"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвязь литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта. Активное участие детей в подборке материалов для урока, безусловно, способствует расширению их кругозора, активизации познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_n_n_a_a_h_m_a_t_o_v_a.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

А  Н  Н  А          А  Х  М  А  Т  О  В  А

«  Р  е  к  в  и  е м  »

«Я была тогда с моим народом…»

Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией – от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема».

        К. Паустовский.

                                         

  План урока.

1. Вступление. Слово об Ахматовой

2. Историческая справка (судьба Л.Гумилева)

3. Исторические и литературные параллели.

4. История создания «РЕКВИЕМА»

5. Обоснование выбора названия

6. Чтение поэмы под музыку Моцарта

7. Анализ поэмы (тема, идея, образы, худ. средства)

8. Итоги, выводы

9. Домашнее задание – творческая работа.

        


1. Слово учителя

Анна Ахматова…. Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.

Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о «серебряном веке» русской поэзии. Вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной,  окутанной загадочной любовной дымкой.

Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той,  что взяла на себя смелость стать голосом  «стомильонного народа», той, чья материнская скорбь, отлитая в  лаконичные строки, потрясает силой своего страдания    и сегодня.

 Мы будем  читать «РЕКВИЕМ». 

Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль  за судьбу сына.

Ахматова  обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу Николая Гумилева - за несколько дней до его смерти написала страшные строки:

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

А потом горько раскаивалась в своем предвиденьи:

\Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим.

О, горе мне, эти могилы

Предсказаны словом моим.

 И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году:

Рыжий львеночек

С глазами зелеными,

Страшное наследие тебе нести.

Она волновалась не зря…

2. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева

В октябре 1935 последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: «Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей…В числе арестованных оказался и Н.Н.Пунин, искусствовед, сотрудник Русского Музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину…Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор «преступной группы» - Н.Н.Пунин…Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал».

Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы – Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок  был заменен на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.   Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей

3. Исторические и литературные параллели

Вы на уроках истории, безусловно, говорили о  страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937, 38 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.

СООБЩЕНИЕУЧЕНИЦЫ:

 Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте «внутренних эмигрантов», объявленных партией изгоями, числится лишь в «попутчиках», но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд  «Усача» (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста.

Время страха за себя, за своих родных и близких  было для многих временем отчаяния и неверия в  справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе  воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация  многих произведений. Спустя годы появляются «Один День Ивана Денисовича» и «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына, «Софья Петровна» Лидии Чуковской, «Белые одежды» Дудинцева, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. Я хочу зачитать вам отрывок из романа  Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», который событийно перекликается с «Реквием» Ахматовой.  

( Читается отрывок из романа «Дети Арбата» - арест сына)

«Звонок, отчетливо прозвеневший в коридоре, сразу разбудил его. Был второй час ночи. Звонок повторился настойчиво и твердо. Саша вышел в коридор, снял цепочку.

- Кто?

- Из домоуправления.

Узнав голос дворника, Саша повернул ключ. В дверях стоял дворник, за ним незнакомый молодой человек в пальто и шапке и два красноармейца с малиновыми петлицами. Властно отстранив Сашу, молодой человек вошел в квартиру. Один красноармеец остался у дверей, другой прошел на кухню и встал у черного хода. Настороженно разглядывая Сашу, молодой человек протянул ему ордер на обыск и арест.

Мама сидела на кровати, сгорбившись, придерживая на груди белую ночную сорочку, седые волосы падали на лоб, на глаза, и она искоса, остановившимся взглядом смотрела на уполномоченного, вошедшего в комнату.

- Мама, не волнуйся… У меня обыск. Это недоразумение. Это выяснится.

 Уполномоченный велел открыть шкаф, вывернуть карманы пиджака, там оказалась записная книжка с адресами и телефонами… Все, что он счел подозрительным,  аккуратно сложил в папку. Обыск закончился.

- Собирайтесь.

Мама собирала Сашины вещи, руки ее дрожали.

- Сашенька, смотри,  что я  тебе положила,— дро жащими руками Софья Александровна раздвинула край узелка,— вот мыло, зубной порошок, щетка, полотенце...

Голос ее дрожал.

- Вот гребешок, вот... вот шарфик твой... шарфик...

Ее слова перешли в рыдания, она изнемогала, уми рала, перебирая эти вещи, вещи ее мальчика, которого отрывают от нее, уводят в тюрьму. Софья Александ ровна опустилась в кресло, рыдания сотрясали ее ма ленькое полное тело.

За одну ночь из красивой женщины Софья Александровна превратилась в седую старуху. Первое время ей казалось, если она предстанет перед теми, кто арестовал Сашу, их сердца дрогнут, ведь у них тоже есть матери. Потом увидела много таких матерей — их вид не трогал ничьих сердец. Они стояли в длинных очередях, и каждая боялась, что та доля сострадания, которая еще, быть может, теплится за глухими дверьми, достанется не ей, а той, кто пройдет в эту дверь раньше.

Ночью она не спала – на чем спит он? Не могла есть - что ест он, сгорбившись над тюремной миской, он, живое и дорогое ей существо, ее жизнь, ее кровь?

Окоченевшая, угнетенная сознанием своего бессилия, одинокая и страдающая, она возносила молитвы Богу, которого давно покинула, а сейчас молила, чтобы дух добра и милосердия, вездесущий и всепроникающий, смягчил сердца тех, кто будет решать Сашину судьбу.»

 

4. История создания «Реквиема»

Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце – все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался  «РЕКВИЕМ». Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы – любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в «Реквиеме» поэтом  скорби. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: « Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти». Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать «Реквием», записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: « «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В 1963 году поэма была опубликована за границей, и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

«Реквием» ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: «Да, пришлось этой изящной даме из  «Бродячей Собаки» испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину «окаянные дни». Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и  «насмешницей»… Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?»

5. Обоснование выбора названия поэмы

Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

- Что такое  «реквием»? (в католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: «Вечный покой даруй им, Господи»;  траурное полифоническое произведение).

- Что значит «полифоническое»? (многоголосное). Запомним,  мы еще вернемся к этому термину.

-Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»? (Амадей Моцарт)

-Каких композиторов, написавших «Реквием», вы знаете ещё?

 ( Верди, Берлиоз)

 Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта – «Лакримозу». Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.

                  ЗВУЧИТ МУЗЫКА

- Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? ( Это торжественная, грустная, скорбная музыка….)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения).

6. Чтение поэмы

Сейчас вы услышите голос самой Анны Ахматовой. Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.

        Звучит голос Ахматовой, читающий начало «Реквиема».

        (Включается видеозапись фильма «Реквием». На фоне кадров Петербурга звучит голос Ахматовой)

(учитель продолжает чтение)

7. Анализ произведения

Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Нетрудно подсчитать, что она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына.  Но ведь  предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.

- Как вы думаете, почему? ( Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы)

- Как бы вы определили тему поэмы? (Единение с народом  в страшные годы «ежовщины»,  материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти)

- Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? («Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».)

- «Вместо предисловия» написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?

   (Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его – это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)

- Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

   (Тюремные очереди, «опознал» вместо «узнал», разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)

 Термин «полифония» уже прозвучал на уроке. Полифония значит «многоголосие». Многоголосие  «Реквиема» Ахматовой буквально.

 - В чем явно прослеживается многоголосье? ( Во-первых, главы не выдержаны в едином размере, некоторые напоминают народные песни-причитания, некоторые – колыбельные. Разные оттенки душевных мучений отображены в различных по ритмике строках.)

Во-вторых,  лирическая героиня выступает в поэме в нескольких ипостасях, говорит разными голосами.

 ( на доске: )

             лирическая героиня  

           

 Автор   поэмы     Страдающая мать

- Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а где звучит голос автора.  ( В «Посвящении»  и «Эпилоге»  мы слышим голос автора, выполняющего взятое на себя обязательство рассказать о страшном времени, а в остальных главах звучит голос Ахматовой – матери, безумно страдающей за судьбу сына.)

Образ матери – центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава «Распятие». В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. К библейской тематике мы обращались не единожды, поэтому я попросила проанализировать главу и найти иллюстративный материал к ней одну из учениц.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Библия всегда являлась источником вдохновения для творческих людей. Писатели и поэты находили отражение своих идей, мыслей и чувств в великой книге.

