Программа элективного курса История и культура Алтая 5 класс
элективный курс по краеведению (5 класс) по теме
Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования», Барнаул: АКИПКРО, 2006.
Учебно – методическое обеспечение:
- История Алтая ч. I. /Под ред. А. П. Анашкина, В.А. Скубневского, Ю.В. Кирюшина, В.П. Лекомцева, Т.Н. Соболева, Н.И. Шипулина. Барнаул, Изд. Алтайского госуниверситета, 1995
- История Алтая. Часть I. Древний Алтай Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10 кл.). – Барнаул: Позиция, 1997
- «Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования», Барнаул: АКИПКРО, 2006.
Данная программа посвящена проблеме формирования содержания и методов изучения историко - культурных процессов на Алтае как регионального модуля образовательных программ. Программа основывается на концепте « Алтай» как территориального, историко-культурного и этногенетического образования, сформировавшегося на территории русского и российского государства с древнейших времён до современности и сыгравшего значительную роль в евразийских историко-культурных процессах. Современное административно-территориальное образование « Алтайский край» органично входит в границы концепта « Алтай».
Общая цель изучения курса « История и культура Алтая» - создание условий для формирования представлений учащихся об истории культуре Алтайского края в контексте отечественной истории и культуры как едином историко-культурном пространстве.
Достижению данной цели предполагает реализацию следующих задач:
- выявление общих закономерностей в историко-культурном развитии края;
- изучение особенностей историко-культурного процесса на Алтае;
-знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами;
-углубление аналитических способностей учащихся;
-развитие творческих способностей и интереса к истории и культуре « малой родины»;
-приобщение к поисковой и исследовательской работе.
Рекомендуемые формы, методы и средства обучения предусматривают наряду с традиционной урочной формой организацию деятельностных форм обучения. Рекомендуется развитие творческой, поисковой и проектировочной деятельности учащихся, экскурсии, походы, поездки в историко-краеведческие музеи район и края.
Курс « История и культура Алтая» рассчитан на 34 часа учебного времени.
Календарно-тематическое планирование элективного курса: « История и культура Алтая» 5 класс
№ раздела, темы |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Раздел 1 |
Природные и климатические условия развития культуры Алтая |
4 |
Тема 1 |
Границы Алтайского региона на разных этапах истории его народов и российского государства |
1 |
Тема 2 |
Многообразие социально-этнических основ для развития художественной культуры региона |
1 |
Тема 3 |
Естественные предпосылки возникновения высокого уровня художественной жизни Алтая |
1 |
Тема 4 |
Основные историко-культурные эпохи и процессы на Алтае |
1 |
Раздел 2 |
Древний Алтай |
12 |
Тема 5 |
Древнейшие люди. Находки на Улалинке. |
1 |
Тема 6 |
Изменение климата. Новые формы хозяйственной деятельности. |
1 |
Тема 7 |
Новая техника обработки камня. Древнейшие погребения. |
1 |
Тема 8 |
Первые металлические изделия. Производящее хозяйство. |
1 |
Тема 9 |
Население Алтая в бронзовом веке. Хозяйство и быт. |
1 |
Тема 10 |
Население края в раннем железном веке. Хозяйство и быт. |
1 |
Тема 11 |
Общественные отношения, искусство и религия |
2 |
Тема 12 |
Пазырыкская культура |
2 |
Тема 13 |
Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве. Погребальная обрядность. |
2 |
Раздел 3 |
Средневековый Алтай |
8 |
Тема 14 |
Великое переселение народов. Гунны. Тюрки. |
1 |
Тема 15 |
Музыкальное творчество алтайцев |
2 |
Тема 16 |
Алтай в составе Золотой и Белой Орды |
1 |
Тема 17 |
Образование Джунгарского ханства |
1 |
Тема 18 |
Особенности мифологических представлений кочевых племён Алтая |
1 |
Раздел 4 |
Алтай в XVIII веке |
10 |
Тема 19 |
Россия и Джунгария. Первые русские деревни на территории края. |
2 |
Тема 20 |
Создание Колывано-Воскресенской оборонительной линии |
2 |
Тема 21 |
Открытие медных руд на Алтае. Становление Демидовских предприятий. |
2 |
Тема 22 |
Добыча серебра на Алтае. Открытие рудного золота. |
2 |
Тема 23 |
Образование и техническая мысль на Колывано-Воскресенских заводах. |
2 |
|
Всего |
34 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования», Барнаул: АКИПКРО, 2006.
Учебно – методическое обеспечение:
- История Алтая ч. I. /Под ред. А. П. Анашкина, В.А. Скубневского, Ю.В. Кирюшина, В.П. Лекомцева, Т.Н. Соболева, Н.И. Шипулина. Барнаул, Изд. Алтайского госуниверситета, 1995
- История Алтая. Часть I. Древний Алтай Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10 кл.). – Барнаул: Позиция, 1997
- «Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования», Барнаул: АКИПКРО, 2006.
