Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций
статья по краеведению по теме
Стаья отображающая основные этапы организации внеурочной исследовательской краеведческой деятельности учащихмя с использованием технологии проектного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnogo_obucheniya_kak_sposob_formirovaniya_klyuchevyh_kompetenciy.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций.
Современное общество уже достаточно давно поставило перед школой задачу обучать школьников не привычным всем нам ЗУНам (знаниям, умениям и навыкам), а компетентностям, т.е. способностям применять свои знания, умения и навыки в практической деятельности, формирующие универсальный профессионализм. В настоящее время в обществе востребованы такие качества личности, как мобильность, решительность. Ответственность, способность применять знания в незнакомых ситуациях, способность общаться с совершенно разным кругом людей. Уже начавшийся переход на стандарты второго поколения, с большими объемами внеурочной деятельности дает уникальную возможность реализовать в полной мере переход от ЗУНов к компетентностям, тем более, что опыт организации внеурочной работы в нашей школе есть.
Одним из наиболее успешных путей реализации компетентностного подхода является реализация технологии проектно-исследовательской деятельность. Безусловно, проектные методы могут широко использоваться в учебном процессе, но гораздо более широким и практически неосвоенным нашими педагогами полем деятельности является внеурочная деятельность. Сегодня я расскажу вам способах организации проектно-исследовательской деятельности на примере школьного научного общества «Исследователь». Само общество достаточно молодое (сформировано в 2010 году), но сформировалось оно на базе научно-краеведческого общества «Память» уже более 10 лет успешно работавшего при музее нашей школы. У вас может возникнуть вопрос, зачем вообще нужно было «изобретать» это общество, если уже было вполне успешно работающее научное общество школьников. Лично для меня весь смысл этой реорганизации стоял в возможности реализации каждым учащимся своего индивидуального образовательного маршрута. Все дело в том, что в школьном музее всегда работало достаточно большое количество детей, но реализовывалось сравнительно немного проектов, часть увлеченных детей всегда помогала другим, но никогда не бралась за реализацию собственного проекта. Почему? Да потому, что им просто интересен процесс исследования, но в принципе нет интереса к истории. Подумайте сколько в наших школах активистов способных к самореализации, но не знающих, куда бы приложить свои усилия. Именно для них создано научное общество «Исследователь» в котором работа ведется по следующим направлениям: историческое краеведение, эколого-биологическая деятельность, социальные проекты. Как происходит организация деятельности.
Первый этап – определение социально значимой темы (проблемы)
Все начинается с наблюдения за учащимся. В ходе общения я определяю его увлечения, интересуюсь его окружением, семьей, успехами. Все это нужно для того, что бы помочь ребенку определиться с темой проекта, которая ему будет интересна и, реализуема и, а это самое главное, социально значима. Любой проект должен быть нужен и интересен не только ребенку, но и окружающим. Успешность реализации проекта обязательное условие, но это не значит, что если ученик задумал глобальный проект, который ему заведомо не реализовать, я стану его отговаривать. Конечно нет. В данном случае либо проект дробится на этапы (выполнимые в данном возрасте), либо к проекту подключаются помощники, обязательно из числа друзей или товарищей. Примером такого проекта является «Виртуальный музей школы». Скомплированный на основе архивов школы, творческих работ учащихся он просто неподъемен для одного человека. Поэтому был автор, и были помощники в реализации проекта.
Второй этап –проектирование деятельности
Проектирование достаточно сложный процесс, зачастую ребенок знает чего он хочет в конце, но с трудом представляет себе путь, по которому он должен пройти. Задача учителя помочь ему найти доступный путь. Проектированием деятельности лучше заниматься в составе небольшой группы 2-3 человека (если больше, то они друг другу мешают). После того как школьниками предложены все возможные варианты учитель может часть из них аргументировано забраковать, опираясь на собственный опыт, хотя бы потому, что жаль тратить время попусту, но иногда все же есть смысл выполнить пустую работу. При проектировании учитель должен предлагать и свои варианты решения проблемы, дети просто знают меньше путей решения проблем. Первоначальное проектирование должно постоянно корректироваться. У нас были проекты цели которых кардинально менялись в процессе выполнения. Так интерес ребенка к казачьим песням привел к реализации весьма успешного проекта «Свадебные обряды станицы Орловской», а все потому, что бабушки, которых опрашивали дети, мимоходом очень живо рассказывали о собственных свадьбах.