Не раз к Библии обращалась и Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой «Requiem» чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме «Requiem» становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини- матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу - упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости. «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

Безмолвие матери на фоне «хора ангелов» и рыданий Магдалины, а также своеобразная оптическая изоляция (в её сторону «так никто взглянуть и не посмел») делают Мать центральной фигурой композиции. Евангельский первоисточник помогает Ахматовой описать то, что творилось в её душе и душах тысяч других матерей.

Горе - есть горе, оно одинаково и для небожителей и для простых смертных. Читая главу «Распятие», невольно вспоминаешь картины Рембрандта, Рубенса, Васнецова, Веронезе и многих других, обращавшихся к этой же теме.

На каждой из этих картин мы находим скорбную фигуру матери - она всегда рядом со страдающим сыном. На картине П. Веронезе мы видим лицо матери, склонившейся над своим сыном. Из ее глаз текут слёзы... Евангельский лик женщины на картине Васнецова «Плащаница» напоминает икону скорбящей матери.

Больше всего меня поразила картина Рембрандта «Снятие с креста». Рембрандт изобразил фигуру матери, лишившейся чувств, и, вопреки канонам, пишет её лицо, обезображенное страданием. Современные художники увлечены этой же тематикой. Очевидно, библейский сюжет вечен.

Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания.

 А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы – теме ПАМЯТИ. Для акмеистов, к которым принадлежали и Ахматова, и Гумилев, важнейшим этическим компонентом творчества являлась категория памяти.

-Для чего человеку нужна память? Я попросила подумать вас над этим дома. Ваши выводы? (ответы могут быть совершенно разноплановые)

- Память – это важнейшая категория человеческого разума… или души?

-  Почему для поэтессы так важно сохранить память о прошлом?

- Почему она, измученная горем, вначале зовет смерть, а когда  проваливается в небытие («уже безумие крылом души накрыло половину»), пугается? (она понимает, что ТАМ не будет НИЧЕГО, что ей не удастся сохранить в памяти самое дорогое и святое: «милую прохладу рук», «лип взволнованные тени»)

- В «Эпилоге» идет явная перекличка с «Памятником» Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: «...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». А где это -  «здесь»? (у тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)

Конечно, у любого, кто увидел бы предполагаемый памятник Ахматовой у тюремных стен, возник бы вопрос, почему он поставлен именно здесь? А ответом бы стал  «РЕКВИЕМ»

А ведь памятник, поставленный Ахматовой на Комаровском кладбище, примерно так и выглядит: кирпичная стена, а на -  ней барельеф Ахматовой.

 - В «Посвящении» Ахматова постоянно употребляет местоимение «МЫ» (покажите на примере). Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае «Я» обозначало бы только личное горе, а местоимением «МЫ» поэт подчеркивает общую боль и беду)

-Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (гиперболу: « гнутся горы, не течет великая река»; сравнения: «словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут»)

 

Читая знаменитые строки «Вступления», понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования.

- Каким же рисует она этот город сейчас? («ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград»)

-Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. Яркая метафора

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь

         требует расшифровки («звезды смерти», скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие, «черными марусями» называли машины (они же тюремные воронки), на которых увозили арестованных,  колоритный глагол «корчилась», по-видимому, означает мучительное несопротивление )

8. Выводы

Арестованный сын – боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

 Для них  соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов…

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

9. Домашнее задание.

Напишите творческую работу по теме: «Образ матери в поэме А.Ахматовой «РЕКВИЕМ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ. Урок истории в 9 классе

ТЕМА УРОКА:       ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ(Урок  истории в 9 классе) ЦЕЛИ: 1. Формирование  знаний о жизни и быте народов Казанской губернии....

Легенды, предания, исследования о марийском народе (Урок ИКН в 6 классе)

У марийского народа долгое время не было своей письменности. И его прошлое  можно узнать из записок иностранных и русских путешественников,из легенд и преданий.материал данного урока можно исполь...

я была тогда с моим народом

жизнь и творчество Анны Ахматовой...

Конспект урока литературы. А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс...

Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием" "Я была тогда с моим народом…" 11 класс

quot;Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием") в 11-м классе...