Программа по литературному краеведению
рабочая программа (краеведение, 9 класс) по теме
Программа по литературному краеведению для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса « Литературное краеведение в 9-м классе»
Мажаева Т.Н., учитель русского языка
Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.
Но порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности. Отсталости провинциальной жизни, о вторичности ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно-гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской действительности, что видно из произведений русских писателей провинции» пишет В.П. Куприяновский. И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда, так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.
Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого значительно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации.- Иваново.2000.
Программу «Литературное краеведение» для средней школы предлагают также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.-29с.)
Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Данный курс литературного краеведения рассчитан на 34 часа. Материал, связанный с Оренбургским краем , можно включить в уроки литературы при изучении творчества А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого и др.
Цели и задачи курса
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Можно выделить следующие цели и задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование информационной культуры;
- формирование навыков коммуникативного общения;
- формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
- расширение кругозора учащихся;
- закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение так же приносит пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного села. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.
Тематическое планирование
1) Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство» 2007.-184с.
2)Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.
№п/п | Темы и произведения основной программы | Формы и организация учебного занятия | Кол-во часов | сроки |
1 | Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина | Учебная лекция | 1ч. | |
2 | Г.Р. Державин. «Умом громам повевелеваю…» | лекция | 1ч. | |
3 | И.А. Крылова Загадка русского Эзопа | лекция | 1ч. | |
4 | Запись Пушкиным рассказов И.А. Крылова о пугачевщине | лекция | 1ч. | |
5 | Картина Оренбурга и его окрестностей | практикум | 1ч. | |
6,7 | С.Т. Аксаков. «Ухожу я в мир природы …» | лекция | 2ч. | |
8 | С.Т. Аксаков «Буран» | Комментированное чтение | 1ч. | |
9,10 | В.А. Жуковский «Одухотворив русскую поэзию» | лекция | 2ч. | |
11 | А.К. Толстой «Служа таинственной Отчизне» | лекция | 1ч. | |
12 | А.Н. Плещеев Без страха и сомненья | лекция | 1ч. | |
13,14 | Л.Н. Толстой «Опять возрождаюсь к жизни» | Комментированное чтение | 2ч. | |
15 | А.П. Крюков | лекция | 1ч. | |
16 | «Пустыня» | 1ч. | ||
17 | «Воспоминание о Родине» | 1ч. | ||
18 | А.А. Григорьев Ненужный человек | лекция | 1ч. | |
19 | В.И. Даль. Подвиг Даля | лекция | 1ч. | |
20 | «Домик на Водяной улице» | 1ч. | ||
21 | Скачки в Уральске и Оренбурге (отрывки) | Комментированное чтение | 1ч. | |
22,23 | А.С. Пушкин | лекция | 2ч. | |
24 | Воспоминания В.И. Даля о Пушкине (отрывки) | лекция | 1ч. | |
25,26 | Рассказы о Пушкине, записанные П.И. Бартеневым | лекция | 2ч. | |
27 | Из писем А.С. Пушкина | практикум | 1ч. | |
28,29 | Путь следования А.С. Пушкина в Оренбургскую губернию | практикум | 2ч. | |
30 | Оренбургские записи А.С. Пушкина | лекция | 1ч. | |
31 | Встреча с Е.А. Тимашевой | лекция | 1ч. | |
32,33 | Письма Е. Ворониной из Оренбурга | лекция | 2ч. | |
34 | Итоговое занятие | беседа | 1ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературе Забайкальского края...
Программа по литературному краеведению Ульяновской области
Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
"Я узнаю в тебе мою Россию" (адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе)
Адаптированная программа по литературному краеведению в 5 классе "Я узнаю в тебе мою Россию" написана в 2005-2006 учебном году и успешно апробирована....
Программа по литературному краеведению_ 9-11 классы
Данная программа апробировалась в течение трех лет в МБОУ СОШ №50 г. Липецка. Методика краеведения опирается на междисциплинарные научные связи и учитывает выводы научных теорий, и первичных наблюдени...
Программа курса литературного краеведения «Литературная Смоленщина»
Рекомендуется к работе...