Авторская программа "Экология Алтайского края"
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.
В настоящее время биологическое образование вынуждено приспосабливаться к изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologiya_altayskogo_kraya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология
Алтайского края
Программа курса
5 класс
ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
( 5 класс)
Введение
Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.
В настоящее время биологическое образование вынуждено приспосабливаться к изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. В последние годы на Алтае несколько повысилось внимание к вопросам экологического образования и воспитания школьников на уроках, во внеклассной работе и в ходе трудовой практики, однако этого недостаточно. Вот почему давно назрела необходимость планомерной и систематической работы школы в данном направлении. Актуальность ее связана с все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по - новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт.
Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с экологическими проблемами родного края, города и, в частности, своего микрорайона, а также влияние экологической обстановки края на здоровье жителей с привлечением их к практической деятельности по охране природы.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения биологии, экологии и способствовать формированию чувства патриотизма, пониманию общечеловеческих и личных ценностей и потребностей, пониманию единства общества и природы.
Курс рассчитан на 34 часа,1 час в неделю, состоит из теоретической и практической частей. Где предусмотрены лабораторные и практические работы, формирующие умения наблюдать - это важнейший навык в биологии и экологии. При этом, опираясь на то, что учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений).
Предлагаемая программа, предназначенная для изучения экологии своего региона в 5 классах основной школы при условии изучения биологии и экологии по программам под редакцией И.Н.Пономаревой и др. авторов, последовательность реализации программ по экологии будет следующей.
Класс | Раздел биологии | Программы по экологии |
5 | Природа. Введение в биологию и экологию | Экология Алтайского края |
6 | Растения | Экология растений |
7 | Животные | Экология животных |
8 | Человек | Экология человека. Культура здоровья (валеологическая направленность) |
9 | Основы общей биологии (общие закономерности) | Биосфера и человек |
Хочется надеяться, что поиск в решении экологических проблем, будет более успешным у тех, кто сегодня сидит за школьными партами.
ПРОГРАММА КУРСА
Экология Алтайского края
5 класс (34, 1 ч в неделю)
Автор С.Н.Горовая
Пояснительная записка.
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в учебном курсе «Окружающий мир». Такие понятия, как «экология», «окружающая среда», «экологический фактор» и другие, где объясняются взаимоотношения организмов с окружающей их средой, о важной роли экологических знаний в жизни человека.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к истории зарождения и развития экологии как науки; о взаимодействии растений с абиотическими и биотическими экологическими факторами; о многообразии взаимных связей разных живых существ; о роли человека в сохранении экологического равновесия в природе и культуре здоровья.
Тема 1. История развития экологии как науки. (3 ч.)
Что изучает экология. Основные этапы эволюционного пути человека. Взаимоотношения общества и природы жителей Алтая и их воздействие на природу.
Экскурсия. Исторический отдел музея им. Бианки.
Тема 2. Абиотические и биотические факторы, влияющие на жизнь
растений. (10ч.)
Особенности взаимодействия растений с окружающей средой. Свет в жизни растений. Тепло в жизни растений. Вода в жизни растений. Воздух в жизни растений. Почва в жизни растений. Животные и растения. Влияния растений друг на друга. Сезонные изменения растений. Изменение растений в течение жизни. Жизненные формы растений своей местности. Редкие и охраняемые растения г. Бийска. Охраняемые территории.
Экскурсия. Среда обитания растительных организмов (лес, парк, луг.) Приспособления растений к сезонам года.
Практическая работа. Охраняемые территории Алтайского края и охраняемые растения г. Бийска.
Опыт. Влияние света на рост и развитие растений. Влияние воды и тепла на прорастание растений. Влияние почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями своей местности. (По гербарным экземплярам или рисункам выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.) Способы распространения и защитные приспособления растений. (Гербарные экземпляры, коллекция плодов и семян.)
Тема 3. Условия существования животных. (10ч.)
Животные, обитающие в Алтайском крае. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Среды обитания животных. Взаимоотношения между животными. Свет как экологический фактор для животных. Приспособление животных к различным условиям влажности. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Сезонные изменения в жизни животных. Охрана животных. Животные и человек. Редкие и охраняемые животные Алтайского края. Красная книга.
Экскурсия. Условия обитания животных. Экскурсия в краевеведческий музей им.Бианки г.Бийска.
Практическая работа. Фенологические наблюдения зимой и весной. (Учащиеся описывают изменения в поведении и внешнем облике животных.)
Тема 4. Экологическая обстановка микрорайона шк.№7
г. Бийска.(3ч.)
Экологическое состояние г. Бийска. Виды и главные источники загрязнения окружающей среды г. Бийска. Пути решения экологических проблем.
Экологический мониторинг микрорайона школы. Изучение особенностей городской окружающей среды в микрорайоне (наблюдение за транспортом, городскими отходами, растительности и животного мира.)
Тема 5. Экология и здоровье человека. (8ч.)
Влияние экологических факторов на здоровье населения микрорайона школы Характеристика социальных условий проживания жителей микрорайона. Характеристика заболеваемости. Проблемы здоровьесбережения в школе.
Проектная деятельность. Состояние здоровья учащихся школы.
Мониторинг по оценке состояния здоровья детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»
Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий» Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...
Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)
2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
ФЗ "Об образовании" и ФЗ "О персональных данных"; Закон Алтайского края "О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Нормативная база федарального и регионального уровня...
Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края
В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...
Закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»
Памятка для родителей и детей о соблюдении закона Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»...