Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)
статья по краеведению (8 класс) по теме

Постнова Наталья Александровна

Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_statya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Постнова

учитель географии КГБОУКШИ

Алтайский кадетский корпус

 ЗАТО Сибирский Алтайского края

Культурологический аспект в изучении географии

своего     региона    (на    примере   одного   урока)

Одной из основных целей современного обучения является возможность помочь ребенку в восприятии целостной картины мира, природных явлений и сделать это с различных точек зрения. Помогают в этом взаимопроникновении, интеграция различных предметов школьного курса, а также включение культурологического аспекта в ход отдельного урока или всей изучаемой темы. Особенно актуальны такие подходы в географии, тем более, в географии своего региона.

При изучении различных тем в разделе "Природа" можно использовать литературу, историю, музыку народов Алтая, собирая их по крупицам, как драгоценные камни. А на обобщающем уроке многие из таких диковинных богатств Алтая складываются вместе. Переливаясь разными гранями искусств помогают нам окунуться в красоту, неповторимость и непосредственность нашей природы. Понять ее значимость для нас и наше место в ней.

Урок повторения и обобщения знаний

ТЕМА: « Природа  Алтайского края»

ЦЕЛИ: - Обобщить, углубить, оценить знания по теме. Закрепить  навыки работы с картой, схемами, таблицами. Выработать целостное представление учащихся   о природе родного края.

               -Развить умение мобилизовать и применять полученные знания, умения и навыки. Развивать логическое  мышление, речь.

               -Воспитывать чувство ответственности, чувство прекрасного и патриотизма.

ФОРМА УРОКА: Нетрадиционная. Урок-путешествие.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ: Для наилучшего восприятия природных объектов с точки зрения  языка культуры, использованы древние легенды народов  Алтая, стихотворная канва урока в виде рассказа сказителя, алтайские  народные мелодии, живописные и фотографические иллюстрации.

А также интеграция с литературой, историей, музыкой.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Крупный контур Алтайского края, покрытый целлофаном  (настенный). 2.Кроссворд «Растительность и животный мир края» (выполнен в виде огромного шаманского бубна  с  живописным видом гор в центре).3.Таблички с названиями компонентов  природных комплексов, встречающихся на территории края  (выполнены в виде стрелок крупно на доске). 4.Рабочий комплект  для  каждого ученика: контур Алтайского края; тест по теме  «Климат»;  текст легенды Йерсу с карточками для работы по ней; пояс, на который  крепятся обереги. 5.Обереги  из золотой бумаги в виде животных (из расчета по 10 шт. на каждого). 6.Костюмы героев легенд, участвующих в урок.

       

  1. Организационный  момент.
  2. Начало: (учитель)

Сегодня нам предстоит далекое путешествие, в ходе которого мы сможем повторить и вспомнить многое из того что узнали, изучая тему «Природа Алтайского края». В этом нам помогут герои древних легенд и верований коренных жителей Алтая, которые издавна передавались из уст в уста.

Позвольте мне взять на себя роль Кайчи, что в переводе на русский язык означает «сказитель», который часто рассказывал свои истории и легенды в стихотворном и песенном исполнении.(на доске крепятся имена героев легенд и другие понятия алтайского эпоса)

Эпиграфом  нашего путешествия станут слова величайшего исследователя Алтая Ф. Геблера: «Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить.»

И так начнем…

. Запев: (Фонограмма алтайских мелодий в народном стиле).

Кайчи:

Ну-ка рассядемся в доме рядком.

Ну-ка еще одну сказку расскажем.

Будем былые дела ворошить.

Будем, пака не задремлем, рассказывать.

…Давным – давно все это было

Темным – темно тогда на свете было.

Когда на север Енисей и Обь

Ручьями, а не реками текли,

Когда орлы, властители просторов,

Слабее были галок и ворон,

Тогда, как говорят, родился Он!

Тогда на землю опустился Он

По светлому небесному лучу

Как молния, блистательный и сильный.

На землю, что богата соболями

И выдрами, в степной и горный край

Хозяином вступил Ээзи – Алтай.

Затем, чтобы привесть в порядок земли

Решил собрать Алтай – Ээзи воинов.

Со всех пределов ханства золотого

Собрались 20 воинов сильнейших.

Один храбрее и умней другого,

На все для Духа горного готовы.

И он тогда сказал своим  баатырам:

Ээзи-Алтай:                                

-Вам предстоит не легкая дорога .

В начале я вас провожу немного

Ну, а затем Кайчи мой будет с вами.

Где зримо, ну, а где-то лишь словами

Направит вас на путь борьбы с незнаньем

За знания о Родине любимой.

Вы все о ней узнать должны и вспомнить.

Повесьте   бляшки вы на пояс свой из кожи.

Чем больше их, тем воин мне дороже.

Вас сберегут они: в пути  преград так много.

В седло! Пусть будет легкою дорога!

(Один из  ребят рассказывает  нам о том, кто такой Ээзи Алтай «В алтайском эпосе Ээзи-Алтай  является хозяином Алтая.Он силен и могуществен, может быть добрым или злым духом, в зависимости от ситуации.»)

Во время сегодняшнего путешествия вы будете зарабатывать обереги, как когда-то их старались заслужить и повесить на свой пояс алтайские мужчины, считая, что обереги защитят их от любых напастей. Чем больше было оберегов в одежде, тем выше статус мужчины в обществе.

 Кайчи:

А воины скакали и скакали

И вырвавшись в предгорья  удивились:

Откуда же взялась краса такая:

Над ними стены гор, а перед ними

Бескрайние холмистые равнины.

Здесь первое задание возникло,

Как оттиск на обрывистой скале:

Задание I.

1. Обозначьте на контурной карте следующие формы рельефа Алтайского края, цифрами. (по условным знакам на доске).(смотрите приложение)

Вопросы:

2. Почему на территории края наблюдается такое разнообразие форм рельефа?

3. Какие процессы рельефообразования воздействуют на рельеф края в настоящее время?

4. Как полезные ископаемые делятся по происхождению?

Приведите примеры разных групп п.и., встречающихся на территории края.

5. Какой минерал считают символом Алтая?

(ответы на вопросы см. в приложении)

Кайчи:

Не слишком утомившись после боя,

Пустились воины дальше, с ветром споря,

И вдруг задумались, а что несет тот ветер?

И как меняются сезоны года?

Тогда, читая мысли их, упала

Звезда из поднебесного ковша

И обернулась духом всей погоды

И всех времен стремительного года!

Пояснение: Перед нами появился Мичит. Один из учащихся  рассказывает о нем: «Мичит-дух погоды и климата. Он  имел демоническое начало. Жил в созвездии Большой медведицы  и, пролетая по небу приносил то жару, то холод.»

ВОПРОСЫ Мичита:  

Задание II.  

Ребята, а теперь поработаем письменно. Возьмите в руки рабочий лист «Тест (Климат)»  (см. приложение).

Читая вопросы, поставьте верные варианты ответов в листке ответов.

(Работа над тестом). Ключ:

1 – а

2 – б

3 – а,б

4 – г

5 – а

Взаимопроверка.

Кайчи: Так, со вторым управившись заданьем,

Скакали воины, коней своих направив,

Воды испить к реке большой и бурной,

В том месте, где с другой она сливалась.

И вдруг увидели: на берегу сидела

На сером камне девушка прекрасна.

Одета в голубое, словно волны

И волосы волнистые чесала

Золоченным гребнем, в воду их купая.

А реки, словно малые котята

К ее ногам ласкались и ютились,

Мурлыкали смиренно и покорно

И ждали милости, что у богинь прошу.

Им нежно улыбалась Йерсу.

Хозяйка вод, всех рек и всех речушек,

Озер, болот и даже мелких лужиц.

Всех вод земных в себя вобрав красу.

Им всем была хозяйкой Йерсу.

Пояснение:  учащийся рассказывает  о том, кто такая Йерсу. «Йерсу- дух земли и воды. Ему повиновались все водные объекты. Он имел эфирно-антропоморфный вид. Некоторые сказители приписывали ему мужские черты, другие - женские».

Задание III.: 1. Прослушайте легенду, выделите из литературного текста характеристику реки, подтвержденную научной информацией и заполните карточку.

Сделайте вывод.  (текст легенды см. в приложении; легенда читается на фоне мелодии с журчанием воды)

2. Вопросы: (Самый, самый).  – устно.

1). Самое крупное озеро края? (Кулундинское).

2). Самая крупная река? (Обь).

3). Самое глубокое озеро? (Ая  -  27 м ).

4). Самое соленое озеро? (Большое Яровое).

5). Сколько всего рек на Алтае? (около 17 тыс.).

Кайчи: Проснулось солнце рано по утру,

Но воины, они проснулись раньше.

И в путь-дорогу двинулись  по степи.

И вот перед ними дух всех трав и древ

Животных, и цветов, и листьев всех.

(Фонограмма  мелодии со звуками бубна.)                                                                Чтобы узнать, как зовут этого духа нам надо разгадать кроссворд на тему: «Растительный и животный мир края». Кроссворд не простой, он выполнен на шаманском бубне, которые всегда олицетворял солнце, как источник тепла и жизни  и основу мироздания. Когда вы отгадаете в нем все слова вы увидите, как имя Духа растений и животных  сложится из выделенных букв (разгадывается кроссворд).

Задание IV.:

Кроссворд:

1. Хвойное, светолюбивое дерево, составляющее 50% древесных пород окружающего нас леса на правобережье р. Оби .   (Сосна).

2. Бабочка, черно-белой окраски из семейства парусниковых. Носит название греческого бога. (Аполлон).

3. Луговая ромашка, встречается на лесных опушках в окрестностях п. Сибирский. (Нивяник).

4. Могучее хвойное дерево, родственник сосны. Его орехи питательны, используются в пищевой промышленности, фармакологии, медицине, а из древесины получаются лучшие карандаши.  (Кедр).

5. Это растение является реликтом третичного периода, встречается лишь в нескольких местах на планете. Его  семена имеют воздушные камеры, поэтому всегда плавают на поверхности воды и похожи ни головы чудовищ.  (Рогульник)

(В выделенных клетках получается слово сеок. О том, что это  за слово, рассказывает один из учащихся: «Дух родовой горы, у которой проживало то или иное племя, например дух горы Сеок,  руководил жизнью природы. По мнению древних алтайцев, весной он распахивал полы своей шубы, выпуская на волю тепло и жизнь, поэтому распускались почки на деревьях, расцветали цветы, рождались детеныши животных.»

Кайчи:  Раскинулись просторы широко:

Тут степи, там леса, там перелески.

Где сосны златоствольные в пролеске,

Где луг над речкой  виден далеко.

Кайчи  шепнул- «А почему так много

Здесь разного всего? Ведет дорога

То по болотам  нас, то по лугам.

То писк лисы в ушах, то птичий гам.

Не шутки ради, только ради правды

Рассмотрим-ка природные ландшафты.

Задание V.: 1. Составьте цепочку взаимосвязанных компонентов внутри выбранного природного комплекса. Объясните их особенности (- степь; - л/степь; высотная поясность; сосновые  ленточные боры; пойменные луга).

2. Перечислить природные зоны Алтайского края. В какой из них находится п. Сибирский? (Л/степь).

3. Какие меры по охране природы применяются в крае?

Кайчи: Катилось солнце плавно на закат

А наши волны устало возвращались

К Алтай – Ээзи с честью на доклад.

Мол,  все в порядке, Дух, во все мы разобрались.

ИТОГИ:

1. Объявить результаты («5»). Вручить обереги.

2. Выделить ребят, с наибольшим количеством оберегов, наградить знаком отличия («5» – за урок).

ВОПРОС КЛАССУ:

а). Какие темы нам удалось повторить? (рельеф, климат, воды, раст./жив., природные зоны).

б). Какие понятия, связанные с этими темами вы услышали впервые? (Кайчи, оберег, Сеок, Йерсу, Ээзи-Алтай, Мичит).

(На доске формируется цветок из названий тем и  героев эпоса.)

Так и в жизни: соседствуют природа и легенды о ней, ведь всегда коренные жители Алтая жили по принципу природосообразности. Береги и не губи без крайней нужды.

(Фонограмма лирической, проникновенной муыки.)

Кайчи: (Заключение)

Сойдя с коней и в лес, как в храм входя,

Богатыри задумались:

(Учащиеся  говорят по одной строчке)

 - Пожалуй…

      Нет в мире краше, родина, тебя!

Дороже нет травинки самой малой.

Запомнить все, и все в тебе  сберечь,

И всю тебя любит, земля родная.

Но как нам жить тобой, тебя не зная?

И с детства я тебя боготворю,

Горжусь тобою я, Земля Алтая.

Люблю и знаю, знаю и люблю.

И чем сильней  люблю, тем глубже знаю!

Кайчи: Давным  - давно это было…

Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока  были замечательные слова Ф. Геблера. Думаю, что все мы прожили эти минуты не зря. Я очень надеюсь , что сегодня все вы еще раз прониклись чувством гордости за свою прекрасную малую родину и будете любить ее так, как люблю ее я, пытаясь передать эту любовь на каждом уроке.  Всем  спасибо, урок окончен.

В уроках такого рода, где соседствуют древний эпос и научные факты, народные мелодии и сухие цифр статистики, где герои легенд ведут за собой по дороге открытий к вершинам познания, и рождается восприятие целостной картины мира глазами ребят. И очень хорошо, что при этом удается воспитывать добрых, честных, отзывчивых, людей, умеющих ценить прекрасное и гордиться своей малой родиной.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1.Кулундинская равнина.

2.Приобское плато.

3.Колыванский хребет.

4.Бийско-Чумышская возвышенность.

5. Салаирский кряж.

6.Предалтайская равнина.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ТЕСТ  (Климат-1):

1.Какой океан оказывает  наибольшее влияние на климат Алтайского края?

   А) Атлантический;

   Б) Тихий;

   В) Северный Ледовитый.

2. Наименьшее количество осадков выпадает:

   А) в Предалтайской  равнине;

   Б) в Кулундинской  равнине;

   В) в Колыванском  хребте.

3. На Алтае не выращивают озимую пшеницу, потому что:

   А) выпадает мало снега;

   Б) много морозных дней;

   В) мало ветряных дней

4. Климат края считают:

   А) арктическим;

   Б) умеренно-континентальным;

   В) муссонным;

   Г) континентальным.

5. Весна на Алтае обычно бывает:

   А) сухая и стремительная;

   Б) сухая и долгая;

   В) дождливая и долгая.

ТЕСТ  (Климат-2)

1. Какой океан оказывает наименьшее влияние на климат Алтайского края?

    А) Тихий;

    Б) Северный Ледовитый;

    В) Атлантический.

2. Наибольшее количество осадков  выпадает:

   А) на Приобском плато;

   Б) в Предалтайской равнине;

   В) в Кулундинской равнине.

3. На Алтае выращивают сахарную свеклу, подсолнечник и кукурузу, потому что наблюдается:

    А) теплое лето, наличие черноземов;                                                                                                                                                                                                                                                                                    

   Б) высока сумма приходящего солнечного света и тепла;

   В) длительное  лето, повсеместно много осадков.

4. На континентальность  климата указывает:

    А) поступление влажных воздушных  масс;

    Б) теплая зима;

    В) преобладание в погоде антициклонов;

    Г) высокие годовые амплитуды.

5. Зима на Алтае обычно бывает:

    А) холодная, длительная, снежная;

    Б) теплая и короткая;

    В) холодная, малоснежная и короткая.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Легенда Йерсу

Случилось это в далекие времена. Была у старика Хана Алтая красавица – дочь, сероглазая Катунь. С характером бурным и своенравным. И пришло время выдавать ее замуж. Подумал Хан – Алтай и решил отдать ее своему лучшему богатырю и военачальнику – Бабыргану. Но не люб был Катуни Бабырган. Сердце ее уже было занято другим, тем, кого встретила она случайно, гуляя в горах. Это был добрый и храбрый спокойный синеокий Бий. И все было бы хорошо, да вот только был он пастухом. И Катунь точно знала, что отец будет против их брака. Стала она собираться в дорогу, решив сбежать от грозного Хана. Но слуги доложили Хану о том, что Катунь его ослушалась, и он велел запереть дочь в высокой белой башне над дворцом, где никто ее не найдет. А Бия велел поймать и утопить в самом глубоком озере его земель. Но никто не мог преградить путь большой любви. И ночью, когда стражники уснули, бросилась Катунь с высокой башни и, вскочив в седло,  поскакала из горных мест к равнинам, где ее уже ожидал убежавший от озера Бий.

Узнав об этом, Хан-Алтай послал в погоню Бабыргана и его воинов. Как только не пытались они воспрепятствовать влюбленным: и камнями на их пути вставали, и в грозные скалы превращались, и даже в горы. И все же вырвалась Катунь из горных теснин и помчалась навстречу Бию. Но встал между ними последний воин – Бабырган и сказал:

  1. Ты была обещана мне и поэтому вам не быть вместе! Между вами всегда буду я – Бабырган.

Он упал на землю и обратился в гору. Кони влюбленных устали, сами они утомились и не было сил идти дальше. Они упали на землю и горько заплакали. Их слезы превратились в реки, которые и теперь текут по Алтайской земле. Можно было преградить пути людям, но большую любовь укротить нельзя: две замечательные реки Бия и Катунь встретились, и от этой любви родилось прекрасное дитя – красавица Обь. А когда вы приближаетесь к горному ханству Алтая, вас, как и прежде встречает гора, похожая на спящего воина. Имя ему – Бабырган.

КАТУНЬ

1. Скорость течения. _____________________

_______________________________________

2. Твёрдый сток. _________________________

_______________________________________

3. Исток. _______________________________

_______________________________________

4. Устье. _______________________________

_______________________________________

5.Вывод: _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БИЯ

1. Скорость течения. _____________________

_______________________________________

2. Твёрдый сток. _________________________

_______________________________________

3. Исток. _______________________________

_______________________________________

4. Устье. _______________________________

_______________________________________

5.Вывод: _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологический аспект преподавания литературы в школе.

О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....

Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...

Культурологический аспект изучения литературы в школе

ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне...

Культурологически ориентированное изучение географии

Данную тему выбрал на основании того, что наш колледж - профессиональное образовательное учреждение, где обучаются творческим профессиям таким как «Художник по костюму» и другим, и знание ...

Краеведческий аспект при изучении географии

Статья по обмену опытом о том, как на уроках географии изучать свой край, нашу Смоленскую область...

Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках

Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках...