Большое путешествие в Югру
классный час
Цель: сформировать представление об территории ХМАО, ее богатствах и особенностях коренного населения.
Задачи:
1. Сформировать знания об природных богатствах ХМАО-Югры;
2. Обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт школьников. Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;
3. Воспитывать чувство любви к родному краю;
4. Формировать информационную компетентность;
5. Развивать у учащихся способность применять имеющиеся знания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshoe_puteshestvie_v_yugru.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: сформировать представление об территории ХМАО, ее богатствах и особенностях коренного населения.
Задачи:
- Сформировать знания об природных богатствах ХМАО-Югры;
- Обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт школьников. Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;
- Воспитывать чувство любви к родному краю;
- Формировать информационную компетентность;
- Развивать у учащихся способность применять имеющиеся знания;
Оборудование:
Проектор
Интерактивная доска
Слайд презентация
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
«Большое путешествие в Югру»
поле чудес, посвящённое 85-летию
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие участники большого путешествия в Югру!
Ведущий 2: Наша встреча сегодня посвящена 85-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Ведущий 1: Тайга, если смотреть на нее сверху, похожа на ковер. Не оригинальное сравнение, почти всем приходящее на ум, но иной, более эффектный и точный образ, пожалуй, не подобрать. Тайга, в самом деле, сверху похожа на толстый, теплый, уютный ковер, узор которого плавными переходами цвета и линий напоминает хантыйские мотивы.
Иссиня-зеленые разливы таежных просторов, коричнево-серые пятна болот, разбросанные ожерелья речушек и мелких протоков, внутри которых раз от раза да блеснет жемчужная бусина, поймав на себе золотистый луч закатного солнца – на мгновенье ожерелье станет янтарным…
Под таким богатым ковром матушке-земле должно быть тепло, уютно и по-барски вольно. Не от того ли в ее недрах вскипела однажды кровушка, изменившая судьбу этого могучего края. Издревле он звался Югрой, Югорией, Югорской землей…А ныне – Ханты-Мансийским автономным округом, причем для иных россиян современное название далекой диковинной земли звучит не менее экзотично, нежели то, что приберегла для потомков Зауралья история в своих многочисленных памятниках.
Ведущий 2: Очарование Югорской земли в том и состоит, что по сей день этому региону удается оставаться загадкой для современной России. Может от того это происходит, что Сибирь сочетает в себе и исконно русский дух, и крепкую хватку времени, требующих скорой реакции, смелых решений, передовых взглядов.
На огромных просторах Югорской земли сохранилась и приумножилась та русская романтика, которой воодушевлялись бунтарь Ермак и промышленник Демидов, политик Менщиков и историк Карамзин. «Отчизной Дон Кихотов» казалась Сибирь графу Сперанскому, нашему соотечественнику, бывшему несколько лет генерал-губернатором Сибири. Кстати, имя древней стране Сибири тоже дала Югра – земля, являющаяся ее частью. «Сибирь» или «Савыр» – так называлась часть южных угорских племен, населяющих Западно-Сибирскую равнину.
Югра во многом благодаря своей истории, сочетающей философию коренных северных народностей и вольного духа ссыльных мужей великих, обрела большую мудрость и добросердие, которые помогают Ханты-Мансийскому округу оставаться территорией нетипичной, самодостаточной и передовой уже в новой федеральной России.
Ведущий 1: Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Территория округа 534,8 тыс. кв. км. Численность населения – около 1,5 миллионов человек. В состав Ханты-Мансийского автономного округа входят 105 муниципальных образований. Административный центр – город Ханты-Мансийск. Округ награжден двумя орденами – Орденом Ленина (1970) и Орденом Дружбы Народов (1972).
Ведущий 2: Современный Ханты-Мансийский автономный округ по праву гордится своим настоящим: весомым вкладом в экономику страны, мощнейшим топливно-энергетическим комплексом, лесной и рыбной промышленностью, динамично развивающейся городской инфраструктурой и многим другим. Но стаким же правом он может гордиться и своим богатым прошлым, достойным местом в общенациональном и мировом культурно-историческом процессе. История автономного округа ведет свой отчет не с 10 декабря 1930 года – даты его административного оформления. Она уходит своими корнями вглубь тысячелетий, ибо образование округа произошло на землях, где с незапамятных времен существовали многие великие цивилизации.
Ведущий 1: Последние десятилетия Ханты-Мансийский автономный округ перестал ассоциироваться только лишь с краем, где добывается нефть. Гости Югры увозят с собой впечатления от архитектурной грации городов и районных центров, после интересных встреч с учеными, талантливыми мастерами и людьми искусства. Эти впечатления становятся почвой для особого отношения к Югре – краю, где интеллектуальный потенциал присутствовал всегда.
Ведущий 2: Ребята, мы приглашаем вас принять участие в игре «Большое путешествие в Югру» по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты, манси и где живем мы с вами. Игра построена по принципу известной телевизионной передачи «Поле чудес». В ней участвуют 9 человек, один из них становится победителем.
Ведущий 1: Итак, начнем отборочный тур. Отгадавший загадку становится участником игры.
- Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (ДОЖДЬ).
- Над шапками кустарника дерево плывет.
На чьей же голове оно уютно так растет? (ЛОСЬ).
- Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (БОЛОТО).
- Сколько ни мотай клубок, а нитки не кончаются (ДОРОГА).
- Летом греет, зимой холодит (СОЛНЦЕ).
- Из воды родился, а воды боится. Что это? (ЛЕД).
- Бежала – шумела, стихла – заблестела. Что это? (РЕКА).
- Бел, а не заяц, летит, а не чайка. Что это? (СНЕГ летит).
- Сам маленький, а сильнейшего ловит. Даже серого волка остановит (КАПКАН).
- На земле родится, в небе умирает (ОГОНЬ).
- Стоит зеленый бор. По бору ходит вор.
На дереве ночует, у всех ворует (РОСОМАХА).
- Без рук, без ног, а на небо лезет (ДЫМ).
ПЕРВЫЙ ТУР.
Ведущий: Прошу выйти и занять места у игрового барабана участников первого тура (представление участников).
Давайте вернемся на много лет назад. Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры помнят те времена. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно: может с тех пор прошло «сотыр тал» – тысяча лет, а может и того больше. Хоть и суров был край, но богат очень. В те древние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полета. Все озера и болота были сплошь заняты утками, в лесах зверья всякого полным-полно. И людям здесь тоже жилось привольно: охотились, рыбачили, оленей разводили.
А теперь – внимание вопрос.
Как называется лодка, выдолбленная из дерева, на которой ханты и манси рыбачили и рыбачат до сих пор?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
О | Б | Л | А | С |
ВТОРОЙ ТУР.
(Представление участников)
Ведущий: Холодно зимой было, одежду шили из оленьих и рыбьих шкур. Шитьем-то женщины все занимались, расшивали одежду бисером, посуду мастерили из бисера и коры. Мастерицы великие были. Ее шьют ниже колена, мехом внутрь, с капюшоном и рукавицами. Меткую загадку, бытующую на Севере «В одну дырку входишь – из трех выходишь» – вполне можно отнести к ней.
Внимание вопрос.
Как называется мужская зимняя одежда глухого покроя?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
М | А | Л | И | Ц | А |
ТРЕТИЙ ТУР.
(Представление игроков)
Ведущий: Верили люди в те времена в духов: что, мол, вершит всем великий хозяин Земли и Неба Нуми-Торум, что не укрыться от гнева злых духов-манкеров. Особенно боялись Комполэна – злого болотного духа: охотой ведь жили. Как рассердится Комполэн, так тропы зверей перепутает, или страшным криком своим прогонит зверей в другие урманы. И шли тогда люди за помощью к шаману – колдуну местному: думали, только он помочь сможет. И зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман. Так камлали, то есть ворожили, злых духов изгоняли шаманы. Каждую осень, как пройдет по земле первая пороша, с дарами и жертвами направлялись люди просить помощи у колдунов, у идолов просить удачи в охоте. Дорого обходилось все это народу: много соболей, белок, куниц приносили. Много воды утекло в реках с тех пор, много раз приходили морозные зимы, постепенно пришли сюда первые русские люди. По велению Ивана Грозного, русского царя, дружина одного казачьего атамана предприняла поход вглубь Сибири.
А теперь – внимание вопрос.
Назовите казачьего атамана, который своим приходом в 16 веке положил начало освоению Сибири Русским государством.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Е | Р | М | А | К |
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Ведущий: Богат наш край не только полезными ископаемыми, но дарами природы. В одной сказке рассказывалось о бедной девочке, которой помыкала злая мачеха. Ни минуты отдыха не давала, издевалась, как хотела. А однажды приказала пойти в зимний лес и принести оттуда свежих ягод. Плохо пришлось бы девочке, если бы не встретился ей добрый волшебник. Он привел девочку на поляну, разгреб снег, а под ним оказались яркие ягоды.
Но на самом деле, чтобы найти в лесу ягоды не требуется никакого волшебства. Во многих народных говорах название этой ягоды означало «румяная ягода».
Внимание вопрос.
О какой ягоде идет речь?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | Р | У | С | Н | И | К | А |
ФИНАЛ
(Представление игроков)
Ведущий: В старину ханты называли остяками, а манси – вогулами. Это два близко родственных народа, и их языки названы угорскими. Есть у ханты и манси священный многострунный инструмент – арфа или торыг. Не каждый мог касаться струн этой арфы. Лишь по большим дням звенел ее голос, лишь от большого горя стонали струны-жилы. Коль тронул струны – играй на арфе. А струн у арфы много, как много историй и легенд.
А сейчас – внимание вопрос.
С голосом, какой птицы сравнивают ханты и манси звуки этого инструмента?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ж | У | Р | А | В | Л | Ь |
СУПЕР ИГРА
Ведущий: В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. О нем писал Д. Н. Мамин-Сибиряк: «Он стоит на берегу, точно боярин в дорогой зеленой бархатной шубе». «Шуба» у этого дерева действительно длиннее, чем у других хвойных пород, часто его темно-зеленая «бархатная» крона начинается, чуть ли не у земли и поднимается вверх метров на сорок – такова высота этого дерева.
Внимание вопрос.
Как называется это дерево?
1 | 2 | 3 | 4 |
К | Е | Д | Р |
(Подведение итогов, награждение победителей)
Ведущий: В заключение нашей встречи, послушайте еще одну красивую легенду: «Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака – и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а Птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей были ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти черный ворон, тяжело опустил черный крылья. А Птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…»
Еще раз поздравляем победителей
«Большого путешествия в Югру»
И говорим: «С Днем рождения, округ!».
До свидания, ребята, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Большое путешествие в страну знаний"
Классный час-знакомство с 5 классом...
Путешествие в Югру
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района. Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путешествие...
Викторина "Большое путешествие по Франции"
Игра - викторина о Франции....
Путешествие в Югру
Урок носит краеведческий характер и предназначен для учащихся 1-2 классов. Презентация и подводящие материалы: http://yadi.sk/d/I72PmZXTPVPuz...
Культурно-просветительское мероприятие "Путешествие в Югру"
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района. Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путеше...
Путешествие в Югру
Конспект внекласного занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Путешествие по Югре"
Программа позволяет расширить представления учащихся о традициях и культуре коренных народов Югры, о выдающихся личностях и их достижениях;призвана способствовать формированию чувств...