Третий этап – исследовательская деятельность.
- В организации исследовательской деятельности лучше использовать исследовательские группы. Дети с удовольствием помогают друг другу, при этом происходит взаимное обучение разнообразным навыкам. Должен сказать, что, на мой взгляд, организация исследовательской деятельности самая большая проблема. Мы используем и традиционные методы:
- Наблюдение
- сбор краеведческих данных
- сбор фотографий и предметов материальной культуры для фондов музея
- изучение литературы
- социальный опрос
- работа с архивами музея
- опросы жителей
так и новые для нас формы работы:
- Использование Интернет сети как источника поиска информации, в том числе и архивной
- Работа с архивами учреждений,
- Работа в архивах за пределами района
- Использование компьютерного оборудования, современных программ, датчиков
- Несложный химический анализ, изучение физических параметров окружающей среды и многое другое
Все результаты исследований должны обрабатываться по мере накопления результатов, и в исследование должны вноситься коррективы.
Четвертый этап – создание конечного продукта
Это один из самых сложных этапов в реализации проекта. Какие виды продуктов мы создаем: исследовательская работа, статья, фотоальбом, альманах, электронная энциклопедия, электронный проект, тематический выпуск газеты, реализованный социальный проект возможны и другие варианты. Очень важно, чтобы проект был оформлен качественно. К качеству проекта я предъявляю следующие требования:
- Проект должен быть содержательным и новым.
- Проект должен быть «взрослым» ( современные технологии, полное отсутствие заимствований текстов, фотографий, соблюдение авторского права если использованы чужие материалы, выходные данные, использование только лицензионного программного обеспечение.
- Проект не должен содержать грамматических и стилистических ошибок. Если к оформлению проекта для участия в конкурсе имеются особые требования (шрифт, объем, кегль, заголовок и т.д.), они должны быть выполнены неукоснительно. Очень часто хорошие работы не дают ожидаемых результатов именно из-за оформления работы.
- Проект должен быть красивым – каждый школьник, взявший его в руки должен захотеть сделать такой же. Здесь очень важен цвет, шрифт, оригинальный подход и т.д.
Пятый этап – реализация
Каждый проект должен оканчиваться защитой, и по возможности с призовым местом. Защищая проект, школьник не только приобретает необходимые компетенции, но и учиться общаться, отстаивать собственную точку зрения, преодолевать волнение, чувствует себя социально значимым. Считаю что подготовка к защите один из самых главных моментов. Ребенка нельзя бросать в защиту, как щенка в пруд (а вдруг научится плавать). Подавляющее большинство самостоятельно не научится, а вот сокрушительное поражение чаще всего навсегда отобьет желание как заниматься проектной деятельностью, так и выступать со сцены, а значит все усилия, потраченные на развитие необходимых компетенций не то, чтобы дали положительный результат, а скорее привели к обратному эффекту. Именно поэтому при подготовке к защите я всегда прошу оказать помощь литераторов, людей умеющих говорить со сцены, способных поставить не только голос, но и осанку, манеру поведения. Результат превосходит ожидания. За прошлый год в нашем научном обществе реализованы 10 проектов разного уровня сложности (из них 4 экологических, 4 краеведческих, 2 социальных). В результате их защиты были получены следующие результаты: на районном уровне 2 первых и 2 вторых места, на региональном уровне 3 первых, 2 вторых, третье место, на федеральном уровне 2 дипломанта.
Понятно что для получения таких результатов требуется некоторый опыт, увлеченность и желание к самообучению у педагога. Учитель не может всего знать, но после того как он начал проект он обязан узнать о теме исследования все возможное лишь только тогда он сможет помочь ученику пройти увлекательный путь от идеи что-нибудь сделать до его самореализации во взрослой жизни.
В заключение хочу воспроизвести цитату, в полной мере отражающую современные требования к образовательному процессу
Какая медлительная страна! - сказала Королева. - Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!
«Алиса в зазеркалье» Л.Кэролл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"
Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Выступление на педсовете...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...
Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций
Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...
Дистанционное обучение как способ формирования ключевых компетенций
Дистанционное обучение - это совокупность образовательных технологий, направленных на организацию обучения путем взаимодействия учащегося и преподавателя независимо от места их нахождения и расп...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...