программа работы школьного музея
рабочая программа по краеведению по теме

Маркелова Ирина Степановна

программа содержит в себе несколько разделов по истории развития села

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_shkolnogo_muzeya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Булатниковская средняя общеобразовательная школа»

Программа работы

школьного музея

Разработчик:

Маркелова И.С.- учитель истории

Муром-2012г.

Пояснительная записка.

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы школы. В последнее время у молодого поколения снизился интерес к истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военных лет. Именно поэтому наш школьный музей состоит из четырёх композиций:

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Историческое прошлое села.

История школы.

Сельский быт.

В основе программы лежат приобретённые сведения (результат поисковых отрядов) по истории родного края. Содержание и структура программы обеспечивает развитие поисковых умений, краеведческих познаний, творческих способностей и, конечно, патриотического воспитания учащихся.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Цель: - Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания учащихся;

- использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности;

- организация культурно – просветительной, методической, информационной деятельности среди учащихся и жителей села.

Принципы построения программы:

- принцип личностно – ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самоопределения, саморазвития, самореализации личности учащегося;

- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказании помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса;

- принцип научности, который позволяет достичь  высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому и настоящему своего Отечества, родного края, школы.

Программа рассчитана на три года обучения и опирается на знания по различным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, ИЗО).

Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала; заинтересованность педагогов.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

- достижения обучающихся на районных научно-практических конференциях;

- работа поисковых отрядов по заданиям Совета музея;

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появления новых разделов;

- интерес учащихся к проведению различного рода экскурсий, познавательных игр, праздников – участие в них;

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

собеседование с учащимися;

методики сочинений;

наблюдения;

тестирования;

анкетирования.

Учебно-тематический план для учащихся 1 – 6 классов

Тема

Новые понятия

Форма проведения занятия и его содержание

Мы пришли в музей

История, музей, экспонат, экспозиция, экскурсовод

Обзорная экскурсия, знакомство с памяткой экскурсовода, пробные экскурсии

Гости из прошлого

Память, инвентарная книга

Беседа на тему: «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната. Творческая работа «Описание экспоната»

Документальные свидетели жизни человека

Документ, гражданин

Беседа на тему: «Документ. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации». Сам. работа на тему: «Что может рассказать обо мне мой дневник?»

О чём рассказала реликвия

Реликвия и патриотизм

На примере подлинного документа (военного билета участника ВОВ, его наград) рассказ о судьбе человека, его боевом пути.

Сам. работа: «Интервью ближайших родственников о семейных реликвиях»

Школа, в которой я учусь

Малая Родина, Отечество

Экскурсия: «Страницы истории школы». Беседа: «Наша школа сегодня». Практическое занятие «Знакомство с тетрадями выпускников, учебниками, дневниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-годов 20 века». Сам. работа: «Рассказ о ближайших родственниках-бывших выпускниках школы»

Моя родословная

Родословие, род, генеалогическое древо

Беседа: «История страны – история семьи». Практ. работа «Составление родословной». Сам. работа «Родословная моей семьи, рассказ о судьбе одного из родственников»

Моя семья

Сопереживание, уважение к старшим

Беседа «Семья, её роль в жизни человека». Практ. Работа «Портрет моей семьи». Сам. работа -  мини-сочинение «Моя семья»

Наш древний город

Экскурсии в историко-краеведческий музей г. Мурома, выставочный зал.

Краеведческие викторины

Праздник со слезами на глазах

Встреча с ветеранами ВОВ, практ. работа: «Составление текста поздравительной открытки. Письма ветерану, возложение цветов». Создание стенда

Учебно-тематический план для учащихся 7 – 11 классов

Тема

Ключевые и новые понятия

Форма проведения занятия и его содержание

Страницы истории

Патриотизм, гражданский долг

Музейный урок на тему: «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, края, школы.

Край мой Муромский

Самостоятельная подготовка к викторине по материалам музея, краеведческой литературы. Автобусная экскурсия по историческим местам родного края.

Науки – помощницы истории

Археология, геральдика, нумизматика

Беседа: «Значение исторических наук в познании прошлого». Экскурсия в с. Карачарова на родину Ильи Муромца.

«Погиб, исполняя свой долг»

Отчизна, долг, мужество, патриот

Урок нравственности по материалам комнаты воинской Славы из раздела «Чеченская война» (приглашаются сотрудники военкомата, военнослужащие, участники контртеррористических  операций в Чеченской Республике)

Отзовись, фотография

Школьная дружба, память, профессия, трудовой героизм

Музейный урок по разделу: «История школы», с приглашением бывших выпускников школы, которые рассказывают ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников.

Поисково-краеведческая работа

«Трудовые династии», «Знаменитые люди села», «Судьбы, опалённые войной», акция «Бабушкин сундук».

Краеведческая научно-практическая

Историография, научное исследование, библиографический указатель

Программа научно-практической конференции (см. выше)

Поклонимся великим тем годам

Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство

Урок нравственности на тему: «История края в годы Великой Отечественной войны». Встреча с ветеранами, экскурсии, возложение цветов к обелискам воинов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Программа по работе школьного музея "Память"

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы. В последние время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагически...

Программа работы школьного музея "Растим патриотов России"

Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны  и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культ...

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества....

Программа работы школьного музея

Программа работы школьного музея составлена на пять лет...