Путешествие в Югру
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района.
Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путешествие в Югру» знакомит с бытом и культурой коренных народов Севера ханты и манси: звучат стихи о югорском крае, хантыйские песни, разучиваются с детьми слова на хантыйском языке, демонстрируются национальные орнаменты, отгадываются национальные загадки, дети инсценируют народную мансийскую сказку «Гордая лиса».
Мероприятие предназначено для детей 7-14 лет.
Культурно-просветительское мероприятие «Путешествие в Югру» может быть использовано педагогами, ведущими воспитательную работу с детьми.
Составителем методической разработки «Культурно-просветительского мероприятия «Путешествие в Югру» является педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегребное Татьяна Владиленовна Кугаевская, руководитель кружка «Юный краевед».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_yugru.docx | 932.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Культурно-просветительское мероприятие
Составитель:
педагог дополнительного образования
Т.В.Кугаевская,
руководитель кружка
«Юный краевед»
2012 год
с. Перегребное
Аннотация
методической разработки «Культурно-просветительского мероприятия «Путешествие в Югру».
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района.
Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путешествие в Югру» знакомит с бытом и культурой коренных народов Севера ханты и манси: звучат стихи о югорском крае, хантыйские песни, разучиваются с детьми слова на хантыйском языке, демонстрируются национальные орнаменты, отгадываются национальные загадки, дети инсценируют народную мансийскую сказку «Гордая лиса».
Мероприятие предназначено для детей 7-14 лет.
Культурно-просветительское мероприятие «Путешествие в Югру» может быть использовано педагогами, ведущими воспитательную работу с детьми.
Составителем методической разработки «Культурно-просветительского мероприятия «Путешествие в Югру» является педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегребное Татьяна Владиленовна Кугаевская, руководитель кружка «Юный краевед».
Цели и задачи:
- Привитие интереса и любви к родному краю.
- Знакомство с природными условиями, бытом и культурой коренных народов Севера.
- Развитие кругозора детей.
Место проведения:
Дом детского творчества.
Дата проведения: к юбилею Октябрьского района
Возраст участников: 7-14 лет.
Сетевое взаимодействие:
Творческие объединения ДДТ, учащиеся СОШ №2.
Оборудование:
- магнитофон;
- СД диск с записью хантыйских мелодий;
- национальный костюм « Хозяйка тайги»;
- сценарий сказки «Гордая лиса»;
- костюмы для инсценировки сказки (охотник, лиса, заяц, волк, медведь);
- декорации к сказке (деревья, хозяйственная постройка - чемья);
- карточки с хантыйскими словами;
- изображения национальных орнаментов (карточки, готовые национальные изделия).
Ход мероприятия.
Ведущая читает стихотворение В.Шестаковой «Мой древний Север»:
Мой древний Север, из каких сказаний
Ты белой былью в жизнь мою вошел?
Как дар судьбы ловлю твое дыханье
И кутаюсь в метельный легкий шелк.
Люблю твои нехитрые просторы,
Звенящий купол выстывших небес,
Разубранный сияньем как узором
Наряды юных северных невест.
Люблю весну неторопливо талой,
Дневной уют в шатре твоих ночей,
И желтую осеннюю усталость,
И сумерки коротких зимних дней.
Как дар судьбы ловлю твое дыханье
И кутаюсь в метельный легкий шелк.
Мой древний Север, из каких сказаний
Ты белой былью в жизнь мою вошел?
Ведущая - Здравствуйте, дорогие гости!
…Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры, помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как желтый утенок с неокрепшими крыльями, но светило ярко. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно: может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше…
Дорогие друзья, приглашаю вас в путешествие по древнему, удивительному Югорскому краю, краю белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок красавца тайги – кедра, а совершить это путешествие нам поможет Хозяйка тайги
Звучит хантыйская мелодия. В национальном костюме выходит Хозяйка тайги.
Хозяйка Тайги -
Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край угорский всех вас приглашаю.
Добро пожаловать, дорогие друзья, в путешествие по родному краю! Кому, как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов: ханты и манси.
Трону одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы? Трону другую струну и думаю: возможно ли спасти Природу, ее мудрую гармонию? Трону третью струну – течет полноводная Обь, рыба над струями плещет. А небо, небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Тронешь струну и задумаешься, как обо всем этом вам рассказать? Может сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Трогаю струну волшебного журавля и решаю: сказка, пой о жизни моего края!
В те далекие-далекие времена суровым был наш край. Леса непроходимые, болота топкие да горы высокие, покрытые мхом-лишайником. Только ветер разбойничал и хозяйничал в необъятных просторах. Хоть и суров был край, но богат очень: кедра было видимо-невидимо, много было черемухи, как раз в этом месте, где мы живем. В те древние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полета. Все озера и болота были сплошь заняты утками: тут и горделивые селезни, и серые утки, зорко охраняющие своих утят. В лесах зверья всякого полным-полно. И людям здесь тоже жилось привольно. Охотились, рыбачили, оленей разводили. Полюбится им место, где ягеля много, чум поставят.
Мужчины ханты и манси уходили на промысел на несколько дней. Дорогой они пели песни. Например, такую, в которой поется о том, что скоро придет весна и над нашей Обью снова закружатся чайки.
Хозяйка тайги напевает отрывок из хантыйской песни.
Карыет, карыет, карыет
Ента мувев
Карыет, карыет
Ятпа ехытта тунг па и тат
Хатылна хошумта
Юхытна курита
Енг шуката-а-а-а-а
Мунг Асэв хуват хотын пуртат
Мунг Асэв хуват хотын пуртат…
– Женщины, как правило, оставались дома с детьми, поддерживали домашний очаг, шили одежду и украшали ее и предметы обихода узорами и орнаментами, подсмотренными у окружающей природы. Посмотрите на эти орнаменты и скажите мне, что они вам напоминают?
Хозяйка тайги демонстрирует национальные орнаменты: «Заячьи ушки», «Оленьи рога» и др. Желательно показать использование орнаментов в готовых изделиях: одежде, украшениях, шкатулках, предметах обихода.
Хозяйка тайги – Красивы хантыйские узоры, а также красив и певуч язык народов Севера. Вы знаете как приветствуют друг друга по-хантыйски? Повторяйте за мной: «Вуся, Вуся!». ( Дети хором повторяют слова)
Хозяйка тайги - Я хочу познакомить вас с некоторыми хантыйскими словами, связанными с природой нашего края, постарайтесь их запомнить. Я буду их вам называть и показывать, а вы также повторяйте за мной.
Демонстрация карточек с хантыйскими словами:
Мойпар – медведь
Вухсар – лиса
Куранг вой – лось
Пойтек – куропатка
Нохар юх – кедр
Нёрум – болото
Тулах – гриб
А прощаются на хантыйском языке следующими словами:
Па ям вэла
Хозяйка тайги - Долгими темными вечерами в чуме старики рассказывали ребятне сказки и загадки. Попробуйте отгадать мои загадки:
Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит. (Лед)
От отца сын появился, от сына отец появился. (Вода превращается в лед, а лед – в воду)
Сто человек в одежде, другие сто раздетые. (Деревья зимой)
Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Морошка)
Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака)
Легкий наездник вершины дерева. (Белка)
Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев. (Мысль)
Двое рядом соревнуются, никто не может победить. (Лыжи)
Под водой сто глаз. (Сети)
Хозяйка тайги - Молодцы! Видно, что вы знаете и любите свой край.
А сейчас я расскажу вам старую мансийскую сказку, которая называется «Гордая лиса».
Инсценировка сказки.
Хозяйка тайги – Я была очень рада встрече с вами, но мне пора возвращаться в свои владенья. Надеюсь, что мы с вами еще увидимся. Па ям вэла, ребята!
Ведущая – Вот мы с вами и совершили путешествие по родному краю. На прощанье я хочу прочитать стихотворенье известного писателя и поэта, коренного жителя Югры – Ювана Шесталова:
Кто говорит, что народ мой умрет,
Или растает, как вешний лед,
Или вода с берегов его смоет?
Кто говорит такое?
Кто говорит, что под снегом холодным
Насмерть замерзнет песня народная,
И даже ветер – странник болтливый –
Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?..
…Где-то под солнцем эры чудесной
Жить я останусь кровью и песней.
Я – кареглазый, я – смуглокожий!
Манси – с собою сегодняшним, схожий!
Спорщик задористый с голосом звонким,
С сердцем отзывчивым, как у ребенка.
Нежный узнает нежность мою.
Злобный узнает твердость мою.
Буду как солнце. Буду как лед.
Будет в землянках жить мой народ.
В плоти землян, повторяясь стократно,
Будет он жить, жить, жить!
В счастье землян, повторяясь стократно,
Будет он жить, жить, жить!
Надеемся, что вы еще больше полюбите землю, на которой живете. До новых встреч!
Литература.
- Молданова Т.А.
Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Н.В.Лукина. – Томск: Издательство Томского университета, 1999. – 261с.
- Молданова С.П.
Словарь хантыйско-русский и русско-хантыйский: Пособие для уч-ся нач. шк. / С.П.Молданова, Е.А.Нёмысова, В.Н.Ремезанова. – 2-е изд., перераб. – Л.: Просвещение, 1988. – 272с.
- Сунгатова Г.Г.
Технология бисероплетения: Методическое пособие для учителя к факутативному курсу «Искусство бисера». – Нягань, 2004. – 93с.
- Серебряная Обь: Сборник стихов поэтов Октябрьского района. Вып.3 // О.П.Брегина, Л.И.Быстрова.- Серов: Север, 2005.- 229с.
- Шесталов Ю.Н.
Слово Гиперборея: Стихи / Пер. с манси. – М.: Современник, 1984.- 310с.; портр., ил.
- Педсовет // Югорская легенда.- № 10.- 2005.- 8с.
Приложение 1
Гордая лиса.
Народная хантыйская сказка.
