Программа профильного лагеря "Terveh, karjalaine!"
методическая разработка по краеведению по теме

Уткина Лариса Геннадьевна

Проект краеведческой направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_terveh_karjalaine.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект профильного краеведческого лагеря «Terveh, karjalaine!»

                                                                      "Величие народа не измеряется его численностью,

                                                                как величие человека не измеряется его ростом,

                                                                единственной мерой служит его умственное развитие

                                                                 и его нравственный уровень".

                                                                                                                                   Виктор Гюго

Виктор Гюго, когда писал эти строки, наверное, не предполагал, что их с большой точностью можно отнести к карельскому народу - создателю древних наскальных рисунков-петроглифов, каменных лабиринтов, знаменитого эпоса "Калевала".
Бесписьменный народ сформировал, - не только сформулировал, но и следовал им в течение тысячелетий! - такие нравственные заповеди народного мировоззрения, соблюдение которых непосильно большинству наших современников. Заповеди излагались в виде сказаний в стихотворной форме и пелись в дни народных собраний.

  Самобытность карельского народа проявляется не только в его культуре, ученые с уважением сообщают тот факт, что "карелы сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты". Сохранение карельского народа - это не только сохранение многотысячелетнего культурного пласта, но и сохранение древнейшего генофонда нашей многонациональной страны. В этой связи сокращение численности карельского населения не может не вызывать серьезной обеспокоенности. Кандидат исторических наук  Виктор Бирин полагает, что через 10-20 лет карелы могут исчезнуть с этнической карты России. Об этом говорят и цифры:

Годы

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

Численность

208101

248120

252716

167278

146081

138429

130929

93344

     В результате самых различных социальных факторов в обществе возникала социальная апатия и безразличие к собственной этнической судьбе. Но если сокращение численности белорусов, украинцев и финнов в Карелии не ведет к исчезновению их как этнических единиц (есть Белоруссия,Украина и Финляндия), то дальнейшая судьба карелов в этом плане гораздо более драматична. Между тем, в Карелии проживает  более половины всех карелов, какие есть в мире. И именно Карелия несет ответственность перед мировым сообществом за сохранение самобытной карельской культуры и ее носителей - карелов как уникального этноса мирового сообщества.

   Как побороть социальную апатию и безразличие к этнической судьбе? Нужно повышать

значимость этнокультурной среды в целом. Главную роль в поддержании этнической идентичности сейчас играет система этнических ценностей: этническая символика,

мифология, традиции и обычаи, праздники и в первую очередь, конечно, родной язык, интерес к своим историческим корням. В школах дети, конечно, изучают историю Карелии, а в некоторых даже изучается карельский язык, но всё же в основном,  этническая идентификация проходит в семье.

  А как быть детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа? Ведь у многих из них один или оба родителя были карелами.

  Где лучше узнать, как растёт цветок: в поле или из книжек? Этот риторический вопрос показывает, что лучше всего узнать о жизни карелов у самих карелов, а не из книг и музейных выставок. У нас в Олонецком районе есть много карельских семей, и даже целые деревни сохраняют старинный карельский уклад.

   Цель нашего проекта:  приобщение детей, воспитывающихся в детских домах, к этнической культуре родного края через непосредственное общение с семьями карелов.

   Задачи:

  1. Изучение самобытности карельской культуры.
  2. Знакомство с благоустройством и жизнедеятельностью карельских семей.
  3. Организация  мероприятий, которые способствуют непосредственному общению с карельскими семьями.
  4. Организация  шефской помощи престарелым и одиноким карелам, проживающим в деревнях.

   Содержание и способы деятельности:

Этапы проекта:

  1. Планирование работы.
  2. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления и волостными управлениями.
  3. Сбор информации о карелах, проживающих на территории Олонецкого района.
  4. Знакомство с самобытностью карельской культуры через изучение музейных и архивных данных.
  5. Организация мероприятий по непосредственному общению детей с карельскими семьями и оказанию шефской помощи.
  6. Составление памятного альбома.
  7. Подведение итогов.

  Участники проекта: дети – воспитанники детского дома, группа детей, учащихся Олонецкой средней общеобразовательной школы №1 (изучающие карельский язык), педагоги детского дома.

   План реализации проекта:

п.п.

Действия                          

Участники

                     

Сроки

1.

Составление плана работы лагеря

Руководитель проекта, руководитель учреждения и педагоги

2.

Сбор информации о карелах, проживающих на территории района:

  1. Посещение ЗАГСа
  2. Посещение архива
  3. Работа с волостными управлениями: установление конкретных семей карелов и семей (одиноких, престарелых), нуждающихся в помощи

- Руоводитель проекта и группа детей.

- Руоводитель проекта

С 1 по 10 июня

С 11 по 25 июня

3.

Открытие лагеря: «Terveh, Karjalaine!»

Все дети и педагоги

4 июля

4.

Посещение Олонецкого национального музея

Все дети

июнь

5.

Выпуск информационного буклета: «Численность карелов в Олонецком районе»

Группа детей

6.

Поездки по деревням Олонецкого района (2-4 поездки): Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро (список деревень может быть изменён) с организацией встреч и оказанием помощи.

Группы детей

С 7 по 13 июля

7.

Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи.

Группы детей

С 7 по 13 июля

8.

«Домашняя мастерская» -изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться.

Дети и педагоги дома, педагоги доп. образования

С 4 по 15 июля

9.

Подготовка концерта для приглашенных семей.

Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель)

С 4 по 15 июля

10.

Подготовка и проведение встречи с семьями карелов на территории лагеря с организацией концерта.

Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель)

С 13 по 16 июля

11.

«Карельские игрища» - день карельских игр с приглашением фольклорных коллективов.

Дети и педагоги, руководитель проекта

10 июля

12.

Мастер-класс «Откуда пришла рукавичка?» - знакомство с карельскими ремёслами.

Дети и педагоги, руководитель проекта

9 июля

13.

Изготовление памятного альбома

Группа детей

В течение смены

14.

Закрытие лагеря.

Дети и педагоги

16 июля

Подведение итогов проекта.

Педагоги и руководитель проекта

17 июля

Ресурсы:  

     Имеющиеся:

  1. База труда и отдыха в дер. Нурмолица.
  2. Близкое расположение карельских деревень.
  3. Инструменты и инвентарь для оказания помощи семьям.
  4. Компьютерная техника.
  5. Природные материалы для изготовления поделок.

     Недостающие:

  1. Транспорт
  2. Канцелярские и другие материалы для изготовления альбома и поделок.

   Кадровые ресурсы: 4 воспитателя, 3 педагога дополнительного образования, музыкальный руководитель, руководитель проекта

Бюджет проекта: 4 поездки по району, 1 поздка в город, материалы для изготовления поделок и памятного альбома.

Ожидаемый результат:

  1. Осознание детьми своих этнических корней с приобщением к этнокультурным и семейным ценностям.
  2. Закрепление навыков взаимодействия с социумом и навыков культурного поведения.
  3. Установление связей с семьями карелов.
  4. Изготовление памятного альбома, информационного альбома.

Мониторинг: памятный альбом, как средство передачи и отслеживания  впечатлений;

                        презентация  - отчёт руководителя проекта.

Развитие проекта:

  1. В качестве развития проекта можно рассматривать составление генокарты детей прибывших в детский дом из Олонецкого района, имеющих в своей родословной карелов (через архив).
  2. Организация экскурсионной поездки в Тверскую область «Знакомство с тверскими карелами».

План мероприятий.

п.п.

Действия                          

Участники

                     

Сроки

1.

Составление плана работы лагеря

Руководитель проекта, руководитель учреждения и педагоги

май

2.

Сбор информации о карелах, проживающих на территории района:

  1. Посещение ЗАГСа
  2. Посещение архива
  3. Работа с волостными управлениями: установление конкретных семей карелов и семей (одиноких, престарелых), нуждающихся в помощи

- Руоводитель проекта и группа детей.

- Руоводитель проекта

С 1 по 10 июня

С 11 по 25 июня

3.

Открытие лагеря: «Terveh, Karjalaine!»

Все дети и педагоги

4 июля

4.

Посещение Олонецкого национального музея

Все дети

июнь

5.

Выпуск информационного буклета: «Численность карелов в Олонецком районе»

Группа детей

6.

Поездки по деревням Олонецкого района (2-4 поездки): Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро (список деревень может быть изменён) с организацией встреч и оказанием помощи.

Группы детей

С 5 по 14 июля

7.

Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи.

Группы детей

С 5 по 14 июля

8.

«Домашняя мастерская» -изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться.

Дети и педагоги дома, педагоги доп. образования

С 4 по 15 июля

9.

Подготовка концерта для приглашенных семей.

Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель)

С 4 по 15 июля

10.

Встреча с семьями карелов на территории лагеря с организацией концерта.

Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель)

 16 июля

11.

«Карельские игрища» - день карельских игр с приглашением фольклорных коллективов.

Дети и педагоги, руководитель проекта

9 июля

12.

Мастер-класс «Откуда пришла рукавичка?» - знакомство с карельскими ремёслами.

Дети и педагоги, руководитель проекта

9 июля

13.

Изготовление памятного альбома

Группа детей

В течение смены

14.

Закрытие лагеря.

Дети и педагоги

17 июля

15.

Подведение итогов проекта.

Педагоги и руководитель проекта

17 июля

План мероприятий в лагере:

Дата

Мероприятия

Ответственный

04.07

Открытие лагеря: «Terveh, Karjalaine!»

Муз.руководитель, воспитатели

05.07

1. «Домашняя мастерская» -изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться.

Педагог доп.образования

2. Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи.

Руководитель лагеря,

воспитатели

06.07

1. «Иванов день» -  народный праздник.

Воспитатели

2. «Я плела, плела веночки!» -конкурс веночков и композиций из цветов и трав.

Педагог доп.образования

07.07

1. Творческая мастерская «Карелочка» - вышивание карельских узоров.

Педагог доп.

образования

2. Поездки по деревням Олонецкого района: Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро с организацией встреч и оказанием помощи.

Руководитель лагеря, воспитатели

08.07

Мастер-класс «Откуда пришла рукавичка?» - знакомство с карельскими ремёслами.

Педагог доп.образования

Поездки по деревням Олонецкого района: Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера с организацией встреч и оказанием помощи.

Воспитатели

09.07

«Карельские игрища» - день карельских игр с приглашением фольклорных коллективов.

Воспитатели, руководитель лагеря

10.07

1. Мастер-класс «В доме пахнет пирогами: печём калитки» - знакомство с карельской кухней.

?

2. Карельские посиделки с чаепитием.

 Воспитатели

11.07

1. «Домашняя мастерская» - изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться.

Педагог доп.

образования

2. Поездки по деревням Олонецкого района: Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера с организацией встреч и оказанием помощи.

Руководитель лагеря, воспитатели

12.07

1. Поездка в национальный музей Карелии, посещение музея-заповедника «Кижи».

Руководитель лагеря

2. Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи.

Воспитатели

13.07

1. Изготовление памятного альбома.

Педагог доп.

образования

2. Поездки по деревням Олонецкого района (2-4 поездки): Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро (список деревень может быть изменён) с организацией встреч и оказанием помощи.

Руководитель лагеря, воспитатели

14.07

1. Заготовка веников для бани.

Воспитатели

2. Выпуск информационного буклета: «Численность карелов в Олонецком районе»

Руководитель лагеря

15.07

1. Мастер-класс «В доме пахнет пирогами: печём кейтин-пийрай» - знакомство с карельской кухней.

Руководитель лагеря

2. Карельские посиделки с чаепитием.

Воспитатели

3. Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи.

Воспитатели

16.07

Встреча с семьями карелов на территории лагеря с организацией концерта.

Муз. руко-

водитель, Воспитатели,

17.07

Закрытие лагеря. Подведение итогов проекта.

Руководитель лагеря, педагоги

В течение смены

Подготовка к встрече с семьями карелов, разучивание карельских песен и стихов.

Муз. руко-

водитель, воспитатели

В течение смены

Занятия по карельскому языку.

?

В течение смены

Сбор материала для памятного альбома.

Руководитель лагеря

Что сделать сейчас в мае:

  1. Изготовление поделок в мастерских.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

Программа профильного экологического лагеря «Экос»

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...

Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.

Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10  класса (профильный уровень), региональный компонент,  межпредметные  связи, содержание учебного  материала, разв...

Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления

Сделать летний отдых  более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...

Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)

Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

Программа профильного экологического лагеря

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...