"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
методическая разработка по музыке на тему
Квалификационнная работа на категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikatsionnaya_rabota_na_kategoriyu.docx | 32.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА КАТЕГОРИЮ
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки
Заключение
Литература
Введение
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра".
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастья для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно - патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Глава 1. Теоретическая часть.
Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.
Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю.Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”).
Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери), концертными выступлениями перед женщинами-ветеранами в ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения г. Вологды.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Диапазон объектов, с которыми я знакомлю дошкольников в рамках своего направления, очень обширен: это и кукольный театр “Теремок” (работа с театральным абонементом), это Детский Музыкальный Театр, Областная филармония им. В. Гаврилина (работа с концертным абонементом), это и сотрудничество с ДМШ №5. Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. Именно поэтому в преддверии празднования юбилея нашего города мною были написаны и проведены циклы занятий для подготовительной группы, посвященные творчеству не только вологодских музыкантов, но и поэтов. Сценарии занятий составлены полностью на стихах и песнях вологодских авторов. Также для детей старшей группы было проведено развлечение “Путешествие в Чудетство”, посвященное творчеству вологодских музыкантов. В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени” с выездом на природу. Этого праздника ждут с нетерпением не только дети, но и все педагоги. Ежегодно в любую погоду мы совершаем эту выездную прогулку, и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны лесопарка, жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой.
Мы приходим туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения в лесу. Придя на опушку леса, обязательно здороваемся: “Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!”. Уходя, говорим: “Спасибо!”Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. На последующих зимних и весенних праздниках ребята так же проявляют себя в мире музыки и художественного слова (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т.д.).
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. С тематическим концертом, посвященным “Дню Победы”, наши воспитанники неоднократно приглашались в ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения г. Вологды, где их очень тепло приветствовали ветераны и работники центра. А в рамках празднования 60-й годовщины Великой Победы, ребята после праздничного концерта, организованного для ветеранов, были приглашены на совместное чаепитие с ветеранами и тружениками тыла, где имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Итак, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в жизни.
.
В работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры использую материалы "Программы эстетического воспитания" /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/, учебно-методические рекомендации Программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" /авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/, музыкально-литературные разработки журнала "Музыкальная палитра" и др.
Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Например, при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, учу преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. В систему такого вокального воспитания включаю развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Основой нового репертуара, предназначенного для обучения ребят, являются произведения детского музыкального фольклора, которые они хорошо знакомы детям.
В рамках реализации обозначенной цели по приобщению детей к истокам русской народной культуры также планируется проведение музыкальных досугов для детей - русских ярмарок, театрализованных представлений; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для музыкальных занятий (репертуар музыкальных произведений, декорации для театрализованных действий и т.д.).
Заключение
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - говорит Д.С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
Одним из направлений работы музыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.
Литература
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр.14
Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992
Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998
Науменко Г.М. От зимы до осени. - М., 1979
Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999
Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999
Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998
Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. - М., 2002
Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников - средствами физической культуры.
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника. Патриотиче...
Развитие дошкольника средствами музыки
Уважаемые Родители!А знаете ли вы, что влияние музыки во время внутреутробного развития уже доказано научно? Задумывались ли вы, что окружающие звуки могут не просто влиять на д...
Развитие дошкольника средствами музыки
Уважаемые Родители!А знаете ли вы, что влияние музыки во время внутреутробного развития уже доказано научно? Задумывались ли вы, что окружающие звуки могут не просто влиять на д...
"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"
"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"...
"Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки"
"Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки"...
«Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»
laquo;Развитие нравственно – патриотических качеств личности дошкольника с ТНР»...
Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»...