Программа профильного лагеря "Terveh, karjalaine!"
методическая разработка по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
Проект профильного краеведческого лагеря «Terveh, karjalaine!»
"Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом,
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень".
Виктор Гюго
Виктор Гюго, когда писал эти строки, наверное, не предполагал, что их с большой точностью можно отнести к карельскому народу - создателю древних наскальных рисунков-петроглифов, каменных лабиринтов, знаменитого эпоса "Калевала".
Бесписьменный народ сформировал, - не только сформулировал, но и следовал им в течение тысячелетий! - такие нравственные заповеди народного мировоззрения, соблюдение которых непосильно большинству наших современников. Заповеди излагались в виде сказаний в стихотворной форме и пелись в дни народных собраний.
Самобытность карельского народа проявляется не только в его культуре, ученые с уважением сообщают тот факт, что "карелы сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты". Сохранение карельского народа - это не только сохранение многотысячелетнего культурного пласта, но и сохранение древнейшего генофонда нашей многонациональной страны. В этой связи сокращение численности карельского населения не может не вызывать серьезной обеспокоенности. Кандидат исторических наук Виктор Бирин полагает, что через 10-20 лет карелы могут исчезнуть с этнической карты России. Об этом говорят и цифры:
Годы | 1897 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 |
Численность | 208101 | 248120 | 252716 | 167278 | 146081 | 138429 | 130929 | 93344 |
В результате самых различных социальных факторов в обществе возникала социальная апатия и безразличие к собственной этнической судьбе. Но если сокращение численности белорусов, украинцев и финнов в Карелии не ведет к исчезновению их как этнических единиц (есть Белоруссия,Украина и Финляндия), то дальнейшая судьба карелов в этом плане гораздо более драматична. Между тем, в Карелии проживает более половины всех карелов, какие есть в мире. И именно Карелия несет ответственность перед мировым сообществом за сохранение самобытной карельской культуры и ее носителей - карелов как уникального этноса мирового сообщества.
Как побороть социальную апатию и безразличие к этнической судьбе? Нужно повышать
значимость этнокультурной среды в целом. Главную роль в поддержании этнической идентичности сейчас играет система этнических ценностей: этническая символика,
мифология, традиции и обычаи, праздники и в первую очередь, конечно, родной язык, интерес к своим историческим корням. В школах дети, конечно, изучают историю Карелии, а в некоторых даже изучается карельский язык, но всё же в основном, этническая идентификация проходит в семье.
А как быть детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа? Ведь у многих из них один или оба родителя были карелами.
Где лучше узнать, как растёт цветок: в поле или из книжек? Этот риторический вопрос показывает, что лучше всего узнать о жизни карелов у самих карелов, а не из книг и музейных выставок. У нас в Олонецком районе есть много карельских семей, и даже целые деревни сохраняют старинный карельский уклад.
Цель нашего проекта: приобщение детей, воспитывающихся в детских домах, к этнической культуре родного края через непосредственное общение с семьями карелов.
Задачи:
- Изучение самобытности карельской культуры.
- Знакомство с благоустройством и жизнедеятельностью карельских семей.
- Организация мероприятий, которые способствуют непосредственному общению с карельскими семьями.
- Организация шефской помощи престарелым и одиноким карелам, проживающим в деревнях.
Содержание и способы деятельности:
Этапы проекта:
- Планирование работы.
- Организация взаимодействия с органами местного самоуправления и волостными управлениями.
- Сбор информации о карелах, проживающих на территории Олонецкого района.
- Знакомство с самобытностью карельской культуры через изучение музейных и архивных данных.
- Организация мероприятий по непосредственному общению детей с карельскими семьями и оказанию шефской помощи.
- Составление памятного альбома.
- Подведение итогов.
Участники проекта: дети – воспитанники детского дома, группа детей, учащихся Олонецкой средней общеобразовательной школы №1 (изучающие карельский язык), педагоги детского дома.
