Патриотическое воспитание средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.
статья по краеведению
Развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_sredstvami_kraevedeniya.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Анастасия Алексеевна, учитель истории и обществознания; Кузнецова Надежда Александровна, педагог-организатор
Тема: Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ выделяет особое значение формированию у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Воспитание любви к Отечеству у школьников в образовательном процессе должно осуществляться через единство разнообразной познавательной, воспитательной и практической деятельности.
Именно краеведческая работа является эффективным средством формирования патриотического сознания и включения учащихся в общественную жизнь. Историческое краеведение – это элемент исторического образования, который обогащает обучающихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Для решения этой задачи необходимо обеспечить единство образования, воспитания и развития учащихся. Краеведческая деятельность, обладающая образовательными и воспитательными ресурсами, может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Через краеведение создаётся органическое единство интересов личности, общества и государства.
В нашей школе разработана программа «Я – Гражданин России».
Цель программы: создание условий для формирования активной гражданской позиции и патриотических чувств у обучающихся как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задачи программы:
- формирование гражданских и патриотических чувств у обучающихся;
- усиление акцента на изучении истории и культуры родного края;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- создание условий для сплочения ученического и педагогического коллективов через совместную деятельность;
- профилактика асоциального поведения.
Развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Программа «Я – Гражданин России» является уникальным ресурсом, которая позволяет сделать это эффективно. Изучая историю, дети осознают причастность своей «малой родины» к великой истории России. И только в этом случае они относятся с бережностью и любовью к истории своей Родины, сохраняют традиции своих предков, продолжают их развивать. Увлечение ребят краеведческой деятельностью, сказывается на воспитании гражданственности подрастающего поколения, поскольку один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. Благодаря включению в программу модуля по изучению региональной и локальной истории, которые изучаются на уроках истории, данная практика позволяет создать условия для достижения не только личностных результатов обучающимися, но и помогает им освоить универсальные учебные действия и межпредметные понятия.
Модель системы гражданско-патриотического воспитания школы:
Основные элементы патриотизма – это знания, ценности, качества, действия и позиция. Средства гражданско-патриотического образования и воспитания – это учебный процесс и воспитательный процесс.
В учебном процессе изучается история Красноярского края через внедрение региональной тематики в курс истории России. На уроках истории используются тематические метапредметные задачи-задания, построенные на основе учебных текстов в разных знаковых системах (исторические источники, тексты ученых-исследователей, тексты из учебных пособий по истории Красноярского края, публицистика, исторические карты, схемы, статистика, иллюстрации). К текстам составлены вопросы разного уровня сложности, направленные на формирование различных метапредметных (в первую очередь – познавательных) результатов и позволяющие включить учащихся в активную учебную деятельность. Задачи-задания используются на уроке, в качестве домашнего задания, индивидуальной проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательный процесс состоит из нескольких направлений (блоков). Каждый блок, помимо общих целей и задач представленной программы, предполагает реализацию частных, более мелких целей, но от того не менее значимых: «Моя семья», «Моя школа», «Мое село», «Связь поколений». Каждый тематический блок включает в себя разнообразные формы и методы работы со школьниками.
Исследовательская деятельность: «История образования школы в селе Большой Арбай», «Село Большой Арбай в истории развития Саянского района», «Моя семья в истории развития Саянского района», «Труженицы тыла», «Участие воинов сибиряков в освобождении города Белый», «Роль поисковых отрядов в восстановлении исторической памяти о солдатах Великой Отечественной войны». «Определение возраста озера в селе Большой Арбай». Социально-образовательный проект «История села: люди, достижения», «Героем можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов, направленных на благоустройство села: «Кто, если не мы?», «Остановка», «Двор моего детства». Разработка и реализация проектов, направленных на сохранение исторической памяти о жителях села: «Я помню! Я горжусь!», «Мои прадеды – герои», «Мы – наследники победы!», «Летопись родного села».
Участие в акциях и конкурсах: «Мой флаг! Мой герб!», «Великие люди великой победы», «Обелиск», «Бессмертный полк», «Парта Героя».
Проведение общешкольных мероприятий и классных часов, родительских собраний, направленных на патриотическое воспитание: «75 годовщина битвы под Москвой», «День неизвестного солдата», «День России», «Велопробег, посвященный Победе в Великой Отечественной войне».
Поисковая работа: участие в раскопках поисковых отрядов, акция «Память» (благоустройство памятника воинам Великой Отечественной войны, уход за могилами участников Великой Отечественной войны).
Тематические метапредметные задачи-задания направлены на формирование читательской грамотности учащихся. Каждая практическая задача, используемая на уроках истории для изучения региональной истории, заканчивается заданием, направленным на организацию проектно - исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами и исследованиями, начатая на уроке на основе материалов по региональной истории, переходит во внеурочное пространство, становится основой для изменения деятельности как учащихся, так и учителей. Проектная и исследовательская работа изменяет и образовательное пространство школы – становится основой для организации школьных музеев, выставок, социальных проектов.
Краеведческая деятельность позволяет сформировать у обучающихся ключевые образовательные компетенции, перечень которых был определен А.В. Хуторским (творческие компетенции, ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативные компетенции, учебно-познавательные компетенции, основы конкретно-профессиональных компетенций, социально-трудовые компетенции, информационные компетенции.
Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания школьников средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности – это удовлетворенность учащихся совместной деятельностью, их активность в мероприятиях патриотической направленности, результативность участия в соревнованиях, конкурсах, награды.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Результатом воспитания является личность ученика.
Для проверки эффективности программы «Я – Гражданин России» мы используем методику исследования ценностных ориентаций Степанова П.В., Григорьева Д.В., Кулешова И.В. Авторы предлагают в качестве результата воспитания рассматривать личностный рост ребенка. Методика предназначена для изучения уровня развития ценностных ориентаций подростков и юношей. Позволяет оценить: характер отношений школьника к семье; характер отношений школьника к Отечеству; характер отношений школьника к Земле (природе); характер отношений школьника к труду; характер отношений школьника к культуре; характер отношений школьника к знаниям; характер отношений школьника к человеку как «иному», как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры; характер отношений школьника к своему телесному я.
Сформированность социальных компетенций позволяет оценить методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся».
Личностные результаты также отражены в «Портфолио» учащихся.
Для оценки метапредметных результатов можно использовать методику авторского коллектива под руководством Г.С.Ковалёвой, которая позволяет оценить уровень читательской грамотности учащихся в соответствии с требованиями исследования PISA.
Опыт работы представлен на сайте МКОУ Большеарбайская СОШ http://soharbai.ucoz.com/index/patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_sredstvami_kraevedenija_v_urochnoj_i_vneurochnoj_dejatelnosti/0-131
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и р...
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности
В докладе обощается пятилетний опыт работы духовно - нравственного клуба "Лад", занятий по ОПК. Также указана интеграция занятий по ОПК с уроками литераты. Опыт работы подтверждён результат...
Нравственно – патриотическое воспитание средствами краеведения и музейной педагогики
Доводилось ли вам плыть на лодке в плохую погоду? Каковы были эти ощущения, когда холодный мокрый ветер дует навстречу, большие волны раскачивают вашу лодку?(пауза)...
Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...
«Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Доклад на тему «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»...
Использование материалов исторического краеведения в урочной и внеурочной деятельности
патриотическое воспитание средствами краеведения...
Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры АлександровныВоспитание патриотизма – это неустанная работа по создани...