УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ К 150 -ЛЕТИЮ ГОРОДА АПШЕРОНСКА
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Карпусь Наталья Григорьевна

УРОК ОПК,  ПОСВЯЩЕННЫЙ  ИСТОРИИ  ХРАМА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  -  путешествие    по  страницам  истории

МБОУСОШ №2 г.Апшеронска

Учитель  начальных  классов

Карпусь Н.Г.

Цель: ознакомить учащихся с ролью православия в жизни казака; приобщить учащихся к этнокультурным традициям кубанских казаков, познакомить с историей Поклонного  Креста  городе  Апшеронске.
Оборудование:  презентация.

Ход  занятия

1.Организационный  момент 

2.Сегодня  мы  совершим  путешествие  по  страницам   прошлого

Первая  страница

Я  предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и даль веков, –
И перед нами развернутся
Дела кубанских казаков.
                     

          Очень  давно  зародилось  понятие  казачества. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Казачий уклад жизни выработал особый образ воина - земледельца, лихого наездника и труженика. (Слайд 2)
            Корни   кубанского казачества тянутся с Запорожской Сечи. Со времени принятия Русью Христианства, православие играло исключительную роль в судьбе народа.
           С давних пор и все время запорожцы нерушимо пребывали в православной вере. Принадлежность к православной вере была единственным правом, по которому человек мог вступить в Сечь. Национальность в этом вопросе являлась второстепенной. Если человек имел православную веру, это было равносильно тому, что он имел свободу, а значит мог быть правноправным казаком. (Слайд 3)
         Сам прием в Запорожскую Сечь, этот древний казачий рыцарский орден, был обставлен упрощенной религиозной обрядностью: каждого желавшего поступить туда и явившегося к кошевому, последний спрашивал: « В Бога веруешь?» - и, получив ответ: «Верую», - продолжал: «И в Троицу Святую веруешь?» и «В церковь ходишь?», а после утвердительных ответов предлагал ему, наконец, перекреститься, - и этим заканчивалась вся церемония приема, прошедший считался принятым в Сечь.

             В Запорожской Сечи всегда стояла церковь. Для ее строительства выбирали самое красивое и самое открытое место и на нем прежде всего возводили церковь (чаще во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом строили остальные жилища.
«Пусть красуется храм Божий небесной высоте и пусть святые молитвы несутся об нас прямо от земли до престола Господа Бога», - говорили они. Забота о церкви всегда была наипервейшим делом даже в самые тяжелые моменты жизни. Все церкви казаки строили и содержали за свой счет. Походные церкви делались из грубого полотна и брезента и напоминали палатки, постоянные церкви всегда были деревянными, небольшими и снаружи очень простыми по убранству. Церкви строились без единого железного гвоздя, - считалось, что «не годиться в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди».

3.Физминутка

4.Вторая  страница

Царицей дарованы земли Кубани.
Казачеством создан там град войсковой,
Церквами обвенчанный, Богом хранимый –
С прозрачной богатой Кубанью-рекой.


               В 1792 году Черноморское казачье войско, поселившееся на левом берегу Днестра, получило от Екатерины 2 разрешение переселиться на Кубань.
           Заселение Черномории, Старой и Новой линий, Закубанья, Черноморского побережья сопровождалось храмовым строительством. Храм освящал станичное, сельское, хуторское пространство, разделяя его на центр и периферию. Святой, именем которого нарекался храм, считался покровителем станицы или поселка. Ежегодно устраивались престольные праздники в его честь, на которые приглашали гостей и из соседних станиц и горских аулов. Строили церковь всем миром, да «таку, якой нидэ нима». В рассказах станичных старожилов станичная церковь — самое яркое впечатление детства. В каждом населенном пункте Кубани были глубоко убеждены, что подобных храмов больше нигде нет. В начале ХХ столетия в Кубанской области насчитывалось 363 храма, каждый четвертый из них был каменным или кирпичным.

