Программа работы школьного музея "Растим патриотов России"
материал по краеведению на тему

Хижняк Анна Викторовна

Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны  и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культуре России.

Задачи Программы:

•         совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников;

•         обеспечение исторической преемственности поколений станицы Милютинской;

•         организация познания  учащимися историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому своего большого и малого Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_shkolnogo_muzeya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

"

 

Программа работы школьного музея

"Растим патриотов России"

Автор-составитель: Хижняк Анна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ Милютинской СОШ

ст. Милютинская,

Милютинский район,

Ростовская область

Сроки реализации:

2014-2019гг.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

     Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

     Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа работы школьного музея  направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны  и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культуре России.

Задачи Программы:

•        совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников;

•        обеспечение исторической преемственности поколений станицы Милютинской;

•        организация познания  учащимися историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому своего большого и малого Отечества.

Программа рассчитана на учащихся школы 1-11 классов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу.

Первый этап — информационно-познавательный (2013–2014 гг.)

На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформляется

экспозиция музея, проводится подготовка экскурсоводов.

Второй этап — операционно-деятельностный (2014–2017 гг.)

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями сбора информации через интервьюирование, анкетирование, работу с архивными и музейными материалами, проводят экскурсии, выступают с лекциями, пишут исследовательские работы, готовят проекты.

Третий этап итогово-обобщающий (2017-2018):

На этом этапе соотносятся результаты реализации программы с поставленными целью и задачами и определяются перспективы и пути дальнейшего развития патриотического воспитания.

Планирование работы школьного музея реализуется по следующим

направлениям:

- поисково-исследовательская деятельность;

- учет и хранение фондов;

- экспозиционная деятельность;

- просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

- прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

- обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

- создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов.

Основные задачи данного направления работы музея:

- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

- правильно оформлять основную музейную документацию

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с

определенными историческими фактами и людьми;

- организовать прием музейных предметов;

Экспозиционная деятельность.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

- использовать в работе выставки-передвижки;

- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

Просветительская работа.

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

- продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии ;

- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Формы организации деятельности

     Уроки Мужества  и встречи  с ветеранами  Великой Отечественной войны  в дни воинской славы. Использование на Уроках Мужества  документальных и художественных фильмов.

     Обзорные экскурсии по музею школы.

     Экскурсии по памятным местам станицы и района.

     Участие в поисково-исследовательской работе.

     Проведение конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими докладами и исследовательскими работами по патриотической тематике.

     Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с патриотической направленностью.

     Уроки памяти.

     Конкурсы: презентаций, рисунков, посвященные знаменательным датам.

Методы организации деятельности

 - Поисковая работа,

 - метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,

- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,

- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свою станицу, родной край;

- организация экскурсий и встреч с земляками - гордостью района;

-вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

- организация краеведческой работы;

- организация поисковой краеведческой работы,

 - проведение патриотических уроков на базе школьного музея.

Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность

- активная гражданская позиция;

- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

- уважение к родителям;

- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

- участие в ежегодных школьных проектах.

     Реализация Программы позволит заложить основы:

- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;

- обновления содержания воспитательной и развивающей работы музея;

- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.

Партнеры по реализации Программы

Районный краеведческий музей,  районный архив, районный дом культуры, детская и районная библиотек, детская школа искусств.

Информация о материально-техническом оснащении музея.

1. Интерактивная доска - 1

2. Ноутбуки - 16шт.

3. Сканер - 1 шт.

4. Принтер - 1 шт.

5. Компьютер - 1 шт.

Календарно-тематическое планирование.

№№ п/п

Дата

Название мероприятия

Поисково-исследовательская деятельность.

1

сентябрь

Ознакомление учащихся с методикой сбора и фиксации материалов.

2

В течение учебного года

Систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры.

3

В течение учебного года

Прием даров и случайных поступлений.

4.  

В течение учебного года

Разработка экскурсий

Учет и хранение фондов.

1

Сентябрь

Работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе. Отбор материалов в основной фонд.

2

В течение учебного года

Работа по комплектованию и обработке материалов для выставки.

Экспозиционная деятельность.

1

Сентябрь,

 в течение учебного года

Освоение порядка создания экспозиции:

изучение и отбор материалов,

составление плана,

разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления,

монтаж;

Просветительская работа.

1

Сентябрь-февраль

Военно- патриотические  викторины. Экскурсии по памятным местам станицы и района.

2

Сентябрь, соответственно датам в тече-ние учеб.года

Тематические мероприятия, экскурсии  «Почетные граждане  станицы, области,   России»,  «ЖЗЛ».

3

Январь

Встречи с творческими  людьми станицы, района и т.д.

4

Сентябрь,

октябрь, декабрь, апрель, май

Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, викторины, интерактивные классные часы

5

Сентябрь, декабрь

Тематические мероприятия, экскурсии  "Ратные и трудовые подвиги моих земляков"

6

Октябрь, март, май

Конкурсы, выставки, проекты «Моя семья – мое богатство».

7.

В течение учебного года

Обзорные экскурсии по музею школы, тематические экскурсии

Уроки Мужества

8

В течение учебного года

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике; интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия)

Конечным результатом реализации программы должны стать активная  гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа  личности будущего гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа работы школьного экологического отряда "Росток".

Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитате...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа патриотического воспитания "Я - патриот России!"

В современном мире трудно прожить без любви. А любить свою Родину - значит любить себя! Воспитать патриота - цель нашей программы....

Программа дополнительного образования – кружок «Патриоты России»

Программа дополнительного образования – кружок «Патриоты России» для 7-8 класса...

План работы юнармейского отряда "Патриоты России"

План работы отряда Юнармии содеожит основные цели и задачи, направления деятельности отряда, мероприятия на учебный год. Помощь в патриотическом воспитании школьников особенно актуально в настоящее вр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно – патриотической направленности «Патриоты России»

Программа определяет содержание военно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики. При обучении по программе реализуется патриотическое воспитание при сохранении фондов школьного ...