Данная программа посвящена проблеме формирования содержания и методов изучения историко - культурных процессов на Алтае как регионального модуля образовательных программ. Программа основывается на концепте « Алтай» как территориального, историко-культурного и этногенетического образования, сформировавшегося на территории русского и российского государства с древнейших времён до современности и сыгравшего значительную роль в евразийских историко-культурных процессах. Современное административно-территориальное образование « Алтайский край» органично входит в границы концепта « Алтай».
Общая цель изучения курса « История и культура Алтая» - создание условий для формирования представлений учащихся об истории культуре Алтайского края в контексте отечественной истории и культуры как едином историко-культурном пространстве.
Достижению данной цели предполагает реализацию следующих задач:
- выявление общих закономерностей в историко-культурном развитии края;
- изучение особенностей историко-культурного процесса на Алтае;
-знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами;
-углубление аналитических способностей учащихся;
-развитие творческих способностей и интереса к истории и культуре « малой родины»;
-приобщение к поисковой и исследовательской работе.
Рекомендуемые формы, методы и средства обучения предусматривают наряду с традиционной урочной формой организацию деятельностных форм обучения. Рекомендуется развитие творческой, поисковой и проектировочной деятельности учащихся, экскурсии, походы, поездки в историко-краеведческие музеи район и края.
Курс « История и культура Алтая» рассчитан на 34 часа учебного времени.
Календарно-тематическое планирование элективного курса: « История и культура Алтая» 5 класс
№ раздела, темы | Название раздела, темы | Количество часов |
Раздел 1 | Природные и климатические условия развития культуры Алтая | 4 |
Тема 1 | Границы Алтайского региона на разных этапах истории его народов и российского государства | 1 |
Тема 2 | Многообразие социально-этнических основ для развития художественной культуры региона | 1 |
Тема 3 | Естественные предпосылки возникновения высокого уровня художественной жизни Алтая | 1 |
Тема 4 | Основные историко-культурные эпохи и процессы на Алтае | 1 |
Раздел 2 | Древний Алтай | 12 |
Тема 5 | Древнейшие люди. Находки на Улалинке. | 1 |
Тема 6 | Изменение климата. Новые формы хозяйственной деятельности. | 1 |
Тема 7 | Новая техника обработки камня. Древнейшие погребения. | 1 |
Тема 8 | Первые металлические изделия. Производящее хозяйство. | 1 |
Тема 9 | Население Алтая в бронзовом веке. Хозяйство и быт. | 1 |
Тема 10 | Население края в раннем железном веке. Хозяйство и быт. | 1 |
Тема 11 | Общественные отношения, искусство и религия | 2 |
Тема 12 | Пазырыкская культура | 2 |
Тема 13 | Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве. Погребальная обрядность. | 2 |
Раздел 3 | Средневековый Алтай | 8 |
Тема 14 | Великое переселение народов. Гунны. Тюрки. | 1 |
Тема 15 | Музыкальное творчество алтайцев | 2 |
Тема 16 | Алтай в составе Золотой и Белой Орды | 1 |
Тема 17 | Образование Джунгарского ханства | 1 |
Тема 18 | Особенности мифологических представлений кочевых племён Алтая | 1 |
Раздел 4 | Алтай в XVIII веке | 10 |
Тема 19 | Россия и Джунгария. Первые русские деревни на территории края. | 2 |
Тема 20 | Создание Колывано-Воскресенской оборонительной линии | 2 |
Тема 21 | Открытие медных руд на Алтае. Становление Демидовских предприятий. | 2 |
Тема 22 | Добыча серебра на Алтае. Открытие рудного золота. | 2 |
Тема 23 | Образование и техническая мысль на Колывано-Воскресенских заводах. | 2 |
Всего | 34 |
Требования к уровню подготовки выпускников по региональному компоненту « История и культура Алтая»
В результате изучения истории и культуры Алтая ученик должен
Знать:
- основные этапы историко-культурного процесса на Алтае;
- основные виды и жанры искусства, получившие развитие на Алтае;
- основные направление и стили художественной культуры Алтая (народной и профессиональной);
- выдающихся деятелей истории и художественной культуры Алтая, наиболее значительные события и произведения;
- особенности языка различных видов народного и профессионального искусства на Алтае.
Уметь:
- соотносить исторические процессы на Алтае с историческими процессами отечественной и мировой истории;
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением региональной культуры;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов регионального и отечественного искусства;
- пользоваться различными источниками информации о региональной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания.
Использовать, осуществлять и реализовывать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- выбирать путь своего культурного развития;
- организовывать личный и коллективный досуг;
- выражать собственные суждения о явлениях алтайской культуры прошлого и современности;
- осуществлять личностную историко-культурную самоидентификацию.
Краткое содержание программы
Границы Алтайского региона на разных этапах истории его народов и российского государства. Современные границы Алтайского края и других национально-государственных и административно-национальных образований на историческом пространстве алтайского региона.
Многообразие социально-этнических основ для развития художественной культуры региона. Значение социально-этнических основ для культурных преобразований Алтая в наши дни.
Естественные предпосылки возникновения высокого уровня художественной жизни Алтая. Климат, растительный и животный мир, плодородие почв, богатство земных недр и другие природные ресурсы.
