программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме
Рабочая программа по краеведению для 9 класса. По учебнику "История Тверского края" Авт. Воробьев В.М. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабоч по краеведениюая программа | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 1 г. Зубцов
Утверждаю директор школы _________________________ « » ___________2012г. | Согласовано Зам директора по УВР _________________________ « »______________2012г. | Рассмотрено на заседании ОМО Протокол №___ « »_______________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по историческому краеведению
( 9 класс)
Разработала учитель Индеева Валентина Игоревна
Структура документа
Программа включает разделы:
- пояснительная записка;
- содержание программыс распределением курса по разделам,
виды и формы контроля
- основное содержание с распределением курса по темам;требования к уровню подготовки ;виды и формы контроля, контроль уровня обучения;
- критерии оценки знаний учащихся;
- литература для учителя и обучающихся, средства обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем , дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При составлении рабочей программы был учтены рекомендации ведущего специалиста ТОИУУ Савиновой О.В, региональны базисный учебный план.. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Данная модель предполагает изучение истории Тверского края, начиная с вопроса его заселения в первобытную эпоху и до н. 21 в. века.
Особенностью современного этапа изучения курса краеведения является то, что подходы к организации его изучения, а также аспекты (составляющие части) его содержания, определены Федеральным БУПом 2004 г. Согласно Базисному учебному плану 2004 года и разработанному на его основе Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Тверской области (2006 г.), реализующих программы общего образования курс исторического краеведения, (исходя из регионального компонента образовательного стандарта) изучается 9 классе . Курс рассчитан на 34 часа( 1 час в неделю)
Согласно данной модели часть краеведческого курса (от первобытности до н. 21 века) изучается в качестве самостоятельного курса.
Цели и задачи курса
- Способствовать духовному становлению личности, приобщая учащихся к историко-культурному наследию родного края.
- Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.
- Расширить представления учащихся об истории в целом и региональной и локальной истории в частности
- Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности.
- Обогатить знания учащихся по различным аспектам истории края /политическому, социально-экономическому, культурологическому/.
- Оказать влияние на развитие патриотизма учащихся: уважение к своим корням, своей малой родине.
- Повлиять на процесс социализации личности учащихся, формируя ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям.
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся посредством исследовательской и преобразующей деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ТВЕРСКОГО КРАЯ» ( учебник В.М.Воробьев и др.)
№ п/п | № урока раздела | Тема урока | Материал учебника | Тип урока | Элементы содержания | Знания, умения, навыки | Вид контроля | Дата проведения | |
План | факт | ||||||||
1 | 1 | Введение. Тверская область- Великий водораздел трех морей. | С 5-11 | Вводный урок | ,Верхневолжье, Тверской край, Великий водораздел трех морей. | Знать: Великий водораздел –один из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Уметь: определять географическое положение Тверской области в современных ее границах на карте России, называть и показывать соседние территории. | |||
Устные ответы | |||||||||
Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. (1ч) | |||||||||
2 | 1 | Тверской край в первобытную эпоху | П 1-4 | Изучение нового материала | Первоначальное заселение Тверского края, этапы, стоянки палеолита и мезолита, Тверской край в эпоху неолита, бронзовом и раннем железном веках | Знать: этапы заселения человеком территории Тверского края, особенности археологических культур. Уметь: определять на карте Тверской области памятники первобытного периода | Устные ответы, работа с картой | ||
|
|
| . |
| |||||
Тема 2. Тверской край до н. XVI в. (6ч) | |||||||||
3 | 1 | Образование тверского княжества. Княжение Михаила Ярославича. | П 7-8 | Комб урок | Трагические события монголо-татарского нашествия, усиление давления литовских княжеств на западнорусские территории, выделение Твери в самостоятельное княжество. Михаил Ярославич – государственный деятель, гибель Тверского князя. | Знать: историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей, подвига Тверского князя Михаила Ярославича. Уметь: показывать на исторической карте места основных событий этого периода. | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | ||
4 | 2 | Тверские земли при преемниках Михаила Ярославича. Тверское княжество во второй половине Х1У века | П 9-10 | Комб. урок | Союзники Твери- великое княжество Литовское, князь Дмитрий «Грозные очи», князь Александр Михайлович, события 1327 года в Твери.Князь Константин Михайлович, князь Василий Михайлович, споры за престол внутри княжеской семьи. | Знать: исторические особенности борьбы за власть между Москвой и Тверью, осторожная политика мирного сосуществования к концу 14 века. Уметь: показывать на исторической карте места основных событий этого периода. | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | ||
5 | 3 | Тверской край в ХУ веке. Последний век самостоятельности. | П 12 | Комб. урок | Тверь- одно из сильнейших русских княжеств. Освобождение Руси от монголо-татарского ига Потеря самостоятельности (1485г) | Знать: исторические особенности этого периода : время благополучия тверского княжества, период активного строительства в Твери, расширения международных связей. Уметь: выявлять причины потери самостоятельности и подчинения Москве. | Составление вопросов по теме | ||
6 | 4 | Историческая география Тверских земель в удельный период. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. | П 13-14,15 | Комб урок | Территория Тверского княжества и его границы с сопредельными государствами Руси. Упоминание в летописи о городах Тверь, Кашин, Зубцов, Старица, Клин, Холм, Микулин, Кснятин, Белый Городок Развитие торговли и путешествие тверского купца Афанасия Никитина. | Знать:особенности формирования тверского княжества в удельный период. Уметь: на основе дополнительной справочной литературы составить сообщение о записках тверского купца А. Никитина,как памятника русской литературы. | Работа с картой Характеристика городов | ||
7 | 5 | Культура Тверского края в Х111 –начале ХУ1 в. | П 11, 16-17 | Урок-экскурсия | Новые центры культуры Руси Тверь, Москва, Нижний Новгород. Летописание в Твери, строительство храмов, тверская школа иконописи, литературные произведения ХУ в. | Знать: особенности культуры Тверского княжества, связь с крупнейшими центрами православия ( Византией, Грецией) Уметь: составлять описание памятников тверской культуры данного периода. | Составление виртуальной экскурсии | ||
8 | 6 | Повторение и обобщение по теме « Великое княжество» | Урок контроля | Тверской край до н. 16 в. | Знать основные события, личности изученного периода. Уметь характеризовать период. | Письменная контр. работа | |||
Тема 3. Тверские земли в XVI – XVII веках (7ч) | |||||||||
9 | 1 | Тверские земли в первой половине ХУ1 в . | П 18-19 | Изучение нового материала | Рост числа жителей Тверского края , основные виды хозяйства: земледелие, ремесленная специализация, торговля.; Волжский водный путь. | Знать: Перспективы экономического и культурного развития Тверского края в составе укрепляющегося Русского государства. Уметь: называть причины размывания старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства . | Вопросы к тексту | ||
