Краеведческий аспект при изучении географии
методическая разработка по географии
Статья по обмену опытом о том, как на уроках географии изучать свой край, нашу Смоленскую область
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_aspekt_pri_izuchenii_geografii.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
(из опыта работы)
( секция краеведения)
Подготовила:
Сюрина Г.А..
учитель географии-биологии
Относово
2017
Краеведческий подход в обучении географии и его реализация в условиях ФГОС
В учебном процессе постоянно происходит взаимодействие между учащимися и тем материалом, на котором строиться это взаимодействие. Учащиеся вступают в многосторонние отношения с миром, осваивают основные достижения культуры, знакомятся с комплексом проблем и включаются в деятельность, направленную на социальную активность, а значит, накапливают социальный опыт, который им необходим в жизни.
Важнейшим подходом по накоплению социального опыта в учебном курсе «Географии» является краеведческий, который основывается на личном социальном опыте. Основой этого опыта является такое понятие как «родной край» и изучение его.
Реализация краеведческого подхода базируется на ближайшем окружении учащегося, т.е. то, что непосредственно влияет на его восприятие и создание образов, конкретных примеров родного края. Одной из главных целей реализации ФГОС является развитие личности, а важнейший личностный результат обучения географии это воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Достижение этой цели, конечно же, базируется на развитие личности в условиях национально – региональных традиций, а главное воспитание личности сопричастной к культуре своего родного края.
Краеведческий подход – это особая форма общения, основа познания и основа взаимодействия ученика с миром. Восприятие мира начинается с родного края, поэтому именно понятие «родной край» является главным звеном при реализации краеведческого подхода. Понятие «родной край» основывается на таких важнейших категориях, как пространство, время, человек и его деятельность.
Несомненно, данные категории используют и применяют в своей работе не только учителя географии, но и учителя других предметов применяя их к своему предмету, и изучают родной край с точки зрения своей дисциплины. А итогом такого всестороннего использования понятия «родного края» создает бесценный социальный опыт ученика и тем самым формируется система знаний о своей малой Родине, значит понятие «родной край » носит междисциплинарный характер, по сути, может являться одним из аспектов изучения любого предмета. Например, спецификой родного края является единство объектов, имеющих природное, социальное, историческое происхождение. С этой тоски зрения, природное составляющее родного края изучает либо географы, биологи, химики, а социальное составляющее может изучать историки, обществоведы, и географы. Нельзя и забывать об исторической составляющей родного края и данный аспект может также изучать историки, географы и т.д. С этой точки зрения границы познания ученика постоянно расширяются, как и границы родного края расширяются до границ области, края, республики и России (Отечества). Поэтому краеведческий подход, имеет важное значение, в формировании познания, следовательно, в обучении учащихся, а самое главное в накоплении социального опыта.
Реализовывать краеведческий подход в курсе «География» можно либо через систему поэтапного изучения своего края во всех темах или заданиях каждого урока, либо введение раздела «География своей области, республики, края», что предусмотрено примерной образовательной программой. Как правило, учитель сам выбирает способ и траекторию изучения национально – регионального компонента в зависимости от возможностей учебного плана и способностей обучающихся.
Наиболее ценным в обучении является одновременное использование как поэтапного, так блокового изучения родного края.
В своей работе для достижения более эффективного обучения я изучаю раздел «География своей области » по блокам в 5 и 6 классах.
