Программа элективного курса История и культура Алтая 5 класс
элективный курс по краеведению (5 класс) по теме

Агеева Ирина Михайловна

Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006.

 

Учебно – методическое обеспечение:

  1. История Алтая ч. I. /Под ред. А. П. Анашкина, В.А. Скубневского, Ю.В. Кирюшина, В.П. Лекомцева, Т.Н. Соболева, Н.И. Шипулина. Барнаул, Изд. Алтайского госуниверситета, 1995
  2. История Алтая. Часть I. Древний Алтай Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10 кл.). – Барнаул: Позиция, 1997
  3. «Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006.

 

           Данная программа посвящена проблеме формирования содержания и методов изучения историко - культурных процессов на Алтае как регионального модуля образовательных программ. Программа основывается на концепте « Алтай» как территориального, историко-культурного и этногенетического образования, сформировавшегося на территории русского и российского государства с древнейших времён до современности и сыгравшего значительную роль в евразийских историко-культурных процессах. Современное административно-территориальное образование « Алтайский край» органично входит в границы концепта  « Алтай».

 

           Общая цель изучения курса « История и культура Алтая» - создание условий для формирования представлений учащихся об истории культуре Алтайского края в контексте отечественной истории и культуры как едином историко-культурном пространстве.

 

           Достижению данной цели предполагает реализацию следующих задач:

- выявление общих закономерностей в историко-культурном развитии края;

- изучение особенностей историко-культурного процесса на Алтае;

-знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами;

-углубление аналитических способностей учащихся;

-развитие творческих способностей и интереса к истории и культуре « малой родины»;

-приобщение к поисковой и исследовательской работе.

Рекомендуемые формы, методы и средства обучения предусматривают наряду с традиционной урочной формой организацию деятельностных форм обучения. Рекомендуется развитие творческой, поисковой и  проектировочной деятельности учащихся, экскурсии, походы, поездки в историко-краеведческие музеи район и края.

 

Курс « История и культура Алтая» рассчитан на 34 часа учебного времени.

          Календарно-тематическое планирование элективного курса: « История  и культура Алтая» 5 класс

 

 

№ раздела, темы

                                                      Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1

Природные и климатические условия развития культуры Алтая

4

Тема 1

Границы Алтайского региона на разных этапах  истории его народов и российского государства

1

Тема 2

Многообразие социально-этнических основ для развития художественной культуры региона

1

Тема 3

Естественные предпосылки возникновения высокого уровня художественной жизни Алтая

1

Тема 4

Основные историко-культурные эпохи и процессы на Алтае

1

Раздел 2

Древний Алтай

12

Тема 5

Древнейшие люди. Находки на Улалинке.

1

Тема 6

Изменение климата. Новые формы хозяйственной деятельности.

1

Тема 7

Новая техника обработки камня. Древнейшие погребения.

1

Тема 8

Первые металлические изделия. Производящее хозяйство.

1

Тема 9

Население Алтая в бронзовом веке. Хозяйство и быт.

1

Тема 10

Население края в раннем железном веке. Хозяйство и быт.

1

Тема 11

Общественные отношения, искусство и религия

2

Тема 12

Пазырыкская культура

2

Тема 13

Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве. Погребальная обрядность.

2

Раздел 3

Средневековый Алтай

8

Тема 14

Великое переселение народов. Гунны. Тюрки.

1

Тема 15

Музыкальное творчество алтайцев

2

Тема 16

Алтай в составе Золотой и Белой Орды

1

Тема 17

Образование Джунгарского ханства

1

Тема 18

Особенности мифологических представлений кочевых племён Алтая

1

Раздел 4 

Алтай в XVIII веке

10

Тема 19

Россия и Джунгария. Первые русские деревни на территории края.

2

Тема 20

Создание Колывано-Воскресенской оборонительной линии

2

Тема 21

Открытие медных руд на Алтае. Становление Демидовских предприятий.

2

Тема 22

Добыча серебра на Алтае. Открытие рудного золота.

2

Тема 23

Образование и техническая мысль на Колывано-Воскресенских заводах.

2

 

Всего

34

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Пояснительная записка

Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006.

Учебно – методическое обеспечение:

  1. История Алтая ч. I. /Под ред. А. П. Анашкина, В.А. Скубневского, Ю.В. Кирюшина, В.П. Лекомцева, Т.Н. Соболева, Н.И. Шипулина. Барнаул, Изд. Алтайского госуниверситета, 1995
  2. История Алтая. Часть I. Древний Алтай Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10 кл.). – Барнаул: Позиция, 1997
  3. «Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006.

           Данная программа посвящена проблеме формирования содержания и методов изучения историко - культурных процессов на Алтае как регионального модуля образовательных программ. Программа основывается на концепте « Алтай» как территориального, историко-культурного и этногенетического образования, сформировавшегося на территории русского и российского государства с древнейших времён до современности и сыгравшего значительную роль в евразийских историко-культурных процессах. Современное административно-территориальное образование « Алтайский край» органично входит в границы концепта  « Алтай».

