Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)
статья по краеведению (8 класс) по теме
Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_statya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А.Постнова
учитель географии КГБОУКШИ
Алтайский кадетский корпус
ЗАТО Сибирский Алтайского края
Культурологический аспект в изучении географии
своего региона (на примере одного урока)
Одной из основных целей современного обучения является возможность помочь ребенку в восприятии целостной картины мира, природных явлений и сделать это с различных точек зрения. Помогают в этом взаимопроникновении, интеграция различных предметов школьного курса, а также включение культурологического аспекта в ход отдельного урока или всей изучаемой темы. Особенно актуальны такие подходы в географии, тем более, в географии своего региона.
При изучении различных тем в разделе "Природа" можно использовать литературу, историю, музыку народов Алтая, собирая их по крупицам, как драгоценные камни. А на обобщающем уроке многие из таких диковинных богатств Алтая складываются вместе. Переливаясь разными гранями искусств помогают нам окунуться в красоту, неповторимость и непосредственность нашей природы. Понять ее значимость для нас и наше место в ней.
Урок повторения и обобщения знаний
ТЕМА: « Природа Алтайского края»
ЦЕЛИ: - Обобщить, углубить, оценить знания по теме. Закрепить навыки работы с картой, схемами, таблицами. Выработать целостное представление учащихся о природе родного края.
-Развить умение мобилизовать и применять полученные знания, умения и навыки. Развивать логическое мышление, речь.
-Воспитывать чувство ответственности, чувство прекрасного и патриотизма.
ФОРМА УРОКА: Нетрадиционная. Урок-путешествие.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ: Для наилучшего восприятия природных объектов с точки зрения языка культуры, использованы древние легенды народов Алтая, стихотворная канва урока в виде рассказа сказителя, алтайские народные мелодии, живописные и фотографические иллюстрации.
А также интеграция с литературой, историей, музыкой.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Крупный контур Алтайского края, покрытый целлофаном (настенный). 2.Кроссворд «Растительность и животный мир края» (выполнен в виде огромного шаманского бубна с живописным видом гор в центре).3.Таблички с названиями компонентов природных комплексов, встречающихся на территории края (выполнены в виде стрелок крупно на доске). 4.Рабочий комплект для каждого ученика: контур Алтайского края; тест по теме «Климат»; текст легенды Йерсу с карточками для работы по ней; пояс, на который крепятся обереги. 5.Обереги из золотой бумаги в виде животных (из расчета по 10 шт. на каждого). 6.Костюмы героев легенд, участвующих в урок.
- Организационный момент.
- Начало: (учитель)
Сегодня нам предстоит далекое путешествие, в ходе которого мы сможем повторить и вспомнить многое из того что узнали, изучая тему «Природа Алтайского края». В этом нам помогут герои древних легенд и верований коренных жителей Алтая, которые издавна передавались из уст в уста.
Позвольте мне взять на себя роль Кайчи, что в переводе на русский язык означает «сказитель», который часто рассказывал свои истории и легенды в стихотворном и песенном исполнении.(на доске крепятся имена героев легенд и другие понятия алтайского эпоса)
Эпиграфом нашего путешествия станут слова величайшего исследователя Алтая Ф. Геблера: «Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить.»
И так начнем…
. Запев: (Фонограмма алтайских мелодий в народном стиле).
Кайчи:
Ну-ка рассядемся в доме рядком.
Ну-ка еще одну сказку расскажем.
Будем былые дела ворошить.
Будем, пака не задремлем, рассказывать.
…Давным – давно все это было
Темным – темно тогда на свете было.
Когда на север Енисей и Обь
Ручьями, а не реками текли,
Когда орлы, властители просторов,
Слабее были галок и ворон,
Тогда, как говорят, родился Он!
Тогда на землю опустился Он
По светлому небесному лучу
Как молния, блистательный и сильный.
На землю, что богата соболями
И выдрами, в степной и горный край
Хозяином вступил Ээзи – Алтай.
Затем, чтобы привесть в порядок земли
Решил собрать Алтай – Ээзи воинов.
Со всех пределов ханства золотого
Собрались 20 воинов сильнейших.
Один храбрее и умней другого,
На все для Духа горного готовы.
И он тогда сказал своим баатырам:
Ээзи-Алтай:
-Вам предстоит не легкая дорога .
В начале я вас провожу немного
Ну, а затем Кайчи мой будет с вами.
Где зримо, ну, а где-то лишь словами
Направит вас на путь борьбы с незнаньем
За знания о Родине любимой.
Вы все о ней узнать должны и вспомнить.
Повесьте бляшки вы на пояс свой из кожи.
Чем больше их, тем воин мне дороже.
