Мне посчастливилось родиться на Руси
методическая разработка по краеведению по теме
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.
Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовое открытое занятие 13.05.10г.
Воспитателя 4 «А» класса ГС(К)ОУ школы-интерната №3
Никитиной Ирины Николаевны.
Тема: Мне посчастливилось родиться на Руси.
Цель: развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.
Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за « золотые» руки русских мастеров.
Предварительная работа: 1. домашнее задание: сфотографировать или найти в семейном альбоме изображения деревянных домов и быта своих предков.
2.Ручной труд: роспись деревянных ложек; изготовление коробочек и сундучков из лыка.
3.Художественная литература и кино: чтение русских народных сказок « О рыбаке и рыбке», просмотр фильмов: « Аленький цветочек», «Сказка о мёртвой царевне», « Колобок», « Филиппок»
Словарная работа: закрепить знакомые и выучить новые слова Русь, славяне.
Изба : ставни, наличники, русская печь, кочерга, лавка,
Одежда: понёва- юбка одетая на рубаху.
Лапти с онучами – лентой намотанной вокруг ноги. Гуски, душегрея, телогрея, сарафан.
Оборудование: выставка детских рисунков и поделок. Иллюстрации русских народных костюмов: головных уборов, платьев, обуви.( какошник,лапти,сарафан, сапожки).
Изображения русской избы ( внешняя и внутренняя часть дома). Богатого купеческого дома.
Изображения русской природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Рассказ- беседа « Как жили люди на Руси».
Давным-давно на месте городов, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди.
Среди них были и наши предки-славяне.
Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились.
- А чем занимались женщины?(женщины собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались хозяйством.)
Восточных славян часто называли русью. поэтому и их земли стали величать Русской землёй или Русью.
Вова.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Максим.
Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Н.Жмуров, Г.Петров
ЮляА.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Виталик.
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя!
Полина
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Ф.Савинов
2.Основная часть занятия.
Составление рассказа « Русская изба, чем ты красна?»
Русский деревянный дом назывался избой.
Русский дом можно отличить от домов других народов.
Давайте рассмотрим иллюстрации домов и их особенности.
Дом неслучайно воспринимался живым существом и пышно украшался. Давным - давно люди считали, что дом должен быть не только крепким, добрым но и служить преградой злым силам.
Для этого дома украшались различными знаками, орнаментом, росписью. Особенно много знаков – оберегов было вокруг оконных и дверных проёмов. « мой дом – моя крепость» - гласит старинное изречение.
Введение в активную речь детей слов:наличники-украшение вокруг окон – лицо дома. Ставни. В какой сказке мы видели ставни. Благодаря которым над девушкой сыграли злую шутку. Крыльцо.
В каждом доме была русская печь. Она выполняла много полезных функций.
Каких назовите?(обогревала дом, в ней готовили еду, спали на печи). Каких сказочных героев вы знаете, которые любили поспать на печи?(«Емеля», « Иван Дурак»).
А это что? – кочерга. Для чего она нужна в домашнем хозяйстве?
После долгого дня трудового вся семья у саживалась на…лавки, за большой стол.
Скажите все ли дома были одинаковые?
Нет! Были бедные и богатые дома.
- может ли в этом доме жить бабка с дедом из сказки «колобок»? ( нет, бабка с дедом жили бедно, а в этом доме живут люди с достатком.)
Кто же может там жить? (Купец из сказки « Аленький цветочек», семь богатырей из « сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Саша сейчас покажет и расскажет о своём деревенском доме.
Рассказ ребёнка о своём загородном домике.
Что бы вам хотелось перенести из старинной избы к себе в дом?
- есть ли предметы, помещения, старинных построек
-, от которых в современных зданиях следует отказаться.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
«Дедушка Мазай».
Считалкой выбирается, дедушка Мазай.все остальные отходят в сторону,договариваются,как объясняться с отгадчиком, когда он их станет спрашивать.
Играющие подходят к отгадчику, кланяются:
- Здравствуй, дедушка Мазай!
- Здравствуйте ребятки! Где вы были? Что делали?
- Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем.
Играющие представляют знаками и жестами какое нибудь занятие, работу ( бельё стирают, дрова рубят, копают землю).
3ЧАСТЬ. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Когда человек выходил из своего жилища его защитой была одежда,благодаря,которой по народным представлениям, он был недоступен для холода, грязи и недоброго глаза.
В наши дни мы с восхищением смотрим на старинный народный костюм.
Не смотря на то,что узоры и самаодежда были простые,как и быт людей.
Каждый маленький штрих был – символом.
Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги в жизни.
Волнообразные линии и зигзаги изображали воду; ёлочки- это дерево жизни- охраняли человека на его жизненном пути.
Мы с вами уже много говорили об одежде русских людей. Какие названия вы запомнили?(перечисляют и показывают на картинке).Воспитатель задаёт наводящие вопросы. дополняет ответы.
Рубаха – была основной частью костюма на Руси. Её носили все и женщины и мужчины.
Сарафан – один из древнейших видов народной одежды. Представляет собой длинную одежду на лямках. Подол и грудь сарафана украшалась тесьмой и аппликациями из ткани.
Поверх сарафана одевали- фартук; душегрею- коротенькую на лямках кофточку, похожую на маленький сарафанчик. Помните мы читали:-
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею…
Из какой сказки этот отрывок?
В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи-кофты с воротником и длинными рукавами – они напоминали маленькие шубки.
А были ли у женщин юбки?
Да! Только они назывались- панёва-это прабабушка современной юбки. Одевалась на рубаху. Юбка была длинной. Во время работы крестьянки подворачивали полы понёвы за пояс.
Мужской костюм не имел значительных отличий.
Из чего он состоял? ( рубахи и портков – штанов).рубаха шилась длинною до колена и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивались все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок. Почему так делали? (карманов не было).
- Что вы знаете о старинной русской обуви?
Веками самой типичной для России обувью были лапти.
Вопитатель показывает настоящие лапти
- из чего плели лапти? (Из лыка).
А что такое лыко? ( подкорка липы).
Что такое онучи? (куски ткани, портянки обмотанных вокруг ноги, держат лапти.)
Шили на Руси и кожаную обувь: различные сапоги, чеботы, коты.
Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и левой ноги форму.
Какой цвет преобладает в орнаменте и цвете одежды? Покажи где это видно.
Красный значит – красивый.
Голубой-символ чистого неба.
- закончу наше занятие словами: « Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён,которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому « русский народный костюм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мне посчастливилось родиться на Руси
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за её историю....

"Мне посчастливилось родиться на Руси"
Внеклассное мероприятие, которое рассказывает о быте русского народа, ремеслах и красотах России....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников ...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? З...