Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.
статья (краеведение) по теме
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Среди общих целей Концепции непрерывного образования важное место занимает воспитание человека нравственного. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает правильное становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.
Я пытаюсь решить задачу нравственно-патриотического воспитания средствами краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzina_n.g._uchitel-uchitelyu.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание школьников как путь духовного становления гражданского общества.
Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.
(Н.Г. Кузина – учитель истории, руководитель школьного музея
МОУ СОШ №7 им. Героя РФ полковника М.В. Ревенко)
Детство – каждодневное открытие мира,
и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки.
Д. С. Лихачев
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Среди общих целей Концепции непрерывного образования важное место занимает воспитание человека нравственного. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает правильное становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.
Я пытаюсь решить задачу нравственно-патриотического воспитания средствами краеведения.
Роль краеведения в этом огромна и неуклонно возрастает, особенно в последние годы. Краеведение лучше других отраслей знания способствует формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Направляющую роль в этом процессе играет школьный музей.
Я 8 лет работаю в школе № 7 им. Героя РФ полковника М.В. Ревенко и 7 лет являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея «Моя малая Родина». Он возник в 1976 году как результат краеведческой работы педагогов и учащихся школы
Сегодня «Моя малая Родина» – это комплексный краеведческий музей, насчитывающий более 450 подлинных экспонатов, связанных с историей края (с древних времён), историей Советского Союза, с судьбами людей, а также историей школы, её учителей и учеников, историей города.
Работа музея ведется по моей авторской программе дополнительного образования.
Основные направления работы школьного музея «Моя малая Родина»:
– Поисково-исследовательское (пополнение музейных фондов, работа по учёту, изучению и хранению музейных предметов, а также по оформлению экспозиций);
– Культурно-просветительское (оформление выставок, проведение тематических классных часов, уроков мужества, «круглых» столов, встреч с интересными людьми, интеллектуальных игр, экскурсий и многое другое);
– Работа с музейным активом и советом музея, школа юных экскурсоводов;
– Сотрудничество с внешкольными организациями
– Участие в городских областных всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях и т.п.
Ещё с начальных классов ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом. Учащиеся вместе с классным руководителем занимаются исследовательской деятельностью. В этом им помогают родители, старшеклассники. При реализации поставленной цели классному коллективу приходится обращаться в различные службы и организации города.
Краеведческая работа начинается с изучения истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности школьников являются видеофильмы, фотоальбомы, участие в научно-практических конференциях, городских, областных, всероссийских конкурсах. Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.
Группа ребят-краеведов занимается фондовой работой, в ходе которой продолжается исследование найденного материала. Ребята учатся систематизировать материал в экспозиции и видят плоды своего труда. Идет работа над созданием новых экскурсионных программ.
Традиционно проводится конкурс сочинений «Годы, опаленные войной», «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Материалы музея используются в учебно-воспитательном процессе в форме экскурсий, бесед, уроков, рефератов. На протяжении многих лет учащиеся школы активно участвуют в областных краеведческих конференциях, викторинах, являясь их победителями и призёрами.
Основные разделы школьного музея сегодня:
- «История родной школы». В прошлом году школа праздновала свой 50-летний юбилей, был собран богатейший краеведческий материал об учителях, выпускниках.
- Экспозиция «Советский период в истории нашей Родины». Есть уникальные экспонаты: флаги, денежные знаки, символика партии, комсомола, пионерии, листовки, транспаранты и т.д.
- «Никто не забыт, ничто не забыто» – экспозиция посвящена ВОВ - в ней уникальные экспонаты, собранные учащимися школы, материал о героях ВОВ, ветеранах, детях войны, оружие и т.д.
- Экспозиция «Герои Чеченской войны», материал экспозиции был собран при содействии организации «Боевое братство».
- «Афганистан в моей судьбе» - члены клуба воинов-интернационалистов «Красная звезда» оказали большую помощь в оформлении этой экспозиции.
- Этнографическая экспозиция «Казачий Дон».
- «Волгодонск в моей судьбе» – история города в людях
Благодатной почвой для привития патриотизма является то, что школа носит имя Героя РФ полковника М.В.Ревенко, выпускника, погибшего в 2000 году в Урус-Мартановском районе Чечни при защите села Комсомольского.
Михаилу Ревенко посвящена одна из экспозиции школьного музея.
Живы супруга, мама, дети героя. Они не раз были гостями школы.
Вот уже 5 лет я являюсь организатором экскурсий учеников, родителей в в полк ВВ Северо-Кавказского военного округа, последнее место службы Михаила Ревенко.
За три последних года учениками написаны 15 исследовательских работ по собранным краеведческим материалам. Работы стали победителями и призёрами городских, региональных, всероссийских конкурсов «Отечество», «Академии юных исследователей им. Жданова», «Познание и творчество». Исследовательские работы напечатаны в региональных и всероссийских сборниках.
Уникальный краеведческий материал, собранный учениками, лёг в основу создания документального фильма «Его звали Чапаев» о Герое России Ревенко. Фильм был показан в декабре 2012 года по всем центральным ТВ каналам. В титрах фильма отмечена работа школьных краеведов.
С опытом работы в краеведческой и исследовательской деятельности можно познакомиться на моей действующей странице сайта Прошкола.ру. Там вы увидите виртуальный школьный музей, разработки по данной теме, познакомитесь с тезисами исследовательских работ моих учеников.
Таким образом, можно сказать, что работа по краеведению открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Квалификационнная работа на категорию...
Нравственно – патриотическое воспитание средствами краеведения и музейной педагогики
Доводилось ли вам плыть на лодке в плохую погоду? Каковы были эти ощущения, когда холодный мокрый ветер дует навстречу, большие волны раскачивают вашу лодку?(пауза)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства.
Методическая разработка...
Патриотическое воспитание средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Патриотиче...
Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»...
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства
Данная работа яляется описанием педагогического опыта с презентацией(видеоматериалы)...