зверя в период линьки. Не принято стрелять в линных гусей. Охота на них организуется пешим образом, на легкой нарте (показать нарту) или «На веслах». Добычей охотника оказываются самые слабые птицы, еще неокрепшие, которые не смогли перенести долгие перелеты в теплые страны.
По возвращении с охоты не полагалось сообщать и тем более спрашивать о количестве добытого. Строго запрещалось хвастаться удачной охотой.
Исконное нравственное отношение к природе коренного населения состоит и в том, что в тайге не встретишь человека, который бы нарвал разноцветный букет цветов. Ведь природа на Севере ранима. Они собирают только лечебные травы. Среди них брусника, черника, голубика, клюква, шиповник, рябина, черемуха. Поврежденное дерево быстро погибает, ягель после пожара десятилетиями не восстанавливается, даже от неразумного долгого выпаса оленей на одном месте ягель вытаптывается и его восстановление происходит через 20-25 лет. Именно поэтому с ранних лет у народов Севера родители постоянно учат детей оберегать молодую поросль, зверей, птиц, ягодники, ягель, не разрешают без надобности убивать животных. А если и нам, подрастающему поколению Югры, обратить внимание на природоохранное отношение коренного населения, было бы здорово!
Существовали и разумные правила поведения в лесу: нельзя кричать, шуметь. Если дети в лесу начинали кричать, то взрослые говорили: «Вунт нох алумса. Щиты хун рахал?». /«Лес подняли! Разве так можно?»/ Соблюдать ограничительные меры по отношению к природе помогала жителям Севера их вера в различные приметы. Так, после того как прокуковала кукушка, не разрешалось рвать ягоды, которые вытаяли из-под снега, пить березовый сок. Кукушка, по поверьям ханты, - это женщина, перевоплотившаяся в птицу. Поэтому после её кукования ягоды, сок становятся нечистыми. Вроде нелепый на наш взгляд обычай, над которым можно посмеяться.
А на самом деле, природа в этот период времени готовится к обновлению, еще нет новых ягод в лесу и зверю, птице нечего есть, да и добывание сока березы может пагубно отразиться на росте и развитии дерева.
В настоящее время на земле создают заповедные парки, где численность растений и животных контролируется учеными и егерями. (Показывает таблицу с названиями заповедников, называет некоторые). В Красную книгу занесены росомаха и бобр речной обыкновенный, а птиц в Красную книгу занесено 17 видов. Но все равно находятся люди, которые нарушают эти законы. А как же к этой проблеме относились коренные жители тайги?
Приятно осознавать, что народы Севера понимали, что, собирая ягоды и лечебные травы, убивая на охоте зверей, человек вторгается в природу, приносит ей урон, так или иначе, преображает её. Поэтому издавна существуют «священные места», настоящие заповедники. В таких местах нельзя трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, охотиться. Иногда люди во время общих коллективных священнодействий в таких заповедных местах, чтобы не осквернить землю, даже подошвы ног обёртывали берестой. Таким образом, оберегалась, освящалась земля, на которой жили. И такому разумному отношению к природе жителей Севера стоит поучиться. Обратите внимание, это макет священного лабаза. Такие лабазы устанавливаются в святых местах.
Ханты и манси жили за счет природы, поэтому к зверям и птицам относились уважительно. Не разоряли птичьих гнезд. Если брали из птичьего гнезда яйца, то часть всегда оставляли. Человек, мучивший животных, недостаточно ухаживающий за ними, презирался народом. Особое отношение было к медведю, лосю. При добывании медведя совершали обряд извинения перед ним. У ханты и манси была выработана целая система по проведению «медвежьих игрищ». На игрищах, длящихся до семи дней, исполняются около 300 различных песен, танцев, сценок. Каждая песня отражает то или иное событие в истории племен и народов, населявших некогда Западную Сибирь, поэтому с точки зрения исторической науки они представляют большую ценность. В мифологических сюжетах священных песен, исполняемых на игрищах, наиболее полно представлена традиционная картина мира.
Охотник, покидая охотничью избушку, всегда оставлял наряду с личными вещами некоторое количество продуктов и все необходимое для того, кто мог случайно в непогоду оказаться в избушке. Никто никогда не посягал на чужую добычу. Если поставленная кем-то рыболовная ловушка была сдвинута с места плывущим бревном, её полагалось укрепить на прежнем месте. В случае необходимости можно было взять часть улова. Суровые условия жизни выработали взаимовыручку, готовность оказать помощь любому нуждающемуся в ней. Такие высокие моральные качества, как чувство долга, честность, добросовестность в труде, вошедшие в плоть и кровь народов Севера, имеют непреходящую человеческую ценность. Жизненно важными этическими нормами являлись правдивость и честность. Доверие - норма жизни
Быт коренного населения удивительно скромен. (Экскурсовод демонстрирует экспонаты: виды жилищ, типы одежды….). Зимние поселения ханты и манси – это срубные жилища, чумы в нашем регионе использовались редко, т.к. на один чум требуется до 80 оленьих шкур, а мы знаем, что оленей в наших края разводили очень не много и то как транспортное средство. Существовали также летние поселения, в этих поселениях возводили временные жилища: шалаши, берестяные чумы, если эти поселения использовались каждое лето, то строили и срубные помещения. Обязательными были амбары, помосты, навесы, вешалки, используемые при заготовке рыбы, просушке сетей. Кроме того, сооружали хлебные печи и печи-калташихи.
Ханты не запирали на замки свои избушки, орудия промысла оставляли на местах промысла. Люди боялись воровать, так как знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и весь род его. Так ханты давали ворам клички, которые переходили, как позорное клеймо, из поколения в поколение.
Здесь уместно вставить крылатое выражение Еремея Айпина, писателя нашего округа. «Люди тайги, они прекрасно приспособлены к суровому климату, без промаха стреляют на звук, знают все запахи леса, ощущают невидимые знаки и ветры. Им известны законы природы. . Ханты немногословны, деликатны, никогда не подведут, не обманут, не возьмут чужого. Они надежны и выносливы».
Надеюсь, что наша экскурсия стала для вас ступенькой в изучении жизни местных народов, ступенькой к пониманию и принятию необходимости укрепления дружбы народов. Стало этапом на пути познания общего целостного мира. Если мы поймем, что все народы уникальны, то можем много хорошего почерпнуть друг у друга.
-Ваши впечатления от только что увиденного и от услышанного?
Вы внимательно слушать и рассматривать экспонаты, скажите мне, какой из экспонатов вам понравился больше и почему. Чему, вы действительно научились у местного населении, у старых ханты и манси.
Если вы захотите подробнее узнать о жизни коренного населения, нашего края то, во-первых, приходите в наш музей, а, во-вторых, обязательно познакомьтесь с книгами:
«История Сургута»,
«История ХМАО для средней школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.
Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Мая...
Только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем- (Эссе)
С давних пор были на свете люди, которые посвящали себя одной цели: сохранить для будущего мальчиков и девочек, которым природа подарила каждому свои, личные, особые свойства. Эти лю...
«Добрым быть совсем не просто не зависит доброта от роста»
Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчи...
поурочные разработки по литературе 5 класс "Уроки доброты в рассказе М.Пришвина "Старый гриб"
Путешествие и знакомство с волшебным миром Михаила Пришвина.Урок с огромным воспитательным значением,формирующий уважительное отношение не только к старым людям, но и ко всему, что нас окружает....
ЭССЕ на тему: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций)
laquo;Чтобы воспитывать другого, мы должнывоспитать прежде всего себя.»Н.В. Гоголь Кажется, с истиной не поспоришь, но возникае...
Эссе "Кто постигает новое лелея старое тот может быть учителем"
Одной мы связаны судьбой,К профессии учителя любовью....
Коррекционно-развивающее занятие «Стараемся быть внимательными!»
Коррекционно-развивающее занятие «Стараемся быть внимательными!» для обучающихся с ЗПР...