               Случалось, что храмы использовались не только по прямому назначению. В случае нападения горцев на станицу храмы становились укрытием для женщин, стариков и детей. Церковь никогда не стояла вне интересов станичного или хуторского общества. Это находило отражение в характерных для края обычаях. Так, после объявления войны двери станичного храма не затворялись. В них непрерывно читались молитвы, велись службы.

            В старые добрые времена у каждого человека было два дома: один где он родился, другой где он крестился и находил отдохновение от огорчений и трудностей житейских, вознося молитвы Спасителю Оба дома были бесконечно дороги: своему жилью он отдавал силы, а церкви – свою душу, порой жертвуя последнюю копейку, чтобы его храм, его приход сверкал своими Божьими образами и был самый Красивый.

5. Третья страница

Апшеронск – моя  малая  Родина

            В январе 1863 года, окончив постройку Пшехинской станицы, отряд выступил далее вверх по реке Пшехе. «Пройдя верст 15,- пишет историк полка, - войска остановились у впадения реки Тухи в Пшеху, где решено было заложить новую станицу и назвать её в честь храброго нашего полка – Апшеронскою». Так было положено начало нашему городу Апшеронску.

(Слайд 4), (Слайд 5)

Первые поселенцы (202 чел.) прибыли сюда в середине мая 1863 г. К концу года уже насчитывалось 1010 жителей. В 1890 г. открыли первую церковно-приходскую школу. Многое было сделано по устройству жизни в станице Апшеронской за год и 4 мес. первым командиром 26 полка полковником А.С.Пистолькорсом.
В его приказе от 30.09.1894 г. за № 42 значится: «…По распоряжению начальства я сдаю 26-й полк и отправляюсь к новому месту служения... Теперь, однако же, благодаря Богу, беднейшие из вас живут в просторных хатах, подобных которым и наполовину не имеется у жителей старых станиц…
Почти во всех станицах устроены молитвенные дома, и колокольный звон их раздается в самых отдаленных ущельях, где несколько месяцев назад слышны были выстрелы… (Слайд 6)

Апшеронский Свято-Покровский храм был образован в 1867 году, разрушен в 1932, воссоздан в 1952 году. (Слайд 7)

Постепенно увеличивался рост населения и к 1917 г. насчитывалось уже 5200 чел. В 1918 г. началась гражданская война. В станице Апшеронской власть была в руках самочинного атамана Андрея Архиповича Галкина. А в феврале 1919 г. прошло общее собрание станичников, которое приняло резолюцию о признании Советского правительства и избрало станичный совет. В его составе был и священник Православной церкви Михаил Ржевский. Однако в Советский период истории в годы гонения на Православную церковь, храм, находящийся в центральном сквере, в станице Апшеронской подвергся разрушению. Сейчас на этом месте установлен Поклонный Крест. (Слайд 8)

           А на месте ныне действующего храма, когда-то находилась ветхая хата, которую в 1952 году приобрели на средства прихода для здания церкви и впоследствии   реконструировали. (Слайд 9)
 

Сейчас  Поклонный  крест  стоит  на  месте  разрушенного  храма. Каждый  год  в  память  об  этом  событии  проходит  служба .  А  казаки  и  поныне  славятся  своими  православными традициями .(Слайд 10)

6.Рефлексия

-Как  проводилось   посвящение  в  казаки?

-На  каком  месте  обычно  ставили  церковь?

-Сколько  домов  было  у  православного  казака?

- В  каком  году  была  возведена  церковь  в  станице  Апшеронской?

- Когда  разрушена?

- Какой  знак  стоит  на  этом  месте?

Литература

  1. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества. Ч. 1. XIX — начало ХХ в. // Из культурного наследия славянского населения Кубани / Под ред. Н.И. Бондаря. Краснодар, 1997. С. 4.
  2. Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.
  3. М.И. Провозин, г. Апшеронск, I98Iг.
  4. Газета «Покровский Свет Православия» № 10, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...