Вас сберегут они: в пути преград так много.
В седло! Пусть будет легкою дорога!
(Один из ребят рассказывает нам о том, кто такой Ээзи Алтай «В алтайском эпосе Ээзи-Алтай является хозяином Алтая.Он силен и могуществен, может быть добрым или злым духом, в зависимости от ситуации.»)
Во время сегодняшнего путешествия вы будете зарабатывать обереги, как когда-то их старались заслужить и повесить на свой пояс алтайские мужчины, считая, что обереги защитят их от любых напастей. Чем больше было оберегов в одежде, тем выше статус мужчины в обществе.
Кайчи:
А воины скакали и скакали
И вырвавшись в предгорья удивились:
Откуда же взялась краса такая:
Над ними стены гор, а перед ними
Бескрайние холмистые равнины.
Здесь первое задание возникло,
Как оттиск на обрывистой скале:
Задание I.
1. Обозначьте на контурной карте следующие формы рельефа Алтайского края, цифрами. (по условным знакам на доске).(смотрите приложение)
Вопросы:
2. Почему на территории края наблюдается такое разнообразие форм рельефа?
3. Какие процессы рельефообразования воздействуют на рельеф края в настоящее время?
4. Как полезные ископаемые делятся по происхождению?
Приведите примеры разных групп п.и., встречающихся на территории края.
5. Какой минерал считают символом Алтая?
(ответы на вопросы см. в приложении)
Кайчи:
Не слишком утомившись после боя,
Пустились воины дальше, с ветром споря,
И вдруг задумались, а что несет тот ветер?
И как меняются сезоны года?
Тогда, читая мысли их, упала
Звезда из поднебесного ковша
И обернулась духом всей погоды
И всех времен стремительного года!
Пояснение: Перед нами появился Мичит. Один из учащихся рассказывает о нем: «Мичит-дух погоды и климата. Он имел демоническое начало. Жил в созвездии Большой медведицы и, пролетая по небу приносил то жару, то холод.»
ВОПРОСЫ Мичита:
Задание II.
Ребята, а теперь поработаем письменно. Возьмите в руки рабочий лист «Тест (Климат)» (см. приложение).
Читая вопросы, поставьте верные варианты ответов в листке ответов.
(Работа над тестом). Ключ:
1 – а
2 – б
3 – а,б
4 – г
5 – а
Взаимопроверка.
Кайчи: Так, со вторым управившись заданьем,
Скакали воины, коней своих направив,
Воды испить к реке большой и бурной,
В том месте, где с другой она сливалась.
И вдруг увидели: на берегу сидела
На сером камне девушка прекрасна.
Одета в голубое, словно волны
И волосы волнистые чесала
Золоченным гребнем, в воду их купая.
А реки, словно малые котята
К ее ногам ласкались и ютились,
Мурлыкали смиренно и покорно
И ждали милости, что у богинь прошу.
Им нежно улыбалась Йерсу.
Хозяйка вод, всех рек и всех речушек,
Озер, болот и даже мелких лужиц.
Всех вод земных в себя вобрав красу.
Им всем была хозяйкой Йерсу.
Пояснение: учащийся рассказывает о том, кто такая Йерсу. «Йерсу- дух земли и воды. Ему повиновались все водные объекты. Он имел эфирно-антропоморфный вид. Некоторые сказители приписывали ему мужские черты, другие - женские».
Задание III.: 1. Прослушайте легенду, выделите из литературного текста характеристику реки, подтвержденную научной информацией и заполните карточку.
Сделайте вывод. (текст легенды см. в приложении; легенда читается на фоне мелодии с журчанием воды)
2. Вопросы: (Самый, самый). – устно.
1). Самое крупное озеро края? (Кулундинское).
2). Самая крупная река? (Обь).
3). Самое глубокое озеро? (Ая - 27 м ).
4). Самое соленое озеро? (Большое Яровое).
5). Сколько всего рек на Алтае? (около 17 тыс.).
Кайчи: Проснулось солнце рано по утру,
Но воины, они проснулись раньше.
И в путь-дорогу двинулись по степи.
И вот перед ними дух всех трав и древ
Животных, и цветов, и листьев всех.
(Фонограмма мелодии со звуками бубна.) Чтобы узнать, как зовут этого духа нам надо разгадать кроссворд на тему: «Растительный и животный мир края». Кроссворд не простой, он выполнен на шаманском бубне, которые всегда олицетворял солнце, как источник тепла и жизни и основу мироздания. Когда вы отгадаете в нем все слова вы увидите, как имя Духа растений и животных сложится из выделенных букв (разгадывается кроссворд).
