Интеллектуальная игра "Эрудит"
методическая разработка по краеведению по теме
Игра посвящена Великой Отечественной войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_erudit.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Для нашей страны всегда будет светлым день 9 мая 1945 года, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 45-го года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш героический долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству». Эти слова Г.К. Жукова всегда будут актуальными для русского народа, победившего в Великой Отечественной войне, поэтому данная методическая разработка посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Историко-краеведческая игра «Эрудит» включает в себя не только общие вопросы по истории Великой Отечественной войны, но и рассматривает материалы по истории родного края, о воинах - коченевцах, вписавших свою героическую страницу в историю Победы. Новизна игры в том, что в ходе ее происходит многократное повторение основных событий, фактов Великой Отечественной войны в различных формах и это позволяет детям ориентироваться в масштабных, противоречивых событиях той эпохи. Эта интеллектуальная игра интересна тем, что в ее ход можно вставить вопросы краеведческого плана любого региона. Она предполагает поиск и использование логически-ассоциативных связей. Данная игра является продолжением серии игр «Эрудит», проводимых историко-краеведческим объединением «Неизвестное рядом»: «Уголок Сибири», «Магический квадрат» и других.
1
Игра может быть использована учителями гуманитарного цикла, руководителями музеев, завучами по воспитательной работе, старшими вожатыми, классными руководителями, педагогами дополнительного образования. Игра рассчитана на старших школьников 9-11 классов.
Цель игры: воспитание чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым и трудовым подвигам советского народа, любви к Отечеству, его историческому прошлому, родному краю.
Задачи:
- Активизировать интерес к истории своей Отчизны, своей малой Родины;
- Закрепить и осмыслить понятия, определения, термины, события, факты Великой Отечественной войны;
- Создать условия для сознательного выбора толерантных отношений, умения общаться друг с другом, оценивать себя и других адекватно.
В ходе игры ребята должны показать: знания основных событий Великой Отечественной войны, их даты; понятия, раскрывающие эти события; личности, сыгравшие выдающуюся роль на пути к Победе; умения логически мыслить.
Для проведения игры используются:
- технические средства (компьютер, магнитофон, мультимедиапроектор);
- наглядное оформление (игровое табло, выставка плакатов, поделок, книг, посвященных Великой Отечественной войне);
- ассистенты для контроля и оценки команд;
- денежные знаки с названием городов-героев;
- концертная афиша, игрушка – паровозик, мишень, лыжи, карта Новосибирской области.
Литература:
1. Великая Отечественная война 1941г. – 1945г.
Словарь – справочник. Н.Г. Андроников. А.С.Голицан и др.;
М.; Политизд, 1985 г.
2. История второй мировой войны 1939-1945гг.
- том 1-8.-М., 1976
3. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Под редакцией А.М. Самсонова
- М., 1985.
4. Звёзды доблести ратной
Е.Д. Головин. Л.М. Живоглядова.
Н.Новосибирское книжное изд-во. 1986 г.
2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (игровое табло)
1941 (хронология) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Портрет (личность) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
(логически-ассоциативная связь) | 1 | 2 | П | О | Б | Е | Д | А | 3 | 4 |
Событие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Ост» (основные понятиия) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правила игры:
Игровое табло заполняется следующим образом:
А. Каждая команда по очереди добавляет по одной букве в свободную клетку. Так, что бы при прочтении по вертикали, по горизонтали, читалось новое слово (в именительном падеже, единственном числе, нарицательное).
Б. В зависимости от количества букв в слове (при верном ответе), команда получает такое же количество баллов. (4 буквы = 4 баллам…).
В. Команда дает ответ ассистенту, и получает сегменты по количеству букв при правильном ответе, кроме 3 области знаний (логически-ассоциативной связи), здесь при правильном ответе и рассуждении команда удваивает количество сегментов.
Г. Вопросы задаются из той области знаний по горизонтали, в которой ставиться буква.
Д. Области знаний: 1. Хронология
2. Личности
3. Развитие логически-ассоциативной связи
4. События
5. Понятия
Каждая область знаний имеет свой цвет на табло, по цвету сегментов, полученных за правильный ответ.
Е. Команда, пропустившая написание буквы в табло не получает сегменты.
Ж. Победитель определяется большим количеством набранных сегментов.
4
ХОД ИГРЫ:
1.Звучит музыкальное вступление на фоне, которого говорит ведущий:
«Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть!
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете,
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, что наши дети
Об этом помнили как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна…!»
Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая. Поэтому цель нашей игры, повторить и закрепить у себя в памяти страницы истории Великой Отечественной войны. В игре у нас принимают участие команды (представление команд - название, эмблема, девиз, соответствующие теме игры). Побеждает команда, набравшая большее количество сегментов. Оценивать игру и следить за ходом предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воинам Российской армии (члены жюри приглашаются заранее, оговариваются условия игры).
5
1. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ХРОНОЛОГИЯ.
1. 125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
О. Бергольц
( 8 сентября 1941 года- 27 января 1944 года, 900 блокадных дней)
2.Войска союзников, форсировав Рейн, также продвигались вглубь Германии, навстречу наступавшим советским войскам. Их первая встреча
состоялась…
( 25 апреля 1945 года на реке Эльбе у города Торгау)
3. Илья Эренбург писал: «Чувствуешь горячее дыхание истории. Повесят преступников. Того требует совесть. Но осудят не тольк4о фашистов- осудят и фашизм. Осудят тех кто его породил, и тех, кто его хочет воскресить,- его предтеч и его наследников». Где и когда это произошло?
( 20 ноября 1945 года по первое октября 1946 года в Нюрнберге. -Германия)
(смотреть приложение I)
6
II. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ЛИЧНОСТИ.
1. В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве близ города Верии, гитлеровцы казнили 18-летнюю девушку партизанку…
( Зоя Анатольевна Космодемьянская - 1923-1941. В 1942 году посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза)
2. Имя героя живет в сердцах литовского народа, где в городе Утены он похоронен, а на его могиле установлен обелиск. Свято чтут память героя его земляки - новосибирцы, коченевцы, где он родился в 1922 году.
( Николай Михайлович Плахотный 1922 - 1944. 24 марта 1945 года за подвиг совершенный в районе Литовского селения Сервиджай посмертно присвоено звание Героя Советского Союза)
3. «Он возвратился на полевой аэродром в изрешеченной машине, испытывая гордое чувство безраздельного хозяина неба. Таким хозяином он и остался до конца войны. Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник, гордо пронесший по Красной площади овеянное пороховым дымом и боевой славы фронтовое знамя».
( Александр Иванович Покрышкин)
(смотреть приложение II)
7
III. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИ- АССОЦИАТИВНОЙ СВЯЗИ.
В этой горизонтали вам предлагается не вопрос, а подсказка. Команда должна назвать события и дату при этом, объясняя ход мыслей, то есть объясняет логически ассоциативную связь подсказки с заданным событием. При правильном ответе и рассуждении команда удваивает количество баллов за ответ на этот вопрос.
Подсказки:
1. Денежные знаки с названием городов.
( Перечислить города-герои. Москва. Ленинград. Тула. Киев. Брест и другие)
2. Звучит мелодия песни « Бухенвальдский набат».
( Концлагерь в годы второй мировой войны близ города Веймар)
3. Концертная афиша, игрушка паровозик.
( Операция партизан в годы ВОВ)
8
IV. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: СОБЫТИЯ.
- С правого берега привезли группу раненых. Кто-то поинтересовался: «Что там в городе делается?»
- Да сам чёрт не разберёт. Видишь? – раненый хмуро показал рукой в сторону Волги – Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган, туго нашим приходится. Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится.
- А люди?
- Люди? … Стоят!...
Из воспоминаний члена Военного совета Сталинградского фронта А.Чулкова.
(Сталинградская битва – 17 июля 1942 год по февраль 1943 год)
(22 сентября 1943 года – форсирование Днепра).
2. На Украине и в Белоруссии, в Крыму и на Кавказе, в Карелии и Прибалтике, Молдавии гитлеровские орды оставляли после себя руины сёл и городов, могилы с трупами замученных женщин и детей, стариков. Назовите, какой план осуществляли фашисты на захваченных территориях.
(«Ост» - генеральный план истребления и закабаления народов Восточной Европы)
3. Главным центром военной экономики мощной индустриальной базой, снабжавшей на протяжении всей войны армию танками, самолётами, орудиями, боеприпасами, снаряжением, а также хлебом, стал глубокий тыл – Урал, Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия и Казахстан. С какими процессами связаны эти регионы в годы войны?
(Эвакуация и перестройка работы на военный лад)
(смотреть приложение IV)
9
V. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ПОНЯТИЯ.
1. _________- идея молниеносной войны.
(Блицкриг)
2. Вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой.
( Эвакуация)
3. Военно - политический союз государств и народов, борющихся в годы второй мировой войны против Германии и ее сателлитов.
(«Антигитлеровская коалиция»)
Для подведения итогов слово предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воинам Российской армии.
(смотреть приложении V)
10
Пиложение I
Область знаний: Хронология
1. В Вашингтоне была подписана «Декларация 26 государств» формально завершившая образование антигитлеровской коалиции.
( 1 января 1942 года)
2. Войска перешли в наступление там, где их не ждали немцы,- через болота строя переправы и гати. И хотя огромное количество советской техники и солдат бесследно сгинуло в этих болотах, основная цель была достигнута.
Белоруссию освободили быстро и при больших потерях немецкой армии, многие части которой попали в окружение.
( 23 июня 1944 года - операция «Багратион» по освобождению Белоруссии)
3. Советские войска перешли в контрнаступление, овладели Белгородом, взяли Орел. Москва салютовала доблестным войскам 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Это был первый за годы войны победный салют.
( 5 августа 1943 года)
5. Ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел- Тула- Москва началось наступление немецких войск.
( 30 сентября 1941 года - начало операции «Тайфун»)
6. Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его», когда был захвачен советскими войсками днепровский плацдарм?
( сентябрь 1943 года)
7. Солдаты прыгали в воду, вставали друг другу не плечи, взбирались наверх и бежали вперед. Один тяжело раненый боец из последних сил 200 метров полз… Своей кровью он написал на стене: «Дошли!». Когда и куда?
( 29 апреля - 2 мая 1945 года бои за Рейхстаг. Берлин. Германия)
8. Вторая мировая война закончилась подписанием акта безоговорочной капитуляции Японии.
( 2 сентября 1945 года)
Приложение II
Область знаний: Личности
1. Единственный лидер побеждавший на президентских выборах 4 раза подряд. Демократ, юрист по образованию, политик по призванию. Выдвинул термин «Объединенные нации».
( Франклин Делано Рузвельт 1882-1945)
2. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Кому принадлежал этот девиз из защитников столицы?
( Василий Георгиевич Клочков - Киев. Герой Советского Союза посмертно 1942 год)
3. В те жуткие дни девочка вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм ленинградским семьям.
( Таня Савичева)
4. Эти два имени вошли в историю второй мировой войны, что зафиксировано документально. Их звали Полюс и Кумир. Чьи это клички?
( Так звали коней Г.К.Жукова и К.К.Рокоссовского, принимавших Парад Победы)
5. 1943 году знаменитый машинист Новосибирска отвез в освобожденный Ленинград эшелон угля, купленный на свои деньги. Кто это был?
( Николай Александрович Лунин)
6. В марте 1942 года в воздушном бою его самолет был подбит. Тяжело раненый 18 суток ползком пробирался к фронту. После ампутации ступней ног, освоив протезы, вернулся в строй, сражался в небе над Курском, сбив три самолета противника.
( Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев)
7. Самый противоречивый советский полководец родился 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковке около Калуге в крестьянской семье. Был хорошим солдатом в годы первой мировой войны - имел награды. Вторую мировую окончил трижды Героем Советского Союза.
( Георгий Константинович Жуков)
Приложение III
Область знаний: События
- Это звание за боевые подвиги, за стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении, дисциплину и организованность получали бойцы и дивизии в ходе Великой Отечественной войны. Но где и когда оно родилось?
(июль 1941 год – смоленское сражение, рождение советской гвардии)
2. В 1962 году американский писатель Г. Солстери в газете «Нью-Йорк таймс бук ревю» писал следующее: «Это была величайшая и самая длительная осада, какую когда-либо переживал современный город. Это был период тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходившего до высот трагизма и мужества, почти недоступных нашему пониманию».
(Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года)
- Когда советские танки покинули свои укрытия и устремились вперёд, наблюдатель обнаружил, что столь же грозная немецкая бронированная армада также перешла в наступление и движется навстречу советским танкам.
(Танковое сражение близ Прохоровки – 12 июля 1943 год).
5. На ней впервые встретились главы правительств трёх великих держав антигитлеровской коалиции И.В.Сталин, Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль.
(Тегеранская конференция – ноябрь/декабрь 1943 год)
6. Младший сержант Анцупов располагался со своим отделением в ракитнике близ реки. Когда поступила команда на формирование сибиряки бесшумно подошли к воде, погрузились в лодку и поплыли к противоположному берегу. Александр шёл на встречу боевому крещению. Где и когда оно произошло?
(22 сентября 1943 года - форсирование Днепра)
10. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури», в присутствии представителей стран состоялась …
(Церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции в Японии)
8. «Чёрные комиссары», «чёрная туча», «чёрные дьяволы» - так прозвали краснофлотцев, бойцов морских полков пригнанные на нашу землю румынские солдаты. Моряки пошли с кораблей в окопы, как были – в чёрных брюках и бушлатах, в чёрных бескозырках, - такими они и запомнились врагу при первых встречах, когда сказались все качества моряков: боевое упорство, смелость, сплочённость и пренебрежение к смерти. С какими событиями связаны эти легендарные матросы?
(Защитники Одессы)
Приложении IV
Область знаний: Понятия
1. Район развертывания войск.
(Плацдарм)
2. ___________- основная форма борьбы советских патриотов в тылу врага.
(Партизанское движение)
3. __________- перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил.
( Коренной перелом)
4. Передача вооружений и военных материалов взаймы или в аренду тем странам, оборона которых против агрессии имела жизненное значение для США.
(Закон о ленд-лизе)
5. ___________- террористический режим, опиравшийся на военную силу захватчиков.
(« Новый порядок»)
6. Вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой.
( Эвакуация)
7. __________- нападение одной страны на другую.
(Агрессия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.
Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...
Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы
Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...
Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...