Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 63.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года :
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г.
№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
САНПИН (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
№ 189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10)
«Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.03.2011г.
№ 19993)
В настоящее время падает духовный уровень подрастающего поколения и общества, проявляется незначительный интерес к истории, идёт5процесс углубления противоречий между новым и старым поколением. В свете последних событий, когда страны Запада пытаются навязывать нам свою культуру, политические взгляды, тем самым, пытаясь «поработить» нас как нацию, как никогда остро стоит проблема развития нашей духовности, понимания русского начала.
Данная программа призвана включить всех учеников школы, их родителей, педагогов, общественность в музейно-краеведческую работу, смоделировать воспитательное пространство личности, привить нравственные и эмоциональные начала. Музей - важное звено воспитательного процесса, оказывающее непосредственное действие на воспитание школьников. Отсюда можно определить цели, задач, направления музейной работы.
Цель: Привитие навыков исследовательской работы учащимся. Развитие полноценной, патриотически-настроенной личности, способной гордится своей страной.
Задачи: 1) Обучение навыкам поисковой и исследовательской деятельности;
- Поиск документальных и вещественных источников прошлых лет и пополнение ими фонда школьного музея;
- Формирование нравственного, эстетического, патриотического аспекта в личности ребёнка.
Программа рассчитана на 34 часов в соответствии с Базисным учебным планом.
Программа строится на основе Устава школьного краеведческого музея.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся компетенций:
- умения в связной монологической форме вести экскурсию по экспонатам музея, воспроизвести информацию, содержавшуюся в документах, раскрыть содержание документов;
- умения сравнивать исторические явления в различные периоды истории, выделяя сходство и различие;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения вести исследовательскую работу по краеведению;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Планируемые результаты освоения программы.
Данная программа нацелена на развитие цельной, толерантной, патриотически-направленной личности, которая так необходима нашей Родине в настоящее время. Необходимость знания своей истории, места в ней, знание нашего великого исторического прошлого заставляет учителя применять такие методы воспитания, как музейные экспонаты, документы; формирует у молодого человека свой взгляд на мир. В рамках данной работы осуществляется связь поколений, культивируются общечеловеческие ценности.
Школьник успешно участвуют в краеведческих конференциях, районных и областных олимпиадах по истории, краеведению и избирательному праву.
В результате занятий в кружке ученик должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории нашего края;
- выдающихся деятелей истории нашего края, истории важнейших предприятий и заводов;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей Владимирщины, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной истории и истории родного села ; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать различные исторические источники при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе материалов и экспонатов музея, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе музейного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Владимирского края и истории России, достижениям отечественной культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии нашего края;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях нашего народа, его национальной культуре и религиозной принадлежности.
Содержание программы.
Программа включает следующее содержание:
- Изучение вещественных находок и документов истории;
- Изучение характера исторических событий на основе документов;
- Ознакомление с жизнью участников различных исторических эпох согласно их свидетельствам;
- Изучение исторических источников края в контексте истории России;
- Написание эссе, исследовательских работ, рефератов, участие в краеведческих и научно-практических конференциях;
- Сотрудничество с ветеранами, СМИ, общественными организациями.
- Оформление тематических выставок;
- Проведение презентаций и праздников.
Данная программа соотнесена со школьными программами по истории, краеведению, обществознанию и географии.
Материалы и помещение школьного музея позволяют проводить
различные внеклассные мероприятия для учеников разного возраста.
Ученики , занимающиеся в краеведческом кружке, разрабатывают и проводят музейные экскурсии и занятия.
Программа музейных уроков предполагает следующие тематические циклы:
1. «Знакомство с музеем».
Это начальный этап программы для учащихся младшего школьно возраста (1-4 класс). Занятия рассчитаны на несколько лет и носят подготовительный характер, подводя к последующим этапам исследовательской деятельности. Цель этапа - знакомство с отдельными музейными экспонатами, документами, предметными комплексами.
Примерные темы занятий:
- «Здравствуй музей».
- «Военный подвиг»
- «История одного экспоната».
- «Если бы я был на войне».
- «Я и моя семья».
Воспитанники усваивают понятия «прошлое», «память», «патриотизм», приобщаются к музейной культуре, учатся любить и беречь свой родной край.
2. «Исследователи и экскурсоводы».
Второй уровень рассчитан на средний школьный возраст (5-9 класс), он носит ориентирующий и обучающий характер. Здесь задействовано множество информации. Главная особенность - расширение и углубление понятий и представлений, заложенных ранее. Ученик ищет интересующие его темы, вопросы, связанные с музейной спецификой.
Исследование предполагается вести по следующим направлениям:
- Различные виды источников (письменные, устные, материальные).
- Изучение исторических наук :историография, краеведение, документалистика и др.
- Методика научного изучения музейных экспонатов: поиск, исследование.
Формами занятий могут быть как музейный урок, так и урок памяти, викторина, урок мужества и др.
Примерные темы занятий:
- «Детство, опалённое войной».
- «Чей ты, орден?».
- «Герои-земляки».
- «О, сколько нам открытий чудных...».
- «Военная фотография».
- «История моей деревни».
- «Исповедь земляка».
- «История 20 танковой бригады».
Итогом данной деятельности является оформление нового музейного стенда, краеведческого альбома, исследовательская работа, презентация, подготовка и проведение экскурсий и т.д. Закрепляются навыки исследовательской деятельности.
Учебно-тематическое планирование кружка «Краеведческий музей «Аврора»».
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Знакомство с музеем | 1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. | Осмотр экспозиции музея. Составление плана экскурсий. | Познакомить уч. с планом работы на год. |
2-3 | Работа с архивными документами | 2 | Классификация, инвентаризация музейных фондов. | Осмотр экспозиции музея. классификация, инвентаризация музейных фондов. | Сопровождение совместная работа. |
4-6. | История моей школы | 3 | Изучение документов и материалов по истории школы. | Подбор и изучение материалов. | Организация и сопровождение |
7 | Обновление экспозиции «Моя школа» | 1 | Подготовка и проведение экскурсий по экспозиции. | Оформление экспозиции «История Улыбышевской школы» | Организация и сопровождениепомощь в подготовке лекции. |
8-9. | Наши деревни. | 2 | Изучение документов и материалов по истории деревень Улыбышево, Гридино, Фрязино, Коняево. | Экскурсия, подбор и изучение материалов. | Организация и сопровождение лекция по истории края. |
10 | Экскурсия в с. Борисоглеб | 1 | Экскурсия, встреча со священником о. Олегом | Изучение истории , архетиктуры Храма Казанской иконы Божьей матери. | Организация и сопровождение |
11. | Обновление экспозиции «Наши деревни» | 1 | Подготовка и проведение экскурсий по экспозиции. | Оформление экспозиции «Наши деревни» | Организация и сопровождениепомощь в подготовке лекции. |
12-13. | Наши учителя. | 2 | Изучение документов и материалов музея. | Подбор и изучение материалов. | Сопровождение совместная работа. |
14-15 | Древо моей семьи. | 2 | Изучение своей родословной. | Изучение и составление своей родословной. | Организация и сопровождениепомощь в оформлении |
16-17. | «Скорбим и помним – Великая война». | 2 | Изучение документов и материалов музея. | Подбор и изучение материалов. | Сопровождениесовместная работа. |
18-19. | «Чей ты, орден?» | 2 | Изучение документов и материалов музея. | экскурсия -исследование | Сопровождение совместная работа. |
20-21. | Герои-земляки | 2 | Изучение документов и материалов музея. Подготовка и проведение экскурсий по экспозиции. | Исследование.Оформление экспозиции. Подготовка и проведение экскурсий по экспозиции. | Организация и сопровождениепомощь в оформлении и проведении. |
22-23. | Героический путь 20 танковой бригады. | 2 | Изучение документов и материалов музея. | Подбор и изучение материалов. | Сопровождение совместная работа. |
24. | Экскурсия в г. Владимир. Выставка к 75-летию Вов «Великая Война» | 1 | Посещение выставки. Экскурсия | Изучение экспонатов выставки. Накопление материала. | Организация и сопровождение |
25-26. | Детство, опалённое войной. | 2 | Изучение материалов о детях войны. | Подбор и изучение материалов. Интервью с очевидцами. | Сопровождение совместная работа. |
27. | Война глазами очевидцев – материалы СМИ. | 1 | Просмотр документального фильма. | Просмотр и обсуждение документального фильма. | Подготовка фильма, организация беседы. |
28-29. | Военная фотография. | 2 | Изучение документов и материалов музея. | Исследование.Оформление экспозиции. Подготовка и проведение экскурсий по экспозиции. | Организация и сопровождениепомощь в оформлении и проведении. |
30-31. | «Весенние праздники». | 2 | Изучение народных и православных традиций | Подбор и изучение материалов. Подготовка и проведение праздника Пасхи. Оформление стенда. | Организация и сопровождениепомощь в оформлении и проведении. |
32-33. | Весна на «Аллее Героев». | 2 | Обобщение собранных материалов. Проведение праздника «День Победы» | Экскурсия к памятнику воинам погибшим в Вов. Подготовка и проведение праздника «День Победы» | Организация и сопровождениепомощь в оформлении и проведении. |
34 | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов | Рефлексия, анкетирование | Проведение беседы и анкетирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
План работы школьного краеведческого музея
Учебно-тематический план для 1-11 классов....
Анализ работы школьного краеведческого музея
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный краеведческий ...
Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...
Инновационные формы работы школьного краеведческого музея "Поиск"
Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоз...
План работы школьного краеведческого музея
План поможет в работе руководителям музеев...