Задание IV.:
Кроссворд:
1. Хвойное, светолюбивое дерево, составляющее 50% древесных пород окружающего нас леса на правобережье р. Оби . (Сосна).
2. Бабочка, черно-белой окраски из семейства парусниковых. Носит название греческого бога. (Аполлон).
3. Луговая ромашка, встречается на лесных опушках в окрестностях п. Сибирский. (Нивяник).
4. Могучее хвойное дерево, родственник сосны. Его орехи питательны, используются в пищевой промышленности, фармакологии, медицине, а из древесины получаются лучшие карандаши. (Кедр).
5. Это растение является реликтом третичного периода, встречается лишь в нескольких местах на планете. Его семена имеют воздушные камеры, поэтому всегда плавают на поверхности воды и похожи ни головы чудовищ. (Рогульник)
(В выделенных клетках получается слово сеок. О том, что это за слово, рассказывает один из учащихся: «Дух родовой горы, у которой проживало то или иное племя, например дух горы Сеок, руководил жизнью природы. По мнению древних алтайцев, весной он распахивал полы своей шубы, выпуская на волю тепло и жизнь, поэтому распускались почки на деревьях, расцветали цветы, рождались детеныши животных.»
Кайчи: Раскинулись просторы широко:
Тут степи, там леса, там перелески.
Где сосны златоствольные в пролеске,
Где луг над речкой виден далеко.
Кайчи шепнул- «А почему так много
Здесь разного всего? Ведет дорога
То по болотам нас, то по лугам.
То писк лисы в ушах, то птичий гам.
Не шутки ради, только ради правды
Рассмотрим-ка природные ландшафты.
Задание V.: 1. Составьте цепочку взаимосвязанных компонентов внутри выбранного природного комплекса. Объясните их особенности (- степь; - л/степь; высотная поясность; сосновые ленточные боры; пойменные луга).
2. Перечислить природные зоны Алтайского края. В какой из них находится п. Сибирский? (Л/степь).
3. Какие меры по охране природы применяются в крае?
Кайчи: Катилось солнце плавно на закат
А наши волны устало возвращались
К Алтай – Ээзи с честью на доклад.
Мол, все в порядке, Дух, во все мы разобрались.
ИТОГИ:
1. Объявить результаты («5»). Вручить обереги.
2. Выделить ребят, с наибольшим количеством оберегов, наградить знаком отличия («5» – за урок).
ВОПРОС КЛАССУ:
а). Какие темы нам удалось повторить? (рельеф, климат, воды, раст./жив., природные зоны).
б). Какие понятия, связанные с этими темами вы услышали впервые? (Кайчи, оберег, Сеок, Йерсу, Ээзи-Алтай, Мичит).
(На доске формируется цветок из названий тем и героев эпоса.)
Так и в жизни: соседствуют природа и легенды о ней, ведь всегда коренные жители Алтая жили по принципу природосообразности. Береги и не губи без крайней нужды.
(Фонограмма лирической, проникновенной муыки.)
Кайчи: (Заключение)
Сойдя с коней и в лес, как в храм входя,
Богатыри задумались:
(Учащиеся говорят по одной строчке)
- Пожалуй…
Нет в мире краше, родина, тебя!
Дороже нет травинки самой малой.
Запомнить все, и все в тебе сберечь,
И всю тебя любит, земля родная.
Но как нам жить тобой, тебя не зная?
И с детства я тебя боготворю,
Горжусь тобою я, Земля Алтая.
Люблю и знаю, знаю и люблю.
И чем сильней люблю, тем глубже знаю!
Кайчи: Давным - давно это было…
Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока были замечательные слова Ф. Геблера. Думаю, что все мы прожили эти минуты не зря. Я очень надеюсь , что сегодня все вы еще раз прониклись чувством гордости за свою прекрасную малую родину и будете любить ее так, как люблю ее я, пытаясь передать эту любовь на каждом уроке. Всем спасибо, урок окончен.
В уроках такого рода, где соседствуют древний эпос и научные факты, народные мелодии и сухие цифр статистики, где герои легенд ведут за собой по дороге открытий к вершинам познания, и рождается восприятие целостной картины мира глазами ребят. И очень хорошо, что при этом удается воспитывать добрых, честных, отзывчивых, людей, умеющих ценить прекрасное и гордиться своей малой родиной.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1.Кулундинская равнина.
2.Приобское плато.
3.Колыванский хребет.
4.Бийско-Чумышская возвышенность.
5. Салаирский кряж.
6.Предалтайская равнина.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ТЕСТ (Климат-1):
1.Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Алтайского края?
А) Атлантический;
Б) Тихий;
В) Северный Ледовитый.
