ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
учебно-методический материал по русскому языку

Денисова Татьяна Александровна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proekt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Денисова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

        Перед современным образованием стоит непростая задача усилить личностно ориентированную, деятельностно-практическую составляющую обучения. Современное общество предъявляет к человеку все более жесткие требования: ему необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным действовать в ситуации неопределенности, иначе говоря, обладать комплексным личностным ресурсом, обеспечивающим возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области.

 Эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении,  что является одним из личностных и социальных смыслов образования.  Организация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных,   коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования. Основным непосредственным методом при  формировании ключевых компетенций учащихся является метод проектов.

Под проектным обучением понимается комплекс дидактических, психолого-педагогических и управленческих средств, позволяющих научить учащихся:

  • самостоятельно и критически мыслить;
  • ориентироваться в информационном пространстве;
  • сжимать и обобщать информацию, создавать собственные когнитивные структуры, концептуальные карты и схемы;
  • делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные
    аргументированные решения;
  • работать в команде;
  • сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:

-        существует значимая проблема, требующая решения;

-        есть значимость результата (теоретическая или практическая);

        -         предполагается самостоятельная деятельность уч-ся;

        -        используются исследовательские методы:

  • формулировка задач;
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов представления результатов;
  • сбор данных, их систематизация и анализ;
  • выводы.

        Проекты бывают разные по содержанию, доминирующей в них деятельности (исследовательские, информационные, творческие, ролевые (игровые), практико-ориентированные), продолжительности разработки (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные), количеству участников (индивидуальные,  парные, групповые) и т. д.

        Учебный проект начинается, как правило, с проблемы. Формулирование проблемных вопросов и основного вопроса проекта - дело крайне важное и, как показывает практика, непосредственно влияет на исход проведения проекта. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, способностей и интересов обучающихся. Предпочтительнее, однако, формулировка проблемы самими учащимися, которые, ориентируясь на собственные интересы, реализуют не только познавательные, но и творческие, прикладные, исследовательские способности.  На данном этапе важна роль учителя или координатора, руководящего проектом, поскольку в ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания из разных  областей.

        Не будет преувеличением сказать, что основу любого образования составляет язык, который не только отражает действительность, но и конструирует, интегрирует ее. Поэтому в курсе школьного обучения так велика роль словесности, позволяющей учащимся в ходе изучения и анализа произведений искусства и литературы вступать в дискуссию,  формулировать и отстаивать собственное мнение.

        Уроки словесности представляют широкие возможности для реализации проектного обучения. Главной целью учителя является формирование умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, обрабатывать, преобразовывать и передавать ее. Достижению этой цели могут служить проектные исследования на следующие темы:

        «Писать хорошо – значит вычеркивать плохо написанное (А.П. Чехов): методика работы с черновиком»;

        «Классификация грамматических и стилистических ошибок в современной спортивной прессе» и т.д.

        В процессе подготовки первого проекта учащиеся знакомятся с особенностями письменной речи различных жанров, сравнивают черновые варианты известных художественных текстов, анализируют процесс поиска автором наиболее точных и оправданных лексических, морфологических, синтаксических средств, способствующих раскрытию содержания конкретного текста. Учащиеся приходят также к важному выводу о ценности труда и ответственности талантливого писателя перед читателями: «Человек, открыв в себе талант писателя, должен упорно трудиться, создавая что-то новое. «Люди, отмеченные провидением, посылаются для всего человечества», - гласит древняя мудрость. Никогда не стоит зарывать талант в землю, его надо взращивать и воспитывать. Знаменитая фраза «Рукописи не горят», написанная пером Михаила Булгакова, употребляется в переносном значении. Автор хотел сказать, что труд человека бесценен, его невозможно уничтожить. Великие люди переписывают свои творения по нескольку раз, не желая предоставить читателям недостойный труд…» (из проектного исследования Мириной Ольги, ученицы 6 класса МОУ Лицей №6 г. Тамбова).

        К поиску и анализу информации научного характера побуждают исследования на следующие темы:

         «Следует ли сохранять и изучать диалекты?»

        «Обогащают ли заимствования язык?»

        «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке».

        Уроки словесности предоставляют уникальную возможность для изучения национально-культурной составляющей языка и литературы. В связи с этим в старших классах целесообразно в ходе исследований сравнивать оригиналы художественных текстов с их переводами на иностранные языки, сквозь призму времени и расстояния проследить восприятие русскими поэтами разных эпох – М Цветаевой и Т. Бек - феномена русского национального поэта А.С. Пушкина.

В результате анализа стихотворений М. Цветаевой «Петр и Пушкин» (1931), «Поэт и царь» (1931) и стихотворения Т. Бек «Конец иллюзий – экая потеря…» (2003) учащиеся приходят к выводу о том, что применительно к стихотворным текстам М. Цветаевой и Т. Бек на смысловом уровне концепта «Пушкин» выделяются три концептуальных структуры: «русский человек», «национальный гений» и «эпоха».

Выработке умения видеть в художественных текстах аксиологическую составляющую способствует исследование «Вечные книги человечества».

Таким образом, в результате проектного обучения на уроках словесности у учащихся совершенствуются следующие уровни владения языком: собственно лингвистический, энциклопедический, национально-культурный, ситуативный, а также преодолевается «мотивационный вакуум», который замедляет развитие у учащихся ключевых компетенций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....