10 | 2 | Старицкий удел и его судьба. Тверской край в годы ливонской войны и опричнины. | П 20-21 | Комб. урок | Старицкий удел и его князья Поход Ивана 1У на Новгород. Беды Тверской земли во время Ливонской войны и опричнины. | Знать: История Старицкого удела важный эпизод русской государственной и общественной жизни, кризис хозяйства и социальной жизни во время Ливонской войны и опричнины. Уметь: объяснить причину противостояния центральной власти и старицких князей. | Составление плана | ||
11 | 3 | « Лихолетье» | П 22-23 | Комб урок | Восстановление разрушенного войной и опричниной хозяйства, крестьянские бунты периода « смутного времени», поляки и Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и «литовское нашествие», народное ополчение. | Знать: причины, ход, основные этапы ,итоги Смутного времени на Тверской земле, роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса. Уметь: Называть даты основных этапов Смутного времени, описывать события этого периода на тверских землях. | Фронтальный опрос | ||
12 | 4 | Расселение карел на Верхней Волге. | П 24 | Изучение нового материала | Гонения на православных карел, резкое увеличение налогов. Бегство карел из их исконных земель во внутренние территории. Сохранение национальной культуры. Основная территория проживания Лихославский, Рамешковский, Максатихинский, Спировский районы, территория в Зубцовском районе. | Знать: причины переселения карел во внутренние территории и значение этого процесса для обезлюдевших тверских земель. Уметь: описывать особенности быта и занятия карел , взаимоотношения с русским населением. Показывать на карте места расселения карел. | Работа с картой, устные ответы | ||
13 | 5 | Хозяйственное развитие тверского края в ХУ11 в | П 25-26 | Изучение нового материала | Восполнение населения за счет переселения из западных районов. Виды земледелия: вотчинно- поместное, церковное и государственное .Виды феодальных повинностей: барщина, натуральный и денежный оброк. Ремесло и торговля. | Знать: развитию тверского края в 17 столетии способствовали рост населения, хозяйственная специализация земель, новшества в хлебо пашестве, произвоство ремесленных товаров на широкую продажу и успехи в торговле. Уметь: характеризовать новые черты в экономике России и специализацию хозяйства тверских земель | Отвечать на вопросы по теме | ||
14 | 6 | Культура Тверского края в конце ХУ1 –ХУ11 в. | П 27-28 | Урок-экскурсия | Устное народное творчество, местные особенности великорусского языка. Произведения литературы: «Калязинская челобитная», «Повесть о Тверском Отроче монастыре», , «Повесть об осаде Торопца». Тверская школа иконописи, Тверская архитектура. Монастырь на о.Столбный , «тверские Кижи», « Белая Троица» в Твери. | Знать: характерные черты развития духовной жизни на Тверской земле в конце 16-17 веке. Уметь: составлять описание памятников тверской культуры данного периода. | Составление виртуальной экскурсии | ||
15 | 7 | Повторение и обобщение по теме « В составе московского государства» | Урок контроля знаний | Тверские земли в 165-17 в. | Знать хронологию, личностй, произведения культуры. Уметь давать характеристику периоду | Контрольная работа | |||
Тема 4. Тверские земли в XVIII веке (4 часа) | |||||||||
16 | 1 | Тверские земли при Петре 1.Вышневолоцкая водная система. | П 29-30 | Комб.урок | Тверской край в составе Ингерманландской и Смоленской губерний. Образование Тверской провинции Петербургской губернии. Экономический подъем края. Развитие ремесел, промыслов Торговые связи Тверского края. Вышневолоцкая водная система. | Знать: влияние реформ Петра 1 и Северной войны на экономическое и социальное развитие края. Уметь: называть причины строительства Вышневолоцкой водной системы, дальнейшей реконструкции и условия ее эксплуатации. | Работа с картой, устные ответы | ||
17 | 2 | Развитие Тверского края в 30-80 г. 18 века. Образование Тверского наместничества и губернии. | П 31-32, 33 | Комб. урок | Территория и население. Развитие земледелия. Положение крестьян тверского края: категории, занятия, повинности. Развитие ремесел и промыслов. Появление мануфактур. Рост числа городов и их специализация .Ярмарки края ( Крещенская в Весьегонске, сентябрьская в Торжке) | Знать: место Тверского края во всероссийском рынке, ход административной реформы Екатерины 11 на территории края. Уметь: объяснить причины получения Тверской губернии статуса самостоятельного административного образования. | Работа с картой, устные ответы | ||
18 19 | 3 4 | Культура Тверского края в 18 веке. Повторение и обобщение по теме «Тверские земли в XVIII веке» Тема 5. Тверские земли в начале XIX века.(3 часа) | П 34-35 | Урок изучения нового материала Урок контроля знаний | Развитие образования. Вклад Тверского края в развитие просвещения, науки, военного дела. Д. Карманов, Т.Волосков, Л.Сабакин, П Суворов, И.Третьяков, Д.Ильин. Расцвет архитектуры, Церковное и гражданское зодчество. Усадебное строительство. М.Казаков. Н. Львов С. Чевакинский. Живопись. Живописные династии Осташкова .М. Колокольников. Е.Камеженков- академик живописи. Тверские земли в 18 в. | Знать: характерные черты развития духовной жизни на Тверской земле в 18 веке. Уметь: составлять описание памятников тверской культуры в данного периода. Знать основные события, личности, уметь давать характеристику. | Составление таблицы тест | ||
20 | 1 | Тверские земли в начале 19 века.Тверская губерния в Отечественной войне 1812г. | П 36,37 | Комб. урок | Тверь-центр наместничества в составе Тверской, Новгородской, Ярославской губерний. Оживление общественной жизни в Твери. « Малый двор» Г.Ольденбургского. О.Кипренский и Н. Карамзин в Твери. К.Росси главный архитектор Тверской губернии. Отечественная война 1812 года. Ополчение и егерьский батальон. Отряд Е.Суворова. Поставки провианта и фуража для армии. Тверские части в заграничном походе русской армии. | Знать:особенности экономического и культурного подъема края в начале 19 века. Участие населения Тверского края в Отечественной войне 1812г. Уметь: с использованием справочной литературы составлять сообщения о героях войны 1812 года- уроженцах Тверского края. | Фронтальный опрос | ||
21 | 2 | Тверская провинциальная культура в первой половине 19 века. | П 38 | Повторение и актуализация знаний | Первый городской театр, библиотека в г.Осташкове. Газета «Тверские губернские ведомости». Дворянские усадьбы- центры культурной жизни. Усадьбы Бакуниных, Полторацких, Вульфов, Рачинских, Озеровых. Выдающиеся деятели культуры края: А.Измайлов, Ф.Глинка, И.Лажечников, А.Куницын, А.Венецианов и его школа, Н.Уткин, М.Воробьев Губернский архитектор И.Львов. Первые русские фольклористы И.Сахаров, А.Афанасьев, П. Киреевский на Тверской земле | Знать: характерные черты развития духовной жизни на Тверской земле в первой половине 19 века. Уметь: составлять описание памятников тверской культуры данного периода, с использованием справочной литературы составлять сообщения о выдающихся деятелях культуры края. | Составление викторины | ||
22 | 3 | Хозяйство Тверского края в 20-50 г. 19 века. | П 39 | Комб. урок | Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт | Знать: особенности развития хозяйства тверского края в первой половине 19 века. Уметь: используя справочную литературу дать характеристику численности и составу населения в данный период. | тест | ||
Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. (3 часа) | |||||||||
23 | 1 | Крестьянская реформа в Тверской губернии. Тверская деревня после реформы. | П 40-41,42, | Комб. урок | Численность и положение крестьян накануне реформы, Проект улучшения быта крестьян. А.Унковский. Радикальный проект отмены крепостного права Протест тверских мировых посредников. | Знать: особенности осуществления крестьянской реформы в губернии и ее результат Уметь: анализировать ход реформы в губернии на основе исторических источников. | Сообщения, устные ответы | ||
24 | 2 | Развитие капиталистической промышленности в губернии. Земская реформа. | П 43-44 | Повторение и актуализация знаний | Капиталистическая промышленность в губернии.Рождественская и Тверская мануфактуры. Фабриканты Морозовы, Рябушинский, Прохоров. Фарфоро-фаянсовое производство. Фабрикант Кузнецов. Мелкие предприятия: кожевенные, солодовые, крупяные, винокуренные и лесопильные. Земская реформа в губернии. Деятельность земств в крае. Земские деятели. П.Максимович. | Знать: характерные черты развития капиталистического производства в Тверской губернии, ход земской реформы в крае. Уметь:называть причины введения земских учреждений в России, с использованием справочной литературы составлять сообщения о выдающихся политических деятелях края. | Составление плана | ||
25 | 3 | Культура Тверского края во второй половине 19-начале20 века. | П 45-46 | Урок-экскурсия | Просвещение. Развитие образования в крае. Типы учебных заведений. Школа Рачинского. Создание музея, деятельность ТУАК, Литература. Тверской край в жизни и творчестве М.Салтыкова-Щедрина, А.Островского, Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова, А.Ахматовой, Н.Гумилева, В.Шишкова и др.,крестьянский поэт С.Дрожжин. Театр, Музыка. Д.Леонова, Е.Лавровская. В,Андреев, Т.Филиппов. Архитектура. .Живопись. И.Левитан, Г.Сорока, П.Чистяков, И.Шишкин,С.Серов,Н.Богданов-Бельский. Академическая дача. Скульптура. Народная культура. | Знать: характерные черты развития духовной жизни на Тверской земле во второй половине 19 – начале 20 века. Уметь: составлять описание памятников тверской культуры данного периода, с использованием справочной литературы составлять сообщения о выдающихся деятелях культуры края. | Составление экскурсии | ||
26 | 1 | Тема 7. Тверская губерния с начала ХХ века по 1917 год.(2ч) Экономика губернии на рубеже веков. Рабочее движение.События 1905-1907 г. в губернии | П 47,48. | Комб. урок | Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Рабочее движение в начале ХХ века. Положение рабочих Тверской губернии. Стачки, забастовки, деятельность рабочих кружков.События 1905-1907 годов на территории края. | Знать: экономическое и социальное положение вТверской губернии на рубеже веков. Уметь: называть причины и методы борьбы рабочих за улучшение своего положения. | Фронтальный опрос | ||
27 | 2 | Тверская губерния между революциями. Тверская губерния в 1917 г. | П 49, 50-51. | Комб. урок | Деятельность партий в Тверском крае: кадетов, социал-демократов, эсеров, черносотенцев. События в губернии между революциями. Первая мировая война и экономика края. Этапы революции 1917г.События и деятели Установление Советской власти.. | Знать: Влияние первой мировой войны на экономическое и социальное развитие края. Уметь: описывать события в губернии на на различных этапах между революциями и в период революции 1917г. | Устные ответы, сообщения | ||
Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах.(4 часа) | |||||||||
28 29 | 1 2 | Тверская губерния в годы гражданской войны Социально-экономическая и политическая жизнь края в 20-30-е годы ХХ века. КУЛЬТУРА Тверского края в 20-30-е гг. | П 52,53-54 П.55 | Комб. урок Комб. урок | События гражданской войны на территории края. Экономический и политический кризис после окончания гражданской войны. Тверской край в годы НЭПа Индустриализация и коллективизация в крае. Массовые репрессии. Экономика накануне войны. Развитие образования. Осуществление культурной политики советской власти в нашем крае | Знать: политическое и социально-экономическое положение в Тверском крае в 20-30-е годы ХХ века. Уметь: анализировать социально-экономическое положение в крае на основе исторических источников. Знать достижения в развитии культуры края. Изучить историю Зубцовского библиотечного техникума. | Фронтальный опрос Составление таблицы | ||
30-31 | 3-4 | Калининская область в годы Великой Отечественной войны. Тема 9. Тверской край во второй половине ХХ – начале XXI века(3 часа) | П 56 | Комб урок Урок контроля знаний | Военные действия на территории края, массовый героизм, партизанское движение, Уроженцы края –герои войны. Память потомков. | Знать: ход военных действий на территории Калининской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. Уметь: называть даты основных событий Великой Отечественной войны на территории Калининской области. С использованием справочной литературы составлять сообщения о героях войны – уроженцах Калининской области. | Фронтальный опрос тестирование | ||
32 | 1 | Калининская область в послевоенный период | П 57 | Комб. урок | Урон, нанесенный войной. Восстановление разрушенного хозяйства. Калининская область в период апогея сталинизма. Период хрущевской « оттепели» и реформ. Годы «застоя» | Знать: социально-экономическое положение в послевоенный период, восстановление разрушенного хозяйства., последующие реформы и их значение для экономики области. Уметь: называть особенности социально-экономической жизни в области в определенные исторические периоды. | Фронтальный опрос | ||
33 | 2 | Культура Тверского края в 1920-1930-е гг. Культурная жизнь Калининской области в послевоенный период | П 55, 58 | Комб. урок | Развитие образования. Культурная политика советской власти в нашем крае: противоречия, достижения и потери. Культурная жизнь в области в 1946-1985г. | Знать: характерные черты развития духовной жизни на Тверской земле в 20 -30 г. 20 века и послевоенный период. Уметь: составлять описание памятников тверской культуры данного периода, с использованием справочной литературы составлять сообщения о выдающихся деятелях культуры края. | сообщения | ||
34 | 3 | Тверская область в начале ХХ1 века | П 59 | Комб. урок | Политическая, экономическая, социальная и культурная история края в годы перестройки и постперестроечный период. | Знать: характерные черты политической, экономической, социальной и культурной истории области в годы перестройки постперестроечный период Уметь: называть даты и основные события в жизни области в данные исторические периоды | Устные ответы, сообщения |
основное содержание
с распределением курса по разделам
№ | Раздел | Количество часов | К/р* | |
1 2 | Введение. Тверская область- Великий водораздел трех морей Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху | 1 1 | ||
3 | Тема 2. Тверской край до н. XVI в. | 6 | презентации | 1 |
4 | Тема 3. Тверские земли в XVI – XVII веках | 7 | составление экскурсии | 1 |
5 | Тема 4. Тверские земли в XVIII веке | 4 | тест | |
6 | Тема 5. Тверские земли в начале XIX века. | 3 | тест | |
7 | Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. | 3 | викторина | |
8 | Тема 7. Тверская губерния с начала ХХ века по 1917 год. | 2 |
| |
9 10 | Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах. Тема 9. Тверской край во второй половине ХХ – начале XXI века | 4 3 | тест |
Содержание программы
Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. Этапы. Стоянки эпохи палеолита и мезолита. Тверской край в эпоху неолита. Великий водораздел – один из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Льяловская культура. Раскопки поселения у д. Языково. География неолитических раскопок в Тверском крае. Стоянки Верхнего Подвинья, их связь с Юго-Восточной Прибалтикой. Проникновение финнов на территорию Верхневолжья. Волосовская культура. Тверской край в бронзовом и раннем железном веке. Изменение природно-климатических условий. Фатьяновская культура. Культура текстильной керамики. Дьяковская и Днепро-Двинская культуры. (1 час).
Тема 2. Тверской край до н. XVI в. Понятия Тверская область, Тверской край, Тверская земля. Тверская область – великий водораздел трех морей.. Монголо-татарское нашествие на территорию края. Оборона Твери и Торжка. Опустошение края. Битва на р. Сить. Выделение Тверского княжества в самостоятельное, из состава Переяславльского. Княжение Михаила Ярославича и его преемников. Отношения с Москвой и Новгородом, мученическая смерть в Орде. Тверские земли при приемниках Михаила Ярославича. Дмитрий «Грозные Очи», Александр Михайлович. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Тверское княжество во второй половине XIV в. Территория, экономическое развитие. Михаил Александрович Тверской и его борьба с Дмитрием Ивановичем Московским. Последний век самостоятельности. Тверской край в XV в. Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация независимости Тверского княжества (1485 г.). Историческая география Тверских земель в удельный период. Территория Тверского княжества. Города. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII – начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV – начале XVI в. Литература. «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». (6 часов)
Тема 3. Тверские земли в XVI – XVII веках. Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI – XVII вв. Развитие земледелия и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVI в. Тверь, Торжок, Старица, Ржев, Зубцов, Городецк, Торопец. Старицкий удел и его судьба. История удела и старицких князей. Трагическая судьба Владимира Андреевича Старицкого и его семьи. Ликвидация удела. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Начало опричнины. Заточение митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Поход Ивана IV на Новгород в 1569 г. через Тверские земли. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. Старица в годы Ливонской войны – ставка Ивана Грозного. Тверская земля в к. XVI – н. XVII вв. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Народные волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия II. Сопротивление захватчикам. Борьба Скопина -Шуйского с захватчиками на территории Тверского края. Урон, нанесенный краю смутой. Расселение карел на Верхней Волге. Причины, осуществление и значимость расселения. Помощь властей. Карелы в Верхневолжье. Экономическое развитие Тверского края в XVII в. Развитие основных видов феодального землевладения. Рост населения. Новшества в хлебопашестве и крестьянских повинностях. Развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Участие Тверского края во всероссийской и внешней торговле. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв. Развитие научных знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина_- Шуйского, грамоты Ивана Болотникова/ – отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская щкола иконописи в XVI – XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. (7 часов).
Тема 4. Тверские земли в XVIII веке Тверской край при Петре 1. Влияние реформ Петра 1 и Северной войны на экономическое и социальное развитие края. Тверской край в составе Ингерманландской и Смоленской губерний. Образование Тверской провинции Петербургской губернии. Города Тверской губернии: численность, социальный состав, занятия населения. Экономический подъем края. Развитие ремесел, промыслов. Торговые связи Тверского края. Вышневолоцкая водная система. Причины строительства системы. Проект М. Сердюкова. Строительство и дальнейшая реконструкция системы, ее эксплуатация. Петр I в Вышнем Волочке. Развитие Тверского края в 30- 80-е годы XVIII в. Территория и население. Развитие земледелия. Положение крестьяне Тверского края: категории, занятия, повинности Развитие ремесел и промыслов. Появление мануфактур. Рост числа городов и их экономическая специализация. Место Тверского края во всероссийском рынке. Ярмарки края /Крещенская в Весьегонске, сентябрьская в Торжке/. Образование Тверского наместничества и губернии. Осуществление административной реформы Екатерины II на территории края. Образование Тверской губернии в составе Новгородского наместничества: состав, система управления, формирование губернский учреждений. Получение Тверской губернией статуса самостоятельного административного образования. Перепланировка Твери и ее образцовая застройка командой П. Никитина. Роль М. Казакова в работе «архитектурной команды». Перепланировка уездных городов. Культура Тверского края в XVIII в. Развитие образования. Вклад Тверского края в развитие просвещения, науки, военного дела. Д. Карманов, Т. Волосков, Л. Сабакин, П. Суворов, И. Третьяков, Д. Ильин. Расцвет архитектуры. Церковное и гражданское зодчество. Усадебное строительство. М. Казаков. Н. Львов. С. Чевакинский. Живопись. Живописные династии Осташкова. М. Колокольников. Е. Камеженков – академик живописи. В. Б. (4 часа)
Тема 5. Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в 1812 – 1861 гг. Тверской край в начале XIX вв. Экономический и культурный подъем края. Тверь – центр наместничества в составе Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Оживление общественной жизни Твери. «Малый двор» Г. Ольденбургского. О. Кипренский и Н. Карамзин в Твери. К. Росси- главный архитектор Тверской губернии. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г. Формирование тверского дворянского ополчения и егерского батальона. Отряд Е. Суворова. Пожертвования населения. Поставки провианта и фуража для армии. Участие тверских частей в заграничных походах русской армии. Герои войны 1812 г. – уроженцы Тверского края: А. Сеславин, Н. Свечин, З. Олсуфьев. Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в. Появление первого городского театра /Осташков/, библиотеки /Осташков/, газеты / «Тверские губернские ведомости»/. Дворянские усадьбы – центры культурной жизни. Усадьбы Бакуниных, Полторацких, Вульфов, Рачинских, Озеровых. Выдающиеся деятели культуры края: А. Измайлов, Ф. Глинка, И. Лажечников, А. Куницын, А. Венецианов и его школа, Н. Уткин, М. Воробьев. Губернский архитектор И. Львов. Первые русские фольклористы И. Сахаров, А. Афанасьев, П. Киреевский на Тверской земле. Хозяйство Тверского края в 20-50- е годы XIX в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. (3 часа).
Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Численность и положение крестьян накануне реформы. Тверской губернский комитет для составления проектов улучшения быта крестьян. А. Унковский. Радикальный проект отмены крепостного права. Протест тверских мировых посредников. Осуществление реформы в губернии и ее результат. Развитие капиталистической промышленности в губернии. Земская реформа. Проведение земской реформы в Тверской губернии. Деятельность земств в крае. Земские деятели. П. Максимович. Культура Тверского края во второй половине XIX - начале XX вв. Просвещение. Развитие образования в крае. Типы учебных заведений. Школа Рачинского. Подъем духовной жизни губернии: создание музея, деятельность ТУАК Литература. Тверской край в жизни и творчестве М. Салтыкова-Щедрина, А. Островского Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Шишкова и др. Крестьянский поэт С. Дрожжин. Театр. Музыка. Д. Леонова, Е. Лавровская, В. Андреев, Т. Филиппов. Архитектура, Живопись. Тверской край в жизни и творчестве И. Левитана, Г. Сороки, П. Чистякова, И. Шишкина. В. Серова, Н. Богданова-Бельского. Академическая дача. Скульптура. Народная культура. (3 часа)
Тема 7. Тверская губерния с начала ХХ века по 1917 год. Экономика губернии на рубеже XIX – XX веков. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Рабочее движение в начале ХХ в. Положение рабочих Тверской губернии. Борьба рабочих за его улучшение: стачки, забастовки, деятельность рабочих кружков. События 1905-1907 гг. на территории края. Выступления рабочих Деятельность партий в Тверском крае: кадетов, социал-демократов, эсеров, черносотенцев. Тверская губерния между революциями. Осуществление земельной реформы в Тверском крае. Начало экономического подъема в крае. Влияние первой мировой войны на экономическое и социальное развитие края. (2 часа)
Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах. Тверская губерния в 1917 г. Тверской край на различных этапах революции 1917 гг. События и деятели. Установление Советской власти. Тверской край в годы гражданской войны. Трагедия братоубийственной войны на территории края. Социально-экономическая жизнь Тверского края в 20-30-е гг. ХХ века. Экономический и политический кризис после окончания гражданской войны. Тверской край в годы НЭПа. Проведение индустриализации в крае. Коллективизация в Тверском крае. Наш край в годы массовых репрессий. Экономическое развитие края накануне войны. Культура Тверского края в 20-30-е годы. Развитие образования. Осуществление культурной политики советской власти в нашем крае: противоречия, достижения и потери. Калининская область в годы Великой Отечественной войны. Военные действия на территории края. Массовый героизм. Партизанское движение. Уроженцы края – герои войны. Память потомков. (4 часа).
Тема 9. Тверской край во второй половине ХХ – начале XXI века. Калининская область в послевоенный период. Урон, нанесенный войной. Восстановление разрушенного хозяйства. Калининская область в период апогея сталинизма Наш край в период хрущевской «оттепели» и реформ. Калининская область в годы «застоя». Культурная жизнь Калининской области в 1946-1985 гг. Политическая, экономическая, социальная и культурная история края в годы перестройки и в постперестроечный период. Тверская область в начале XXI века. (3 часа).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны:
- Понимать сущность взаимодействия отечественной, региональной и локальной истории.
- Знать основные факты и события из истории края.
- Уметь характеризовать вклад Тверского края в общероссийскую историю и культуру.
- Понимать значение деятельности выдающихся исторических личностей на территории края и его уроженцев.
- Определять тенденции экономического, политического, социального и духовного развития края в различные исторические эпохи.
В области межкультурной компетенции учащиеся
- развивают способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей
В области коммуникативной компетенции
- овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса/
В области социальной компетенции
- формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам; развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.
В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию.
Литература для учителя и учащихся
Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. «История Тверского края» (под общей редакцией В.М. Воробьева). Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Тверь. Созвездие. 2005.
Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли. Серия АНТЭК. Тверь, 1995.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Серия АНТЭК. Тверь, 1994
Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 1. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 2. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 3. ТОИУУ. 2006.
критерии оценки знаний учащихся
Оценивание тестовых заданий:
Если тестовые задания содержат не более 10 вопросов с выбором одного правильного ответа, то за каждый правильный ответ даётся 1 балл, и соответственно на
«5» - 9-10 баллов;
на «4» - 7-8 баллов;
на «3» - 5-6 баллов.
Если тестовые задания содержат вопросы не только с выбором одного ответа, но и вопросы на составление хронологической последовательности, на соответствие событий и дат, личностей и событий и т.д., то количество баллов должно переводиться в проценты. Соответственно
на «5» - 90 – 100 %; на «4» - 70-89 %;
на «3» - 50- 69 %;
менее 50 % на «2».
Оценкой 5 оцениваются ответы:
при индивидуальном опросе:
- может в монологической связной форме без помощи учителя, рассказать о каком - нибудь историческом событии или личности, общественном явлении;
- высказать своё мнение и дать оценку событию или деятельности личности;
- показать на карте место, где происходили события или страну рождения личности;
- называть даты, соотносить год с веком, называть продолжительность события или процесса;
- уметь аргументировать свой ответ, приводить примеры.
при фронтальном опросе:
- даёт исчерпывающий ответ по сути вопроса;
- дополняет ответ и обосновывает ответ примерами;
- способен дать оценку ответу товарища, указать ошибку, дать правильный ответ.
при работе в группах:
- принимает участие в дискуссии, умеет слушать других;
- понимает смысл разговора в группе, может пересказать его содержание;
- выполняет задания. необходимые для работы в группы;
- вовлекает других членов группы в общую работу.
Оценкой 4 оцениваются ответы:
при индивидуальном опросе:
- в монологической форме, но с подсказкой учителя, рассказывает о каком – ниб,удь историческом событии, личности или общественном явлении;
- может высказать своё мнение, но не может дать оценку историческому событию, деятельности личности или общественному явлению т.к. владеет лишь фрагментарными знаниями;
- выделяет основные понятия, исторические и обществоведческие термины, но допускает неточности либо в их определении, либо в их употреблении;
- допускает не точности в назывании дат, неточности в определении местоположения стран или событий на исторической карте;
- затрудняется аргументировать свой ответ;
при фронтальном опросе:
- понимает смысл вопроса, но ответы недостаточно полные требуют уточнения;
- допускает неточности в терминологии и датах;
- не всегда может дополнить свой ответ или ответ товарища, указать на ошибку;
при работе в группе:
- принимает участие в работе группы, но проявляет способности исполнителя, а не организатора работы группы;
- принимает участие в устной дискуссии, но нет должной аргументации при доказательстве собственного мнения;
- понимает содержание дискуссии, но затрудняется в её изложении
Оценкой 3 оцениваются ответы:
при индивидуальном опросе:
- не может самостоятельно, без диалога с учителем, рассказать о каком – нибудь историческом событии, личности или общественном явлении;
- испытывает затруднения в назывании терминов и их употреблении, в назывании основных дат;
- не может высказать своё мнение, и дать оценку, какому - либо историческому событию, личности или общественному явлению;
- не может аргументировать свой ответ;
- может показать местоположение исторического объекта или страны лишь с помощью учителя;
при фронтальном опросе:
- нуждается в разъяснении содержания вопроса;
- даёт правильные ответы, но только на конкретные вопросы, не требующие анализа;
- допускает неточности в употреблении дат и терминов;
- не может дать оценку ответа товарища и указать на ошибку;
при работе в группе:
- редко принимает участие в устной дискуссии;
- может пересказать лишь фрагменты дискуссии;
- не проявляет инициативы в выполнении задания.
Литература для учителя и учащихся
Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. «История Тверского края» (под общей редакцией В.М. Воробьева). Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Тверь. Созвездие. 2005.
Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли. Серия АНТЭК. Тверь, 1995.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Серия АНТЭК. Тверь, 1994
Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 1. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 2. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 3. ТОИУУ. 2006.
Приложение 1. «Проверь себя» (познавательная викторина)
Вопрос | Ответ | А знаешь ли ты, что | |
1 | Какой город Верхневолжья называют «Северной Венецией»? | Вышний Волочек | Свое название город получил из-за того, что возник на волоке между реками Мста и Тверца |
2 | За какой город Тверской области во время Великой Отечественной войны шло ожесточенное сражение? | Ржев | Кровопролитные бои подо Ржевом шли больше года. Город был стёрт с лица земли: уничтожено 95% зданий. |
3 | Город, известный своим героическим сопротивлением во время нашествия войск хана Батыя в 1238 г. | Торжок | Осажденный ордами завоевателей этот небольшой город не сдавался две недели |
4 | В названии какого города Тверской области присутствует цвет? | Белый | Этот город Смоленского княжества известен с 13 в. С 1965 г. – центр Бельского района нашей области. |
5 | Поселок городского типа, районный центр, в названии которого отражена растительность нашего края? | Лесной | До 1930 г. этот поселок назывался Смердынью. Первое упоминание о нем найдено в новгородской грамоте конца 14 – начала 15 века. |
6 | Город с XVII в. известный своим сапожным промыслом | Кимры | И в наши дни в этом городе работают обувные предприятия, производящие мужскую, женскую и детскую обувь. |
7 | Город – курорт, известный знаменитой лечебной минеральной водой | Кашин | был открыт в 1884 г. В настоящее время здесь отдыхают и лечатся жители многих городов России. |
8 | По названию этого города можно решить, что он славится изготовлением посуды, а на самом деле он известен своей бумажно-картонной фабрикой, на которой, возможно изготовлены и твои тетрадки. | Кувшиново | Бумажная фабрика здесь была основана еще в 1828 г., позднее ее приобрел М. Кувшинов. Его фамилия и дала название городу. |
9 | В названии этого поселка городского типа «присутствует» полезный продукт питания. | Молоково | Молоково до сих пор славится своим молокозаводом. |
10 | В районе этого поселка городского типа в 1941 г. начался знаменитый рейд конников под командой ген. Л.М. Доватора | Жарковский | Во время этого рейда наши бойцы громили тылы фашистских войск и организовывали там партизанские отряды. |
11 | Тверской князь зверски убитый в Орде, причисленный к лику святых | Михаил Ярославич | В честь Михаила Ярославича в Твери построена часовня |
12 | Тверской купец, совершивший в XV веке путешествие в Индию. | Афанасий Никитин | А. Никитин побывал в Индии до того, как она стала известна Европе. О своем путешествии он рассказал в «Хождении за три моря». |
13 | Уроженец нашего края (Старицкий район) - один из руководителей героической обороны Севастополя 1855-56 гг. | В.А. Корнилов | Вице-адмирал Корнилов подавал пример бесстрашия и мужества. Он погиб при обороне Севастополя и похоронен в этом городе. |
14 | Создатель первого в России печатного учебника математики | Л.Ф. Магницкий | Л.Ф. Магницкий был уроженцем Осташковской слободы. |
15 | Известный драматург XVIII в., упомянутый А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине» | В.А. Озеров | Был уроженцем Зубцовского района |
16 | Организатор и руководитель первого в России оркестра русских народных инструментов | В.В. Андреев | Русские народные инструменты усовершенствованные В.В. Андреевым (изготовлены С.И. Налимовым) отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900г. |
17 | Известный художник и педагог, преподаватель Академии художеств | П.П. Чистяков | П.П. Чистяков, родившийся в с. Пруды (ныне Краснохолмский район), был учителем И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова. |
18 | Известный художник, автор картины «Золотая осень» | И. И.Левитан | Левитан подолгу жил в Торжокском и Удомельском районах, написал здесь около 50 картин, многие из которых находятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге. |
19 | Назвать художника, который написал картину «Устный счет». | Н.П. Богданов-Бельский | Н.П. Богданов уроженец Бельского уезда Смоленской области (теперь Оленинского района). |
20 | Автор музыки государственного гимна России | А.В. Александров | Создатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии А.В. Александров в 1902-1918 гг. преподавал музыку в учебных заведениях Бологое и Твери. |
21 | Что такое «золотное шитье» | Вышивка позолоченными и посеребренными нитями по бархату, сукну, сафьяну, замше | Золотное шитье появилось в Торжке еще в 13 в. Изделия торжокских мастеров были представлены на выставках в Париже, Брюсселе, Милане и других городах мира. |
22 | Как называется плетеное из нитей изделие, которое служит украшением одежды? | Кружево | Калязинское кружево славились в 18-20 вв.по всей России и Европе |
23 | Какую деревянную игрушку, известную по всей России, изготовляют и в Тверском крае? | Матрешка | Тверская матрешка отличается тем, что основные контуры рисунка делаются выжигательным аппаратом, а также элементами росписи гуашью с покрытием лака. |
24 | Какие изделия выпускают на заводе в городе Конаково Тверской области? | Посуду, скульптуру малой формы | до революции там выпускали знаменитый кузнецовский фарфор |
25 | Что делают на заводе фарфоровых изделий в г. Андреаполе Тверской области? | Сувенирные изделия (шкатулки, вазы) | На этом же заводе изготовляют фарфоровые изоляторы, применяемые в промышленности и быту |
26 | Какие деревянные изделия для изготовления шерстяных нитей делали в гг.. Нелидово, .Бежецк, Тверь, Осташков? | Прялки | Прялка имелась в каждой крестьянской семье. Тверские прялки от прялок других регионов отличались массивностью и особой резьбой. |
27 | Как называется время от времени организуемый торг, рынок? | Ярмарка | В нашем крае в старину ярмарки проходили в Весьегонске, Сандово, Торжке, Твери и др. |
28 | Какую продукцию выпускают стекольные заводы Тверской области? | Оконное, витринное стекло, бутылки, банки, аптекарскую посуду, художественные изделия (вазы, статуэтки) | Это старейшая отрасль промышленности в нашем крае. Стекольные заводы, работающие на местном сырье, имеются в в Вышневолоцком, Спировском, Фировском, Селижаровском и др. районах. |
29 | Какие изделия изготавливаются на деревообрабатывающих предприятиях? | Бревна, доски, тара лыжи, фанера. | Наиболее крупные деревообрабатывающие предприятия находятся в Жарковском, Западнодвинском, Нелидовском, Пеновском, Бологовском и Вышневолоцком районах. |
30 | Какой вид транспорта в Тверской области имеет наибольшее значение? | Железнодорожный | На территории области расположено много железнодорожных станций и узлов: Ржев, Сонково, Максатиха, Кимры, Селижарово, Спирово и др. |
31 | Какое участие принимали в оформлении Московского Кремля жители города Вышнего Волочка? | Рубиновые звезды Кремля изготовлены рабочими завода «Красный май» | |
32 | Как называется главное в Тверской области учреждение культуры, в котором проходят музыкальные концерты | Тверская областная филармония | В большом зале филармонии установлен орган. |
33 | В каком из учреждений нашей области хранится больше всего подлинных исторических документов? | В Государственном архиве Тверской области | В его фондах среди 1,5 млн. дел имеются ценнейшие древние рукописи, документы личных фондов выдающихся государственных и общественных деятелей, учёных, писателей, художников. |
34 | Давно ли существует цирк в Твери? | С к. 19-существовал временный цирк-шапито. В 1971 г. было открыто новое здание цирка. | Именно на арене Тверского цирка начал свою карьеру известный клоун Ю. Никулин |
35 | Как называются книгохранилища, из которых читатели могут взять книгу на дом? | Библиотеки | Самая старая библиотека в нашем крае возникла в 1833 г. в Осташкове. Самая большая – Тверская областная библиотека им. Горького, которая обслуживает 60 тысяч читателей в год |
36 | Какие высшие учебные заведения существуют в Твери? | Государственный и технический университеты, медицинская и сельскохозяйственная академии, военная академия ПВО. | Кроме этого в Твери и других городах нашей области имеются филиалы вузов Москвы и Петербурга. |
Творческое задание для учащихся
Составить подобную викторину, выбрав одно из следующих направлений:
- Населенные пункты (города, поселки, села, деревни)
- Знаменитые люди Тверского края (возможно по «номинациям»: «художники», «музыканты», «полководцы» и т.п.; возможно по периодам истории или по территориям /районам/ области).
- Промыслы, хозяйство
- Общие сведения о крае (современное развитие края)
или суммарно по всем направлениям, но по одной конкретной территории (району, городу).
Приложение 2.
Основные достопримечательности края
Музеи | ||
1 | Тверской объединённый историко-архитектурный и литературный музей | В области действуют 34 государственных музея. В 1977 г. проведена их централизация: создан объединённый историко-архитектурный и литературный музей, имеющий многочисленные филиалы в районах |
2 | Музей М.Е. Салтыкова Щедрина в Твери | М.Е. Салтыков-Щедрин – известный русский писатель. В1860-1862 гг был вице-губернатором в Твери. Тверские впечатления отразились в его произведениях: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» и др. Музей открыт в 1976 г. в доме писателя. |
3 | Музей Тверского быта | Основан в 1971. Многочисленные экспонаты музея рассказывают о различных сторонах народного быта. |
4 | Музей А.С. Пушкина в с. Берново (Старицкий район) | Основан в 1971 г. Размещен в главном доме усадьбы Вульфов – друзей Пушкина. В музее воссоздана атмосфера дворянской усадьбы пушкинской поры. |
5 | Музей А.С. Пушкина в Торжке | Основан в 1972 - 1973 гг. Рассказывает о путешествии поэта по тверскому краю. Воссоздан интерьер почтовой станции того времени. |
6 | Музей С.Д. Дрожжина в пос. Новозавидовском (Конаковский район) | Основан в 1936 году. С.Д. Дрожжин – крестьянский поэт. В музее воссоздан интерьер избы, в которой он жил. |
7 | Дом-музей Лизы Чайкиной в пос. Пено (Пеновский район) | Основан в 1973. Л. Чайкина - разведчица партизанского отрада, зверски замученная гитлеровцами. Ее именем в годы войны были названы партизанская бригада, эскадрилья самолетов, а в настоящее время улицы, школы, выставочный центр, теплоход и др. |
8 | Музей Е.Л. Дмитриевой-Тумановской в с. Волок (Торопецкий район) | Основан в 1975. Дмитриева (Тумановская)– борец за равноправие женщин, участница Парижской Коммуны. |
9 | Музей С.Я. Лемешева в д. Старое Князево (Калининский район) | Выдающийся певец (тенор), народный артист СССР, солист Большого театра, снимался в кино. Музей открыт в 1988 г. в восстановленном здании 4-классной церковно-приходской школы, где учился Лемешев. |
Художественные объекты | ||
1 | Тверская областная картинная галерея | Создана в 1937 г. Насчитывает свыше 11 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства |
2 | Музей В.А. Серова в Домотканове (Калининский район) | Открыт в 1976 г. в бывшем имении В.Д. фон Дервиза, где художник написал ряд известных картин, в том числе «Девушку освещенную солнцем». |
3 | Академическая дача им. И.Е. Репина (Вышневолоцкий район) | Открыта летом 1884 г. В.А. Кокоревым для летней практики студентов Академии художеств. В настоящее время Дом творчества Союза художников РФ. Располагает 30 мастерскими, выставочным залом, библиотекой. |
4 | «Чайка» (Удомельский район) | Построена в 1912 г. как дача художника В.Бялыницкого-Бирули. Являлась центром художественной жизни, здесь бывали А. Архипов, С. Жуковский, К. Коровин, И. Грабарь. |
Памятники архитектуры | ||
1 | Церковь Рождества Богородицы в с. Городня (Конаковский район) | Была сооружена в центре древнего города Вертязина Единственное сохранившееся в полном объеме сооружение конца 14 – нач. 15 века. |
2 | Ансамбль Успенского Старицкого монастыря | Памятник архитектуры 16-19 вв. В настоящее время в здании Введенской церкви на территории монастыря располагается Старицкий архитектурно-художественный и археологический музей. |
3 | Старо -Вознесенская церковь в Торжке | Памятник деревянного зодчества 17-18 вв. Многоярусная постройка, в основании которой находится четверик, а три вышерасположенных яруса – восьмерики. |
4 | Путевой дворец в Твери | Памятник архитектуры 18-н. 19 вв. Построен для отдыха царской семьи на пути из Петербурга в Москву и обратно. В его проектировании и постройке участвовали архитекторы П.Р. Никитин, М.Ф. Казаков, К.И. Росси. |
5 | Нилова пустынь (Осташковский район) | Ансамбль мужского православного монастыря – памятник архитектуры XVIII – XIX вв. (сам монастырь был основан в 1594 г.) По количеству сохраненных памятников занимает одно из первых мест в Тверской области |
6 | Архитектурно-этнографический музей в д. Василево (Торжокский район) | Открыт в 1977 г. как музей под открытым небом, где представлены памятники деревянного зодчества. Здесь собраны и отреставрированы культовые, жилые и хозяйственные постройки из различных районов Тверской области. |
7 | Усадьба Прямухино (Кувшиновский район) | Построена арх. Н.А. Львовым в 18 в. Кроме Прямухино им создан ряд усадебных комплексов в Торжокском районе. |
8 | Церковь Одигитрия в с. Кушалино (Рамешковский район) | Памятник архитектуры 16 в. Относится к шатровым храмам, появившимся в этот период (крыша церкви напоминает шатер). |
Памятники | ||
1 | И.А. Крылову в Твери | Памятник открыт в 1959 г. (скульпторы С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов). И.А. Крылов – известный баснописец. Служил в Тверском губернском магистрате (начал службу в девятилетнем возрасте в 1778 г.) |
2 | А.С. Пушкину в Твери | Открыт в 1974 г. (скульптор О. К. Комов). Великий поэт бывал в нашем крае более 20 раз. Кроме этого памятника ему установлены бюсты в Твери, Торжке и Бернове. |
3 | Памятник А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке | Памятник открыт в 1980 г. (скульптор О. Комов) А.Г. Венецианов - живописец и педагог. Автор картин «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Жатва. Лето» и др. Создал живописную школу для крестьянских детей. |
4 | Памятник В.Я. Шишкову в Бежецке | Открыт в 1950 г. (скульптор И.А. Рабинович). Писатель В.Я. Шишков – уроженец г. Бежецка, автор романов «Пугачев», «Угрюм-река». |
5 | Памятник Партизанам Великой Отечественной войны в г. Осташкове | Открыт в 1953 г. (скульптор А.И. Тенета) В партизанских отрядах области сражалось 14 тысяч человек, 5 тыс. награждены орденами и медалями. Е. Чайкиной и Н. Горячеву присвоено звание Героев Советского Союза. |
6 | Бюст дважды героя Советского Союза В.И. Андрианова в п. Сонково | Установлен в 1950 г. Летчик –штурмовик. В годы Великой Отечественной войны совершил 177 боевых вылетов, сбил 6 вражеских самолетов. |
7 | Бюст дважды героя Советского Союза А.В. Алелюхина в п. Кесова Гора | Установлен в 1957 г. Летчик – истребитель. В годы Великой Отечественной войны Алелюхин лично сбил 40 вражеских самолетов. |
8 | Бюст дважды героя Советского Союза М.В. Захарова в г. Старица | Установлен в 1981 г. М.В. Захаров – маршал Советского Союза, военачальник, был начальником штаба Калининского фронта. После войны – начальником Академии Генштаба, а затем самого Генштаба. |
9 | Бюст дважды героя Советского Союза А.С. Смирнова в п. Рамешки | Установлен в 1951 г. Летчик – истребитель. В годы Великой Отечественной войны Смирнов лично сбил 37 вражеских самолетов. |
Театры | ||
1 | Тверской академический драматический театр | Основан в 1921 г. зрительный зал рассчитан на 800 мест. Имеется малый зал, музей. За большие заслуги в театральном искусстве тверскому драматическому театру присвоено высокое звание академического. |
2 | Тверской театр для детей и молодежи | Создан как театр юного зрителя в 1932 г., в 1958 г. переехал в здание, являющееся памятником архитектуры XVIII в. В зрительном зале 492 места. |
3 | Вышневолоцкий драматический театр | Старейший театр области, созданный в 1896 г. купцом Н.Н. Федоровым как драмкружок. В зрительном зале 286 мест, при театре имеется музей. |
4 | Кимрский драматический театр | Открыт в 1942 г., в годы Великой Отечественной войны его актеры дали в воинских частях и госпиталях свыше 100 представлений. В зрительном зале – 270 мест. |
5 | Тверской театр кукол | Создан в 1944 г. Собственное здание, рассчитанное на 360 мест получил в 1975 г. В фойе имеется живой уголок. |
Природные объекты | ||
1 | Оз.Селигер | Самое крупное озеро в Тверской области, Расположено в северо-западной ее части. Красота Селигера привлекает туристов. В озере водится около 30 видов рыб. |
2 | Исток Волги | Уникальный памятник природы. Великая русская река берет начало в болотце у деревни Волговерховье. Вблизи источника построена церковь Преображения. |
3 | Рыбинское водохранилище | Создано в 1941-1949 гг. на р. Волге в северо-западной части Тверской области, на границе с Ярославской и Вологодской областями. На нем расположен г. Весьегонск. |
4 | «Московское море» | Официальное название: Иваньковское водохранилище. Создано в 1937 г. в пределах Конаковского, Кимрского и Калининского районов. Служит для водоснабжения Москвы. |
Заповедники | ||
1 | (Торопецкий район) | Медведи |
2 | Завидовский научно-опытный заповедник | Создан в 1972 г. Охраняются лось, косуля, серая куропатка, глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающие птицы, в заповеднике расселяют промысловых животных (морала, кабана, бобра). |
3 | Центрально-лесной заповедник | Создан в 1931 г. в наиболее сохранившейся части (в 30 км. от Нелидова) «Оковского леса» - древнего лесного массива, упомянутого в летописи («Повести временных лет»). |
4 | Оз. Верестово | Памятник природы в Бежецком районе. Славится обилием рыбы и диких уток. |
Хозяйство | ||
1 | Станция Бологое – железнодорожный узел | Крупнейшим железнодорожным узлом России ст. Бологое являлась уже в начале 20 века, через нее проходит дорога Москва-Петербург (действует с 1851 г.) |
2 | Калининская АЭС (Удомельский район) | АЭС – атомная электростанция. Ее строительство началось в 1986 г. Она полностью автоматизирована и обеспечена надежной системой безопасности. |
3 | Конаковская ГРЭС | ГРЭС расшифровывается как гидроэлектростанция. Построена в 1961-1872 гг. Производит электроэнергию, работая на природном газе и высокосернистом мазуте. Производит 15 млрд. КВт.ч. в год. |
4 | Тверской вагоностроительный завод | Основан в 1898 г. франко-бельгийской компанией. В годы Великой Отечественной войны производил снаряды. В настоящее время является крупнейшим поставщиком на российский рынок пассажирских вагонов. |
Археологические памятники | ||
1 | Стоянка у д. Бутово в Старицком Поволжье. (средний каменный век - мезолит) | Существовала 9 тысяч лет тому назад. Ее обитатели занимались охотой и рыболовством. Найдены каменные наконечники стрел, резцы, скребки, ножи. |
2 | Поселение у д. Соболево в Кимрском районе (средний каменный век - мезолит) | Найдены остатки наземного дома типа шалаша или чума, построенного 8 тыс. лет назад. |
3 | Стоянка у д. Дмитровское близ Твери (средний каменный век - мезолит) | Впервые найдены обработанные кусочки кремня трапециевидной формы. Их использовали в качестве лезвий режущих орудий, гарпунов, наконечников стрел. |
4 | Поселение у д. Иенево близ Твери (средний каменный век - мезолит) | Результаты этих раскопок получили европейское признание. Среди найденных изделий есть трапециевидные наконечники стрел, а также необычные наконечники, обладающие в полёте поворотным эффектом |
5 | Поселение у д. Языково в Кашинском районе (поздний каменный век - неолит) | Обнаружены настилы, свайные постройки, найдены обломки толстостенных горшков со орнаментом, не встречавшиеся прежде при раскопках. |
6 | Тургиновский могильник на р. Шоше (бронзовый век) | Встречен обряд трупосожжения, отражающий представления об очищении огнём. Обнаружена шаровидная посуда со шнуровым орнаментом, каменные и медные топоры, украшения из костей, зубов, раковин, меди и бронзы. |
7 | Болшневский могильник под Бежецком (бронзовый век) | Найдено погребение собаки, верного помощника пастуха-фатьяновца.(так называлась археологическая культура) |
8 | Городище Подгай под Торопцем (ранний железный век)
| Раскопаны основания 14 прямоугольных жилищ столбовой конструкции. Найдены обугленные зёрна пшеницы и ячменя. |
Творческое задание для учащихся
Продолжить составление картотеки достопримечательностей, по номинациям:
- Музеи
- Художественные объекты
- Памятники архитектуры
- Памятники
- Природные объекты
- Заповедники
- Хозяйство
- Археологические памятники
Основная литература в помощь учителю
Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. «История Тверского края» (под общей редакцией В.М. Воробьева). Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Тверь. Созвездие. 2005.
Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли. Серия АНТЭК. Тверь, 1995.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Серия АНТЭК. Тверь, 1994
Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 1. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 2. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 3. ТОИУУ. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"
учебно- тематическое планирование по краеведению....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Программа "Географическое краеведение"
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Программа по краеведению "Мой северный край"
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....