2. Наименьшее количество осадков выпадает:
А) в Предалтайской равнине;
Б) в Кулундинской равнине;
В) в Колыванском хребте.
3. На Алтае не выращивают озимую пшеницу, потому что:
А) выпадает мало снега;
Б) много морозных дней;
В) мало ветряных дней
4. Климат края считают:
А) арктическим;
Б) умеренно-континентальным;
В) муссонным;
Г) континентальным.
5. Весна на Алтае обычно бывает:
А) сухая и стремительная;
Б) сухая и долгая;
В) дождливая и долгая.
ТЕСТ (Климат-2)
1. Какой океан оказывает наименьшее влияние на климат Алтайского края?
А) Тихий;
Б) Северный Ледовитый;
В) Атлантический.
2. Наибольшее количество осадков выпадает:
А) на Приобском плато;
Б) в Предалтайской равнине;
В) в Кулундинской равнине.
3. На Алтае выращивают сахарную свеклу, подсолнечник и кукурузу, потому что наблюдается:
А) теплое лето, наличие черноземов;
Б) высока сумма приходящего солнечного света и тепла;
В) длительное лето, повсеместно много осадков.
4. На континентальность климата указывает:
А) поступление влажных воздушных масс;
Б) теплая зима;
В) преобладание в погоде антициклонов;
Г) высокие годовые амплитуды.
5. Зима на Алтае обычно бывает:
А) холодная, длительная, снежная;
Б) теплая и короткая;
В) холодная, малоснежная и короткая.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Легенда Йерсу
Случилось это в далекие времена. Была у старика Хана Алтая красавица – дочь, сероглазая Катунь. С характером бурным и своенравным. И пришло время выдавать ее замуж. Подумал Хан – Алтай и решил отдать ее своему лучшему богатырю и военачальнику – Бабыргану. Но не люб был Катуни Бабырган. Сердце ее уже было занято другим, тем, кого встретила она случайно, гуляя в горах. Это был добрый и храбрый спокойный синеокий Бий. И все было бы хорошо, да вот только был он пастухом. И Катунь точно знала, что отец будет против их брака. Стала она собираться в дорогу, решив сбежать от грозного Хана. Но слуги доложили Хану о том, что Катунь его ослушалась, и он велел запереть дочь в высокой белой башне над дворцом, где никто ее не найдет. А Бия велел поймать и утопить в самом глубоком озере его земель. Но никто не мог преградить путь большой любви. И ночью, когда стражники уснули, бросилась Катунь с высокой башни и, вскочив в седло, поскакала из горных мест к равнинам, где ее уже ожидал убежавший от озера Бий.
Узнав об этом, Хан-Алтай послал в погоню Бабыргана и его воинов. Как только не пытались они воспрепятствовать влюбленным: и камнями на их пути вставали, и в грозные скалы превращались, и даже в горы. И все же вырвалась Катунь из горных теснин и помчалась навстречу Бию. Но встал между ними последний воин – Бабырган и сказал:
- Ты была обещана мне и поэтому вам не быть вместе! Между вами всегда буду я – Бабырган.
Он упал на землю и обратился в гору. Кони влюбленных устали, сами они утомились и не было сил идти дальше. Они упали на землю и горько заплакали. Их слезы превратились в реки, которые и теперь текут по Алтайской земле. Можно было преградить пути людям, но большую любовь укротить нельзя: две замечательные реки Бия и Катунь встретились, и от этой любви родилось прекрасное дитя – красавица Обь. А когда вы приближаетесь к горному ханству Алтая, вас, как и прежде встречает гора, похожая на спящего воина. Имя ему – Бабырган.
КАТУНЬ
1. Скорость течения. _____________________
_______________________________________
2. Твёрдый сток. _________________________
_______________________________________
3. Исток. _______________________________
_______________________________________
4. Устье. _______________________________
_______________________________________
5.Вывод: _______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БИЯ
1. Скорость течения. _____________________
_______________________________________
2. Твёрдый сток. _________________________
_______________________________________
3. Исток. _______________________________
_______________________________________
4. Устье. _______________________________
_______________________________________
5.Вывод: _______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологический аспект преподавания литературы в школе.
О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....
Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географии своей местности
презентация...
Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.
Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...
Культурологический аспект изучения литературы в школе
ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне...
Культурологически ориентированное изучение географии
Данную тему выбрал на основании того, что наш колледж - профессиональное образовательное учреждение, где обучаются творческим профессиям таким как «Художник по костюму» и другим, и знание ...
Краеведческий аспект при изучении географии
Статья по обмену опытом о том, как на уроках географии изучать свой край, нашу Смоленскую область...
Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках
Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках...