Мне посчастливилось родиться на Руси
методическая разработка по краеведению по теме
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.
Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказ- беседа « Как жили люди на Руси». | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовое открытое занятие 13.05.10г.
Воспитателя 4 «А» класса ГС(К)ОУ школы-интерната №3
Никитиной Ирины Николаевны.
Тема: Мне посчастливилось родиться на Руси.
Цель: развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.
Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за « золотые» руки русских мастеров.
Предварительная работа: 1. домашнее задание: сфотографировать или найти в семейном альбоме изображения деревянных домов и быта своих предков.
2.Ручной труд: роспись деревянных ложек; изготовление коробочек и сундучков из лыка.
3.Художественная литература и кино: чтение русских народных сказок « О рыбаке и рыбке», просмотр фильмов: « Аленький цветочек», «Сказка о мёртвой царевне», « Колобок», « Филиппок»
Словарная работа: закрепить знакомые и выучить новые слова Русь, славяне.
Изба : ставни, наличники, русская печь, кочерга, лавка,
Одежда: понёва- юбка одетая на рубаху.
Лапти с онучами – лентой намотанной вокруг ноги. Гуски, душегрея, телогрея, сарафан.
Оборудование: выставка детских рисунков и поделок. Иллюстрации русских народных костюмов: головных уборов, платьев, обуви.( какошник,лапти,сарафан, сапожки).
Изображения русской избы ( внешняя и внутренняя часть дома). Богатого купеческого дома.
Изображения русской природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Рассказ- беседа « Как жили люди на Руси».
Давным-давно на месте городов, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди.
Среди них были и наши предки-славяне.
Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились.
- А чем занимались женщины?(женщины собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались хозяйством.)
Восточных славян часто называли русью. поэтому и их земли стали величать Русской землёй или Русью.
Вова.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Максим.
Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Н.Жмуров, Г.Петров
ЮляА.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Виталик.
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя!
Полина
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Ф.Савинов
2.Основная часть занятия.
Составление рассказа « Русская изба, чем ты красна?»
Русский деревянный дом назывался избой.
Русский дом можно отличить от домов других народов.
Давайте рассмотрим иллюстрации домов и их особенности.
Дом неслучайно воспринимался живым существом и пышно украшался. Давным - давно люди считали, что дом должен быть не только крепким, добрым но и служить преградой злым силам.
Для этого дома украшались различными знаками, орнаментом, росписью. Особенно много знаков – оберегов было вокруг оконных и дверных проёмов. « мой дом – моя крепость» - гласит старинное изречение.
Введение в активную речь детей слов:наличники-украшение вокруг окон – лицо дома. Ставни. В какой сказке мы видели ставни. Благодаря которым над девушкой сыграли злую шутку. Крыльцо.
В каждом доме была русская печь. Она выполняла много полезных функций.
Каких назовите?(обогревала дом, в ней готовили еду, спали на печи). Каких сказочных героев вы знаете, которые любили поспать на печи?(«Емеля», « Иван Дурак»).
А это что? – кочерга. Для чего она нужна в домашнем хозяйстве?
После долгого дня трудового вся семья у саживалась на…лавки, за большой стол.
Скажите все ли дома были одинаковые?
Нет! Были бедные и богатые дома.
- может ли в этом доме жить бабка с дедом из сказки «колобок»? ( нет, бабка с дедом жили бедно, а в этом доме живут люди с достатком.)
Кто же может там жить? (Купец из сказки « Аленький цветочек», семь богатырей из « сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Саша сейчас покажет и расскажет о своём деревенском доме.
Рассказ ребёнка о своём загородном домике.
Что бы вам хотелось перенести из старинной избы к себе в дом?
- есть ли предметы, помещения, старинных построек
-, от которых в современных зданиях следует отказаться.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
«Дедушка Мазай».
Считалкой выбирается, дедушка Мазай.все остальные отходят в сторону,договариваются,как объясняться с отгадчиком, когда он их станет спрашивать.
Играющие подходят к отгадчику, кланяются:
- Здравствуй, дедушка Мазай!
- Здравствуйте ребятки! Где вы были? Что делали?
- Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем.
Играющие представляют знаками и жестами какое нибудь занятие, работу ( бельё стирают, дрова рубят, копают землю).
3ЧАСТЬ. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Когда человек выходил из своего жилища его защитой была одежда,благодаря,которой по народным представлениям, он был недоступен для холода, грязи и недоброго глаза.
В наши дни мы с восхищением смотрим на старинный народный костюм.
Не смотря на то,что узоры и самаодежда были простые,как и быт людей.
Каждый маленький штрих был – символом.
Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги в жизни.
Волнообразные линии и зигзаги изображали воду; ёлочки- это дерево жизни- охраняли человека на его жизненном пути.
Мы с вами уже много говорили об одежде русских людей. Какие названия вы запомнили?(перечисляют и показывают на картинке).Воспитатель задаёт наводящие вопросы. дополняет ответы.
Рубаха – была основной частью костюма на Руси. Её носили все и женщины и мужчины.
Сарафан – один из древнейших видов народной одежды. Представляет собой длинную одежду на лямках. Подол и грудь сарафана украшалась тесьмой и аппликациями из ткани.
Поверх сарафана одевали- фартук; душегрею- коротенькую на лямках кофточку, похожую на маленький сарафанчик. Помните мы читали:-
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею…
Из какой сказки этот отрывок?
В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи-кофты с воротником и длинными рукавами – они напоминали маленькие шубки.
А были ли у женщин юбки?
Да! Только они назывались- панёва-это прабабушка современной юбки. Одевалась на рубаху. Юбка была длинной. Во время работы крестьянки подворачивали полы понёвы за пояс.
Мужской костюм не имел значительных отличий.
Из чего он состоял? ( рубахи и портков – штанов).рубаха шилась длинною до колена и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивались все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок. Почему так делали? (карманов не было).
- Что вы знаете о старинной русской обуви?
Веками самой типичной для России обувью были лапти.
Вопитатель показывает настоящие лапти
- из чего плели лапти? (Из лыка).
А что такое лыко? ( подкорка липы).
Что такое онучи? (куски ткани, портянки обмотанных вокруг ноги, держат лапти.)
Шили на Руси и кожаную обувь: различные сапоги, чеботы, коты.
Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и левой ноги форму.
Какой цвет преобладает в орнаменте и цвете одежды? Покажи где это видно.
Красный значит – красивый.
Голубой-символ чистого неба.
- закончу наше занятие словами: « Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён,которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому « русский народный костюм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мне посчастливилось родиться на Руси
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за её историю....
"Мне посчастливилось родиться на Руси"
Внеклассное мероприятие, которое рассказывает о быте русского народа, ремеслах и красотах России....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников ...
Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? З...
методические рекомендации. Земля, где посчастливилось родиться
ссылка на диск...
Край, где посчастливилось родиться
Презентация о истории малой Родины, о Новочеркасске....