           Общая цель изучения курса « История и культура Алтая» - создание условий для формирования представлений учащихся об истории культуре Алтайского края в контексте отечественной истории и культуры как едином историко-культурном пространстве.

           Достижению данной цели предполагает реализацию следующих задач:

- выявление общих закономерностей в историко-культурном развитии края;

- изучение особенностей историко-культурного процесса на Алтае;

-знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами;

-углубление аналитических способностей учащихся;

-развитие творческих способностей и интереса к истории и культуре « малой родины»;

-приобщение к поисковой и исследовательской работе.

Рекомендуемые формы, методы и средства обучения предусматривают наряду с традиционной урочной формой организацию деятельностных форм обучения. Рекомендуется развитие творческой, поисковой и  проектировочной деятельности учащихся, экскурсии, походы, поездки в историко-краеведческие музеи район и края.

Курс « История и культура Алтая» рассчитан на 34 часа учебного времени.

          Календарно-тематическое планирование элективного курса: « История  и культура Алтая» 5 класс

№ раздела, темы

                                                      Название раздела, темы

Количество часов

Раздел 1

Природные и климатические условия развития культуры Алтая

4

Тема 1

Границы Алтайского региона на разных этапах  истории его народов и российского государства

1

Тема 2

Многообразие социально-этнических основ для развития художественной культуры региона

1

Тема 3

Естественные предпосылки возникновения высокого уровня художественной жизни Алтая

1

Тема 4

Основные историко-культурные эпохи и процессы на Алтае

1

Раздел 2

Древний Алтай

12

Тема 5

Древнейшие люди. Находки на Улалинке.

1

Тема 6

Изменение климата. Новые формы хозяйственной деятельности.

1

Тема 7

Новая техника обработки камня. Древнейшие погребения.

1

Тема 8

Первые металлические изделия. Производящее хозяйство.

1

Тема 9

Население Алтая в бронзовом веке. Хозяйство и быт.

1

Тема 10

Население края в раннем железном веке. Хозяйство и быт.

1

Тема 11

Общественные отношения, искусство и религия

2

Тема 12

Пазырыкская культура

2

Тема 13

Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве. Погребальная обрядность.

2

Раздел 3

Средневековый Алтай

8

Тема 14

Великое переселение народов. Гунны. Тюрки.

1

Тема 15

Музыкальное творчество алтайцев

2

Тема 16

Алтай в составе Золотой и Белой Орды

1

Тема 17

Образование Джунгарского ханства

1

Тема 18

Особенности мифологических представлений кочевых племён Алтая

1

Раздел 4  

Алтай в XVIII веке

10

Тема 19

Россия и Джунгария. Первые русские деревни на территории края.

2

Тема 20

Создание Колывано-Воскресенской оборонительной линии

2

Тема 21

Открытие медных руд на Алтае. Становление Демидовских предприятий.

2

Тема 22

Добыча серебра на Алтае. Открытие рудного золота.

2

Тема 23

Образование и техническая мысль на Колывано-Воскресенских заводах.

2

Всего

34

Требования к уровню подготовки выпускников по региональному компоненту  « История и культура Алтая»

В результате изучения истории и культуры Алтая ученик должен

Знать:

- основные этапы историко-культурного процесса на Алтае;

- основные виды и жанры искусства, получившие развитие на Алтае;

- основные направление и стили художественной культуры Алтая (народной и профессиональной);

- выдающихся деятелей истории и художественной культуры Алтая, наиболее значительные события и произведения;

- особенности языка различных видов народного и профессионального искусства на Алтае.

Уметь:

- соотносить исторические процессы на Алтае с историческими процессами отечественной и мировой истории;

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением региональной культуры;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов регионального и отечественного искусства;

- пользоваться различными источниками информации о региональной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания.

Использовать, осуществлять и реализовывать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

- выбирать путь своего культурного развития;

- организовывать личный и коллективный досуг;

- выражать собственные суждения о явлениях алтайской культуры прошлого и современности;

- осуществлять личностную историко-культурную самоидентификацию.

Краткое содержание программы

      Границы Алтайского региона на разных этапах  истории его народов и российского государства. Современные границы Алтайского края и других национально-государственных и административно-национальных образований на историческом пространстве алтайского региона.

    Многообразие социально-этнических основ для развития художественной культуры региона. Значение социально-этнических основ для культурных преобразований Алтая в наши дни.

  Естественные предпосылки возникновения высокого уровня художественной жизни Алтая. Климат, растительный и животный мир, плодородие почв, богатство земных недр и другие природные ресурсы.

Основные историко-культурные эпохи и процессы на Алтае. Исторические и культурные памятники, исторические деятели Алтая, деятель искусства и науки, явления художественной культуры Алтая.

Древнейшие люди. Находки на Улалинке. Древнейшие люди. Хозяйство древних охотников и собирателей. Их быт и жилище. Находки на Улалинке. Денисова пещера.

Изменение климата. Новые формы хозяйственной деятельности. Исчезновение мамонтовой фауны. Индивидуальная охота с применением собаки, лука и стрел.

Новая техника обработки камня. Древнейшие погребения. Повышение роли рыболовства, новая техника обработки камня (пиление, шлифование), изготовление керамической посуды. Могильники Усть-Иша, Усть-Алейка.

Первые металлические изделия. Производящее хозяйство. Большемысцы и афанасьевцы – роль местного и пришлого населения в их формировании. Первые металлические  изделия (украшения, ножи, копья). Появление производящего хозяйства (скотоводства). Могильники Большой мыс.

Население Алтая в бронзовом веке. Хозяйство и быт. Бронзолитейное производство. Комплексный характер хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие, рыболовство, охота). Поселения и жилище (Костенкова избушка, Фирсово).

Население края в раннем железном веке. Хозяйство и быт. Каменцы, староалейцы, кулайцы. Начало Великого переселения народов. Железоделательное производство. Разная направленность хозяйства. Появление на Ближних Елбанах. Появление городищ.

Общественные отношения, искусство и религия. Всемирная известность самобытной культуры скифо-сакских племён Горного Алтая. Природно-климатические условия, способствовавшие формированию кочевого типа культуры на территории Алтая.

Пазырыкская культура. Первые упоминания о скифах греками и китайцами. История открытия культуры. Государственное устройство. Торговые связи.

Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве. Погребальная обрядность. Искусство  - скифо - сибирский звериный стиль. Произведение искусства  из войлока, кожи, кости, железа, золота, серебра. Мумификация.

Великое переселение народов. Гунны. Тюрки. Миф об Ашине - последнем гунне, родоначальнике тюрков. Этногенез алтайских тюрков. Тюркский каганат - первая евразийская империя. Государственное устройство. Этнокультурная ситуация на территории Алтая.

Музыкальное творчество алтайцев. Песенные жанры, древнее горловое пение. Музыкальные инструменты.

Алтай в составе Золотой и Белой Орды. Монгольское время. Погребения воинов и рядовых общинников.

Образование Джунгарского ханства. Появление западных монголов на Алтае. Подчинение алтайских племён джунгарам. Северные и южные алтайцы.

Особенности мифологических представлений кочевых племён Алтая. Культурно - бытовые традиции. Представление древних алтайцев о добре, зле, гостеприимстве, семейном счастье и благополучии. Художественно-поэтические образы алтайских богатырей-воинов и охотников в героических сказаниях.

Россия и Джунгария. Первые русские деревни на территории края. Джунгарское ханство, его территория и население. Сельскохозяйственные занятия и промыслы первопоселенцев.

Создание Колывано-Воскресенской оборонительной линии. Гибель Джунгарского ханства и принятие южными алтайцами русского подданства. Регулярные войска и казачество.

Открытие медных руд на Алтае. Становление Демидовских предприятий. Становление демидовских предприятий. Колывано-Воскресенский и Барнаульский заводы.

Добыча серебра на Алтае. Открытие рудного золота. Начало промышленной добычи серебра из алтайских руд в1744 году. Открытие рудного золота на Змеиной горе. Начало камнерезного дела на Алтае

Образование и техническая мысль на Колывано-Воскресенских заводах. Горнозаводские школы. Горное училище. Горнозаводские лечебные учреждения. И.И.Ползунов. К.Д.Фролов.

                   Литература

  1. История культуры Алтая ч. I. /Под ред. С.А. Ан, В.Е. Фомина. Барнаул, Пикет, 1999

Дополнительная литература

  1. Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края. Барнаул, Пикет, 1997
  2. История Алтая ч. I. /Под ред. А. П. Анашкина, В.А. Скубневского, Ю.В. Кирюшина, В.П. Лекомцева, Т.Н. Соболева, Н.И. Шипулина. Барнаул, Изд. Алтайского гос. университета, 1995
  3. История Алтая. Часть I. Древний Алтай Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10 кл.). – Барнаул: Позиция, 1997
  4. Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998
  5. Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая(17-начало20 века). – Барнаул: День, 1996
  6. Революционные события и гражданская война в Алтайской губернии.1917-1922: Хрестоматия. – Барнаул: ОАО « Алтайский полиграфический комбинат», 2001
  7. Гришаев В.Ф. Алтайские горные инженеры – Барнаул: День, 1999
  8. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. кн. изд., 1995. – Т.1
  9. Родионов А. Красная книга ремёсел – Барнаул: Алт. кн. изд., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры

Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: -        принцип независимого развития человека. Ребён...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...