Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
методическая разработка по географии (5 класс)
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и предполагает изучение Оймяконского улуса и наслега Терють.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_kray_-_oymyakone.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа курса
«Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
Черемкина Елена Гаврильевна
учитель биологии и географии
МБОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»
Оймяконский район РС(Я)
Пояснительная записка
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и предполагает изучение Оймяконского улуса и наслега Терють.
Программа основана на принципах:
- подготовка к основной школе, обеспечение преемственности от курса природоведения к курсу географии
- от простого к сложному
- краеведческий принцип овладения географическими знаниями
- гуманизация курса
- ознакомление с экологическими проблемами своей местности
-осуществление исторического подхода в изучении своей местности
Отсюда вытекают следующие задачи:
- формировать географические навыки и умения как подготовительный этап к переходу в курс физической географии.
- развивать пространственное восприятие окружающей среды своей местности.
- формировать систематические начальные сведения о природе, населении, хозяйстве своего родного края.
- показать особенности взаимодействия человека и природы своей местности.
- показать учащимся развитие родного наслега.
- ознакомить учащихся с культурой и бытом, социальными проблемами и перспективами развития наслега.
Содержание курса
«РОДНОЙ КРАЙ - ОЙМЯКОНЬЕ» (5 кл., 34 ч.)
Введение (3 ч.)
1. Понятие родного края.
Родной край- это Оймяконье.
Знания:
Оймяконье на глобусе, на материке Евразия. Глобус - модель Земли.
Понятия - полюс, экватор, параллели /широты/. Полярная Звезда.
Умения:
Определение на глобусе экватора, тропиков, полярных кругов,
полюсов Земли. 'Определение положения Оймяконья. 1
2. Оймяконье на карте России.
Практическая работа №1: равнины, горы, государственные границы.
Определение на карте России места Оймяконья. Удаленность от границ, океанов.
3. Оймяконье на карте Якутии.
Определение на карте Якутии территории Оймяконья, границы с улусами. Прослушивание рассказа об Оймяконье.
Тема 1. Прошлое Оймяконья (2 ч.)
Быт и нравы коренного населения. Роль землепроходцев в изучении и освоении Оймяконья. Легенда об освоении Оймяконья якутами. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
Знания, умения, навыки:
-ознакомление с историческим прошлым Оймяконья
-ознакомление на карте с маршрутом первых землепроходцев
-ознакомление с легендой о освоении Оймяконья
-быт и жизнь предков
Тема 2. Ориентирование (3 ч.)
Понятие о горизонте и сторонах горизонта на своей местности. Ознакомление с местными признаками определения сторон горизонта. Компас и определение направлений. Понятие различия плана и масштаба. Понятие масштаба. План местности. Понятие различия плана и карты. Назначение карт.
Знания, умения, навыки: закрепить понятие горизонта и определение сторон горизонта.
Научить простым способам определения сторон горизонта по местным признакам: по солнцу, полярной звезде, по кроне и лишайникам на деревьях, муравейнику, по годовым кольцам на пнях.
-ознакомить с устройством компаса и навыками работы по определению сторон горизонта и направлений по местности.
-умение ориентироваться по карте в сторонах горизонта.
-навыки работы по определению масштаба
Тема 3. Оймяконье и его поверхность (3 ч.)
1. Понятие долины, поймы, горы.
2. Полезные ископаемые и их использование.
3. Практикум «Знакомство с основными формами поверхности, с полезными ископаемыми».
Тема 4. Климат и погода Оймяконья (3 ч.)
Знания:
Особенности климата Оймяконья. Первые наблюдения за погодой. Температура, безморозные дни. Осадки и его особенности. Атмос-сферные явления- туманы, заморозки. Ветры.
Климат и жизнь людей. Местные признаки погоды. Понятие «вечной мерзлоты». Влияние мерзлоты на стройки. Свайное строительство.
Умения:
- определение погоды по местным признакам.
- научить строить график суточного хода температуры,.
- наблюдение мерзлотных явлений «бугров пучения».
Тема 5. Воды Оймяконья (3 ч.)
Знания:
Понятие частей реки- долина, пойма, притоки, протоки, рукава, острова. Ледоход и ледостав. Затапливаемые места.
Озера. Состояние озер. Легенды. Озеро Лабынкыр-охраняемая зона. Сытыган-Сылба- минеральный источник. Использование вод Оймяконья, охрана вод.
Умения:
Определение частей реки-долины, поймы, коренных берегов. Знание режима реки - время ледостава, ледохода.
Тема 6. Растительный и животный мир Оймяконья (2 ч.)
Леса. Возраст деревьев и использование древесины. Стихи, рассказы, загадки о деревьях. Особое дерево- лиственница. Зарисовка разных пород деревьев. Кустарники и разнотравье- растительность лугов. Животный мир в лесах, водоемах Оймяконья.
Сокращение численности животных и растительности- результат хозяйственной деятельности человека. Ознакомление с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу Якутии. Использование лекарственных растений.
Тема 7. Охрана природы Оймяконья (3 ч.)
Знания:
Понятие охраны природы у наших предков. Охрана лесов, растительности, животного мира. Охрана водоемов.
Умения:
- основные загрязнители окружающей среды
- хозяйство и бытовые отходы, транспорт. Причины загрязнения -основные меры и проблемы по устранению загрязнителей. Культура поведения, бережного отношения к окружающей среде в общественных местах, дома, на природе. Понятие экологии дома, здоровья. Экологические материалы дома, в одежде, питании.
Тема 8. Население и населенные пункты Оймяконья (2 ч.)
Рост численности населения Оймяконья в разные годы. Состав населения. Национальный состав. Проблема жилья, школы, детсада, работы транспорта. Населенные пункты.
Тема 9. Хозяйство Оймяконья (3 ч.)
П. Усть-Нера - центр промышленности. Село Оймякон- центр «полюса холода». Природные богатства Оймяконья. Энергетика /Магадан/. Обогатительная фабрика «Сарылах-сурьма». Добыча золота. Обслуживание населения. Подсобные хозяйства. Транспорт. Федеральная дорога. Перспективы развития хозяйства Оймяконья.
Тема 10. Культура и образование (2 ч.)
Достопримечательности Оймяконья. Знаменитые жители Оймяконья.
Знания:
- роль культуры и образования
- знакомство с знаменитыми жителями Оймяконья
Умения:
- формирование умения работать с текстом периодической печати.
- составление сообщений о известных жителях Оймяконья, их оформление. Геоэкологический практикум. (1 ч.)
Обобщение (1 ч.)
Тематическое планирование
Родной край – Оймяконье, 5 класс, 34 ч.
№ урока | Содержание курса | теория | практика |
1 | Введение – 3 ч. Понятие родного края | 1 | |
2 | Оймяконье на глобусе | 1 | |
3 | Оймяконье на карте | 1 | |
4 | Тема 1. Прошлое Оймяконья - 2ч. История заселения Оймяконья. | 1 | |
5 | Прибытие русских. Исследование Оймяконья | 1 | |
6 | Тема 2. Ориентирование – 3ч. Определение сторон горизонта. | 1 | |
7 | Карта Оймяконья | 1 | |
8 | Ориентирование по местным признакам | 1 | |
9 | Топонимика (географические названия) | 1 | |
10 | Тема 3. Природа Оймяконья –13 ч. Рельеф Оймяконья | 1 | |
11 | ПР. «Полезные ископаемые Оймяконья» | 1 | |
12 | Климат Оймяконья | 1 | |
13 | Погода. ПР «Наблюдения за погодой» | 1 | |
14 | Календарь. Приметы. | 1 | |
15 | Зачет «Рельеф и климат Оймяконья» | ||
16 | Внутренние воды Оймяконья. Реки Индигирка и Элги | 1 | |
17 | Озера Оймяконья. Лабынкыр | 1 | |
18 | Минеральные источники. Сытыган-Сылба. Тарыны. | 1 | |
19 | Почвы Оймяконья | 1 | |
20 | Зачет «Воды. Почва» | ||
21 | Растительный мир Оймяконья. Лекарственные растения | 1 | |
22 | Животный мир Оймяконья. | 1 | |
23 | Тема 4. Охрана природы. Состояние природы Оймяконья | 1 | |
24 | Зачет «Природа – наш дом» | ||
25 | Тема 5. Население Оймяконья. Населенные пункты | 1 | |
26 | Тема 6. Хозяйство Оймяконья. Промышленность | 1 | |
27 | Сельское хозяйство | 1 | |
28 | Транспорт | 1 | |
29 | Зачет «Хозяйство Оймяконья» | ||
30 | Тема 7. Культура. Достопримечательности Оймяконья | 1 | |
31 | Прославленные люди Оймяконья | 1 | |
32 | Зачет «Чем знаменит Оймякон» | ||
33 | Геоэкологический практикум | 1 | |
34 | Весенняя экскурсия «Окрестности с. Терють» | 1 | |
35 | Всего | 22 | 12 |
Литература
- Сборник нормативных документов «География» М. 2004
- Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Национально-региональный компонент образовательной области "Земля. География. Геоэкология" / Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 2. Основная школа. Старшая школа Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2002.- С.210-226
- Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Як. 1985
- Васильева Т.Е. Полюс холода Оймяконья. Як. 2005
- Иванов И.Е. Топонимика Верхневилюйского улуса. Як. 2005
- Качанова И.Л. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера. М. 1987
- Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии. Методическое пособие для учителя.
- Новгородов Е.П. Азбука природы Оймяконья. Як. 1999
- Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М. 2000
- Вопросы географии в Якутии. Сборник научных трудов. Як.2005
11.Туристско-краеветческие кружки в школе. Под ред. В.В. Титова М. 1988
12. Словарь топонимов урочищ Тарын и Терють (материал краеведческого кружка «Ыллык»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Авторская программа по краеведению "Край родной"
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма....
Авторская программа "Экология Алтайского края"
Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государст...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...
Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе
Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...
Рабочая программа курса "Родной язык(русский)" 10 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебникаРусский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л. М. Рыбченкова и др.]. – М.: П...
Авторская программа "Традиции родного края"
Программа составлена для ведения кружка по родному языку....