Декорации:
Лес - деревья, вырезанные из картона, покрашенные зеленой краской;
Лабаз или чемья – большая картонная коробка на стуле;
Действующие лица:
Автор – Хозяйка тайги
Охотник
Лиса
Заяц
Волк
Медведь
Автор - Построил как-то охотник чемью, потому что время было осеннее, пора думать о том, чтобы припасти на зиму мясо и от зверя сохранить. Тут же случилось ему и уток набить. Вот он и сложил все в чемью.
Приходит на другой день, смотрит: ни одной утки нет.
Охотник - Ай, беда какая! Видно лиса приходила, надо поймать ее и укоротить ей ноги!
Охотник привязывает веревку, уходит.
Автор - Лиса эта была не только хитрая, но и гордая еще. Подразнила охотника и пошла искать жирную уточку. Увидела утку у озера, стала подкрадываться. Так загляделась на утку, что не заметила, как угодила в петлю, поставленную охотником. Забарахталась лиса, спугнула утку. Успокаивает себя.
Лиса - Что ж, пусть летит, не очень-то жирная и была. Вот вытащу лапку, еще лучше поймаю.
Автор – Вдруг слышит лиса шорох в кустах. Присела лиса. Ждет. Бежит зайчик. Много знал он про ее плутни, сам побывал не раз у нее в лапах и подумать не мог, чтобы она в петлю попала.
Подбегает заяц.
Заяц – Как это, лисонька случилось с тобой? Дай я покажу тебе, как петли распутывать надо. Много раз я бывал в них, знаю, что делать.
Автор - А лиса гордая была. Не хотелось ей зайцу признаваться в своей беде.
Лиса – Что ты, заинька, да это я лапу сама в петлю сунула, чтобы знать, как зайцев из петли выручать.
Заяц – А – а! Ну, поучись.
Автор - Сказал и поскакал дальше.Прыгает лиса из стороны в сторону, зубами петлю грызет. Пот градом бежит с нее, а лапу высвободить не может. Вдруг слышит – сучья трещат: волк бежит. Удивился волк, что лиса в петле сидит, глазам своим не верит.
Волк - Ты ли это, сестрица, в такую беду попала? Умаялась вся, обессилела. Дай я тебе помогу, покажу, как из петли выбраться. Бывало и со мной такое.
Лиса – Иди, серый по своим делам да не вздумай кого насмешить, что в петле сижу. Все равно никто не поверит. Это я сама сделала, чтобы знать, как несчастных из беды выручать.
Волк – Ну, ладно.
Ответил волк и убежал.
Автор - Уж солнце за лес закатилось, а лиса все в петле. Из сил выбилась, язык высунула, лежит, чуть жива. Вдруг слышит: шум в лесу. Бежит медведь.
Медведь – О, батюшки! Невидаль-то какая! Да ты чуть жива, лисонька! На тебе лица нет. Дай я разорву петлю. Силы у меня хватит!
Лиса – Спасибо, Мишенька, за услуги твои! Ведь это я сама все придумала. Захотелось научиться из петли вылезать. Вот научусь этому ремеслу и других обучать стану.
Медведь – Смела ты, сестрица. Шутейно ли дело – в петли залезать. А я-то думал, что беда с тобой стряслась. Ну, как знаешь!
Пошел медведь дальше.
Автор - Как ушел медведь, давай лиса плакать. Слезы вытирает, жалеет, что от помощи отказалась. А тут еще лай собак послышался. Стала лиса кричать:
Лиса – Заинька, миленький, помоги мне! Серый волк, сильный волк, помоги мне! Мишенька, ты недалеко ушел, приди, помоги мне!
Автор – Нет ни зайца, ни волка, ни медведя косолапого. Сидит лиса ни жива, ни мертва, а охотник уже близко.
Подошел охотник.
Охотник – А-а! Старая знакомая попала. Ловко я тебя обманул. Не убью я тебя, не бойся, а вот ноги тебе окоротить придется, чтобы по деревьям не лазила, чужие припасы не трогала.
Автор - С тех пор лиса не стала лазить по деревьям. Стыдно ей показывать свои изуродованные ноги, вот она и начала хвостом след заметать.
Лиса уползает, заметая следы хвостом.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в Югру
Урок носит краеведческий характер и предназначен для учащихся 1-2 классов. Презентация и подводящие материалы: http://yadi.sk/d/I72PmZXTPVPuz...
Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по ХМАО - ЮГРЕ»
Совершить путешествие по любимому Ханты - Мансийскому округу . Но это не обычное путешествие ! В это путешествие отправляются две команды, которым придется преодолевать трудности, используя все ...
Культурно-просветительское мероприятие "Путешествие в Югру"
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района. Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путеше...
Путешествие по Когалыму (ХМАО-Югра)
Краеведение. Знакомство с г. Когалымом....
Путешествие в Югру
Конспект внекласного занятия...
Большое путешествие в Югру
Цель: сформировать представление об территории ХМАО, ее богатствах и особенностях коренного населения.Задачи:1. Сформировать знания об природных богатствах ХМАО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Путешествие по Югре"
Программа позволяет расширить представления учащихся о традициях и культуре коренных народов Югры, о выдающихся личностях и их достижениях;призвана способствовать формированию чувств...