Педагогический проект "Возвращение к истокам своего народа"
материал по краеведению по теме
Каждый человек должен знать прошлое своего народа. "Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь." /К.Г.Паустовский/
У каждого народа веками вырабатывалась национальная культура, самобытность, традиции.
Кряшеные татары - это единственная нация не только в нашем районе, но и в Самарской области. Моя задача - формировать устойчивый интерес к прошлому своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kreshchenye_tatary.doc | 60.5 КБ |
prezentaciya_opendocument.odp | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Назаровский филиал Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Тема проекта: «Возвращение к истокам своего народа»
Работа учителя
русского языка и литературы
Назаровского филиала
ГБОУ Клявлинской СОШ №2
им.В.Маскина
Тазовой Лидии Фёдоровны
2013г
Проблема:
У каждого народа веками вырабатывалась национальная культура, самобытность, традиции. Но при перестройке общественной жизни малых народов теряется в их культуре то ценное, своеобразное, что было выработано в течение многих веков и что является частью общечеловеческой культуры.
Цель:
Выяснить историю возникновения кряшен как самобытной этнической группы и возродить интерес к прошлому этого народа.
Задачи:
- сформировать у детей интерес к своему народу, к его истории, культуре;
- воспитать чувство принадлежности к своему народу;
-формировать чувство национальной гордости, уважение к своеобразию представителей другой национальности, стремление знать историю, культуру, традиции и обычаи других народов;
- вырабатывать в детях стремление увековечит память о крещеных татарах.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре», - писал Д.С.Лихачёв.
Кряшеные татары – это единственная нация не только в нашем районе, но и в Самарской области. Каждый человек должен знать не только свои корни, но и традиции своей нации. Главная задача учителя – формировать устойчивый интерес к прошлому своего народа. Поэтому на классных часах мы имеем прекрасную возможность познакомить детей с фольклором кряшенского народа.
К жанрам фольклора, возникшим также в глубокой древности, относятся пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки основываются на очень широком и многостороннем обобщении жизненного и трудового опыта народа. Поэтому многие из них переходят из века в век, из поколения в поколение, не теряя своего значения.
Среди пословиц кряшен, сохранившихся до наших дней, есть такие, которые выражают протест против несправедливости, против власти денег, против безделья, лени, эгоизма. Они говорят о лучших качествах народа, о его любви к родине, коллективизме: «Где единство – там жизнь», «Батыр познается в бою», «Герой рождается для себя, но умирает за родину».
Пословицы свидетельствуют, однако, о противоречивости мировоззрения народа, о двояком отношении его, например, к труду. Народ умеет ценить труд как единственный источник жизни: «Человек познается в труде», «Радость человека – труд». Кроме общей оценки труда как источник жизни, в афоризмах народа можно найти бесчисленное множество обобщений, советов и указаний о конкретных формах труда: о скотоводстве, ремесле, земледелии и т.д.
Широкое освещение в пословицах получили семейно-бытовые отношения, народная этика. Правда, было бы необъективно считать, что все в них соответствует нашим современным представлениям.
Пословицы и поговорки выразили в основе своей правильные представления народа о многих сферах жизни. Лаконичность, богатая образность, обилие разнообразных поэтических приемов в пословицах способствуют быстрому запоминанию и долгому сохранению их в памяти народа. По своей тематике близки к пословицам и загадки. Некоторые из них могут выполнять функцию пословиц: «Борода есть, а ума нет» (коза или тип человека).
О древних формах бытования загадок, об их функциях в прошлом можно получить некоторое представление, обратившись к народным сказкам. В сказках они обычно употребляются в виде вопроса или соревнования в остроумии. Например, в сказке «Богач-хвастун» ответы на вопросы: что на свете самое жирное, самое красивое, самое умное? – разоблачают тупоумие ослепленного своим богатством бая. Если такие формы загадок-заданий: иди туда, не знаю – куда, принеси то, не знаю – что, встречающиеся в волшебных сказках, вероятно, с условиями тайной речи и магии, то в реалистических сказках отражена та ступень в бытовании загадок, когда они, освободившись от магических функций, стали употребляться как средства состязания в остроумии и находчивости. Именно в этой функции употребляются они в наши дни, когда переходят в детский фольклор.
Тематика, содержание и формы загадок многообразны. В отличие от пословиц, которые являясь ярким доказательством стихийного материализма народа, часто имеют дело с отвлеченными понятиями и философскими категориями (качество, количество, закономерная связь явлений, причинность, необходимость и т.д.), загадки ограничиваются в основном миром конкретных явлений и предметов, связанных с трудовой деятельностью народа: «Крылатая, но не летает» (мельница), «Быстро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает» (пила).
При помощи загадок народ познает окружающую действительность, ищет и находит самые характерные признаки предметов и явлений, сравнивает их между собой. Загадки характеризуют времена года, природные явления, домашних т диких животных и птиц, бытовую утварь: «Без рук, без ног – открывает ворота» (ветер), «белая скатерть покрыла землю» (снег), «Под одной шляпой четыре мальчика» (стол), «Два брата пошли купаться» (ведра) и другие.
Сказки, бытуя в течение столетий, претерпевали различные изменения, постепенно отходя от своих первоначальных форм. Поэтому при изучении сказок нужно учесть, что они отражают своим содержанием, идейной направленностью различные периоды истории общества. Персонажами татарских народных сказок о животных выступают медведь, волк, лиса, заяц, кот, собака, коза. Сказки о животных всегда основываются на реальных наблюдениях над привычками, повадками и взаимоотношениями животных и хорошо улавливают и передают их особенности. Вековые наблюдения народа над миром животных устанавливают какие-то общие закономерности развития природы и человеческого общества, иногда сопоставляя конкретные проявления поведения человека и животных. В результате сказки о животных становятся долговечными и постепенно приобретают аллегорическое звучание. Позднее подобные сказки становятся орудием сатирического разоблачения представителей господствующих классов и людских пороков вообще: жадности, лицемерия, лени и глупости.
Главным героем татарских волшебных сказок является также Таз (Плешивый). Положительные герои, отличающиеся чем-то существенным от всех окружающих, должны в дальнейшем вести бесстрашную борьбу со всевозможными злыми силами природы, с хищными зверями, нечистой силой.
Формирование этнической группы кряшен
В России, преимущественно в Татарии, существует больше сотни сёл, население которых именуется «кряшены», то есть там живут люди, говорящие с татарами на одном языке, но исповедующие христианство. Уже больше тысячи лет они проживают на этой земле и стараются не нарушать свой многовековой уклад. Кряшены считают себя особым народом, со своей культурой и обычаями. Но главное, их объединяет вера. Большинство татар относятся к ним как к своим соплеменникам, только насильно окрещённым – ещё во времена взятия Казани Иваном Грозным. Сами кряшены утверждают, что они приняли православие, как минимум, на тысячу лет раньше. Кряшены живут и в нашем районе и в нашем селе. Сельчане считают, что их этнос идет от болгар. Наши вышивки, орнаменты на одежде очень похожи на то, что делают задунайские болгары, значит, у нас общие корни. А мы, кряшены, пошли от волжских болгар. Есть сведения, что у хана Кубрата был сын Батыр, который ездил в Константинополь и там принял христианство. Случилось это где-то между 615 и 635 годами, когда Булгария активно торговала с Византией. И получается кряшены стали православными за 400 лет до русских.
Официальная версия татарских учёных иная: согласно ей, предков кряшенов крестили насильно (а между тем название «крещёный татарин» для кряшена считается оскорбительным). Известно, что ещё задолго до Ивана Грозного, завоевавшего Казанское ханство, кряшены сражались вместе с русскими. Например, в войске Дмитрия Донского в Куликовской битве был кряшенский конный отряд, которым командовал Семён Мелик. Они первыми приняли удар Мамаева войска и полегли поголовно. Ну, а кого Грозный насильно в воду загонял и имена православные давал, то они тут же забывали эти имена.
Язык кряшенский – самый древний из тюркских языков. Нельзя не упомянуть имя профессора Ильинского, который в запрошлом веке очень много сил отдал для того, чтобы сохранить культуру кряшен и даже стал автором кряшенского букваря.
Традиционная культура кряшен достаточно своеобразна, что связано как с особенностями формирования общности, так и с воздействием православия.
История возникновения кряшенского села Назаровка
В настоящее время село Назаровка (Урдалы авылы) Клявлинского района является единственным местом компактного проживания крещеных татар – кряшен на территории Самарской области. Село находится в живописном месте, здесь протекают малые реки: Урдалинка и Шешма. Расположено в 25 километрах от районного центра Клявлино в его северо-восточной части, на северо-западе граничит с республикой Татарстан.
А какова история возникновения и становления села, этого многие не знают. Сторожилы рассказывают, что примерно в 1600 году с Сарманского района из села Нарат Асты (Татарстан), скрываясь от налогов и жестокого обращения барина, бежали вместе со своими семьями три брата Тазовых: Назар, Алексей, Тимофей. В поисках безлюдного местечка набрели в густой непроходимый лес. Сейчас на этом месте нет никакого леса, здесь расположена Назаровка. Трудно даже в это поверить. Также говорят, что посреди леса было болото огромных размеров, которое постепенно высохло.
Для беглых крестьян это было самое выгодное место, так как легко было скрыться в лесу от барской погони. И пищу легко было достать: в лесу водилось много зверья. Вырыли землянку и начали там жить. Постепенно к ним стали присоединяться и другие беглые из Ивановки (ныне Лениногорского района Татарстана). Так потихоньку число беглых крестьян росло. Люди решили строить себе жилища, вырубали деревья и на этом месте ставили дома. А название деревни Назаровка пошло от имени старшего брата Назара.
Национальная еда кряшен
Основой пищи кряшен являлись мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов – баранина, телятина, говядина. Конина и свинина употреблялись невезде. В отличие от мусульман кряшены широко использовали грибы. Специфика кряшенской кухни – приготовление студня. Распространено использование в пищу крови животных (как табэсе). Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык (вид кислого молока), творог (эремчек), разновидность сыра (чыгыт). Основной напиток – чай, также эйран (смесь катыка с водой).
Традиционные праздники кряшен
У кряшен имеются любимые праздники, в том числе и сохранившиеся с давних времен: нардуган, качману (крещение), май чабу (масленица), олы кон (пасха), симек тройсын (Семик и Троица), покрау (покров), питрау (Петров день).
Сельчане с удовольствием принимают участие во всех народных празднествах, отдавая дань истории и веяниям нового времени. В нашем селе принято отмечать народным гулянием Масленицу, Пасху, Святую Троицу и другие праздники. Мы помним и с удовольствием поем песни и припевки, которые пели наши прабабушки.
Хочется вспомнить один из ярких фольклорных праздников этого года «Святочные гадания».
Назаровцы тщательно готовились к святкам. Обряд празднования святочных дней молодежь узнала у старейших жителей села. У крещеных татар святочные гадания всегда проходили в новом доме. Молодые супруги Акимовы Надежда и Владимир гостеприимно пригласили участников святочных гаданий в свой новый дом, в который они переехали недавно. Гадали по старинным обычаям, с песнями и частушками. Многим девушкам предсказания в эту ночь указывали на счастливое будущее. Затем хозяйка дома пригласила всех за праздничный стол.
Обряд свадьбы
Большое место среди семейно-бытовых обрядов занимает свадьба – сложный комплекс народных обычаев, игр, хореографии. У татар-кряшенов есть обычай назначать опекуна для невестки в селе жениха. Опекунская семья считается защитницей невестки, в случае каких-либо неурядиц молодая женщина может опираться на поддержку опекунов.
Возможно, что у предков татар существовал обычай насильственного увоза невесты. Об этом говорят некоторые моменты свадьбы. Так, во время свадьбы жених и его свита на каждом шагу встречают препятствия. В дальнейшем получила распространение засылка сватов за определенное вознаграждение. Об отдельных элементов этих древнейших форм семейно-брачных отношений и свадеьной обрядности можно судить на основании некоторых игровых песен: «Круговая», «Серебристый тополь» и др.
Песня, сопровождавшая все основные моменты самой татарской свадьбы, входила также как необходимый элемент и в период её подготовки. Уже во время помолвки у крещеных татар родители жениха и невесты обменивались песнями, восхваляющими невесту, жениха и их родителей:
Бегом пришла я на речку
За созревшей на берегу речки ягодой (плодами).
Если есть подобная атинской девушке,
То только – ангел в раю.
Встреча гостей в день свадьбы тоже сопровождалась песней. Почти все основные моменты свадьбы: встреча свадебного поезда со стороны жениха, показ невесты и ее приданого, катание на санках и так далее – в той или иной степени сопровождались песнями. При этом после приезда гостей со стороны жениха песни приобретают характер диалога между двумя сторонами. На свадьбе исполнялись величальные песни, обращенные ко всем более или менее значительным участникам события.
Полную противоположность им представляют песни-причитания невесты, занимающие большое место в свадебной поэзии татар-мишарей и крещеных татар. В них рассказывается о счастливой жизни в семье родителей, о трудности расставания с родным домом, о тяжелой женской доле в семье мужа. Особую группу составляют причитания под названием «Тан, кучат», проникнутые глубоким лиризмом и драматизмом.
Самым драматическим моментом свадьбы являлось прощание невесты с ее родителями, тоже не обходившееся без печальных причитаний:
Гладь большой дороги,
Серебряные монеты, медь…
Думали, не разлучимся,
Кажется, настает уже разлука.
Свадьба сопровождалась разнообразными песнями, отражающими различные этапы её и отголоски семейно-брачных отношений.
Можно указать на ряд других моментов общественной и семейной жизни кряшен, на обряды и обычаи, при которых определенное место занимали песни обрядового характера: на девичьих посиделках, во время гадания на кольцах (йезек салу), на весенне-летних играх молодежи. Существовали специальные песни для встречи гостей, колыбельные и т.д. это говорит о разнообразии и богатстве кряшенской обрядовой поэзии, возникшей в древности и прошедшей долгий исторический путь.
Национальная одежда кряшен
Одежда разных групп кряшен имеет различия. Во второй половине 19 века одежда шилась из холста и пестряди (алача), а в конце 19- начала 20 веков распространились фабричные ткани. Но вплоть до коллективизации фабричные ткани в основном использовались для изготовления праздничной одежды. У кряшен, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда из употребления вышла значительно позже. Комплекс одежды кряшен отличался от одежды татар-мусульман применением пояса (эзэр), который довольно рано вышел из употребления, но сохранился в одежде некоторых групп кряшен. Наиболее распространены рубахи туникообразного покроя, без плечевых швов, из белого холста (покрой общий для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки с отрезной талией с украшением грудного выреза (изу), с оборками (у разных групп изу по форме различался; оборок также было больше или меньше у локальных подгрупп). Переход к городской одежде произошел на основе после5днего типа женской одежды через добавление кокетки и ряда других усовершенствований. Замужние женщины под рубахой носили украшенные тамбурной вышивкой нагрудники ( кукрэкчв). У мужчин вышивались концы рукавов, подол, приполок рубахи женихов. Штаны – с широким шагом одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в начале 20 века получили распространение штаны городского типа (чалбар). Как у мужчин, так и у женщин, были распространены передники. У женщин передник был частью праздничной одежды. В качестве верхней одежды и для женщин и для мужчин использовался камзол, который у женщин имел приталенную форму. В старину у кряшен имелось и другая халатообразная одежда – джуа (чыба). У мужчин наиболее распространенная верхняя одежда – казакин (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником. Мужская и женская одежда – бишмети (бишмэт) из фабричной ткани на вате шубы, тулупы. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией. Широкое использование аппликации отличает кряшен от татар-мусульман. Обувь: лапти (чабата) татарского образца, суконные чулки, сапоги и валенки, также валенные калоши – йонката. Головные уборы у мужчин в основном того типа, что и других татар. Зимой шапка из овчины, бытовал широко и русский малахай. Позже распространились городские фуражки. Девушки волосы не покрывали, женщины носили сороку (сурэкэ). Девичьи головные уборы: калфаки и такъя – шлемообразной формы. Украшения весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т.д.
Традиционная одежда кряшен сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшен испытал сильные воздействия современной городской культуры, но несмотря на это, каждый человек должен знать историю своих предков, с уважением относится к их культуре и традициям. Нас не должно покидать чувство гордости за свою малую родину.
В настоящее время в Назаровке живут не только крящены, но и русские, чуваши, мордва. Все живут одной дружной семьей, с уважением относятся к нашим традициям и обычаям.
Я коренная жительница этого села. Горжусь, что крещеная татарка, не стыжусь своего языка. Признаю все праздники и традиции крещенского народа. Вот уже больше 30 лет работаю в родной школе, преподаю русский язык и литературу после окончания Куйбышевского педагогического института им. В.Куйбышева. Я благодарна своим родителям, учителям за то, что они привили чувство уважения к своей нации. Крещенские песни, припевки, пляски – всё это вызывает особый интерес. Но я озабочена тем, что в последнее время кряшены как нация постепенно исчезают. Причину вижу в следующем: в селе очень много молодых семей, в которых родители крещеные татары. Однако их дети не знают ни одного слова на своем языке. Причина кроется в самих родителях: общение в семьях с раннего детства только на русском языке. Ошибка исправима. Можно организовать факультативные занятия, начиная с начальных классов на тему: «Знай и люби свой родной язык». Школа работает в тесной связи с работниками СДК, где есть кружки разной направленности: «песни кряшен», «фольклорные игры кряшен», «обряды крещенского народа».
Хочется вспомнить слова К.Г.Паустовского: «Человек, равнодушный к своему народу, к своему языку, - дикарь». Поэтому наша главная задача – воспитать в детях чувство принадлежности к своему народу, пробудить интерес к его культуре, традициям. В целях реализации данной задачи я как классный руководитель провожу такие мероприятия, как беседы (на темы «История крещенского народа», «Национальная одежда кряшен», «Национальная еда»), детские посиделки, экскурсии в районный краеведческий музей и т.д.
В районе тоже проводится большая работа по сплочению и единению всех наций, живущих на её территории. Ярко, эмоционально прошел фестиваль детских фольклорных коллективов «Венок дружбы», где наш коллектив «Березка» («Ак каен») выступил удачно и занял второе место.
Народ в Назаровке очень гостеприимный, веселый. С большим уважением относятся люди к традициям и обычаям своих соседей: русских, татар, чувашей, мордвы.
Историей наших кряшен заинтересовалась редакция самарской областной татарской газеты «Бердэмлек» («Единство»). Так, в 2002 году наше село посетили самарские журналисты, организовали встречу со сторожилами с целью собрать материал для газеты о возникновении Назаровки, единственного села в области, где проживаю кряшены. Затем данный материал поместить на страницах газеты, чтобы у читателей вызвать интерес к культуре и самобытности этнической группы кряшены.
Один из великих русских мыслителей Иван Александрович Ильин говорил: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься, как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать»; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне всё это, а я скажу тебе какой нации ты сын. И всё это зависит не от твоего бессознательного произвола, а от духовного уклада, твоего бессознательного». Этот уклад формируется и закрепляется больше всего в детстве. Вот почему так необходимо помочь сегодняшним детям повысить своё национальное самосознание, осознать свою принадлежность своему народу, своей нации.
Нам никогда не удастся возродить Россию без чувства национального достоинства, без веры в здоровые силы народа. А для этого необходимо очень хорошо знать себя. История дает нам возможность познать самих себя. Ведь она сама – интереснейший процесс познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и ценностей. Познавая жизнь и деяния предков, мы познаем себя, начинаем понимать, почему мы именно такие, а не иные. И здесь мы должны повести разговор о приобщении юного поколения россиян к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности, немыслимо осознание принадлежности к своему народу.
Использованная литература
- Э.Я.Дмитриева, П.С.Кабытов Самарская область. Самара «Самарский информационный концерн», 1998 год
- Ю.Г.Мухаметшин. «Татары-кряшены». Москва «Наука», 1997 год
- В.Имамов «Запрятанная история татар». Набережные Челны, газетно-книжное издательство «Камаз», 1994 год
- Ш.С.Багаутдинов, С.К.Жидкова «Татары Самарской области». Самара, 2008 год
- Районная газета «Знамя Родины», 2011 год
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края
Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться....
"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...
« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).
Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...
Комплексно-целевая программа «Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку,традициям и обычаям родной страны»
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя любовь к малой Родин...
Час общения "Я -русский человек, сын своего народа. Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Час общения...
Урок мужества "Сильна от века Русь своим народом!
собранный материал, посвящен 100 - летию 1 мировой войне: стихи, песни....
Бочкарев А.И. Верный совести и своему народу.
В основе рассказа - исследование боевого пути ветерана Великой Отечественной войны, майора медицинской службы, почетного гражданина Дивеевского района Бочкарева Александра Ивановича (1921-2005 г.г.). ...