Раздел программы | Региональный компонент | |||
Блок | Тема урока | Содержание урока | Способы реализации урока | |
5 класс | ||||
Развитие географических знаний о Земле | Развитие знаний о Смоленской области | История изучения Смоленской области | Наш край во второй половине I тысячелетия н.э. Развитие Смоленской области с IX – XX в. | Проектные работы учащихся |
Великий путешественник Н.М.Пржевальский и связь со Смоленщиной | Жизнь и деятельность путешественника. | Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественника | ||
Изображение земной поверхности | Смоленскаяобласть на карте | Географическая карта Смоленской области. | Содержание и значение карты Смоленской области. Условные знаки. Масштаб. | Работа с картами области на отдельном этапе урока (повторное закрепление) |
Составление плана местности своего села | План местности и способы построения плана местности. | На изучение данной темы отводиться – урок - практикум | ||
Природа Земли. Литосфера. | Рельеф Смоленскойобласти | Полезные ископаемые Смоленской области. | Основные месторождения минерально-строительного сырья: известняков, доломитов, песка, глины. | Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых ( отдельный этап урока) |
Рельеф Смоленской области | Особенности Смоленско-Московской и Вяземской возвышенностей | Урок практикум. Описание элементов рельефа своей местности | ||
Изменение элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека | Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием деятельности человека | Исследовательские работы учащихся | ||
6 класс | ||||
Природа Земли. Гидросфера. | Водные ресурсы Смоленской области | Реки Смоленской области | Главная водная артерия Смоленской области - река Днепр с притоками Вязьма, Остер, Вопь. | Нанесение на контурную карту рек Смоленской области (отдельный этап урока) |
Озера, каналы и водохранилища Смоленской области | Десногорское водохранилище и его значение для области | Исследовательские работы учащихся | ||
Природа Земли. Атмосфера | Погода и климат Смоленской области | Климатические особенности своего региона проживания. | Умеренно континентальный климат. Самым холодным месяц - январь. Самый теплый месяц года июль. Среднегодовое количество осадков 650 мм | Работа с климатическими картами области ( отдельный этап урока) |
Исследование погоды своего края | Урок практикум. Описание элементов погоды своего края | |||
Географическая оболочка как среда жизни | Характеристика основных природных комплексов Смоленской области | Природные комплексы своей местности | Естественные экосистемы области (леса, луга, болота) Антропогенные экосистемы (поля, сады, парки, города и т.д.) | Урок практикум. Описание и изучение природных комплексов. |
Природные зоны Смоленской области | Зона смешанных лесов и ее особенности. | Работа с картами (отдельный этап урока) | ||
Экологические проблемы и пути их решения | Загрязнение водных и лесных объектов Смоленской области | Исследовательские работы учащихся |
В 8- 9 классах изучается целый обобщающий раздел «География Смоленской области».
№ п.п. | Темы урока | |
8 класс География Смоленской области (физическая). | 9 класс География Смоленской области (население и хозяйство) | |
1 | Географическое положение и рельеф Смоленской области. История освоения | Особенности ЭГП Смоленской области |
2 | Климатические особенности своего региона проживания. | Население Смоленской области |
3 | Реки и озера, каналы и водохранилища. | Характеристика хозяйства своего региона. |
4 | Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. | Экономическое районирование области |
5 | Природные ресурсы. | Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. |
6 | Экологические проблемы и пути их решения. | География важнейших отраслей хозяйства своей местности. |
7 | Особенности населения своего региона. | Внешние экономические связи области |
Такой подход позволяет создать бесценный социальный опыт ученика и тем самым у него формируется система знаний о своей малой Родине.
Эта сформированная система позволяет развитию более глубокого чувства благодарности и любви к своему родному краю, что впоследствии будет проявляться в особо бережном отношении уже взрослого человека к тому, что его окружает. Такой человек постарается делать благородные поступки и учить этому окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческие аспекты в преподавании географии
В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. С...
Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)
Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения...
Использование исследовательской деятельности и краеведческих приемов при изучении географии в школах Ивдельского ГО
Использование исследовательской технологии с применением краевеческого материала на уроках географии...
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....
Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО
Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье предпринята попытка суммировать теоретические результаты изучения предшествовавшими исследователями относительно нового явления «дистанционное обучение». Был осмыслен и проанализи...
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В последние годы наиболее актуальной проблемой воспитания является развитие у детей чувства патриотизма. Мне представляется важным, используя на уроках русского языка тексты историко-патриот...