План реализации проекта:
№ п.п. | Действия | Участники
| Сроки |
1. | Составление плана работы лагеря | Руководитель проекта, руководитель учреждения и педагоги | |
2. | Сбор информации о карелах, проживающих на территории района:
| - Руоводитель проекта и группа детей. - Руоводитель проекта | С 1 по 10 июня С 11 по 25 июня |
3. | Открытие лагеря: «Terveh, Karjalaine!» | Все дети и педагоги | 4 июля |
4. | Посещение Олонецкого национального музея | Все дети | июнь |
5. | Выпуск информационного буклета: «Численность карелов в Олонецком районе» | Группа детей | |
6. | Поездки по деревням Олонецкого района (2-4 поездки): Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро (список деревень может быть изменён) с организацией встреч и оказанием помощи. | Группы детей | С 7 по 13 июля |
7. | Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи. | Группы детей | С 7 по 13 июля |
8. | «Домашняя мастерская» -изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться. | Дети и педагоги дома, педагоги доп. образования | С 4 по 15 июля |
9. | Подготовка концерта для приглашенных семей. | Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель) | С 4 по 15 июля |
10. | Подготовка и проведение встречи с семьями карелов на территории лагеря с организацией концерта. | Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель) | С 13 по 16 июля |
11. | «Карельские игрища» - день карельских игр с приглашением фольклорных коллективов. | Дети и педагоги, руководитель проекта | 10 июля |
12. | Мастер-класс «Откуда пришла рукавичка?» - знакомство с карельскими ремёслами. | Дети и педагоги, руководитель проекта | 9 июля |
13. | Изготовление памятного альбома | Группа детей | В течение смены |
14. | Закрытие лагеря. | Дети и педагоги | 16 июля |
Подведение итогов проекта. | Педагоги и руководитель проекта | 17 июля |
Ресурсы:
Имеющиеся:
- База труда и отдыха в дер. Нурмолица.
- Близкое расположение карельских деревень.
- Инструменты и инвентарь для оказания помощи семьям.
- Компьютерная техника.
- Природные материалы для изготовления поделок.
Недостающие:
- Транспорт
- Канцелярские и другие материалы для изготовления альбома и поделок.
Кадровые ресурсы: 4 воспитателя, 3 педагога дополнительного образования, музыкальный руководитель, руководитель проекта
Бюджет проекта: 4 поездки по району, 1 поздка в город, материалы для изготовления поделок и памятного альбома.
Ожидаемый результат:
- Осознание детьми своих этнических корней с приобщением к этнокультурным и семейным ценностям.
- Закрепление навыков взаимодействия с социумом и навыков культурного поведения.
- Установление связей с семьями карелов.
- Изготовление памятного альбома, информационного альбома.
Мониторинг: памятный альбом, как средство передачи и отслеживания впечатлений;
презентация - отчёт руководителя проекта.
Развитие проекта:
- В качестве развития проекта можно рассматривать составление генокарты детей прибывших в детский дом из Олонецкого района, имеющих в своей родословной карелов (через архив).
- Организация экскурсионной поездки в Тверскую область «Знакомство с тверскими карелами».
План мероприятий.
№ п.п. | Действия | Участники
| Сроки |
1. | Составление плана работы лагеря | Руководитель проекта, руководитель учреждения и педагоги | май |
2. | Сбор информации о карелах, проживающих на территории района:
| - Руоводитель проекта и группа детей. - Руоводитель проекта | С 1 по 10 июня С 11 по 25 июня |
3. | Открытие лагеря: «Terveh, Karjalaine!» | Все дети и педагоги | 4 июля |
4. | Посещение Олонецкого национального музея | Все дети | июнь |
5. | Выпуск информационного буклета: «Численность карелов в Олонецком районе» | Группа детей | |
6. | Поездки по деревням Олонецкого района (2-4 поездки): Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро (список деревень может быть изменён) с организацией встреч и оказанием помощи. | Группы детей | С 5 по 14 июля |
7. | Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи. | Группы детей | С 5 по 14 июля |
8. | «Домашняя мастерская» -изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться. | Дети и педагоги дома, педагоги доп. образования | С 4 по 15 июля |
9. | Подготовка концерта для приглашенных семей. | Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель) | С 4 по 15 июля |
10. | Встреча с семьями карелов на территории лагеря с организацией концерта. | Дети и педагоги, (отв-й муз. руководитель) | 16 июля |
11. | «Карельские игрища» - день карельских игр с приглашением фольклорных коллективов. | Дети и педагоги, руководитель проекта | 9 июля |
12. | Мастер-класс «Откуда пришла рукавичка?» - знакомство с карельскими ремёслами. | Дети и педагоги, руководитель проекта | 9 июля |
13. | Изготовление памятного альбома | Группа детей | В течение смены |
14. | Закрытие лагеря. | Дети и педагоги | 17 июля |
15. | Подведение итогов проекта. | Педагоги и руководитель проекта | 17 июля |
План мероприятий в лагере:
Дата | Мероприятия | Ответственный |
04.07 | Открытие лагеря: «Terveh, Karjalaine!» | Муз.руководитель, воспитатели |
05.07 | 1. «Домашняя мастерская» -изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться. | Педагог доп.образования |
2. Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи. | Руководитель лагеря, воспитатели | |
06.07 | 1. «Иванов день» - народный праздник. | Воспитатели |
2. «Я плела, плела веночки!» -конкурс веночков и композиций из цветов и трав. | Педагог доп.образования | |
07.07 | 1. Творческая мастерская «Карелочка» - вышивание карельских узоров. | Педагог доп. образования |
2. Поездки по деревням Олонецкого района: Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро с организацией встреч и оказанием помощи. | Руководитель лагеря, воспитатели | |
08.07 | Мастер-класс «Откуда пришла рукавичка?» - знакомство с карельскими ремёслами. | Педагог доп.образования |
Поездки по деревням Олонецкого района: Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера с организацией встреч и оказанием помощи. | Воспитатели | |
09.07 | «Карельские игрища» - день карельских игр с приглашением фольклорных коллективов. | Воспитатели, руководитель лагеря |
10.07 | 1. Мастер-класс «В доме пахнет пирогами: печём калитки» - знакомство с карельской кухней. | ? |
2. Карельские посиделки с чаепитием. | Воспитатели | |
11.07 | 1. «Домашняя мастерская» - изготовление поделок для домашнего хозяйства семей, которые будут посещаться. | Педагог доп. образования |
2. Поездки по деревням Олонецкого района: Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера с организацией встреч и оказанием помощи. | Руководитель лагеря, воспитатели | |
12.07 | 1. Поездка в национальный музей Карелии, посещение музея-заповедника «Кижи». | Руководитель лагеря |
2. Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи. | Воспитатели | |
13.07 | 1. Изготовление памятного альбома. | Педагог доп. образования |
2. Поездки по деревням Олонецкого района (2-4 поездки): Тигвера, Кукшегора, Сяндеба, Ковера или Торосозеро (список деревень может быть изменён) с организацией встреч и оказанием помощи. | Руководитель лагеря, воспитатели | |
14.07 | 1. Заготовка веников для бани. | Воспитатели |
2. Выпуск информационного буклета: «Численность карелов в Олонецком районе» | Руководитель лагеря | |
15.07 | 1. Мастер-класс «В доме пахнет пирогами: печём кейтин-пийрай» - знакомство с карельской кухней. | Руководитель лагеря |
2. Карельские посиделки с чаепитием. | Воспитатели | |
3. Посещение семей карелов в деревне Нурмолица с организацией встреч и оказанием помощи. | Воспитатели | |
16.07 | Встреча с семьями карелов на территории лагеря с организацией концерта. | Муз. руко- водитель, Воспитатели, |
17.07 | Закрытие лагеря. Подведение итогов проекта. | Руководитель лагеря, педагоги |
В течение смены | Подготовка к встрече с семьями карелов, разучивание карельских песен и стихов. | Муз. руко- водитель, воспитатели |
В течение смены | Занятия по карельскому языку. | ? |
В течение смены | Сбор материала для памятного альбома. | Руководитель лагеря |
Что сделать сейчас в мае:
- Изготовление поделок в мастерских.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Программа профильного экологического лагеря «Экос»
В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...
Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, разв...
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)
Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....
программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...
Программа профильного экологического лагеря
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...