поурочные разработки по литературе 5 класс "Уроки доброты в рассказе М.Пришвина "Старый гриб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Путешествие и знакомство с волшебным миром Михаила Пришвина.Урок с огромным воспитательным значением,формирующий уважительное отношение не только к старым людям, но и ко всему, что нас окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 138.78 КБ |
презентация урока | 290.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки доброты в рассказе «Старый гриб» М.Пришвина.
Цели урока:
1.Образовательные:
Формирование у школьников умения анализировать прочитанный рассказ: выявление авторской позиции; научить ребят постигать глубину мысли писателя , пополнение словарного запаса.
2.Развивающие:
Развитие познавательной деятельности, речи, памяти, расширение кругозора, любознательности, критического мышления.
3.Воспитательные:
Привить интерес к предмету, чувство бережного отношения к природе и уважения к старшим.
Оборудование урока: художественные тексты; мультимедийная презентация;
опорные схемы.
Технологии: использование ЭОР; технология развития дифференцированного обучения; элементы развития критического мышления.
Ход урока:
Писать нужно о том, от чего не спится
по ночам.
Н.В.Гоголь.
1.Оргмомент.Создание благоприятного психологического настроя.
Доброе утро, ребята!
Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке! Урок наш сегодня необычный, трудный. Вам предстоит много и серьезно работать. Помогут вам следующие слова. Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть сила
Я есть добро
Я есть все прекрасное
Я человек
Все зависит от меня
Все в моих руках
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра .Итак, в добрый путь.
2.Основная часть.
-Активизация мыслительной деятельности.
1.Беседа о М.Пришвине (слайд №1)
Жил на свете добрый волшебник.
Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных.
И сам с ними разговаривал.
И разговор деревьев понимал.
И с цветами здоровался.
А волшебником этим был хороший,
добрый писатель,
знаток и защитник природы…
-О ком эти строки?(О Михаиле Пришвине)
-Знакомы ли вы с его творчеством?(1 ученик рассказывает о детстве М.Пришвина)
2.Сообщение целей урока.
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о М.Пришвине. Проанализируем его рассказ «Старый гриб» .На примере этого произведения попытаемся понять глубину мысли писателя, понять авторскую позицию, выяснить, чему учит этот рассказ людей.
3.Запишите число и тему урока. Работа с эпиграфом.
-Ребята, вы хорошо спите по ночам?
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Чьи это слова? Как вы думаете, от чего не спалось Гоголю?(Ответ: что-то неспокойно на душе; что-то терзало, тревожило душу писателя, что не давало спать).Возвратимся позже, когда проанализируем рассказ).
4.Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?(Я вам всем дала разные задания:
1 группа- должна сделать словарную работу
2 группа-ответ на вопрос «Что увидели в рассказе? Что услышали?
3 группа- выписать описание гриба, найти ИВС в описании гриба.
5.Словарная работа.
-С какими непонятными словами мы встретились при чтении этого рассказа? Сейчас проверим, отгадав кроссворд.
По горизонтали:
1.Чем ценен старый гриб?(споры) Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.
2.О каком дне идет речь в рассказе?(паркий- душный)
3.Как называется лес, где растут одни ели?(ельник)
4.От чьего имени ведется рассказ? (автор)
По вертикали:
4.О каком грибе идет речь в рассказе?(сыроежка).
Вы вспомнили, что на прошлом уроке мы читали рассказ.
6.Беседа по содержанию рассказа: Что случилось с рассказчиком?(2 ряд)
а)Что делал автор в лесу?
б)Кого он встретил в лесу?
в)Что он увидел в лесу?
г)Как выпил воду?
Работа 3 ряда- беседа о грибе.
а)Какой это был гриб? Дайте описание гриба.(3 ряд)
б)Какое ИВС было использовано при описании гриба? (сравнение)
в)Чем помог старый гриб?
Итак, представьте себя на месте автора. Вот вы долго бродили по лесу, устали до смерти и захотели пить. Вдруг увидели гриб, полный воды. Что бы вы сделали?
- А как поступает Пришвин?
- Почему?
- Каким был этот человек?(Добрый, наблюдательный, внимательный, любящий природу)
-Если бы он был не таким, то как он выпил воду?(Найдите и прочитайте в тексте)-Срезал бы ножичком, выпил бы воду и шмякнул о дерево).
-Какое слово здесь выделяется? Какое это слово «шмякнуть»?(ЛЗ: просторечное ,бросить со шлепающим звуком)
-А Пришвин мог себе позволить такое?(Нет)
- Почему?
Вывод: В природе не только нужно брать, но и давать. Старое нужно для нового(Созреют в грибе семена- споры. Ветер подхватит их , рассеет по лесу для будущих грибов)
7.Работа в тетрадях.
1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ “Старый гриб”? (Он сравнил жизнь и дела своего друга, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).
2.На чем построен рассказ? (Как вы видите, рассказ построен на противопоставлении).
3.Что чему противопоставлено? Работа с таблицей.
Заполним №1 часть таблицы «Старый гриб»Чем полезен?
Старый гриб в лесу | Старый человек. |
1.Утоляет жажду | Дает жизнь детям,ростит,заботится |
2.Споры-семена | Опыт, мудрость |
3.Украшает лес, природу | Украшают нашу жизнь добром |
8.Физминутка.
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
9.Комментированное чтение начала рассказа:
Учитель: Ребята, в наших учебниках рассказ дан в сокращении. Давайте прочитаем начало рассказа и проанализируем о чем этот рассказ.
( распечатанные тексты у всех учащихся на столах).
Старый гриб (начало рассказа)
Была у нас революция тысяча девятьсот пятого года. Тогда мой друг был в расцвете молодых сил и сражался на баррикадах на Пресне. Незнакомые люди, встречаясь с ним, называли его братом.
- Скажи, брат, - спросят его, - где... Назову улицу, и “брат” ответит, где эта улица. Пришла первая мировая война тысяча девятьсот четырнадцатого года, и, слышу, ему говорят;
- Отец, скажи...
Стали не братом звать, а отцом.
Пришла последняя большая революция. У моего друга в бороде и на голове показались белые, серебряные волосы. Те, кто его знал до революции, встречались теперь, смотрели на бело-серебряные волосы и говорили:
- Ты что же, отец, стал мукой торговать?
- Нет, - отвечал он, - серебром. Но дело не в этом. Его настоящее дело было - служить обществу, и еще он был врач и лечил людей, и еще он был очень добрый человек и всем, кто к нему обращался за советом, во всем помогал. И так, работая с утра и до поздней ночи, он прожил лет пятнадцать при Советской власти. Слышу, однажды на улице кто-то его останавливает.
- Дедушка, а дедушка, скажи...
И стал мой друг, прежний мальчик, с кем мы в старинной гимназии на одной скамейке сидели, дедушкой.
Так все время проходит, просто летит время, оглянуться не успеешь...
Ну хорошо, я продолжаю о друге. Белеет и белеет наш дедушка, и так наступает, наконец, день великого праздника нашей победы над немцами. И дедушка, получив почетный пригласительный билет на Красную площадь, идет под зонтиком и дождя не боится. Так проходим мы к площади Свердлова и видим там за цепью милиционеров вокруг всей площади войска - молодец к молодцу. Сырость вокруг от дождя, а глянешь на них, как они стоят, и сделается, будто погода стоит очень хорошая.
Стали мы предъявлять свои пропуска, и тут, откуда ни возьмись, мальчишка какой-то, озорник, наверно, задумал как-нибудь на парад прошмыгнуть. Увидел этот озорник моего старого друга под зонтиком и говорит ему:
- А ты зачем идешь, старый гриб?
Обидно мне стало, признаюсь, очень я тут рассердился и цап этого мальчишку за шиворот. Он же вырвался, прыгнул, как заяц, на прыжке оглянулся и удрал.
Парад на Красной площади вытеснил на время из моей памяти и мальчишку и “старый гриб”. Но когда я пришел домой и прилег отдохнуть, “старый гриб” мне опять вспомнился. И я так сказал невидимому озорнику:
- Чем же молодой-то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов.
И вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Было это под осень, когда березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки.
Итак, из рассказа мы узнали следующее добро: «Чем же молодой гриб лучше старого?» Ответ: Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры,семена будущего и живет для других, новых грибов.
- Кто не понимает этого в рассказе? (Мальчик)
- Какой он? (озорной)
- Согласен ли автор с этим мальчиком?
-После этого случая автор пришел домой грустный и долго не смог уснуть. Почему?(автор размышлял над мучительным вопросом: как нужно сделать так, чтобы озорной мальчишка сам понял свою ошибку) Возврат к эпиграфу-От чего не спят писатели? ( ответ:писатели не спят по ночам от человеческого равнодушия, от избытка несправедливости в жизни, от неуважения к старшему, от безнравственности);
- Почему писатель не отругал мальчика здесь же? Или не сдал в милицию? Сообщил в школу? (Мальчик все равно бы не понял своей ошибки. А таких озорников по всей стране очень много.)
Вывод: вот почему не спят по ночам писатели, вот как они работают . Они не спят по ночам от людских ошибок, пороков, глупости. Они оберегают детей от ошибок, учат их добру.
10.Работа над 2 частью таблицы «Старый человек»
-Чем ценен, полезен старый человек?
Вывод: старые люди дают жизнь другим, поят, кормят, заботятся, воспитывают их. Можно ли к ним так относиться ,назвав старым грибом?
Заключение урока:
-Какие уроки доброты вам преподнес дедушка Пришвин?(бережное отношение к природе и уважение к старшим).
-О чем этот рассказ? (О любви к природе и об уважении к старшим).
-Какова идея рассказа? О чем хотел сказать дедушка Пришвин?
-Почему мы должны беречь природу? Уважать старших?( Чтобы дети уважали старших. Потому что , когда они вырастут, их тоже будут уважать дети . Таким образом происходит связь поколений )
Вывод: Природа и человек-звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать. Следовательно, о чем заботился Пришвин? (он размышляет над вопросами нравственности, он формирует правильный характер )
Слово НРАВСТВЕННОСТЬ – имеет значение в словаре «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек».Внутренние качества- это доброта, любовь, сострадание, забота и сочувствие.
-Какова позиция автора? Какие слова это подчеркивают? (ДРУГ-ОТЕЦ-Дедушка – СТАРЫЙ ГРИБ)
-На чьей он стороне? Кого осуждает? Можно ли назвать старого человека так?
- Какой смысл заложен в названии рассказа?
- «Лечат они меня! Лечат! И опять всю ночь прокашлял и не спал. Разбитый, потный, старый, вспомнил почему-то старый гриб, стал его сравнивать и не нашел ни у кого такого красивого, простого и правдивого рассказа. От этого раздумья мне стало хорошо на душе.
11.Рефлексия
Что мне понравилось? | Не понравилось? | Что нового я узнал? |
12.Дом.работа. Всем : прочитать рассказ Э.Шима «Храбрый опенок».
Дифференцированно:
1 ряд- сравнить этот рассказ с рассказом «Старый гриб»,отметить общее и различное.
2 ряд- выписать 4 пословицы на тему «Уважение к старшим».
3 ряд- выписать загадки о грибах, сделать иллюстрации к ним.
13.Выставление оценок. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.В.Гоголь « Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»
М.Пришвин-гимназист
Рассказ «Старый гриб»
Словарная работа 1.Паркий (день)- душный, жаркий. 2.Ельник-ель 3.Споры-семена гриба 4.Шмякнуть(прост.)-бросить со звуком
Описание гриба: Через лесное оконце открылась поляна в лесу. Посредине ее две березы, под березами пень, а рядом с пнем, в зеленом брусничнике, красная сыроежка , да такая огромная, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как глубокая тарелка, наполненная водой .
Работа с ИВС Сравнение: Гриб сравнивается с глубокой тарелкой
Брат - отец –дедушка ЧЕЛОВЕК = старый гриб - хорошо? - плохо? Старый гриб = человек
Старое нужно для нового Старая сыроежка Старый человек 1. 2. 3.
Старое нужно для нового Старая сыроежка Старый человек 1.Утоляет жажду 1.Дает жизнь детям, кормит, заботится, воспитывает их 2.Оставляет споры- семена 2.Оставляет мудрость, опыт. 3.Украшает нашу природу 3.Украшают нашу жизнь
Уроки доброты: 1.В природе нужно не только брать, но и отдавать; 2.Старый сеет споры будущего и живет для других. Идея рассказа (Чему учит рассказ?)
Чему я научился? Что понравилось ? Что не понравилось? Новое (что я узнал нового?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по литературе
Конспекты уроков по литературе...
Поурочные разработки по литературе XIX в. , 9 класс, 10 класс
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 2-х частях Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2012....
Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»
Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...
Поурочные разработки по литературе 5 класс
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с....
Поурочные разработки по литературе к учебнику В.Я.Коровиной. 5 класс.
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013....
Поурочные разработки по литературе 5 класс
Поурочные разработки по литературе для 5 класса разработаны к учебникам-хрестоматиям Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа) и В.Я. Коровиной (М.: Просвещение), составленных в соответствии с требованиями ФГ...
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...