Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Косопалова Татьяна Леонидовна

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету

как способ формирования

ключевых компетенций

Косопалова Т. Л.

учитель обществознания

I категории

2011 год

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Китайская пословица

Мы живем в эпоху быстрой смены технологий. Деятельность человека XXI века становится всё более интеллектуальной и динамичной. Сегодня конкурентноспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Каким должно быть образование сегодня?

Оно должно, прежде всего, отвечать целям опережающего развития. Это значит, в школе нужно изучать не только достижения прошлого, но и те способы деятельности и технологии, которые пригодятся в будущем. Обучение должно быть интересным и увлекательным: поиково-исследовательская деятельность, творческие задания, в ходе выполнения которых можно научиться самостоятельно видеть проблемы, выдвигать гипотезы, осваивать новое, делать выводы, принимать решения, соизмеряя свои способности и возможности. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»[1]. То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

  • общенаучной
  • информационной
  • познавательной
  • коммуникативной
  • ценностно-смысловой
  • социальной
  • компетенции личностного самосовершенствования

А школа должна создавать условия для формирования личности,  обладающей такими компетенциями.

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать так называемую «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. Каждый учитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к урокам резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Конечно, универсального средства быть не может,  но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали его – “наш метод школьной работы”. В 1910-е годы профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. Параллельно с разработками американских педагогов идея  проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов широко распространен и приобрел большую популярность. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России.

Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. 

Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. 

Метод проектов, по И.Чечелю, – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). 

Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом смысле несет в себе черты универсальности.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. 

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

  • Исследовательский (Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов). - «Неформальные объединения молодежи как фактор социализации личности»
  • Творческий (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д.) – «Карта моей мечты», «Моя семья»
  • Ролевой, игровой (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?) – «Выборы царя зверей»
  • Информационный (Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы). – «Память храня»
  • Практико-ориентированный  (Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему). – выпуск листовок «Я выбираю жизнь!»
  • Социальный проект (этот проект  объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления). «Операция «Уют».

Перечисленные целевые направления деятельности учащихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой,  практико-ориентированный или информационный.

Вот уже несколько лет я использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует  у них умения и навыки  исследования. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

На первом этапе работы по этой методике я ставила перед собой задачу – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Например, учащимся может быть предложена система простых заданий на поиск аналогий или ассоциаций. Это тренировка ассоциативного мышления, регулярное разминочное упражнение, которым может начинаться урок. Практически игровой момент занятия, но в нем заложен большой смысл.

Практика показывает, что ассоциативный ряд, предложенный учащимися, бывает не слишком большим, особенно поначалу. Полезно показать на примере, что чем шире и ярче ряд ассоциаций, тем более это свидетельствует о развитии, образованности, культуре, внутреннем богатстве личности. И, самое главное, что всему этому можно научиться.

Слово ПРОЕКТ. Ассоциации: проблема, поиск информации, исследование, обоснование, идеи, выбор, творчество, путь решения проблемы, анализ, потребность, успех, надежная команда, поиск выхода из ситуации, самореализация и т.д.

Слово СЕМЬЯ. Ассоциации: дом, мама, папа, родственники, тепло, очаг, дети, любовь, семейные праздники, новый год, бабушкины пироги, забота, ласка, воспитание, брак и т.д.

Очень часто на уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель.

Каждый урок обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности  состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:

1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.

2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.

3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.

    Алгоритм учебного проекта по обществознанию может быть раскрыт и таким образом:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Выбор проблемы.
  3. Сбор информации.
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
  5. Реализация плана действий команд.
  6. Подготовка к защите проекта.

Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).

       Подготовка устной презентации проекта  (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).

      Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)

      Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

  1. Презентация проекта.
  2. Рефлексия (анализ).

 Необходимо  на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

 На своих уроках я поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.

Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», а главное – возможностью их разрешить, уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Так, например, в 7 классе мы с ребятами рассматриваем и обсуждаем наиболее острые и значимые проблемы подросткового периода: «Юношеский пессимизм», «Опасный путь преступной жизни» и другие.

Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, делать свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции, и на педагогических советах, и на классных и  на общешкольных родительских собраниях.

В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.  Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Сегодня учитель не является единственным источником информации для ребенка. Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, и это нужно учитывать. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности. Основная задача учителя – помочь школьникам не только находить необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний, но и сформировать у них умение её рационально использовать.
Любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать. Считаю, что помочь в решении данной задачи на уроках обществознания может  как раз метод учебного проекта.

При использовании проектной технологии на уроках обществознания я ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • расширение кругозора учащихся;
  • активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.

Кроме того, проектное обучение:

  • способствует повышению личной уверенности учащихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает  у учащихся творческие способности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Например, составление бизнес-плана собственного предприятия или создание рекламы для него (6 класс, раздел «Экономическая сфера общества»), проведение социологических опросов среди жителей нашего поселка.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Я считаю, что урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.  Приведу лишь несколько примеров: «Легко ли быть подростком?» - 7 класс, «Школьная форма – быть или не быть?» - 5 класс, «Моя семья – моё богатство» - 5 класс, «Неформальные объединения молодежи как фактор социализации личности» - 11 класс и т. д. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Я заметила, что учащимся очень нравится заниматься проектной деятельностью потому, что каждый может проявить себя как  творческая личность, каждый включен в деятельность,  которая ему “по душе”, ребята развивают  навыки самостоятельной работы, умения самовыражения, самоопределения и самореализации. В процессе работы над проектом воспитываются  целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.

Проектная деятельность на уроках обществознания требует от меня как от учителя дополнительной работы, выходящей за рамки урока. Прежде, чем начать работу по подготовке проекта, я продумываю  ход работы, методы и формы работы, промежуточный и итоговый контроль, просчитываю возможный результат этой деятельности, распределяю роли и обязанности в групповом проекте, изучаю интересы учащихся, занятых в проекте, продумываю, где и как будут подводиться итоги работы и, конечно, обозначаю сроки проекта.

Вот перечень вопросов, которые я ставлю перед собой заранее и отвечаю после завершения проекта:

  1. Каковы цели и задачи проекта, насколько были они реализованы?
  2. На сколько времени рассчитан проект?
  3. Какие этапы проекта будут представлены на уроках?
  4. Какие исследовательские методы будут использоваться в ходе работы над проектом, и на каких этапах?
  5. Какова степень самостоятельности учащихся (коллективности принятия решений учащимися)?
  6. Будут ли работать учащиеся в группах, т.е. будет ли использоваться метод работы в группах сотрудничества?
  7. Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая цель?
  8. В чем продвинутся учащиеся в ходе выполнения проекта?

Форму работы над проектом я предоставляю на выбор самим учащимся – индивидуальный, парный или групповой проект. Долгосрочные проекты чаще всего бывают индивидуальные. Это такие проекты, как «Подростковое одиночество», «Социальный портрет молодежи», «Неформальные молодежные объединения» и другие. Групповые проекты, они же оказались и краткосрочными, пришлись по душе ученикам 5-6х классов, это проекты – «Выборы царя зверей», «Перепись населения – 2010», «Как защититься от несправедливости».  Во время работы над проектом на уроке создается комфортная обстановка, отсутствие страха помогает ребятам лучше усваивать материал. Да и само усвоение идет легче, если процесс учащимся нравится. Я предоставляю ребятам возможность говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях.

В самом начале учебного года я планирую проведение нестандартных уроков, закрепляющих теоретический материал. Тема «Как стать лидером?» изучается на уроке, закрепляется «тестом на выбор», а затем проводится социометрическое исследование, с целью определения лидеров класса. Результаты вывешиваются на следующем уроке на доске, а выявленным лидерам предлагаются жизненные ситуации из школьной жизни для реализации лидерских качеств. Такая ролевая игра позволяет плавно перейти к следующей теме: «Социальная среда». Данный урок - практикум, который требует предварительной подготовки (листы А4, цветная бумага, клей, фломастеры, ножницы). Цель урока: с помощью  эмблем: солнца, тучки и молнии показать атмосферу взаимоотношений в школе и дома. Каждый ученик вырезает нужные эмблемы и приклеивает их на листы, которых на доске 2. На листе «7а дома», «7а в школе» появляются красочные эмблемы и сразу видно, в какой атмосфере растут и формируются ребята. Я предлагаю классным руководителям использовать эти творческие работы на классных часах, для проведения родительских собраний, для изучения самих учащихся. Есть, над чем поразмышлять и педагогам, работающим в данных классах.  Очень интересно в 7х классах проходит урок-проект  «Я - журналист» при изучении темы «Как стать красивым в подростковом возрасте?» Целью урока ставится выпуск газеты с таким же названием, в которой практические советы дают учащиеся данного класса своим сверстникам. Это урок-проект с  тщательной подготовительной работой, с использованием огромного творческого потенциала учащихся. За 40 минут класс верстает газету. Её качества бывают не всегда отличные, но ребята видят сразу результат совместной работы, качество «продукта», а получается целая выставка интересных школьных газет. Эту методику можно применить и к другим темам курса.

При выборе задания я учитываю не только возрастные особенности, но и учебные возможности. Ведь нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.

Я считаю, что при оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения своего проекта. Так, например, ученицей 7 класса Ильченко Аленой был разработан проект о подростковом одиночестве, с защитой которого она выступала на школьной конференции(2009г.). При анализе данного проекта были выявлены недочеты: недостаточное количество данных социологического опроса не смогли дать полную картину проблемы одиночества среди подростков и итог проекта получился неполным. Девочка решила не останавливаться на достигнутом и в 8 классе продолжила исследовательскую деятельность, после чего успешно защитила проект на районной конференции.  

Я придаю особое значение этапу оценивания проектной деятельности на уроках обществознания. Происходит осмысление детьми проделанной работы, формируется их отношение к самостоятельной деятельности и предлагаю учащимся

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНИВАНИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА

  1. Оценивание группового проекта, выполненного учащимися, осуществляется дважды: как внешняя оценка проекта на основе критериев (п. 3 настоящего Положения) и как самооценка учащимися (п. 4 настоящего Положения). Внешняя оценка может проставляться учителем – руководителем проекта либо членами жюри, присутствовавшими на презентации (защите) проектов. Внешняя оценка и самооценка считаются равноправными и проставляются в журнал успеваемости и в дневники учащихся через косую черту.
  2. Учащимся – членам проектной группы ставится единая оценка за выполненный групповой проект.
  3. Внешнее оценивание группового проекта осуществляется на основе следующих критериев (в скобках представлены баллы, которые необходимо суммировать):
  1. Тема и проблема социально значимы (1), имеют недостаточную социальную значимость (0).
  2. Тема проекта раскрыта не полностью (0), тема раскрыта достаточно полно (1).
  3. Поставленная проблема, скорее, решена (1); скорее, не решена (0).
  4. Представленный продукт проектной деятельности выполнен на основе творческого подхода (1), стандартно (0).
  5. Содержание проекта и его результаты раскрыты в ходе презентации (защиты) полностью (1), не полностью (0).
  6. Ответы на вопросы в ходе презентации (защиты) убедительны (1), не убедительны (0).
  1. Самооценивание группового проекта осуществляется на основе следующих критериев (в скобках проставлены баллы, которые необходимо суммировать):
  1. Наличие (0) или отсутствие (1) проблем на этапе формирования группы.
  2. Наличие (0) или отсутствие (1) внутригрупповых конфликтов на этапе подготовки проекта и презентации.
  3. В ходе проекта принимали то или иное участие все (1) или не все (0) учащиеся – члены группы.
  4. В презентации приняли участие все (1) или не все (0) учащиеся – члены группы.
  5. Презентацией группы присутствующие удовлетворены (1), не удовлетворены (0).
  6. Результатами проекта группа, скорее, удовлетворена (1); скорее, не удовлетворена (0); единое мнение отсутствует (0).
  1. Пересчет критериальной оценки в пятибалльную осуществляется следующим образом: 6 баллов – «отлично», 5 баллов – «хорошо», 4 или 3 балла – «удовлетворительно», 0-2 балла – проект требует доработки и повторной презентации.
  2. Оценка «неудовлетворительно» за невыполнимый проект не ставится, вместо этого проект доводится до минимально допустимого уровня выполнения.

Я считаю, что очень важно, чтобы работы учеников  приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

По итогам работы можно оценивать сформированность компетенций:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирования цели;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Мне бы хотелось рассказать о работе над одним из последних проектов.

Проект «Школьная перепись» 5 класс

Цель проекта: ознакомиться с процедурой переписи и понять, для чего она нужна. Замысел проекта возник у меня в связи с проходящей в стране переписью населения. Поскольку во время переписи часть вопросов предназначалась и для детей, были получены методические рекомендации, на основании которых в школах нужно было подготовить детей к переписи. Я выделила задачи, связанные с курсом обществознания, которые можно решить в рамках возникшего проектного замысла: формирование гражданской позиции: «Ты ученик 5 класса – участник событий, которые в настоящее время происходят в стране, осознающий причастность к тому, что происходит»; помощь ученикам в осознании своего социального места, своей социальной роли; формирование организаторских качеств.

Я предложила провести школьную перепись. Это было прямое предложение замысла, сделанное на уроке. Роли уже были мною продуманы: непосредственно переписчики, обработчики информации, пресс-служба, руководитель переписи - координатор работы групп, члены «Вычислительного центра». Предложила желающим принять участие в работе и выбрать себе роль. Поскольку учащиеся ничего не знали о переписи, одновременно с предложением произошел информационный вброс:  рассказ, как происходит перепись и содержание ролей ее участников.

 Мой вопрос: «Знаете ли вы о целях готовящейся в стране переписи населения?» -  вызвал бурное обсуждение. Вывод о том, что учащиеся не знают целей переписи, был сделан как обобщение обсуждения. Дети убедились в своем незнании и осознали это как проблему: они должны были стать участниками события, цель которого не осознают. Формат продукта определен совместно с учениками - плакат с результатами школьной переписи.

Был составлен общий план действий (что и в какой последовательности должно быть сделано в ходе переписи). Составление плана проходило в форме группового обсуждения. Со стороны учеников поступали предложения тактического характера (С какого класса начинать? Нужно ли договариваться с учителями? Можно ли проводить перепись в урочное время?

Ученики образовали группы согласно выбранным ролям. Исходя из общего плана, каждая группа планировала свою работу самостоятельно. Группы  были разные по уровню готовности к совместной работе. Некоторые группы действовали полностью самостоятельно, другим приходилось помогать. При организации работы групп учащиеся испытывали трудности в перераспределении обязанностей. Эту роль я брала на себя не потому, что дети просили, а потому, что сама видела необходимость вмешаться в этот процесс.

Планы групп просматривала косвенно: через ученика, который выполнял роль «руководителя» проекта. Он отчитывался о ходе работы, выделял проблемы.   В процессе работы группа, которая должна была оформлять результаты, не справлялась с объемом, поэтому по инициативе ученика-координатора подключились все группы. Счетная группа столкнулась с трудностями, связанными с математическими расчетами. За помощью они направились  к учителю математики, с которым они эту тему изучали.

Критерии для оценки продукта появились в результате общего обсуждения до его появления, но не в начале проекта, а когда результаты переписи уже были получены. Плакат должен был быть ярким, наглядным, шрифт – крупным; на плакате должны были быть представлены основные результаты школьной переписи. Эти критерии были использованы при обсуждении, посвященном оценке результатов деятельности. Презентация происходила на школьной линейке. В устном выступлении учащиеся ознакомили всех членов школьного коллектива с результатами переписи и вывесили плакат в школьном коридоре для ознакомления.

Проекты такого типа в большей степени направлены на формирование коммуникативной компетентности учащихся (в первую очередь, во время работы в группах) и развития организаторских способностей. Создавались ситуации группового обсуждения при разработке плана работы, анализе результатов, обмене информацией о проделанной работе и т.д. Кроме того, была необходима координация работы малых групп при принятии решений о распределении и перераспределении обязанностей и совместной практической деятельности.

Индивидуальная коммуникация при проведении опроса была достаточно сильно формализована необходимостью работать в соответствии с анкетой (анкета задавала и цель, и содержание коммуникации). Такие ситуации также полезны в начале работы по формированию способности вести диалог.

Этот проект примечателен тем, что у ребят высока была мотивация и они с удовольствием занимались им во внеурочное время.

Когда же можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти вопросы волнуют меня как учителя-предметника. Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения. Практика показывает, что проект действительно “не вписывается” в урок продолжительностью 40-45 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы можем создать “мини-проект”, например, “Разработка листовки о вреде курения табака” или “Разработка буклета о физиологических изменениях подросткового возраста» в 7 классе). Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-5 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально  или в группах) выполняют тот или иной  этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе на следующем уроке. Последние два урока (желательно спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Хочу обратить внимание на следующие плюсы “метода проектов”: 

  • развиваются познавательные интересы;
  • используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.;
  • происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
  • отсутствует формализм знаний;
  • устанавливается связь с жизненным опытом;
  • в случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.  

В процессе работы над проектами можно столкнуться с некоторыми проблемами:

  1. Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
  2. Превращение проекта в реферат. Реферативная часть присутствует в любом исследовании, но главное в проекте – это присутствие собственной точки зрения на изучаемую проблему. Необходимо использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа письменных источников.
  3. При организации системы тем или проектов не всегда удается обеспечить их содержательное единство, особенно, как это ни парадоксально, если высок творческий потенциал проектантов. Каждый развивает свой проект или его часть и может, увлекшись уйти от намеченной линии.

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

В ходе  организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:

Образовательная - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции. 

Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

В реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

 Во- первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять учителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения проектной методики в учебный процесс.

Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность ребят. На мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива классно – урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.


[1] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. С.121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность  основа системно-деятельностного подхода....

Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Презентация на тему  "Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Применение проектной технологии в разновозрастных группах на занятиях внеурочной деятельности

Учебный  проект - интегративное средство развития, обучения и воспитания. На  всех ступенях обучения проект обладают мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных...