Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства
материал
Данная работа яляется описанием педагогического опыта с презентацией(видеоматериалы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
г. Хабаровска «Центр эстетического воспитания детей»
Описание педагогического опыта
«Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства»
Концертмейстер :
Щетинина Елена Алексеевна
Хабаровск
2023
На сегодняшний день воспитание патриотизма у подрастающего поколения является актуальной задачей. Система Российского образования требует формирования у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. «Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «отечество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Но что скрывается за словом «патриотизм» и какова роль данного понятия в жизни современного человека? Любовь к своей стране и способность подчинить свои частные интересы интересам Отечества. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране и родному народу, к состоянию и сохранению отечественной культуры, архитектурного богатства и экологии. От уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека.
С самого раннего возраста чувство патриотизма у ребёнка должно формироваться и развиваться родителями, и в дальнейшем воспитываться в учебных заведениях. Задача каждого педагога - объяснить учащимся важнейшие правила человеческой жизни: почему мы должны беречь
природу, памятники истории и культуры государства, относиться друг к другу гуманно. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Уникальными возможностями нравственно -патриотического воспитания детей обладает система дополнительного образования, особенно художественно-эстетическая направленность, в системе которой я работаю уже достаточно долго концертмейстером . За время работы я убедилась, что обучение музыкальному искусству может стать и становится условием и средством развития и воспитания патриотических чувств детей в том случае, если эта деятельность осуществляется через эмоционально –чувственное восприятие , содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Искусство как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». Искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности.
В нашей работе мы знакомим детей с произведениями русских и советских композиторов различных жанров и эпох, таких как М.Глинка, П.Чайковский, Д. Шостакович, М.Мусоргский, С. Рахманинов и многими другими, наряду со знакомством с произведениями зарубежных композиторов. Ребята исполняют не только вокальные, но и инстру-ментальные произведения, на различных музыкальных инструментах
(фортепиано, флейта, саксофон, ударные, гитара, ксилофон). Важным моментом в работе я считаю то, что педагоги сами выступают на сцене как исполнители – принимают участие в праздниках и концертах, являясь примером подражания для своих учеников.
Итогом работы становится выступление на сцене – концерты, праздники, различные мероприятия, такие как 23 февраля, 9 мая, День города , День защиты детей , концерты класса, студии.
Ниже привожу ссылки на видео с концертов и массовых мероприятий, где принимают участие учащиеся и педагоги музыкальной студии:
https://cloud.mail.ru/public/9J8K/4sZBfjEoa - отчетный концерт музыкальной студии
https://cloud.mail.ru/public/zjhY/P5V79PQ6y - отчетный концерт музыкальной студии
https://cloud.mail.ru/public/xYtS/3Yzxb5zHC - День города
https://cloud.mail.ru/public/L34j/kJkEhbYKb -концерт , посвященный окончанию второй мировой войны
https://cloud.mail.ru/public/S7wK/FnmbaTfXr - концерт, посвященный 9 мая
https://cloud.mail.ru/public/bHg5/BCLxRnaBN - День защитника Отечества
https://cloud.mail.ru/public/FDgb/h31QcQiaW - Концерт 23 февраля
https://cloud.mail.ru/public/v3Cc/wsPnF7Waz - Новогодний концерт
https://cloud.mail.ru/public/9ffs/K16PrguhY - Новогодний концерт
https://cloud.mail.ru/public/bJyH/3kYL1HNUr
Говоря о музыкальном искусстве, следует отметить то, что в любом музыкальном произведении в лаконичной форме может выражаться общие для миллионов людей мысли идеи и чувства. Воплощая эти идеи и мысли в музыке и тексте, песня заставляет нас слиться с героем, пережить его горе или разделить радость. Поэтому знакомство подрастающего поколения с хорошей песней равносильно знакомству с хорошим человеком, истинным патриотом, для которого благо народа и Родины - основная цель жизни. В массовости, в слиянии достижений народного и профессионального искусства, в сплаве идейности и мастерства, глубины и простоты - сила лучших русских классических и советских песен и произведений.
Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на занятиях дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка , раскрытию творческих способностей.. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие толерантности у обучающихся средствами музыкального искусства
Выступление на региональной научно-практической конференции«Формирование толерантности в условиях целостного педагогического процесса: проблемы и перспективы»Ни для кого не является секретом, что наше...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-332235-1455965484.jpg)
Влияние средств музыкального искусства на формирование представлений
Влияние средств музыкального искусства на формирование представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-384317-1389892240.jpg)
Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства
Материал посвящён исследованию эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Это научный проект, который включает в себя вопросы теоретического и практического характера.Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387140-1390314260.jpg)
"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"
Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....
Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.
Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-72366-1488387319.jpg)
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства
Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-379230-1588002503.jpg)
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...