Основные историко-культурные эпохи и процессы на Алтае. Исторические и культурные памятники, исторические деятели Алтая, деятель искусства и науки, явления художественной культуры Алтая.
Древнейшие люди. Находки на Улалинке. Древнейшие люди. Хозяйство древних охотников и собирателей. Их быт и жилище. Находки на Улалинке. Денисова пещера.
Изменение климата. Новые формы хозяйственной деятельности. Исчезновение мамонтовой фауны. Индивидуальная охота с применением собаки, лука и стрел.
Новая техника обработки камня. Древнейшие погребения. Повышение роли рыболовства, новая техника обработки камня (пиление, шлифование), изготовление керамической посуды. Могильники Усть-Иша, Усть-Алейка.
Первые металлические изделия. Производящее хозяйство. Большемысцы и афанасьевцы – роль местного и пришлого населения в их формировании. Первые металлические изделия (украшения, ножи, копья). Появление производящего хозяйства (скотоводства). Могильники Большой мыс.
Население Алтая в бронзовом веке. Хозяйство и быт. Бронзолитейное производство. Комплексный характер хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие, рыболовство, охота). Поселения и жилище (Костенкова избушка, Фирсово).
Население края в раннем железном веке. Хозяйство и быт. Каменцы, староалейцы, кулайцы. Начало Великого переселения народов. Железоделательное производство. Разная направленность хозяйства. Появление на Ближних Елбанах. Появление городищ.
Общественные отношения, искусство и религия. Всемирная известность самобытной культуры скифо-сакских племён Горного Алтая. Природно-климатические условия, способствовавшие формированию кочевого типа культуры на территории Алтая.
Пазырыкская культура. Первые упоминания о скифах греками и китайцами. История открытия культуры. Государственное устройство. Торговые связи.
Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве. Погребальная обрядность. Искусство - скифо - сибирский звериный стиль. Произведение искусства из войлока, кожи, кости, железа, золота, серебра. Мумификация.
Великое переселение народов. Гунны. Тюрки. Миф об Ашине - последнем гунне, родоначальнике тюрков. Этногенез алтайских тюрков. Тюркский каганат - первая евразийская империя. Государственное устройство. Этнокультурная ситуация на территории Алтая.
Музыкальное творчество алтайцев. Песенные жанры, древнее горловое пение. Музыкальные инструменты.
Алтай в составе Золотой и Белой Орды. Монгольское время. Погребения воинов и рядовых общинников.
Образование Джунгарского ханства. Появление западных монголов на Алтае. Подчинение алтайских племён джунгарам. Северные и южные алтайцы.
Особенности мифологических представлений кочевых племён Алтая. Культурно - бытовые традиции. Представление древних алтайцев о добре, зле, гостеприимстве, семейном счастье и благополучии. Художественно-поэтические образы алтайских богатырей-воинов и охотников в героических сказаниях.
Россия и Джунгария. Первые русские деревни на территории края. Джунгарское ханство, его территория и население. Сельскохозяйственные занятия и промыслы первопоселенцев.
Создание Колывано-Воскресенской оборонительной линии. Гибель Джунгарского ханства и принятие южными алтайцами русского подданства. Регулярные войска и казачество.
Открытие медных руд на Алтае. Становление Демидовских предприятий. Становление демидовских предприятий. Колывано-Воскресенский и Барнаульский заводы.
Добыча серебра на Алтае. Открытие рудного золота. Начало промышленной добычи серебра из алтайских руд в1744 году. Открытие рудного золота на Змеиной горе. Начало камнерезного дела на Алтае
Образование и техническая мысль на Колывано-Воскресенских заводах. Горнозаводские школы. Горное училище. Горнозаводские лечебные учреждения. И.И.Ползунов. К.Д.Фролов.
Литература
- История культуры Алтая ч. I. /Под ред. С.А. Ан, В.Е. Фомина. Барнаул, Пикет, 1999
Дополнительная литература
- Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края. Барнаул, Пикет, 1997
- История Алтая ч. I. /Под ред. А. П. Анашкина, В.А. Скубневского, Ю.В. Кирюшина, В.П. Лекомцева, Т.Н. Соболева, Н.И. Шипулина. Барнаул, Изд. Алтайского гос. университета, 1995
- История Алтая. Часть I. Древний Алтай Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10 кл.). – Барнаул: Позиция, 1997
- Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998
- Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая(17-начало20 века). – Барнаул: День, 1996
- Революционные события и гражданская война в Алтайской губернии.1917-1922: Хрестоматия. – Барнаул: ОАО « Алтайский полиграфический комбинат», 2001
- Гришаев В.Ф. Алтайские горные инженеры – Барнаул: День, 1999
- Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. кн. изд., 1995. – Т.1
- Родионов А. Красная книга ремёсел – Барнаул: Алт. кн. изд., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)
Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...
электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры
Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: - принцип независимого развития человека. Ребён...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...
Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс
Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...
Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."
Культура народа является частью его истории и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...
Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."
Культура народа является частью его истории и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "...