Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению по теме
Программа кружковой работы "Юный краевед" разработана для обучающихся 5-7 классов и рассчитана на 3-4 года (в зависимости от учебной нагрузки). Занятия начались в 2012 году, кружок посещают 12 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_kraeved.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование , истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Количество воспитанников – . Срок обучения – 3,5 года. Количество часов - 153 ч.
В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
– Изучение родословной;
– Изучение истории города Мценска;
– Топонимика населенных пунктов, географических объектов Мценского района.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.
Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.
Задачи:
- Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
- Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение
- Воспитательные:
а) воспитывать утраченную любовь к родной земле.
б) возродить духовные ценности великого русского народа,
Предполагаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Мценска и Мценского района, топонимики.
- овладение школьниками навыками изучения истории родного края
- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
- пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).
- овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
- организация учебного процесса и свое рабочего места
- выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)
- составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.
Содержание программы
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в краеведческом уголке, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию мценской земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка :
Направления работы:
- Познавательное
- Краеведческое
Познавательная часть программы (формы работы)
- беседы, написание рефератов, презентации;
- практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);
- познавательные историко-краеведческие игры;
- викторины;
- конкурсы рисунков, плакатов.
Краеведческая часть программы (формы работы)
- изучение краеведческой литературы;
- сбор краеведческого материала;
- встречи с жителями города.
Особенности программы
Курс рассчитан на три с половиной года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Содержание программы
70-летие освобождения г. Мценска от фашистско-немецких захватчиков | ||||
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 2 | 17.01 24.01 |
2 | Поисковая работа | Сбор материала по теме поиска | 1 | 31.01 |
3 | Поисковая работа | Отбор материала для поисковой работы | 3 | 07.02 14.02 21.02 |
4 | Поисковая работа | Оформление поисковой работы | 1 | 28.02 |
5 | Поисковая работа | Подготовка к краеведческой конференции | 2 | 07.03 14.03 |
6 | Краеведческий музей | Посещение Мценского городского краеведческого музея им. Г.Ф. Соловьева | 1 | 21.03 |
7 | Герои Мценской земли | Беседа о подвиге русских воинов на Мценской земле | 1 | 28.03 |
8 | И вечный там горит огонь | Экскурсия по Аллее Славы | 1 | 04.04 |
9 | Конкурс исследовательских работ «Герой в моей семье» | Работа по изучению семейной истории | 2 | 11.04 18.04 |
11 | «Они отстояли победу» | Оформление газеты о Дне Победы | 1 | 25.04 |
14 | Фотовыставка «Мценск спустя 70 лет» | Оформление альбома фотографий Мценска | 2 | 16.05 23.05 |
2 год – 34 часа
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата занятия |
Раздел 1 «Моя родословная» | ||||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 1 | |
2 | Генеалогия как наука | Беседа о науке генеалогии | 1 | |
3 | Имя твое | Что означает твое имя. Работа со словарями. Подготовка мультимедиа-презентации о своем имени. | 3 | |
4 | Фамилия – флаг семьи | Что означает твоя фамилия. Работа со словарями. | 1 | |
5 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. | 2 | |
6 | Семейные гербы | Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России | 2 | |
7 | Летопись семьи | Составление генеалогического древа семьи. | 2 | |
8 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | Работа по изучению биографии своих предков. | 2 | |
Раздел 2 «Малая родина – моя деревня» | ||||
9 | Моя школа – мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | 2 | |
10 | Учителя нашей школы | Сбор материала об учителях школы | 3 | |
11 | Учителя-ветераны | Сбор материала об учителях-ветеранах | 3 | |
13 | Мой двор, моя улица. | Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе | 1 | |
14 | Улицы Мценска | Сбор материала о названиях улиц города | 2 | |
15 | Конкурс “картографов” | Составление карты города | 2 | |
16 | Мой город на карте страны | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | 1 | |
17 | Церкви и храмы Мценска | Сбор материала о храмах и церквях города. | 1 | |
18 | Раздел 3 «Топонимика окрестностей города» | |||
19 | Река Зуша | Изучение названия реки. Работа с краеведческой литературой | 1 | |
20 | Источники. Родники. | Работа с краеведческой литературой. Источник Святого Кукши. | 1 | |
21 | «Будете в Спасском…» д. Спасское-Лутовиново | Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». Знакомство с историей родового имения И.С. Тургенева | 1 | |
22 | Фотовыставка “Любимый город!” | Сбор фотографий с видами Мценска | 2 |
3 год – 68 часов
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата занятия |
Раздел 1 «Моя родословная» | ||||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 2 | |
2 | Наука генеалогия | Беседа о науке генеалогии | 2 | |
3 | Имя твое | Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах. | 4 | |
4 | “Знаменитые фамилии России”… | Беседа о знаменитых фамилиях. Составление альбома. Что означает твоя фамилия. Работа со справочной литературой. | 2 | |
5 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. | 4 | |
6 | Фамилии нашего города | Сбор материала о распространённых фамилиях. | 4 | |
7 | Иностранные фамилии | Сбор материала об интересных иностранных фамилиях | 4 | |
8 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | Работа по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках | 4 | |
9 | Словарь фамилий | Составление красочного словаря фамилий и их происхождение | 4 | |
Раздел 2 «Малая родина – мой город» | ||||
10 | Введение. Мценск в годы войны | Беседа о военном времени | 4 | |
11 | “Они отстояли победу” | Красочное оформление материала о ветеранах | 6 | |
12 | Чтобы помнили (о ветеранах войны) | Красочное оформление материала о ветеранах | 4 | |
13 | Сбор материала о женщинах, участницах войны | Оформление материала | 2 | |
14 | Встреча с детьми войны | Опросить жителей города о периоде войны. | 4 | |
15 | История мценских церквей | Изучение истории церквей экскурсия в церковь Петра и Павла | 4 | |
16 | История школы | Работа с летописью школы | 6 | |
Раздел 3 « Топонимика окрестностей города» | ||||
17 | Названия окрестностей города (дороги, луга) | Сбор названий окрестностей города (дороги, луга) | 2 | |
18 | Конкурс “картографов” | Составление карты города с названиями дорог, мест | 4 | |
19 | «Будете в Спасском…» Экскурсия в Спасское-Лутовиново | Посещение музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Знакомство с историей родового имения И.С. Тургенева | 1 | |
20 | Фотовыставка “Любимый город” | Сбор фотографий с видами города | 2 |
4 год обучения
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата занятия |
Раздел 1 «Моя родословная» | ||||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 2 | |
2 | “Что в имени тебе моём”… | Составление презентации | 4 | |
3 | Вечер “История имён” | 2 | ||
4 | Интересные семейные истории | Беседа. | 2 | |
5 | Конкурс «Мое древо» | Составление генеалогического древа семьи | 4 | |
6 | Второе имя | Сбор прозвищ моей семьи. | 2 | |
7 | Фотовыставка «И время застывает в них» | История старинной фотографии моих предков | 2 | |
8 | Увлечения моей семьи | Сбор информации | 4 | |
9 | Профессии вчера и сегодня | Сбор материала о профессиональной принадлежности родственников | 2 | |
10 | Конкурс семейных родословных | Конкурс семейных родословных Презентация родословного древа | 4 | |
Раздел 2 «Малая родина – мой город» | ||||
11 | Экскурсия по Залу боевой славы школы | Введение. Интересные экспонаты Зала | 2 | |
12 | Знаменитые люди нашего города | Работа с альбомом | 6 | |
13 | Экскурсия в Музей Педагогической Славы | Знакомство с историей педагогического движения во Мценске | 2 | |
14 | Быт и нравы города | Сбор материала об обычаях и традициях города | 4 | |
15 | Умельцы нашего города | Презентация умельцев нашего города | 4 | |
16 | Почетные граждане города | Сбор материала о почетных гражданах Мценска | 4 | |
17 | История школы | Работа с летописью школы | 6 | |
Раздел 3 « Топонимика окрестностей города» | ||||
17 | Названия окрестностей города (дороги, луга) | Сбор названий окрестностей города (дороги, луга) | 2 | |
18 | Конкурс “картографов” | Составление карты города с названиями дорог, мест | 4 | |
19 | «Будете в Спасском…» Экскурсия в Спасское-Лутовиново | Посещение музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Знакомство с историей родового имения И.С. Тургенева | 1 | |
20 | Фотовыставка “Любимый город” | Сбор фотографий с видами города | 2 |
Список литературы
- Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
- Учительская газета, № 15, 2006 год.
- Учительская газета, № 21, 2006 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Краевед"
Материал содержит программу кружка "Краевед"...
Программа юный краевед
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
адаптированная программа "Юный краевед"
адаптированная программа "Юный краевед"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...